• ДОКУМЕНТ

Раздел II. Социально-бытовая реабилитация и абилитация

Раздел II. Социально-бытовая реабилитация и абилитация

 

10. Перечень специалистов, привлекаемых к реализации реабилитационных мероприятий 5:

 

Обязательные специалисты

Рекомендуемые специалисты

Специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации/социальный педагог

Юрист-консультант

Врач-офтальмолог

 

11. Перечень реабилитационных мероприятий с определением получателей и участия специалистов:

 

N
п/п

Наименование мероприятия по социально-бытовой реабилитации и абилитации

Получатель мероприятия

Специалисты, реализующие мероприятие

обязательные

рекомендуемые

1.

Социально-бытовая диагностика:

- первичная;

- повторная (контрольная)

Ребенок-инвалид

Специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации/социальный педагог

-

2.

Информирование

Ребенок-инвалид (старше 14 лет); родитель/законный представитель/уполномоченный представитель

Специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации/социальный педагог

Врач-офтальмолог

3.

Консультирование

Ребенок-инвалид (старше 14 лет); родитель/законный представитель/уполномоченный представитель

Специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации/социальный педагог

Врач-офтальмолог; юрист-консультант

4.

Практические занятия

Ребенок-инвалид; родитель/законный представитель/уполномоченный представитель

Специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации/социальный педагог

-

 

12. Содержание, кратность и формат реализации мероприятий по социально-бытовой реабилитации и абилитации для детей-инвалидов:

 

Наименование реабилитационного мероприятия

Подвид мероприятия

Содержание мероприятия

Кратность мероприятия, ед.

Формат реализации мероприятия

Социально-бытовая диагностика

Первичная социально-бытовая диагностика

- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-бытовой реабилитации и абилитации в индивидуальной программе ИПРА ребенка-инвалида;

- сбор социально-бытового анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования, включая адаптированные анкеты (в том числе в электронно-цифровом формате при наличии специализированной компьютерной программы, клавиатуры с рельефно-точечным шрифтом Брайля) с использованием оптических средств коррекции слабовидения (очки, видео- и электронные увеличители, лупы и другие); при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя;

- тестовые задания и функциональные пробы на выполнение элементарных бытовых действий и ориентировку в жилом помещении (навыки личной гигиены, одевание и раздевание, навыки опрятности и поддержания порядка в быту, навыки приготовления и приема пищи, умение пользоваться бытовыми приборами и другими), а также на владение навыками персональной безопасности в быту (безопасное пользование предметами бытовой техники, водоснабжением, электричеством и другими) с учетом возрастной группы;

- тестовые задания на умение пользоваться TCP и ухаживать за ними (в частности, трость белая тактильная, оптические средства коррекции слабовидения и другие);

- выявление существующих барьеров в самообслуживании и ориентации ребенка-инвалида в быту (в соответствии с возрастом);

- опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в части повышения уровня развития навыка самообслуживания у ребенка-инвалида, а также в вопросах реабилитации (юридические аспекты социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА и так далее), целей и правил пользования TCP и другие;

- формирование заключения по результатам первичной социально-бытовой диагностики, которое должно содержать, в том числе:

- оценку социально-бытового статуса ребенка-инвалида как возможности адаптации и полноценного взаимодействия в условиях быта (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован);

- оценку родительской компетенции по вопросам социально-бытовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида;

- разработку индивидуального плана социально-бытовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с определением объема конкретных мероприятий, их количества, необходимости использования TCP и вспомогательных средств и другое

 

Индивидуальная

Итого

1

Повторная (контрольная) социально-бытовая диагностика

- анкетирование и опрос, включая адаптированные анкеты с использованием оптических средств коррекции слабовидения, при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя;

- тестовые задания и функциональные пробы на владение навыками самообслуживания, ориентации (домены МКФ "Самообслуживание", "Бытовая жизнь") и персональной безопасности в быту в соответствии с возрастом ребенка-инвалида;

- тестовые задания на умение пользоваться TCP и ухаживать за ними (трость белая тактильная, оптические средства коррекции слабовидения и другие);

- выявление неустранимых барьеров в самообслуживании ребенка-инвалида в быту;

- опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в вопросах реабилитации (юридические аспекты социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА и так далее), целей использования и правил эксплуатации TCP, а также в части повышения уровня развития навыка самообслуживания у ребенка-инвалида;

- беседа с ребенком-инвалидом и (или) родителем/законным представителем/уполномоченным представителем с целью определения уровня самооценки его удовлетворенности качеством полученных реабилитационных мероприятий по социально-бытовой реабилитации и абилитации;

- формирование заключения по результатам повторной (контрольной) социально-бытовой диагностики, которое должно содержать:

- оценку социально-бытового статуса ребенка-инвалида (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован);

- оценку уровня родительских компетенций и мотивации к их повышению;

- оценку эффективности проведенного курса социально-бытовой реабилитации и абилитации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-бытовой диагностики);

- рекомендации по дальнейшей социально-бытовой реабилитации и абилитации (нуждается/не нуждается);

- оценку удовлетворенности ребенка-инвалида и (или) его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя реализованными мероприятиями по социально-бытовой реабилитации и абилитации

 

Индивидуальная

Итого

1

Итого по мероприятию

2

Информирование

 

Информирование ребенка-инвалида и (или) его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя:

- о цели, задачах, содержании мероприятий, ожидаемых результатах социально-бытовой реабилитации и абилитации;

- о методах и приемах социально-бытовой ориентировки и пространственной ориентации ребенка-инвалида;

- о безопасном ведении бытовой деятельности ребенком-инвалидом в месте проживания;

- об имеющихся современных TCP, в том числе для адаптации жилых помещений под нужды ребенка-инвалида в бытовой деятельности (бытовые приборы с функцией звукового оповещения, портативные и стационарные увеличители, лупы и другие);

- об общих правилах ухода за TCP;

- об адресах организаций, предоставляющих услуги по обслуживанию и ремонту TCP и другие

 

Индивидуальная, групповая

Итого по мероприятию

2

Диапазонный показатель

1-3

Консультирование

 

Проведение консультирования ребенка-инвалида и (или) его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя по вопросам:

- организации быта и обустройства жилого помещения ребенка-инвалида с целью обеспечения персональной безопасности (сохранности) и облегчения его функционирования дома (единообразие и постоянство домашней обстановки; расстановка и расположение мебели с учетом размера одинаковой ширины выступов по периметру комнаты (избегание выступающих углов); отсутствие полуоткрытых окон и дверей внутри квартиры; отсутствие загромождений и лишних вещей в проходах из комнаты в комнату, а также в коридоре (ведра с мусором, сумки, стулья и тому подобное); закрепление

настенных предметов интерьера и быта на уровне выше роста ребенка-инвалида (книжные полки, светильники, цветы), в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций (оснащение квартиры датчиками протечки воды и утечки газа со звуковым оповещением и другими);

- упрощения ориентировки внутри жилого помещения с помощью направляющих поручней; наклеек/меток с тактильными пиктограммами или с применением рельефно-точечного шрифта Брайля; тактильной направляющей ленты и так далее;

- маркировки элементов быта (электробытовой техники, полок и ящиков шкафов, кухонной утвари и других) в соответствии с их функциональным назначением с помощью различных наклеек (меток), тифломаркера, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля;

- электробытового оснащения с учетом нарушения зрительной функции ребенка- инвалида (обустройство жилья электрическими приборами с доступным способом пользования и системой звукового оповещения (в частности, кухонный таймер, весы и термометр с голосовым выходом, звуковой индикатор уровня жидкости и другие);

- формирования навыков социально-бытовой ориентировки и пространственной ориентации ребенка-инвалида;

- использования TCP и вспомогательных технических устройств для целей социально-бытовой реабилитации и абилитации (в том числе телефонные устройства с голосовым выводом, специальные устройства с оптической коррекцией слабовидения и другие);

- содействия в получении юридической помощи родителю/законному представителю/уполномоченному представителю ребенка-инвалида (нормативно-правовые вопросы социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА, обеспечение TCP (оформление и получение, а также обслуживание и замена), условия предоставления собаки-проводника (в том числе о возрастных ограничениях), льготы для детей-инвалидов, подготовка типовых документов в различные инстанции (заявление, согласие, соглашение, обращение и так далее) - в соответствии с компетенцией реализующего мероприятие специалиста;

