Приказ Минздрава СССР от 4 января 1983 г. N 3
"О профилактике дорожно-транспортных происшествий и совершенствовании системы оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях"
29 сентября 1989 г., 11 июня 2010 г., 8 августа 2011 г.
В результате мероприятий, осуществленных в соответствии с решениями XXVI съезда КПСС, работы, проделанной по реализации постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июня 1980 г. N 704 "О дополнительных мерах по предупреждению травматизма и других несчастных случаев" за последние годы несколько снизились темпы роста дорожно-транспортных происшествий, несмотря на ежегодное увеличение автотранспортных средств и усиление интенсивности дорожного движения.
Однако, уровень дорожно-транспортных происшествий и количество травм среди населения в связи с этим, продолжает оставаться еще значительным. Среди пострадавших в результате дорожно-транспотрных происшествий имеются дети.
В ряде республик и областей не всегда в полном объеме и своевременно оказывается первая помощь пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях непосредственно на месте происшествия, что в значительной мере связано с незнанием многими водителями приемов оказания первой медицинской помощи, не всегда ответственным отношением отдельных участников дорожного движения к оказанию первой помощи пострадавшим.
Еще в значительном числе случаев первая помощь пострадавшим на месте происшествия оказывается не медицинскими работниками и нередко пострадавшие доставляются в медицинские учреждения случайным транспортом, что обусловлено, как правило отсутствием на отдельных участках автомобильных дорог необходимых средств связи (телефон, радио) для незамедлительного вызова машин скорой медицинской помощи.
Некоторые лечебно-профилактические учреждения, закрепленные за участками автодорог, в которых наиболее часто оказывается помощь пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, не обеспечены в полном объеме необходимым медицинским оборудованием, санитарным автотранспортом, неполностью укомплектованы медицинскими кадрами, имеющими соответствующую подготовку для оказания квалифицированной помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.
Проверкой установлено, что некоторые органы здравоохранения формально подошли к установкам Министерства здравоохранения СССР об этапности оказания медицинской помощи пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий. Не все лечебно-профилактические учреждения (центральные районные, районные и участковые больницы, амбулатории и фельдшерско-акушерские пункты) размещенные вблизи магистральных и других дорог, в должной степени подготовлены к оказанию пострадавшим первой неотложной медицинской и квалифицированной врачебной помощи.
Нередко пострадавшие без должных оснований направляются не по назначению, т.е. в медицинские учреждения, где нет условий для оказания медицинской помощи в необходимом объеме, что свидетельствует о недостаточной четкости в организации системы этапного оказания медицинской помощи пострадавшим.
Указанные выше недостатки и нерешенные вопросы в оказании медицинской помощи пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий свидетельствуют о необходимости разработки дополнительных мероприятий в этой области и повышения их эффективности.
В целях совершенствования профилактики дорожно-транспортного травматизма и организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, приказываю:
1. Министрам здравоохранения союзных и автономных республик, заведующим краевыми, областными отделами здравоохранения, начальникам Главных управлений здравоохранения Московского, Ленинградского, Киевского и Ташкентского Горисполкомов и Московского облисполкома:
1.1. До 1 мая 1983 года пересмотреть закрепление лечебно-профилактических учреждений за участками автомобильных дорог общегосударственного и республиканского значения в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 27.08.1982 г. N 800 "Об утверждении перечня автомобильных дорог СССР общегосударственного значения" с учетом наличия вблизи автомобильных магистралей медицинских учреждений (центральных районных, районных и крупных участковых больниц), а также больниц МПС, в которых имеются реальные условия для оказания медицинской помощи в полном объеме. По согласованию с местными органами ГАИ установить вдоль дорог соответствующие знаки, указывающие медицинское учреждение, где может быть оказана медицинская помощь пострадавшим в полном объеме.
1.2. Дооснастить больницы, указанные в пункте 1.1 современными наркозными аппаратами и средствами для наркоза, аппаратами для управляемого искусственного дыхания, аппаратами для установления репозиции поврежденных костей и их фиксации, а также шинами для иммобилизации поврежденных конечностей. Создать в этих учреждениях постоянный запас перевязочных и необходимых медикаментозных средств и прежде всего весь комплекс кровезаменителей, консервированной донорской крови различных групп. Расчеты потребности в перевязочных средствах, лекарственных препаратах, кровезаменителях и донорской крови - определять исходя из количества, характера и тяжести травм в результате дорожно-транспортных происшествий, по наиболее их высокому уровню в отдельные месяцы года.
