• ДОКУМЕНТ

Раздел III. Социально-средовая реабилитация и абилитация

Раздел III. Социально-средовая реабилитация и абилитация

 

18. Перечень специалистов, привлекаемых к реализации реабилитационных мероприятий 7:

 

Обязательные специалисты

Рекомендуемые специалисты

Специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации/социальный педагог

Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ

 

19. Перечень реабилитационных мероприятий с определением получателей и участия специалистов;

 

N
п/п

Наименование мероприятия по социально-средовой реабилитации и абилитации

Получатель мероприятия

Специалисты, реализующие мероприятие

обязательные

рекомендуемые

1.

Социально-средовая диагностика:

- первичная;

- повторная (контрольная)

Ребенок-инвалид

Специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации/социальный педагог

-

2.

Информирование

Ребенок-инвалид (старше 14 лет); родитель/законный представитель/уполномоченный представитель

Специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации/социальный педагог

-

3.

Консультирование

Ребенок-инвалид (старше 14 лет); родитель/законный представитель/уполномоченный представитель

Специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации/социальный педагог

-

4.

Практические занятия

Ребенок-инвалид; родитель/законный представитель/уполномоченный представитель

Специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации/социальный педагог

Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ

 

20. Содержание, кратность и формат реализации мероприятий по социально-средовой реабилитации и абилитации для детей-инвалидов;

 

Наименование реабилитационного мероприятия

Подвид мероприятия

Содержание мероприятия

Кратность мероприятия, ед.

Формат реализации мероприятия

Социально-средовая диагностика

Первичная социально-средовая диагностика

- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-средовой реабилитации и абилитации в ИПРА ребенка-инвалида;

- сбор социально-средового анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования, включая адаптированные анкеты (в том числе в электронно-цифровом формате при наличии специализированной компьютерной программы, клавиатуры с рельефно-точечным шрифтом Брайля) с использованием оптических средств коррекции слабовидения (очки, видео- и электронные увеличители, лупы и другое); при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя;

- тестовые задания и функциональные пробы в соответствии с возрастом ребенка-инвалида для исследования навыков:

- ориентировки (включая ориентировку внутри сооружений городской инфраструктуры), передвижения и взаимодействия в рамках социальной, инженерной и транспортной инфраструктур с учетом доступности среды, в том числе с использованием TCP и ассистивных технологий (радиозвуковые маяки, трости белые тактильные, спутниковые навигаторы с речевым выходом и возможностью голосового набора или со встроенными видеоувеличителями (лупами) и другие);

- пользования общественным транспортом и построение маршрута передвижения на общественном транспорте с учетом оборудования транспортных средств информационными системами со звуковым оповещением;

- пользования банкоматом, терминалами регистрации электронных услуг (МФЦ), медицинские организации, покупка билетов и так далее;

- обращения за помощью и коммуникативного взаимодействия ребенка-инвалида с представителями социума в условиях окружающей среды (градостроительной, образовательной, производственной);

- распоряжения денежными средствами, в том числе в рамках денежных расчетов при оплате услуг и покупок (голосовые калькуляторы, системы терминалов и банкоматов с голосовым выводом информации и другие);

- персональной безопасности при пользовании общественным транспортом, авто- и железнодорожными переходами, нахождении рядом со строящимися и реставрируемыми зданиями и так далее;

- определение уровня осведомленности о приспособлении инфраструктурной среды к нуждам ребенка-инвалида;

- выявление существующих барьеров на объектах социальной, инженерной, транспортной инфраструктур для ребенка-инвалида, в том числе барьеров в посещении организаций культуры (музеи, театры, клубы, дома творчества, библиотеки и так далее);

- выявление актуального уровня включенности ребенка-инвалида в культурно-досуговую среду;

- опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в части повышения уровня развития навыков ориентировки, передвижения и взаимодействия в рамках социальной, инженерной и транспортной инфраструктур у ребенка-инвалида;

- формирование заключения по результатам социально-средовой диагностики, содержащего, в том числе:

- оценку социально-средового статуса ребенка-инвалида как возможности ориентации, передвижения и взаимодействия в условиях окружающей среды - градостроительной, образовательной, производственной (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован);