а также по различным вопросам, относящимся к социально-бытовой реабилитации и абилитации по запросу ребенка-инвалида и (или) родителя/законного представителя/уполномоченного представителя и другие

 

Индивидуальная, групповая

Итого по мероприятию

4

Диапазонный показатель

2-6

Практические занятия

 

Практические занятия в соответствии с возрастом ребенка-инвалида, направленные на:

- обучение навыкам пространственной ориентации внутри помещений, в том числе с использованием TCP и вспомогательных технических устройств (слежение рукой по стене; пробы ногой; защитные техники рукой; передвижение с сопровождающим; передвижение с помощью трости белой тактильной; передвижение с использованием для ориентировки оптических средств коррекции слабовидения; передвижение с использованием сохранных анализаторов и так далее);

- формирование (восстановление) навыков самостоятельного обслуживания в быту, в том числе пользования и обслуживания TCP и ассистивных технологий (трость белая тактильная, специальные устройства с голосовым выводом информации, средства оптической коррекции слабовидения и так далее);

- формирование (восстановление) навыков приготовления и приема пищи (в том числе с использованием бытовой техники с таймерами, звуковых индикаторов уровня жидкости, кухонных ножей с дозатором, оградителей тарелок для пищи, дозаторов продуктов и других);

- обучение навыкам дифференциации средств, используемых в быту, с опорой на тактильный и обонятельный анализаторы (лекарственные вещества, средства бытовой химии, парфюмерно-гигиенические средства, мелкоштучные бытовые предметы и другие);

- обучение навыкам персональной сохранности, безопасности в быту (при пользовании бытовыми приборами, водоснабжением, электричеством и так далее);

- обучение навыкам безопасного самостоятельного пребывания дома (навыки пользования домофоном, телефоном, освоение алгоритма действия при возникновении различных бытовых экстренных ситуаций - пожар, взлом, утечка газа и другие);

- обучение родителей/законных представителей/уполномоченных представителей правилам бытового взаимодействия в процессе совместного проживания с ребенком- инвалидом, а также правилам ухода за TCP и ассистивными средствами в процессе их использования ребенком-инвалидом и других

 

Индивидуальная, групповая

Итого по мероприятию

12

Диапазонный показатель

7-17

 

Итого мероприятий

20

 

Диапазонный показатель

12-28

 

13. Показатели продолжительности мероприятий в соответствии с возрастной группой ребенка-инвалида:

 

N
п/п

Наименование мероприятия социально-бытовой реабилитации и абилитации

Минимальное время проведения 1 мероприятия в соответствии с возрастной группой, мин.

4-7 лет

8-11 лет

12-17 лет

1.

Социально-бытовая диагностика

60

60

60

2.

Информирование

30

30

30

3.

Консультирование

30

30

30

4.

Практические занятия

25

35

45

 

14. Показатели кратности мероприятий по социально-бытовой реабилитации и абилитации:

Вид мероприятия

Показатель кратности реабилитационных мероприятий

Усредненный

Диапазонный

Диагностика

2

2 (константа)

Информирование

2

1-3

Консультирование

4

2-6

Практические занятия

12

7-17

Итого мероприятий

20

12-28

 

15. Рекомендуемый перечень оборудования и вспомогательных средств:

 

N
п/п

Наименование

Код группы/подкласса 6

Оборудование и вспомогательные средства

Примечание

1.

Вспомогательные средства для тренировки и обучения способности ориентироваться

04 36 06

Наклейки и метки с тактильными пиктограммами (в том числе с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля), тифломаркер для маркировки элементов быта; вспомогательные электронные средства ориентации с функциями определения расстояния до объектов, определения категорий объектов, лиц людей, с вибрационной индикацией и речевым выходом; тактильная направляющая лента, направляющие поручни; часы с речевым выходом, тактильные настольные календари, таймеры (в том числе тактильные)

Для практических занятий

2.

Устройства для тренировки пальцев и кистей рук

04 48 12

Стол механотерапии, учебно-тренировочные настенные модули с прорезями для развития целенаправленных движений рук, зрительно-моторной координации

Для практических занятий

3.

