Раздел III. Социально-средовая реабилитация и абилитация
18. Перечень специалистов, привлекаемых к реализации реабилитационных мероприятий 7:
Обязательные специалисты |
Рекомендуемые специалисты |
Специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации/социальный педагог |
Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ |
19. Перечень реабилитационных мероприятий с определением получателей и участия специалистов;
N |
Наименование мероприятия по социально-средовой реабилитации и абилитации |
Получатель мероприятия |
Специалисты, реализующие мероприятие |
|
обязательные |
рекомендуемые |
|||
1. |
Социально-средовая диагностика: - первичная; - повторная (контрольная) |
Ребенок-инвалид |
Специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации/социальный педагог |
- |
2. |
Информирование |
Ребенок-инвалид (старше 14 лет); родитель/законный представитель/уполномоченный представитель |
Специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации/социальный педагог |
- |
3. |
Консультирование |
Ребенок-инвалид (старше 14 лет); родитель/законный представитель/уполномоченный представитель |
Специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации/социальный педагог |
- |
4. |
Практические занятия |
Ребенок-инвалид; родитель/законный представитель/уполномоченный представитель |
Специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации/социальный педагог |
Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ |
20. Содержание, кратность и формат реализации мероприятий по социально-средовой реабилитации и абилитации для детей-инвалидов;
Наименование реабилитационного мероприятия |
Подвид мероприятия |
Содержание мероприятия |
Кратность мероприятия, ед. |
Формат реализации мероприятия |
Социально-средовая диагностика |
Первичная социально-средовая диагностика |
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-средовой реабилитации и абилитации в ИПРА ребенка-инвалида; - сбор социально-средового анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования, включая адаптированные анкеты (в том числе в электронно-цифровом формате при наличии специализированной компьютерной программы, клавиатуры с рельефно-точечным шрифтом Брайля) с использованием оптических средств коррекции слабовидения (очки, видео- и электронные увеличители, лупы и другое); при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя; - тестовые задания и функциональные пробы в соответствии с возрастом ребенка-инвалида для исследования навыков: - ориентировки (включая ориентировку внутри сооружений городской инфраструктуры), передвижения и взаимодействия в рамках социальной, инженерной и транспортной инфраструктур с учетом доступности среды, в том числе с использованием TCP и ассистивных технологий (радиозвуковые маяки, трости белые тактильные, спутниковые навигаторы с речевым выходом и возможностью голосового набора или со встроенными видеоувеличителями (лупами) и другие); - пользования общественным транспортом и построение маршрута передвижения на общественном транспорте с учетом оборудования транспортных средств информационными системами со звуковым оповещением; - пользования банкоматом, терминалами регистрации электронных услуг (МФЦ), медицинские организации, покупка билетов и так далее; - обращения за помощью и коммуникативного взаимодействия ребенка-инвалида с представителями социума в условиях окружающей среды (градостроительной, образовательной, производственной); - распоряжения денежными средствами, в том числе в рамках денежных расчетов при оплате услуг и покупок (голосовые калькуляторы, системы терминалов и банкоматов с голосовым выводом информации и другие); - персональной безопасности при пользовании общественным транспортом, авто- и железнодорожными переходами, нахождении рядом со строящимися и реставрируемыми зданиями и так далее; - определение уровня осведомленности о приспособлении инфраструктурной среды к нуждам ребенка-инвалида; - выявление существующих барьеров на объектах социальной, инженерной, транспортной инфраструктур для ребенка-инвалида, в том числе барьеров в посещении организаций культуры (музеи, театры, клубы, дома творчества, библиотеки и так далее); - выявление актуального уровня включенности ребенка-инвалида в культурно-досуговую среду; - опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в части повышения уровня развития навыков ориентировки, передвижения и взаимодействия в рамках социальной, инженерной и транспортной инфраструктур у ребенка-инвалида; - формирование заключения по результатам социально-средовой диагностики, содержащего, в том числе: - оценку социально-средового статуса ребенка-инвалида как возможности ориентации, передвижения и взаимодействия в условиях окружающей среды - градостроительной, образовательной, производственной (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); - оценку родительской компетенции по вопросам социально-средовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида; - разработку индивидуального плана социально-средовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с определением объема конкретных мероприятий, их количества, необходимости использования TCP и вспомогательных средств и другие |