1.3. В течение 1983 г. организовать в выделенных больницах дополнительную подготовку врачей, прежде всего хирургов, анестезиологов по вопросам оказания квалифицированной медицинской помощи пострадавшим, с учетом тяжести травм, в том числе с повреждением головного и спинного мозга, сочетанных травм с ожогами. Использовать для этой цели местные базы: областные, краевые, республиканские больницы, соответствующие кафедры медицинских институтов и институтов усовершенствования врачей. Обеспечить круглосуточные дежурства рентгенлаборантов и клинических лаборантов. Подготовить необходимое число доноров из числа обслуживающего персонала больницы.
1.4. В течение 1983 года осуществить подготовку врачей и фельдшеров станций (отделений) скорой медицинской помощи, закрепленных за определенными участками автодорог, по вопросам оказания медицинской помощи пострадавшим в связи с дорожно-транспортными происшествиями, обратив особое внимание на выведение из шокового состояния, восполнение кровопотери, восстановления деятельности сердца и органов дыхания и другие реанимационные мероприятия.
1.5. Обеспечить в 1983 г. оснащение санитарным автотранспортом станций (отделений) скорой медицинской помощи и других лечебных учреждений, закрепленных за участниками автодорог, в соответствии с установленными нормативами, учетом интенсивности потока автотранспорта на соответствующих участках автодорог, числа дорожно-транспортных происшествий, количества пострадавших, тяжести и характера травм. На всех машинах скорой медицинской помощи, предназначенных для оказания медицинской помощи пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий, иметь необходимое количество перевязочного материала и шин для иммобилизации конечностей, а также лекарственные препараты и средства для реанимационных мероприятий, выведения пострадавших из шокового состояния, а также при острой кровопотери и ожогах. Принять неотложные меры к обеспечению этих санитарных автомашин с радиосвязью с одновременным установлением на указанных станциях (отделениях) скорой медицинской помощи приемо-передаточных радиостанций "Лен".
1.6. Принять меры к безусловному выполнению в 1983 г. постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР N 870 от 22.IX.77 г. и N 437 от 24 мая 1982 г. в части обеспечения станций (отделений скорой медицинской помощи, и других лечебных учреждений, закрепленных за участками автодорог, телефонной связью с другими учреждениями: участковыми больницами, амбулаториями, фельдшерско-акушерскими пунктами и в первую очередь постами ГАИ, расположенными на автодорогах.
1.7. Обеспечить в 1983 г. подготовку по вопросам оказания первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий, медицинского персонала фельдшерско-акушерских пунктов, врачей и фельдшеров сельских участковых больниц и амбулаторий, расположенных вблизи автодорожных магистралей, а также дорог местного значения и обязать их обеспечивать круглосуточно доврачебную и врачебную медицинскую помощь пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий, непосредственно в больницах, амбулаториях и фельдшерско-акушерских пунктах, при доставке больных, а также безотказно выезжать по вызову в район дорожно-транспортного происшествия для оказания первой медицинской помощи пострадавшим непосредственно на месте.
1.8. В течение I полугодия 1983 года ввести систему этапного оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях (приложение 1).
1.9. Совместно с республиканскими, краевыми, областными комитетами обществ Красного Креста и Красного Полумесяца усилить работу по обучению (по 42 часовой программе) водителей автотранспорта, сотрудников ГАИ, работников автозаправочных станций, членов дорожных санитарных постов, учащихся общеобразовательных школ и профессионально-технических училищ - приемам оказания само- и взаимопомощи при травмах и других несчастных случаях, а также систематическую проверку у них знаний, правил и навыков по оказанию первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях. К проведению указанных мероприятий привлечь органы просвещения, профтехобразования и др.
2. В течение 1983 - 1985 гг. осуществить комплекс мероприятий по профилактике автодорожного травматизма. С этой целью:
2.1. Обеспечить расширение объема и повысить эффективность санитарно-просветительной работы среди населения по профилактике дорожно-транспортного травматизма, особенно детей. Обязать главных врачей республиканских, краевых, областных, городских домов санитарного просвещения, совместно с республиканскими (краевыми, областными) обществами Красного Креста и Красного Полумесяца, а также главными травматологами министерств здравоохранения союзных и автономных республик, краевых и областных отделов здравоохранения, с привлечением республиканских (краевых, областных) органов просвещения и других организаций, в трехмесячный срок подготовить план мероприятий по этому разделу на 1983 - 1985 гг. и обеспечить его выполнение.
