Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к приказу Минздрава РФ
от 3 июля 1997 г. N 193
Положение
о системе эпидемиологического мониторинга туберкулеза территориального уровня
Территориальный программный комплекс сбора и обработки данных по туберкулезу (далее, территориальный комплекс) является составной частью федеральной системы эпидемиологического мониторинга туберкулеза, обеспечивающей полицевой учет туберкулезных больных и потерриториальный эпидемиологический мониторинг туберкулеза на уровне субъектов Российской Федерации. Эта система позволит получать достоверные данные для принятия своевременных организационных решений по совершенствованию специализированной противотуберкулезной помощи населению.
1. Назначение системы эпидемиологического мониторинга туберкулеза
1.1. Основной задачей системы является обеспечение длительного автоматизированного эпидемиологического мониторинга туберкулеза, на основе использования многоуровневых межтерриториальных баз данных и персонифицированного учета лиц с впервые в жизни установленным диагнозом туберкулеза, а также лиц, состоящих на диспансерном учете в противотуберкулезных учреждениях.
1.2. Система эпидемиологического мониторинга туберкулеза предназначена для:
- эпидемиологических исследований, имеющих целью изучение характера, структуры, уровней, динамики и тенденций распространения туберкулеза в территориях Российской Федерации;
- наблюдения за больными туберкулезом с оценкой эффективности организации диспансерного слежения и лечения (на районном уровне обслуживания больных);
- улучшения качества организации и оценки эффективности профилактики (вакцинации и ревакцинации) и раннего выявления больных туберкулезом;
- оценки основных параметров, характеризующих состояние специализированной противотуберкулезной службы;
- обеспечения обмена информацией с другими базами данных по туберкулезу и организации совместных исследований на национальном и международном уровне;
- формирования государственной отчетности по туберкулезу в соответствии с учрежденными официальными формами;
- формирования по запросам пользователей информационно-справочных данных, хранящихся в базах данных системы;
- использование информации, хранящейся в базах данных системы для оперативной разработки материалов о потребностях туберкулезной службы в материально-техническом обеспечении, кадрах, ресурсах специализированных учреждений, что необходимо для создания оптимальной модели планирования управления противотуберкулезной службой.
2. Функции системы эпидемиологического мониторинга туберкулеза
Цели, перечисленные выше, определяют две сферы деятельности системы:
2.1. Внутритерриториальная деятельность - функции комплекса на территориальном уровне заключаются в представлении данных о распространении туберкулеза в территории и эффективности работы территориальной противотуберкулезной службы для внутреннего анализа и выработки собственных управленческих решений.
2.2. Межтерриториальная деятельность - проведение обобщенного анализа о распространении туберкулеза в России и эффективности работы противотуберкулезной службы в целом для получения прогноза развития эпидситуации по туберкулезу и оценки потребностей службы; обеспечение возможности использования информации, хранящейся в базах данных для эпидемиологических и медикоэкологических исследований на федеральном и международном уровнях.
3. Структура системы эпидемиологического мониторинга и входящих в нее баз данных
3.1. Формирование баз данных осуществляется на основе утвержденных стандартных (форма 8, 33, 89, 30 и др.) и разработанных экспериментальных форм, согласованных с Минздравом России.
3.2. Комплексы программ включают в себя наборы связанных программ, при разработке которых используется принцип разделения собираемой и анализируемой информации на два типа: данные об отдельных физических лицах (полицевой учет) и территориальные данные (потерриториальный учет). Причем территориальные базы данных формируются частично на основе подчиненных локальных полицевых баз данных. Такой подход обеспечивает гибкую систему сбора и анализа данных по туберкулезу, состоящую из нескольких объединенных программных систем, каждая из которых отвечает своим локальным и территориальным задачам.
