28 сентября 2015 г. |
Дело N А26-7673/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Мунтян Л.Б. и Савицкой И.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "САНА" Зубковой О.В. (доверенность от 20.03.2014),
рассмотрев 21.09.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "САНА" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.02.2015 (судья Цыба И.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2015 (судьи Тимухина И.А., Барканова Я.В., Жиляева Е.В.) по делу N А26-7673/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "САНА" (место нахождения: 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Фридриха Энгельса, дом 10, помещение 37, ОГРН 1111001001726, ИНН 1001243872; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным постановления Администрации Петрозаводского городского округа (место нахождения: 185910, Республика Карелия, город Петрозаводск, проспект Ленина, дом 2, ОГРН 1021000538481, ИНН 1001040505; далее - Администрация) от 26.06.2014 N 3128 об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, об обязании Администрации вынести постановление о выдаче разрешения.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, индивидуального предпринимателя Свидского Андрея Александровича (ОГРНИП 304100116700078, ИНН 100101268021).
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 26.02.2015, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2015, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Общество полагает возможным принять положительное решение по спорному вопросу в порядке статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), ссылаясь на отсутствие в оспариваемом ненормативном акте оснований отказа в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы.
Администрация и ИП Свидский А.А. о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что 30.04.2013 общество с ограниченной ответственностью "САНА-Строй" (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор аренды двух земельных участков с кадастровыми номерами 10:01:0110132:1 и 10:01:0110132:2, площадью 1102 кв.м и 1449 кв.м, расположенных по адресам: Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Чкалова, дом 40; Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Перевалочная, дом 53. Указанные земельные участи переданы Обществу по акту приема-передачи земельных участков от 30.04.2013.
Дополнительным соглашением от 02.06.2014 к договору стороны расторгли договор аренды с 02.06.2014. По акту приема-передачи (возврата) земельных участков от 02.06.2014 указанные земельные участки возвращены ООО "САНА-Строй".
03.07.2014 ООО "САНА-Строй" (продавец) и ИП Свидский А.А. (покупатель) заключили договор купли-продажи жилых домов с земельными участками, по условиям которого право собственности на земельные участки перешло к покупателю. Сторонами подписан акт приема-передачи жилых домов в земельными участками от 03.07.2014.
11.07.2014 между ИП Свидским А.А. (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды указанных земельных участков. По акту приема-передачи от 11.07.2014 участки переданы арендатору.
В соответствии с одобренной в 2010 Общественным градостроительным советом при Администрации Концепцией застройки района "Перевалка" проектной организацией разработан проект строительства объекта капитального строительства "Многоэтажный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения и подземным паркингом на пересечении улиц Чкалова и Чапаева" на спорных земельных участках.
07.03.2014 получено положительное заключение государственной экспертизы N 10-1-4-0019-14, фасады планируемого к строительству жилого дома и план размещения зданий и сооружений согласованы с главным архитектором города Петрозаводска.
Общество обратилось в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство указанного объекта, рассмотрев которое Администрация письмом от 26.03.2014 N 5.3.2-12/184-1 отказала заявителю в выдаче разрешения на строительство по причине несоответствия представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, поскольку процент застройки земельного участка составляет 59%, что превышает предельно допустимые 30%, указанные в градостроительном плане земельного участка.
20.03.2014 Общество обратилось в Администрацию с заявлением N 08 о выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части увеличения процента застройки с 30% до 60% в границах земельных участков с кадастровыми номерами 10:01:0110132:1 и 10:01:0110132:2.
24.04.2014 Общество обратилось в Администрацию с заявлением N 10 о внесении изменений в Правила землепользования и застройки, изменении пункта 6 в статьях 34 - 37: "6. Максимальный процент застройки в границах земельного участка, находящегося в границах застроенной территории, для многоквартирных жилых домов - 60% при обязательном выполнении нормативов градостроительного проектирования Российской Федерации, при комплексном освоении земельного участка для многоквартирных жилых домов - 30%".
21.04.2014 состоялось заседание комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, по результатам которого составлен протокол и приложение к протоколу. В протоколе указано, что рассмотрение некоторых вопросов повестки дня, в том числе заявления Общества о выдаче разрешения об отклонении от предельных размеров разрешенного строительства, перенесено на рассмотрение комиссией на следующем заседании.
Повторное заседание комиссии состоялось 19.05.2014. Согласно протоколу заседания комиссии и приложению к нему члены комиссии единогласно проголосовали за направление на рассмотрение вопроса о предоставлении разрешения об отклонении от предельных размеров разрешенного строительства на публичные слушания. Кроме того, члены комиссии единогласно рекомендовали создание рабочей группы по проработке вопроса о внесении изменения в пункт 6 Правил землепользования и застройки.
В ответ на заявление Общества от 24.04.2014 N 10 Глава Петрозаводского городского округа направил в адрес Общества письмо от 28.05.2014 N 111-32-39, в котором указал о принятии комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа заключения о направлении указанных вопросов на рассмотрение публичных слушаний, проведение которых назначено на 20.06.2014.