Вспомогательные средства обучения правилам личной безопасности

05 27 09

Противоскользящие маты, противоскользящая кафельная плитка, предохранительные решетки для окон, предохранительные клапаны (краны) для систем газоснабжения, огнестойкие напольные покрытия, устройства сигнализации, датчики протечки воды и утечки газа со звуковым оповещением

Для практических занятий

4.

Вспомогательные средства обучения повседневной персональной деятельности

05 33 06

Щеточки, пилочки, ножницы для ногтей, маникюрные щипчики с лупой; расчески и щетки для волос; зубные щетки, зубная нить; термометры для измерения температуры тела с речевым выходом; звуковые брелоки с радиопоиском; тактильные наклейки/метки, приборы для маркировки предметов; разноцветные пуговицы различных размеров и форм (для определения цвета одежды); противоскользящие маты и ленты для душа, противоскользящие материалы для полов и лестниц, тактильные материалы для полов и лестниц

Для практических занятий

5.

Вспомогательные средства обучения домоводству

05 33 12

Противоскользящие коврики под кухонную утварь, кухонные весы с речевым выходом, крышки для банок с речевым выходом; тактильные таймеры, мерные ложки и стаканы, индикаторы уровня жидкости (звуковые и (или) вибрационные), измерительные кувшины с голосовым оповещением, кухонные ножи с дозатором, сахарницы с дозатором, разделочные кухонные доски с фиксатором, автоматические овощечистки, скалки, противни, кухонные нагревательные приборы; щетки для мытья посуды, сушилки для посуды; столовые приборы, соломинки для напитков, кружки, стаканы, чашки, блюдца, тарелки, миски, оградители тарелок для пищи; совки, щетки и веники для удаления пыли, тряпки для протирки полов, пылесосы, бельевые прищепки (зажимы); обручи для шитья, игольницы, швейные и штопальные иглы с большим ушком, сантиметры портновские с рельефными метками, нитковдеватели, ножницы, гладильные доски, утюги, защитные устройства для утюгов; тактильные наклейки/метки, приборы для маркировки предметов; постельные принадлежности (одеяла, подушки, предметы постельного белья, пледы); настольные часы с речевым выходом; стационарные телефоны с крупными кнопками и рельефно-точечным шрифтом Брайля

Для практических занятий

6.

Тактильные трости или белые палки

12 39 03

Трости белые тактильные с различными наконечниками (грибовидный, шарообразный, цилиндрический и другие)

Для демонстрационных целей

7.

Тактильные средства для ориентации

12 39 18

Таблички с тактильными пиктограммами, наклейками (в том числе с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля), тифломаркер для маркировки элементов быта; тактильная направляющая лента, направляющие поручни

Для практических занятий

8.

Обеденные столы

18 03 12

Обеденные столы

Для практических занятий

9.

Постельные принадлежности

18 12 15

Одеяла, подушки, предметы постельного белья (наволочки, простыни и так далее), пледы

Для практических занятий

10.

Мебель для хранения

18 36

Полки, шкафы для посуды (буфеты), аптечки, прикроватные тумбочки

Для практических занятий

11.

Вспомогательные средства для реабилитации способности видеть

22 03

Портативные и стационарные лупы, линзы с подсветкой, очки с лупами (диоптрийные очки); ручные, портативные и стационарные видеоувеличители

Для демонстрационных целей

12.

Системы оповещения об экологической опасности (о чрезвычайной ситуации)

22 27 21

Противопожарные системы, детекторы задымления со звуковым оповещением

Для практических занятий

 

16. Рекомендуемый перечень методов, методик и методических приемов социально-бытовой реабилитации и абилитации детей-инвалидов ЦРГ N 3, 3.1, 11, 12, 12.9, 12.10, 12.13:

1. Оккупационная (повседневная) терапия (лечение трудом) направлена на восстановление и развитие нарушенных функций, формирование компенсаторных навыков по самообслуживанию, ведению домашнего хозяйства, выполнению трудовых операций (в частности, приготовление пищи); основной целью является социальная адаптация инвалида и ребенка-инвалида. В том числе к оккупационной (повседневной) терапии (лечению трудом) относятся занятия по формированию навыков домоводства в условиях жилых модулей: "Санитарная комната", "Кухня", "Спальня":

- уборка жилья (смена постельного белья, мытье и подметание полов, чистка ковра, мытье окон и другое);

- поддержание порядка в быту (мытье посуды, выкидывание мусора, застилание постели и другое);

- ручная и машинная стирка;

- глажка различных предметов одежды и белья (брюки, постельное белье, футболки и другие);

- выполнение мелкого ремонта одежды (в частности, пришивание пуговиц), разных видов швов, накладывание заплаток, штопка;

- уход за обувью;

- приготовление пищи (в частности, салаты, каши, супы, макароны, картофель, мясо, птица и другое);

- выполнение повседневной и праздничной сервировки стола;

- безопасное пользование электробытовыми приборами, кухонными бытовыми предметами и так далее.