3.3. В территориальном диспансере, как в структурной единице системы, существуют следующие службы: организационно-методическая, диспансерная, стационарная, педиатрическая, бактериологическая. Соответственно, программный комплекс для территориального диспансера содержит разделы, отвечающие задачам каждой из них. Различные программы комплекса, с одной стороны, автономны, а с другой стороны, связаны в единую региональную информационную систему, позволяющую проводить анализ эпидемиологической ситуации и работы службы для принятия управленческих решений.
3.4. В комплекс, устанавливаемый в территориальном диспансере, в зависимости от особенностей организации территориальной противотуберкулезной службы, должны входить программы, обеспечивающие:
- Сбор и обработку территориальных данных (вплоть до районов и крупных городов территории) о контингентах больных туберкулезом (на основе формы 33).
- Анализ территориальной заболеваемости туберкулезом на основе картотеки извещений о впервые выявленных больных (на основе формы 89).
- Диспансерное слежение за контингентами больных туберкулезом (на основе формы 30).
- Диспансерное слежение за детско-подростковыми контингентами.
- Клинико-статистический анализ эффективности работы стационара и санатория фтизиопульмонологического профиля.
- Сбор и обработку территориальных данных (вплоть до отдельных учреждений ОЛС) по вакцинации БЦЖ.
- Сбор и обработку территориальных данных, связанных с вопросами раннего выявления туберкулеза (туберкулинодиагностика, работа рентгеновской и флюорографической аппаратуры).
- Анализ работы бактериологической службы.
На низшем структурном звене системы эпидемиологического мониторинга туберкулеза проводится внедрение программ диспансерного слежения за больными туберкулезом на уровне районов и включение в программное обеспечение общелечебной сети фрагментов по учету профилактической и диагностической работы для анализа ее качества и разработки административных мер повышения эффективности профилактики и раннего выявления туберкулеза.
4. Формирование, внедрение и функционирование территориальных программных комплексов
4.1. Головным учреждением федерального уровня по разработке и внедрению комплексов программ для системы мониторинга является Российский НИИ фтизиопульмонологии (РНИИФ).
4.2. РНИИФ совместно с региональными научно-исследовательскими институтами фтизиатрического профиля обеспечивает:
- научно-методическое руководство формированием и эксплуатацией программных комплексов;
- разработку пакета инструктивно-методических документов, регламентирующих их деятельность, в том числе соответствующих учетных форм и выходных данных единого унифицированного программного обеспечения Государственной системы эпидемиологического мониторинга туберкулеза;
- НИИ-кураторы ежеквартально получают информацию из территориальных баз данных и представляют ее в РНИИФ ;
- РНИИФ ежегодно осуществляет свод и анализ информации, собранной в базах данных и подготовку аналитических материалов с представлением их в Минздрав России.
4.3. Комплексы создаются и функционируют на базе организационно-методических кабинетов (отделений) республиканских, краевых, областных, городских, районных (в больших городах) противотуберкулезных диспансеров.
Научно-методическое руководство и контроль за организацией и функционированием территориальных программных комплексов, входящих в систему эпидемиологического мониторинга туберкулеза осуществляет Центр информационных медицинских технологий. Во внедрении программных комплексов и их сопровождении участвует "Центр" ЛОГОС", организованный при РНИИФ для внедрения современных научных методик в практику фтизиопульмонологии, а также территориальные медицинские информационно-вычислительные центры.
4.4. Сбор, накопление и хранение информации на территориальном уровне проводится на основе специальных формализованных медицинских документов.
4.5. На территориальном уровне должностным лицом, ответственным за функционирование комплекса и качество входных и выходных данных, является главный врач противотуберкулезного диспансера.
Информация из баз данных территориального программного комплекса ежеквартально представляется в соответствующий региональный НИИ или (при наличии электронных средств связи) прямо в Центр информационных технологий.
4.6. Передача информации между различными уровнями системы осуществляется на магнитных, а в ряде случаев на бумажных носителях. Порядок передачи информации определяется учреждением-куратором. С повсеместным внедрением сети "MEDNET" данные будут передаваться через электронные средства связи.