|
Индивидуальная |
Итого |
1 |
|||
Повторная (контрольная) социально-средовая диагностика |
- анкетирование и опрос ребенка-инвалида, включая адаптированные анкеты с использованием оптических средств коррекции слабовидения, при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя; - тестовые задания и функциональные пробы для оценки степени сформированности навыков ориентировки и коммуникативного взаимодействия, в том числе обращения за помощью, в условиях социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (домены МКФ "Общение", "Мобильность", "Межличностные взаимодействия и отношения", "Главные сферы жизни") в соответствии с возрастом ребенка-инвалида, а именно: - ориентировки (включая ориентировку внутри сооружений городской инфраструктуры), передвижения и взаимодействия в рамках социальной, инженерной и транспортной инфраструктур с учетом доступности среды, в том числе с использованием TCP и ассистивных технологий (радиозвуковые маяки, трости белые тактильные, спутниковые навигаторы с речевым выходом и возможностью голосового набора или со встроенными видеоувеличителями (лупами) и другими); - пользования общественным транспортом и построение маршрута передвижения на общественном транспорте с учетом оборудования транспортных средств информационными системами со звуковым оповещением; - пользования банкоматом, терминалами регистрации электронных услуг (МФЦ, медицинские организации, покупка билетов и так далее); - обращения за помощью и коммуникативного взаимодействия ребенка-инвалида с представителями социума в условиях окружающей среды (градостроительной, образовательной, производственной); - распоряжения денежными средствами, в том числе в рамках денежных расчетов при оплате услуг и покупок (голосовые калькуляторы, системы терминалов и банкоматов с голосовым выводом информации и другие); - персональной безопасности при пользовании общественным транспортом, авто- и железнодорожными переходами, нахождении рядом со строящимися и реставрируемыми зданиями и так далее; - выявление неустранимых барьеров на объектах социальной, инженерной, транспортной инфраструктур для ребенка-инвалида, в том числе барьеров в посещении организаций культуры (музеи, театры, клубы, дома творчества, библиотеки и так далее); - опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в части повышения уровня развития навыков ориентировки, передвижения и взаимодействия в рамках социальной, инженерной и транспортной инфраструктур у ребенка-инвалида; - беседа с ребенком-инвалидом и (или) родителем/законным представителем/уполномоченным представителем с целью определения уровня самооценки его удовлетворенности качеством реализованных реабилитационных мероприятий по социально-средовой реабилитации и абилитации; - разработка заключения по итогам повторной социально-средовой диагностики ребенка-инвалида, содержащего: - оценку социально-средового статуса ребенка-инвалида (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); - оценку уровня родительских компетенций и мотивации к их повышению; - оценку эффективности проведенного курса социально-средовой реабилитации и абилитации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-средовой диагностики); - рекомендации по дальнейшей социально-средовой реабилитации и абилитации (нуждается/не нуждается); - оценку удовлетворенности ребенка-инвалида и (или) его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя реализованными мероприятиями по социально-средовой реабилитации и абилитации |
|
Индивидуальная |
|
Итого |
1 |
|||
Итого по мероприятию |
2 |
|||
Информирование |
|