- оценку родительской компетенции по вопросам социально-средовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида;

- разработку индивидуального плана социально-средовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с определением объема конкретных мероприятий, их количества, необходимости использования TCP и вспомогательных средств и другие

 

Индивидуальная

Итого

1

Повторная (контрольная) социально-средовая диагностика

- анкетирование и опрос ребенка-инвалида, включая адаптированные анкеты с использованием оптических средств коррекции слабовидения, при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя;

- тестовые задания и функциональные пробы для оценки степени сформированности навыков ориентировки и коммуникативного взаимодействия, в том числе обращения за помощью, в условиях социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (домены МКФ "Общение", "Мобильность", "Межличностные взаимодействия и отношения", "Главные сферы жизни") в соответствии с возрастом ребенка-инвалида, а именно:

- ориентировки (включая ориентировку внутри сооружений городской инфраструктуры), передвижения и взаимодействия в рамках социальной, инженерной и транспортной инфраструктур с учетом доступности среды, в том числе с использованием TCP и ассистивных технологий (радиозвуковые маяки, трости белые тактильные, спутниковые навигаторы с речевым выходом и возможностью голосового набора или со встроенными видеоувеличителями (лупами) и другими);

- пользования общественным транспортом и построение маршрута передвижения на общественном транспорте с учетом оборудования транспортных средств информационными системами со звуковым оповещением;

- пользования банкоматом, терминалами регистрации электронных услуг (МФЦ, медицинские организации, покупка билетов и так далее);

- обращения за помощью и коммуникативного взаимодействия ребенка-инвалида с представителями социума в условиях окружающей среды (градостроительной, образовательной, производственной);

- распоряжения денежными средствами, в том числе в рамках денежных расчетов при оплате услуг и покупок (голосовые калькуляторы, системы терминалов и банкоматов с голосовым выводом информации и другие);

- персональной безопасности при пользовании общественным транспортом, авто- и железнодорожными переходами, нахождении рядом со строящимися и реставрируемыми зданиями и так далее;

- выявление неустранимых барьеров на объектах социальной, инженерной, транспортной инфраструктур для ребенка-инвалида, в том числе барьеров в посещении организаций культуры (музеи, театры, клубы, дома творчества, библиотеки и так далее);

- опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в части повышения уровня развития навыков ориентировки, передвижения и взаимодействия в рамках социальной, инженерной и транспортной инфраструктур у ребенка-инвалида;

- беседа с ребенком-инвалидом и (или) родителем/законным представителем/уполномоченным представителем с целью определения уровня самооценки его удовлетворенности качеством реализованных реабилитационных мероприятий по социально-средовой реабилитации и абилитации;

- разработка заключения по итогам повторной социально-средовой диагностики ребенка-инвалида, содержащего:

- оценку социально-средового статуса ребенка-инвалида (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован);

- оценку уровня родительских компетенций и мотивации к их повышению;

- оценку эффективности проведенного курса социально-средовой реабилитации и абилитации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-средовой диагностики);

- рекомендации по дальнейшей социально-средовой реабилитации и абилитации (нуждается/не нуждается);

- оценку удовлетворенности ребенка-инвалида и (или) его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя реализованными мероприятиями по социально-средовой реабилитации и абилитации

 

Индивидуальная

Итого

1

Итого по мероприятию

2

Информирование

 

Информирование ребенка-инвалида и (или) его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя:

- о цели, задачах, содержании мероприятий, ожидаемых результатах социально-средовой реабилитации и абилитации;

- о доступной и безбарьерной городской, транспортной и информационной инфраструктуре (о звуковых приставках на светофорах, о маркировке тактильной плиткой опасных участков дороги и так далее);

- о мерах соблюдения безопасности жизнедеятельности ребенка-инвалида в социальной среде (городской, транспортной, информационной);

- о способах ориентировки на улице и в помещениях;

- о доступных для ребенка-инвалида в соответствии с возрастом видах культурно-досуговой деятельности (посещение театров, концертов, зоопарков, экскурсий и так далее);

- о различных видах народного и декоративно-прикладного искусства, которыми может заниматься ребенок-инвалид по месту жительства;

- о работе кружков по интересам, творческих мастерских, театральных студий;