4.7. В учреждения вышестоящего уровня паспортная информация из полицевых картотек на больных туберкулезом поступает в закодированном виде.
5. Штатные нормативы и техническое обеспечение территориальных программных комплексов
В соответствии с задачами, решаемыми территориальным диспансером, требуется следующая обеспеченность программного комплекса компьютерами и обслуживающим персоналом.
5.1. Штатные нормативы персонала, работающего с программным обеспечением, связанным с организационно-методической и диспансерной работой учреждения определяются исходя из населения обслуживаемой территории.
На 1 млн. населения необходимо: 1.5 врачебной должности, 2.5 должности среднего медицинского персонала, 1.5 должности инженерно-технического персонала.
Техническое обеспечение:
- Для анализа эпидобстановки в территории по программам сбора данных о заболеваемости и распространенности туберкулеза (ф.ф. 33, 8), а также для программ сбора и обработки данных по раннему выявлению туберкулеза - 1 ЭВМ.
- Для диспансерной работы и полицевого слежения за контингентами - ЭВМ выделяется в зависимости от численности крупных участков, в которых возможно ведение собственной картотеки. Минимальное количество - 1 ЭВМ в диспансерном отделении областного противотуберкулезного диспансера.
5.2. Штатные нормативы персонала, работающего с системами диспансерного слежения за детско-подростковыми контингентами и системами сбора и обработки территориальных данных по вакцинации БЦЖ и туберкулинодиагностике, определяются исходя из детского и подросткового населения обслуживаемой территории.
На 1 млн. детей и подростков необходимо: 1.0 врачебной должности, 2.0 должности среднего медицинского персонала, 0.5 должности инженерно-технического персонала.
Техническое обеспечение:
- Для полицевого слежения за детско-подростковым контингентом, для обработки территориальных данных по профилактике туберкулеза и раннему выявлению инфицированных и больных туберкулезом детей и подростков - ЭВМ выделяется в зависимости от численности крупных участков, в которых возможно ведение собственной картотеки. Минимальное количество - 1 ЭВМ в детском отделении областного противотуберкулезного диспансера.
5.3. Штатные нормативы для эксплуатации системы анализа эффективности работы стационара фтизиопульмонологического профиля определяются из объема работ клиники.
На 1000 выбывших больных необходимо: 0.5 врачебной должности, 1.5 должности среднего медицинского работника (включая работу медицинского архива), 0.5 должности инженерно-технического персонала.
Техническое обеспечение:
- Для анализа эффективности стационарного лечения - 1 ЭВМ у заведующего лечебной частью или медстатистика, для получения общей статистики по стационару.
При наличии средств и количестве выбывших больных свыше 600 в год, устанавливаются ЭВМ в каждом отделении стационара для создания распределенной дискеточной или сетевой базы данных.
5.4. Штатные нормативы для эксплуатации системы анализа эффективности работы санатория фтизиопульмонологического профиля определяются из объема работ санатория.
Как минимум необходимо: 0.5 врачебной должности, 1.0 должности среднего медицинского работника (включая работу медицинского архива), 0.5 должности инженерно-технического персонала.
Техническое обеспечение - 1 ЭВМ
5.5. Штатные нормативы персонала, работающего с программным обеспечением бактериологической службы, определяются исходя из численности населения обслуживаемой территории.
На 1 млн. населения необходимо: 0.5 врачебной должности, 2.0 должности среднего медицинского персонала, 0.5 должности инженерно-технического персонала.
Техническое обеспечение - 2 ЭВМ
5.6. Штатные нормативы персонала, работающего с флюорокартотекой, определяются исходя из численности населения обслуживаемой территории.
На 1 млн. населения необходимо: 1.5 врачебной должности, 2.5 должности среднего медицинского персонала, 1.0 должности инженерно-технического персонала.
Техническое обеспечение: количество ЭВМ зависит от количества пунктов сбора информации (поликлиники, флюорографы в медсанчастях и т.п.)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.