Информирование ребенка-инвалида и (или) его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя: - о цели, задачах, содержании мероприятий, ожидаемых результатах социально-средовой реабилитации и абилитации; - о доступной и безбарьерной городской, транспортной и информационной инфраструктуре (о звуковых приставках на светофорах, о маркировке тактильной плиткой опасных участков дороги и так далее); - о мерах соблюдения безопасности жизнедеятельности ребенка-инвалида в социальной среде (городской, транспортной, информационной); - о способах ориентировки на улице и в помещениях; - о доступных для ребенка-инвалида в соответствии с возрастом видах культурно-досуговой деятельности (посещение театров, концертов, зоопарков, экскурсий и так далее); - о различных видах народного и декоративно-прикладного искусства, которыми может заниматься ребенок-инвалид по месту жительства; - о работе кружков по интересам, творческих мастерских, театральных студий; - о деятельности сети инклюзивных творческих лабораторий; - о возможностях участия ребенка-инвалида в выставках, ярмарках, мероприятиях самодеятельного народного творчества, а также в смотрах, конкурсах, соревнованиях, играх и других; - об организациях, осуществляющих деятельность в сфере безбарьерного туризма и других; - о предстоящих культурно-досуговых мероприятиях регионального, всероссийского, международного уровней и возможности участия в них/посещения ребенка-инвалида; - об адаптации музеев для лиц с нарушением сенсорной функции (зрения), в том числе о тактильных экспонатах с тифлометками, указателях с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля, аудиогидах с тифлокомментариями и другое; - о современных методах коммуникаций средствами социальных сетей; - о деятельности общественных организаций, направленных на работу с детьми- инвалидами (в частности, Всероссийского общества слепых) и о способах взаимодействия с ними и других |
|
Индивидуальная, групповая |
Итого по мероприятию |
3 |
|||
Диапазонный показатель |
2-4 |
|||
Консультирование |
|
Проведение консультирования ребенка-инвалида и (или) родителя/законного представителя/уполномоченного представителя по вопросам: - обеспечения персональной безопасности (сохранности) ребенка-инвалида в окружающей среде (градостроительной, образовательной, производственной); - специфики использования TCP в зависимости от среды пребывания и поставленной задачи; - доступности градостроительных и транспортных социально значимых объектов, в том числе с использованием "Карты доступности социальных объектов", портала "Доступная среда"; - подбора досуга (содействие в выборе театров, концертов, мероприятий), доступного для ребенка-инвалида; - обеспечения активного досуга ребенка-инвалида в соответствии с возрастом посредством его участия в специально организованных мероприятиях, экскурсиях, выставках, а также посещения библиотек, театров, океанариумов, зоопарков (в том числе контактных); - процедуры получения услуг по проведению досуга (запись в группы по интересам, выбор организации для досуговой деятельности и так далее); - самостоятельного планирования путешествий (в том числе рекреационного туризма) с учетом возрастной группы: покупке путевок, самостоятельному бронированию билетов, отелей, оформлению виз и загранпаспортов; а также по различным вопросам, относящимся к социально-средовой реабилитации и абилитации, по запросу ребенка-инвалида (родителя/законного представителя/уполномоченного представителя) |
|
Индивидуальная, групповая |
Итого по мероприятию |
5 |
|||
Диапазонный показатель |
3-7 |
|||
Практические занятия |
|
- обучение ребенка-инвалида самостоятельной ориентировке и передвижению на объектах социальной, инженерной, транспортной, информационной и других инфраструктур, в том числе с использованием TCP и вспомогательных технических устройств (слежение рукой по стене; пробы ногой; защитные техники рукой; передвижение с сопровождающим; передвижение с помощью трости белой тактильной; передвижение с использованием для ориентировки оптических средств коррекции слабовидения; передвижение с использованием сохранных анализаторов и так далее); - обучение ребенка-инвалида эффективному и безопасному социальному и средовому взаимодействию в различных ситуациях нахождения ребенка-инвалида на объектах городской среды (транспортной, культурной и так далее), в том числе умению обращаться за помощью в рамках средового взаимодействия с социумом; - обучение пользованию общественным транспортом (включая составление маршрутов передвижения), в том числе с учетом оборудования транспортных средств информационными системами со звуковым оповещением; - формирование навыков персональной безопасности в условиях городской инфраструктуры (в частности, при пользовании общественным транспортом, авто- и железнодорожными переходами, нахождении рядом со строительными площадками) и так далее; - обучение распоряжению денежными средствами, в том числе в процессе денежных расчетов при оплате услуг и покупок; - обучение пользованию банкоматами, билетными автоматами, терминалами регистрации электронных услуг и так далее; - обучение умению пользоваться государственными услугами, включая услуги медицинских организаций, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; - обучение пользованию картой доступности и другими |
|
Индивидуальная, групповая |
Итого по мероприятию |
14 |
|||
|
Диапазонный показатель |
10-18 |
|
|
|
Итого мероприятий |
24 |