- о деятельности сети инклюзивных творческих лабораторий;

- о возможностях участия ребенка-инвалида в выставках, ярмарках, мероприятиях самодеятельного народного творчества, а также в смотрах, конкурсах, соревнованиях, играх и других;

- об организациях, осуществляющих деятельность в сфере безбарьерного туризма и других;

- о предстоящих культурно-досуговых мероприятиях регионального, всероссийского, международного уровней и возможности участия в них/посещения ребенка-инвалида;

- об адаптации музеев для лиц с нарушением сенсорной функции (зрения), в том числе о тактильных экспонатах с тифлометками, указателях с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля, аудиогидах с тифлокомментариями и другое;

- о современных методах коммуникаций средствами социальных сетей;

- о деятельности общественных организаций, направленных на работу с детьми- инвалидами (в частности, Всероссийского общества слепых) и о способах взаимодействия с ними и других

 

Индивидуальная, групповая

Итого по мероприятию

3

Диапазонный показатель

2-4

Консультирование

 

Проведение консультирования ребенка-инвалида и (или) родителя/законного представителя/уполномоченного представителя по вопросам:

- обеспечения персональной безопасности (сохранности) ребенка-инвалида в окружающей среде (градостроительной, образовательной, производственной);

- специфики использования TCP в зависимости от среды пребывания и поставленной задачи;

- доступности градостроительных и транспортных социально значимых объектов, в том числе с использованием "Карты доступности социальных объектов", портала "Доступная среда";

- подбора досуга (содействие в выборе театров, концертов, мероприятий), доступного для ребенка-инвалида;

- обеспечения активного досуга ребенка-инвалида в соответствии с возрастом посредством его участия в специально организованных мероприятиях, экскурсиях, выставках, а также посещения библиотек, театров, океанариумов, зоопарков (в том числе контактных);

- процедуры получения услуг по проведению досуга (запись в группы по интересам, выбор организации для досуговой деятельности и так далее);

- самостоятельного планирования путешествий (в том числе рекреационного туризма) с учетом возрастной группы: покупке путевок, самостоятельному бронированию билетов, отелей, оформлению виз и загранпаспортов;

а также по различным вопросам, относящимся к социально-средовой реабилитации и абилитации, по запросу ребенка-инвалида (родителя/законного представителя/уполномоченного представителя)

 

Индивидуальная, групповая

Итого по мероприятию

5

Диапазонный показатель

3-7

Практические занятия

 

- обучение ребенка-инвалида самостоятельной ориентировке и передвижению на объектах социальной, инженерной, транспортной, информационной и других инфраструктур, в том числе с использованием TCP и вспомогательных технических устройств (слежение рукой по стене; пробы ногой; защитные техники рукой; передвижение с сопровождающим; передвижение с помощью трости белой тактильной; передвижение с использованием для ориентировки оптических средств коррекции слабовидения; передвижение с использованием сохранных анализаторов и так далее);

- обучение ребенка-инвалида эффективному и безопасному социальному и средовому взаимодействию в различных ситуациях нахождения ребенка-инвалида на объектах городской среды (транспортной, культурной и так далее), в том числе умению обращаться за помощью в рамках средового взаимодействия с социумом;

- обучение пользованию общественным транспортом (включая составление маршрутов передвижения), в том числе с учетом оборудования транспортных средств информационными системами со звуковым оповещением;

- формирование навыков персональной безопасности в условиях городской инфраструктуры (в частности, при пользовании общественным транспортом, авто- и железнодорожными переходами, нахождении рядом со строительными площадками) и так далее;

- обучение распоряжению денежными средствами, в том числе в процессе денежных расчетов при оплате услуг и покупок;

- обучение пользованию банкоматами, билетными автоматами, терминалами регистрации электронных услуг и так далее;

- обучение умению пользоваться государственными услугами, включая услуги медицинских организаций, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

- обучение пользованию картой доступности и другими

 

Индивидуальная, групповая

Итого по мероприятию

14

 

Диапазонный показатель

10-18

 

 

Итого мероприятий

24

 

Диапазонный показатель

17-31

 

21. Показатели продолжительности мероприятий в соответствии с возрастной группой ребенка-инвалида:

 

N
п/п

Наименование мероприятия социально-средовой реабилитации и абилитации

Минимальное время проведения 1 мероприятия в соответствии с возрастной группой, мин.