2. Обучение слепых пространственной ориентации по методике М.Н. Наумова.

3. Механотерапия (метод реабилитации, основанный на выполнении пациентом комплексов лечебных, профилактических и восстановительных упражнений с помощью специальных средств - аппаратов и тренажеров):

- активная - направлена на выполнение реабилитантом всех упражнений на аппаратах и тренажерах самостоятельно;

- пассивная (роботизированная) - оборудование выполняет упражнения без участия пациента, разработка мышц происходит за счет движения элементов тренажера;

- активно-пассивная - тренажер выполняет движения, при этом реабилитант не пассивен, а вовлечен в процесс.

4. Эргокинезотерапия (объединяет в себе два метода (эрготерапию и кинезотерапию) и направлена на восстановление моторных и когнитивных функций посредством пассивных и активных движений).

17. Показатели качества и оценка результатов реализации мероприятий социально-бытовой реабилитации и абилитации детей-инвалидов ЦРГ N 3, 3.1, 11, 12, 12.9, 12.10, 12.13:

Оценка результатов мероприятий социально-бытовой реабилитации и абилитации производится на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-бытовой диагностики ребенка-инвалида.

Оценка эффективности реабилитационных мероприятий:

1) Оценка полноты (объема) реализованных реабилитационных мероприятий:

реабилитационные мероприятия реализованы в полном объеме

реабилитационные мероприятия реализованы частично

2) Качественная оценка динамических изменений социально-бытового статуса после реализованных реабилитационных мероприятий:

 

Результаты восстановления (формирования) способности к самообслуживанию в быту, достигнутые в ходе реализации реабилитационных мероприятий

Критериальная оценка

Достигнута положительная динамика

Без динамических изменений

Навыки самостоятельного обслуживания в быту

 

 

Навыки персональной сохранности в быту

 

 

Родительская компетенция по вопросам социально-бытовой реабилитации детей-инвалидов

 

 

 

3) Оценка эффективности мероприятий социально-бытовой реабилитации и абилитации (реабилитационного результата) на основании оценки динамики социально-бытового статуса:

 

положительный реабилитационный результат

социально-бытовой статус полностью восстановлен/полностью сформирован

 

 

социально-бытовой статус частично восстановлен/частично сформирован

отрицательный реабилитационный результат

социально-бытовой статус не восстановлен/не сформирован

 

4) Выдано на руки заключение по результатам реализации реабилитационных мероприятий родителю/законному представителю/уполномоченному представителю ребенка-инвалида:

ДА

НЕТ

 

Система ГАРАНТ
Информационно-правовое обеспечение ГАРАНТ включает широкий круг инструментов и полезных сервисов для специалистов различных областей.
Узнайте подробнее о наполнении профессиональных комплектов и стоимости информационного обеспечения.
Демо-доступ на 3 дня

Новости

Все новости
18 июля 2025 18:27
IT
Сервис с данными об учебе, работе, льготах будет доступен на госуслугах и в национальном мессенджере.
18 июля 2025 18:15
Общество
Такое требование будет актуально с сентября 2025 года.
18 июля 2025 18:01
Профессия
Советы также касаются процедур осмотра места происшествия и выемки вещественных доказательств.
18 июля 2025 17:30
Общество
Лимит на пункты приема ставок предлагают определять в зависимости от численности населения – не более одного на 100 тыс. человек.
18 июля 2025 16:54
Бюджетный учет
Эксперты обратили внимание на семь важных моментов – проведение инвентаризации, фиксацию признаков "неактива" и др.
18 июля 2025 16:07
Труд
Роструд в своих консультациях последовательно настаивает на таком подходе.
Все новости