|
|
Диапазонный показатель |
17-31 |
21. Показатели продолжительности мероприятий в соответствии с возрастной группой ребенка-инвалида:
N |
Наименование мероприятия социально-средовой реабилитации и абилитации |
Минимальное время проведения 1 мероприятия в соответствии с возрастной группой, мин. |
||
4-7 лет |
8-11 лет |
12-17 лет |
||
1. |
Социально-средовая диагностика |
60 |
60 |
60 |
2. |
Информирование |
30 |
30 |
30 |
3. |
Консультирование |
30 |
30 |
30 |
4. |
Практические занятия |
25 |
35 |
45 |
22. Показатели кратности мероприятий по социально-средовой реабилитации и абилитации:
Вид мероприятия |
Показатель кратности реабилитационных мероприятий |
|
Усредненный |
Диапазонный |
|
Диагностика |
2 |
2 (константа) |
Информирование |
3 |
2-4 |
Консультирование |
5 |
3-7 |
Практические занятия |
14 |
10-18 |
Итого мероприятий |
24 |
17-31 |
23. Рекомендуемый перечень оборудования и вспомогательных средств:
N |
Наименование |
Оборудование и вспомогательные средства |
Примечание |
|
1. |
Вспомогательные средства для тренировки и обучения способности ориентироваться |
04 36 06 |
Таблички, вывески и наклейки с тактильными пиктограммами и надписями (с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля); тактильная направляющая лента, направляющие поручни; наручные часы (в том числе тактильные) с речевым выходом |
Для практических занятий |
2. |
Вспомогательные средства для обучения (тренировки) ходьбе |
04 48 07 |
Тренажеры для развития координации движения; дорожка для ходьбы с газоном; дорожка для ходьбы с гравием; дорожка для ходьбы с имитацией неровной поверхности; дорожка для ходьбы с песком |
Для практических занятий |
3. |
Вспомогательные средства обучения способности обращаться с деньгами |
05 15 12 |
Дидактические игры с карточками товаров и муляжами денег (монеты и банкноты разного достоинства); определитель номинала купюр с речевым выходом; держатель для монет с рельефными обозначениями |
Для практических занятий |
4. |
Вспомогательные средства обучения правилам личной безопасности |
05 27 09 |
Противоскользящие тактильные системы; обучающие пособия |
Для практических занятий |
5. |
Вспомогательные средства обучения правилам передвижения вне дома |
05 27 12 |
Мнемосхемы, тактильно-звуковые информационные стенды, звуковые информаторы |
Для практических занятий |
6. |
Тактильные трости или белые палки |
12 39 03 |
Трости белые тактильные с различными наконечниками (грибовидный, шарообразный, цилиндрический и другие) |
Для демонстрационных целей |
7. |
Вспомогательные электронные средства ориентации |
12 39 06 |
Спутниковые навигаторы с речевым выходом и возможностью голосового набора; навигационные системы для лиц с нарушением зрительных функций; электронные трости для слепых/ слабовидящих; ультразвуковые навигационные браслеты; вспомогательные электронные средства ориентации с функциями определения расстояния до объектов, определения категорий объектов, лиц людей, с вибрационной индикацией и речевым выходом. |
Для практических занятий |
8. |
Вспомогательные акустические средства ориентации |
12 39 09 |
Радиозвуковые маяки (для пешеходных переходов, для автотранспорта, для зданий, для лифтовой системы и другие) |
Для практических занятий |
9. |
Тактильные карты |
12 39 15 |
Тактильно-звуковые 2D и 3D карты, стенды, плакаты; мнемосхемы |
Для практических занятий |
10. |
Тактильные средства для ориентации |
12 39 18 |
Таблички, вывески и наклейки с тактильными пиктограммами и надписями (с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля); тактильная направляющая лента, направляющие поручни, тактильная плитка; тактильные мнемосхемы |
Для практических занятий |
11. |
Вспомогательные средства для реабилитации способности видеть |
22 03 |
Портативные лупы, линзы с подсветкой; ручные и портативные видеоувеличители; портативные цифровые увеличители |
Для демонстрационных целей |
12. |
Устройства и программное обеспечение для текстовой и видеосвязи в режиме реального времени |
22 24 09 |
Мобильные текстовые телефонные аппараты; устройства и программное обеспечение для преобразования текста в режиме реального времени (смартфоны); телефонные аппараты с брайлевским вводом/выводом |
Для практических занятий |
13. |
Терминалы для общественной информации/транзакции |
22 33 09 |
Банковские и билетные автоматы |
Для практических занятий |
24. Рекомендуемый перечень методов, методик и методических приемов социально-средовой реабилитации и абилитации детей-инвалидов ЦРГ N 3, 3.1, 11, 12, 12.9, 12.10, 12.13:
1. Наблюдение за культурой поведения детей в группе по программе A.M. Щетининой (определение наличия знаний о различных видах социальной культуры в общении с людьми взрослыми и сверстниками, реализации их на практике).