Распоряжением Администрации от 05.06.2014 N 214-р публичные слушания, в том числе и по указанному вопросу, назначены на 20.06.2014. Составлен протокол публичных слушаний от 20.06.2014, согласно которому результаты голосования по принятию рекомендательного решения по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства следующие: "за" - 173, "против" - 40, "воздержались" - 31.
По результатам проведенных публичных слушаний подготовлено заключение от 20.06.2014, в котором указано, что решения по результатам проведения публичных слушаний носят рекомендательный характер и будут направлены в комиссию для подготовки рекомендаций по вопросам повестки дня публичных слушаний.
24.06.2014 состоялось заседание комиссии по подготовке проекта Правил, результаты которого оформлены протоколом и приложением к нему. Рассмотрев вопрос по подготовке рекомендаций по результатам публичных слушаний от 20.06.2014 о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, члены комиссии проголосовали следующим образом: "за" - нет, "против" - 6, "воздержались" - 31.
Постановлением Администрации от 26.06.2014 N 3128 в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства Обществу отказано.
Общество оспорило постановление Администрации в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления, сделав вывод о соответствии оспариваемого ненормативного акта положениям действующего законодательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 40 ГрК РФ правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (часть 1). Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения (часть 3).
Пунктом 4 статьи 40 ГрК РФ предусмотрено, что вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 названного Кодекса.
Согласно части 5 статьи 40 ГрК РФ на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.
Глава местной администрации в течение 7 дней со дня поступления указанных рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения (часть 6 статьи 40 ГрК РФ).
Исходя из пункта 3 части 3 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на публичные слушания должен выноситься ряд вопросов, в частности, вопрос об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 15.07.2010 N 931-О-О, к мерам, призванным обеспечивать реализацию гарантий права на местное самоуправление, относится выявление и учет мнения населения по вопросам, затрагивающим условия его проживания и жизнедеятельности. Будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации, не являются формой осуществления власти населением. Публичные слушания проводятся с целью выработки рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает проведения публичных слушаний по ряду вопросов градостроительной деятельности с участием заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть нарушены в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта, того или иного градостроительного решения (статьи 24, 28, 31, 39, 40 и 46). Приведенные нормы, регламентирующие проведение публичных слушаний по вопросам выработки градостроительных решений, направлены на обеспечение комплексного учета интересов населения. Подобное регулирование - при том, что согласно пункту 12 статьи 39 и пункту 7 статьи 40 ГрК РФ соответствующее решение, принятое по вопросу, вынесенному на публичные слушания, может быть оспорено физическими и юридическими лицами в судебном порядке, - призвано обеспечить каждому заинтересованному лицу возможность выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учет мнения участников публичных слушаний, в том числе путем предоставления гражданам реальной возможности довести до сведения уполномоченного органа свое мнение по соответствующему вопросу.
По смыслу положений статьи 40 ГрК РФ глава местной администрации принимает решение по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства с учетом поступившего заключения о результатах публичных слушаний. Однако итоговое решение по данному вопросу принимается органом местного самоуправления, и такое решение может не совпадать с рекомендациями по результатам публичных слушаний (глава местной администрации вправе отказать в предоставлении разрешения с указанием причин принятого решения). При этом любое заинтересованное лицо, не согласное с принятым органом местного самоуправления решением по вопросу о возможности отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, вправе обжаловать его в судебном порядке.
Таким образом, возложение на орган местного самоуправления обязанности принять решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, обоснованное лишь наличием положительного заключения по результатам публичных слушаний, противоречит вышеприведенным нормативным положениям.
Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, суды двух инстанций сделали правомерный вывод о том, что постановление Администрации от 26.06.2014 N 3128 принято в соответствии с нормами действующего законодательства, с учетом заключения комиссии об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. При этом суды обоснованно указали, что заключение о результатах публичных слушаний носит рекомендательный характер и не относится к правовым актам, обязательным для исполнения, а несоответствие процента застройки земельных участков максимальному проценту, установленному правилами, в силу части 1 статьи 40 ГрК РФ является лишь основанием для обращения заявителя в орган местного самоуправления для решения вопроса о предоставлении ему разрешения на отклонение в отношении этих земельных участков, но не влечет обязанность администрации выдать такое разрешение.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах, а потому кассационная инстанция, исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Принимая во внимание положения пункта 3 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи с пунктом 12 части 1 статьи 333.21 названного Кодекса, суд кассационной инстанции полагает, что Обществу подлежит возврату из федерального бюджета государственная пошлина, излишне уплаченная при обращении в суд кассационной инстанции в размере 1500 руб.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.02.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2015 по делу N А26-7673/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "САНА" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "САНА" (место нахождения: 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Фридриха Энгельса, дом 10, помещение 37, ОГРН 1111001001726, ИНН 1001243872) из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной за рассмотрение дела в арбитражном суде кассационной инстанции по платежному поручению от 16.06.2015 N 45.
Председательствующий |
И.С. Любченко |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.