4-7 лет

8-11 лет

12-17 лет

1.

Социально-средовая диагностика

60

60

60

2.

Информирование

30

30

30

3.

Консультирование

30

30

30

4.

Практические занятия

25

35

45

 

22. Показатели кратности мероприятий по социально-средовой реабилитации и абилитации:

 

Вид мероприятия

Показатель кратности реабилитационных мероприятий

Усредненный

Диапазонный

Диагностика

2

2 (константа)

Информирование

3

2-4

Консультирование

5

3-7

Практические занятия

14

10-18

Итого мероприятий

24

17-31

 

23. Рекомендуемый перечень оборудования и вспомогательных средств:

 

N
п/п

Наименование

Код группы/ подкласса 8

Оборудование и вспомогательные средства

Примечание

1.

Вспомогательные средства для тренировки и обучения способности ориентироваться

04 36 06

Таблички, вывески и наклейки с тактильными пиктограммами и надписями (с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля); тактильная направляющая лента, направляющие поручни; наручные часы (в том числе тактильные) с речевым выходом

Для практических занятий

2.

Вспомогательные средства для обучения (тренировки) ходьбе

04 48 07

Тренажеры для развития координации движения; дорожка для ходьбы с газоном; дорожка для ходьбы с гравием; дорожка для ходьбы с имитацией неровной поверхности; дорожка для ходьбы с песком

Для практических занятий

3.

Вспомогательные средства обучения способности обращаться с деньгами

05 15 12

Дидактические игры с карточками товаров и муляжами денег (монеты и банкноты разного достоинства); определитель номинала купюр с речевым выходом; держатель для монет с рельефными обозначениями

Для практических занятий

4.

Вспомогательные средства обучения правилам личной безопасности

05 27 09

Противоскользящие тактильные системы; обучающие пособия

Для практических занятий

5.

Вспомогательные средства обучения правилам передвижения вне дома

05 27 12

Мнемосхемы, тактильно-звуковые информационные стенды, звуковые информаторы

Для практических занятий

6.

Тактильные трости или белые палки

12 39 03

Трости белые тактильные с различными наконечниками (грибовидный, шарообразный, цилиндрический и другие)

Для демонстрационных целей

7.

Вспомогательные электронные средства ориентации

12 39 06

Спутниковые навигаторы с речевым выходом и возможностью голосового набора; навигационные системы для лиц с нарушением зрительных функций; электронные трости для слепых/ слабовидящих; ультразвуковые навигационные браслеты; вспомогательные электронные средства ориентации с функциями определения расстояния до объектов, определения категорий объектов, лиц людей, с вибрационной индикацией и речевым выходом.

Для практических занятий

8.

Вспомогательные акустические средства ориентации

12 39 09

Радиозвуковые маяки (для пешеходных переходов, для автотранспорта, для зданий, для лифтовой системы и другие)

Для практических занятий

9.

Тактильные карты

12 39 15

Тактильно-звуковые 2D и 3D карты, стенды, плакаты; мнемосхемы

Для практических занятий

10.

Тактильные средства для ориентации

12 39 18

Таблички, вывески и наклейки с тактильными пиктограммами и надписями (с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля); тактильная направляющая лента, направляющие поручни, тактильная плитка; тактильные мнемосхемы

Для практических занятий

11.

Вспомогательные средства для реабилитации способности видеть

22 03

Портативные лупы, линзы с подсветкой; ручные и портативные видеоувеличители; портативные цифровые увеличители

Для демонстрационных целей

12.

Устройства и программное обеспечение для текстовой и видеосвязи в режиме реального времени

22 24 09

Мобильные текстовые телефонные аппараты; устройства и программное обеспечение для преобразования текста в режиме реального времени (смартфоны); телефонные аппараты с брайлевским вводом/выводом

Для практических занятий

13.

Терминалы для общественной информации/транзакции

22 33 09

Банковские и билетные автоматы

Для практических занятий

 

24. Рекомендуемый перечень методов, методик и методических приемов социально-средовой реабилитации и абилитации детей-инвалидов ЦРГ N 3, 3.1, 11, 12, 12.9, 12.10, 12.13:

1. Наблюдение за культурой поведения детей в группе по программе A.M. Щетининой (определение наличия знаний о различных видах социальной культуры в общении с людьми взрослыми и сверстниками, реализации их на практике).