2.2. Расширить объем и повысить качество проводимых предрейсовых медицинских осмотров водителей автомототранспорта, для чего:
- обязать главных врачей поликлиник, поликлинических отделений больниц, амбулаторий и других медицинских учреждений, в состав которых входят медицинские пункты, организованные при автотранспортных предприятиях для проведения предрейсовых осмотров водителей автотранспортных средств, установить действенный контроль за работой медицинских работников этих медпунктов, систематически анализировать их работу, принимать своевременные меры по устранению выявленных недостатков;
- обязать главных врачей центральных районных больниц (главных врачей сельских районов) силами персонала фельдшерско-акушерских пунктов, под руководством врачей сельских участковых больниц и амбулаторий, обеспечить систематические медицинские осмотры водителей автотранспортных средств (не реже 2 - 3 раз в неделю) во всех автохозяйствах системы сельскохозяйственных министерств и ведомств, имеющих не менее 50 единиц автотранспортных средств;
- поручить местным органам здравоохранения не менее двух раз в год организовывать массовую проверку работы медицинского персонала, привлекаемого для проведения предрейсового осмотра водителей автотранспортных средств, с обсуждением результатов проверки на коллегиях министерств здравоохранения союзных и автономных республик, медицинских Советах областных (краевых) отделов здравоохранения.
3. Центральному научно-исследовательскому институту санитарного просвещения Министерства здравоохранения СССР (т. Лоранский Д.Н.) обеспечить в 1983 - 1985 гг. подготовку кинофильмов, выставочных слайдов, плакатов, памяток и других наглядных пособий по вопросам оказания первой медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.
4. Центральному научно-исследовательскому институту травматологии и ортопедии им. Н.Н.Приорова (т. Волкова М.В.):
4.1. Совместно с Московским городским научно-исследовательским институтом скорой помощи им. Н.В.Склифосовского (т. Комаров Б.Д.) усилить научные исследования по дальнейшему совершенствованию организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и мер профилактики автодорожного травматизма. С этой целью в трехмесячный срок пересмотреть тематику научных исследований по этой проблеме, внести необходимые дополнения и изменения и сократить сроки окончания проводимых работ.
4.2. Обеспечить проведение ежегодного анализа состояния дорожно-транспортного травматизма, в том числе детского, связанной с ним смертности на догоспитальном и госпитальном этапах в различных регионах страны - в городах и сельской местности, с разработкой дополнительных мер профилактики автодорожного травматизма и дальнейшего совершенствования системы оказания медицинской помощи пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий.
4.3. Совместно с Ленинградским научно-исследовательским ортопедическим институтом им. Г.И.Турнера (тов. Андрианов В.Л.), провести анализ причин детского дорожно-транспортного травматизма и проверку организации медицинской помощи детям, пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях в различных регионах страны. Результаты доложить на коллегии Министерства здравоохранения СССР в июне 1983 года.
5. Министрам здравоохранения союзных республик ежегодно 1 июля информировать Минздрав СССР о ходе выполнения настоящего приказа.
Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения СССР т. Сафонова А.Г.
Министерствам здравоохранения союзных республик разрешается размножить приказ в необходимом количестве.
Министр |
С.П. Буренков |
Начальник Главного управления |
А.М. Москвичев |
Начальник Главного управления |
А.М. Москвичев |
Начальник Главного управления |
А.М. Москвичев |
Начальник Главного управления |
А.М. Москвичев |
Начальник Управления медицинской |
Г.Ф. Церковный |
_____________________________
*(1) Сберкасса взыскивает комиссионные вознаграждения в размере 7 коп. за каждую операцию с учреждений, в пользу которых проводятся эти операции.
*(2) Стажированными водителями считаются лица, имеющие право на управление транспортными средствами не менее 3 лет.
*(3) Каждая медицинская водительская комиссия должна иметь объявления о часах работы и порядке медицинского освидетельствования.
*(4) Справки выдаются только лицам, которые могут быть допущены на медицинскую комиссию для проведения освидетельствования, при наличии официального письменного запроса указанной комиссии, по предъявлении паспорта и военного билета.
*(5) Инвалиды Отечественной войны и другие инвалиды из числа военнослужащих квитанции об оплате за медосмотр не предъявляют.
*(6) Экспертиза алкогольного опьянения у водителей проводится врачами лечебно-профилактических учреждений в соответствии с пр. Минздрава СССР N 523 от 22.11.54 г.
*(7) Медработники-водители (в т. ч. состоящие в обществе ДОАМ), другие медработники, входящие в секции медработников при ГАИ и включенные в комплексные бригады, могут входить в другие общественные формирования ГАИ.
*(8) Выделение инспекторов ДПС ГАИ и медработников проводится без увеличения штатной численности подразделений ДПС ГАИ и лечебно-профилактического учреждения.
*(9) ГАЗ-24-02 или РАФ-22036 для оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП и эвакуации их в лечебные учреждения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Минздрава СССР от 4 января 1983 г. N 3 "О профилактике дорожно-транспортных происшествий и совершенствовании системы оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Минздрава России от 24 августа 2020 г. N 889 настоящий документ признан не действующим на территории РФ с 24 августа 2020 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Минздравсоцразвития России от 8 августа 2011 г. N 893
Приказ Минздравсоцразвития России от 11 июня 2010 г. N 444
Приказ Минздрава СССР от 29 сентября 1989 г. N 555