29 сентября 2015 г. |
Дело N А26-10902/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Любченко И.С., Самсоновой Л.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Приоритет" Нуйкиной К.П. (доверенность от 15.04.2015),
рассмотрев 29.09.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.03.2015 (судья Левичева Е.И.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2015 (судьи Старовойтова О.Р., Горбик В.М., Полубехина Н.С.) по делу N А26-10902/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Приоритет" (место нахождения: город Москва, проезд Заводской, дом 15, пом. 1, ком. 2; ОГРН 1137746551678; ИНН 7719849163; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконными отказов Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - Министерство) в выделении заявителю дополнительного объема древесины на 2014 год за счет недоиспользованного объема древесины в 2011-2013 годах, изложенных в письмах от 17.12.2014 N 2.2-21/10440, от 22.12.2014 N 2.2.-21/10590, отказа в приеме лесной декларации от 18.12.2014 на дополнительный объем древесины, изложенного в письме от 22.12.2014 N 2319, а также об обязании Министерства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем принятия решения о выделении заявителю дополнительного объема древесины на 2014 год за счет недоиспользованного объема древесины в 2011-2013 годах и принятия лесной декларации от 18.12.2014 (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением суда первой инстанции от 12.03.2015 заявление удовлетворено.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 26.05.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, оснований для выделения заявителю дополнительного объема древесины не имеется.
В судебном заседании представитель Общества просила в удовлетворении жалобы отказать.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Министерства, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании договора аренды лесного участка от 07.12.2007, заключенного между Государственным комитетом Республики Карелия по лесу (правопредшественник Министерства) и закрытым акционерным обществом "Приоритет" в целях заготовки древесины на срок по 21.12.2031, а также дополнительного соглашения от 23.10.2013 к договору Общество является арендатором лесного участка общей площадью 50 085 кв.м., расположенного на территории Кондопожского лесничества.
Государственная регистрация договора и дополнительного соглашения к нему осуществлены в установленном порядке, лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи.
В связи с полным освоением расчетной лесосеки на 2014 год Общество обратилось в Министерство с заявлением от 18.12.2014 о выделении ему дополнительного объема древесины на 2014 год за счет недоиспользованного объема древесины в 2011-2013 годах, подав в Министерство соответствующую лесную декларацию от 18.12.2014.
Письмами от 17.12.2014 N 2.2-21/10440 и от 22.12.2014 N 2.2.-21/10590 Министерство отказало в выделении дополнительного объема древесины в связи с наличием у арендатора задолженности за недоиспользованную расчетную лесосеку 2012-2013 годов по договору аренды, а письмом от 22.12.2014 N 2319 не приняло лесную декларацию.
Общество, сославшись на нарушение своих прав и законных интересов, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление исходя из того, что выделение дополнительного объема древесины в текущем году за счет недоиспользованного объема древесины за предыдущие годы не ставится в зависимость от отсутствия задолженности по арендной плате за предыдущие периоды.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Согласно статье 26 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (часть 1); лесная декларация подается ежегодно, в частности, лицами, которым лесные участки предоставлены в аренду (часть 2).
В соответствии с частью 3 статьи 26, частью 9 статьи 29 ЛК РФ форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи утверждаются, а правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Федеральное агентство лесного хозяйства утвердило приказом от 01.08.2011 N 337 Правила заготовки древесины (далее - Правила), а приказом от 17.01.2012 N 18 - Порядок заполнения и подачи лесной декларации (далее - Порядок).
Согласно пунктам 4 и 5 Порядка в лесную декларацию вносится информация о декларируемом периоде; в приложении к декларации указываются сведения об объемах использования лесов.
В соответствии с пунктом 5 Правил заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов и лесной декларацией.
Пунктом 10 Правил предусмотрено, что заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества. Если суммарный объем древесины, заготовленной за последние 3 года, не превышает установленной расчетной лесосеки по лесничеству, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, разрешается заготовка древесины в объеме, не совпадающем с допустимым объемом изъятия древесины по лесному участку.
В силу пункта 12 Правил рубка лесных насаждений на каждой лесосеке осуществляется в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что расчетную лесосеку на 2014 год Общество освоило полностью, недоиспользовав объем древесины, подлежащей заготовке в 2011-2013 годах.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь упомянутыми нормами лесного законодательства, а также исходя из того, что выделение дополнительного объема древесины в текущем году не ставится в зависимость от отсутствия задолженности по арендной плате за предыдущие периоды, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.
При этом судами двух инстанций отклонена ссылка Министерства на письма Федерального агентства лесного хозяйства от 05.04.2013 N АЖ-10-27/3347 и от 06.10.2014 N НК-10-27/12001, согласно которым условием выделения арендатору дополнительного объема древесины является внесение арендной платы в полном объеме за предыдущие годы. Судами указано, что данные письма не являются нормативными правовыми актами, не прошли регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации и не опубликованы.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.03.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2015 по делу N А26-10902/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
И.С. Любченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.