2. Обучение слепых пространственной ориентации по методике М.Н. Наумова.
3. Моделирование средовых ситуаций в условиях кабинета специалистов, с целью отработки социально-средовых навыков (товарно-денежные расчеты; обращение к окружающим за помощью, в том числе к специалистам учреждений и другие).
25. Показатели качества и оценка результатов реализации мероприятий социально-средовой реабилитации и абилитации детей-инвалидов ЦРГ N 3, 3.1, 11, 12, 12.9, 12.10, 12.13:
Оценка результатов мероприятий социально-средовой реабилитации и абилитации производится на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-средовой диагностики ребенка-инвалида.
Оценка эффективности реабилитационных мероприятий:
1) Оценка полноты (объема) реализованных реабилитационных мероприятий:
реабилитационные мероприятия реализованы в полном объеме
реабилитационные мероприятия реализованы частично
2) Качественная оценка динамических изменений социально-средового статуса после реализованных реабилитационных мероприятий:
Результаты восстановления (формирования) способности ориентироваться и передвигаться в условиях окружающей среды, достигнутые в ходе реализации реабилитационных мероприятий |
Критериальная оценка |
|
Достигнута положительная динамика |
Без динамических изменений |
|
Навыки ориентировки (включая ориентировку внутри сооружений городской инфраструктуры), передвижения и взаимодействия в рамках социальной, инженерной и транспортной инфраструктур с учетом доступности среды, в том числе с использованием TCP и ассистивных технологий |
|
|
Навыки пользования денежными средствами, банкоматом, терминалами регистрации электронных услуг (многофункциональные центры, медицинские организации, покупка билетов и так далее) |
|
|
Навыки пользования общественным транспортом с учетом оборудования транспортных средств знаково-информационными системами |
|
|
Навыки коммуникативного взаимодействия ребенка-инвалида с представителями социума в условиях окружающей среды обращения за помощью и (градостроительной, образовательной, производственной) |
|
|
Навыки персональной безопасности при пользовании общественным транспортом, авто- и железнодорожными переходами, нахождении рядом со строящимися и реставрируемыми зданиями и так далее |
|
|
Включенность ребенка-инвалида в культурно-досуговую среду |
|
|
Родительская компетенция по вопросам социально-средовой реабилитации детей-инвалидов |
|
|
3) Оценка эффективности мероприятий социально-средовой реабилитации и абилитации (реабилитационного результата) на основании оценки динамики социально-средового статуса:
|
положительный реабилитационный результат |
|
социально-средовой статус полностью восстановлен/полностью сформирован |
|
|
|
социально-средовой статус частично восстановлен/частично сформирован |
|
отрицательный реабилитационный результат |
|
социально-средовой статус не восстановлен/не сформирован |
4) Выдано на руки заключение по результатам реализации реабилитационных мероприятий родителю/законному представителю/уполномоченному представителю ребенка-инвалида:
ДА
НЕТ