2. Обучение слепых пространственной ориентации по методике М.Н. Наумова.

3. Моделирование средовых ситуаций в условиях кабинета специалистов, с целью отработки социально-средовых навыков (товарно-денежные расчеты; обращение к окружающим за помощью, в том числе к специалистам учреждений и другие).

25. Показатели качества и оценка результатов реализации мероприятий социально-средовой реабилитации и абилитации детей-инвалидов ЦРГ N 3, 3.1, 11, 12, 12.9, 12.10, 12.13:

Оценка результатов мероприятий социально-средовой реабилитации и абилитации производится на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-средовой диагностики ребенка-инвалида.

Оценка эффективности реабилитационных мероприятий:

1) Оценка полноты (объема) реализованных реабилитационных мероприятий:

реабилитационные мероприятия реализованы в полном объеме

реабилитационные мероприятия реализованы частично

2) Качественная оценка динамических изменений социально-средового статуса после реализованных реабилитационных мероприятий:

 

Результаты восстановления (формирования) способности ориентироваться и передвигаться в условиях окружающей среды, достигнутые в ходе реализации реабилитационных мероприятий

Критериальная оценка

Достигнута положительная динамика

Без динамических изменений

Навыки ориентировки (включая ориентировку внутри сооружений городской инфраструктуры), передвижения и взаимодействия в рамках социальной, инженерной и транспортной инфраструктур с учетом доступности среды, в том числе с использованием TCP и ассистивных технологий

 

 

Навыки пользования денежными средствами, банкоматом, терминалами регистрации электронных услуг (многофункциональные центры, медицинские организации, покупка билетов и так далее)

 

 

Навыки пользования общественным транспортом с учетом оборудования транспортных средств знаково-информационными системами

 

 

Навыки коммуникативного взаимодействия ребенка-инвалида с представителями социума в условиях окружающей среды обращения за помощью и (градостроительной, образовательной, производственной)

 

 

Навыки персональной безопасности при пользовании общественным транспортом, авто- и железнодорожными переходами, нахождении рядом со строящимися и реставрируемыми зданиями и так далее

 

 

Включенность ребенка-инвалида в культурно-досуговую среду

 

 

Родительская компетенция по вопросам социально-средовой реабилитации детей-инвалидов

 

 

 

3) Оценка эффективности мероприятий социально-средовой реабилитации и абилитации (реабилитационного результата) на основании оценки динамики социально-средового статуса:

 

положительный реабилитационный результат

социально-средовой статус полностью восстановлен/полностью сформирован

 

 

социально-средовой статус частично восстановлен/частично сформирован

отрицательный реабилитационный результат

социально-средовой статус не восстановлен/не сформирован

 

4) Выдано на руки заключение по результатам реализации реабилитационных мероприятий родителю/законному представителю/уполномоченному представителю ребенка-инвалида:

ДА

НЕТ

 

Система ГАРАНТ
Информационно-правовое обеспечение ГАРАНТ включает широкий круг инструментов и полезных сервисов для специалистов различных областей.
Узнайте подробнее о наполнении профессиональных комплектов и стоимости информационного обеспечения.
Демо-доступ на 3 дня

Новости

Все новости
18 июля 2025 18:27
IT
Сервис с данными об учебе, работе, льготах будет доступен на госуслугах и в национальном мессенджере.
18 июля 2025 18:15
Общество
Такое требование будет актуально с сентября 2025 года.
18 июля 2025 18:01
Профессия
Советы также касаются процедур осмотра места происшествия и выемки вещественных доказательств.
18 июля 2025 17:30
Общество
Лимит на пункты приема ставок предлагают определять в зависимости от численности населения – не более одного на 100 тыс. человек.
18 июля 2025 16:54
Бюджетный учет
Эксперты обратили внимание на семь важных моментов – проведение инвентаризации, фиксацию признаков "неактива" и др.
18 июля 2025 16:07
Труд
Роструд в своих консультациях последовательно настаивает на таком подходе.
Все новости