06 октября 2015 г. |
Дело N А05-14667/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Любченко И.С. и Мунтян Л.Б.,
при участии от контрольно-счетной палаты Архангельской области Спицыной В.Н. (доверенность от 21.04.2015), от министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области Некрасова М.В. (доверенность от 26.05.2015),
рассмотрев 29.09.2015 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства Топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области и контрольно-счетной палаты Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 11.02.2015 (судья Калашникова В.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015 (судьи Ралько О.Б., Виноградова Т.В. и Докшина А.Ю.) по делу N А05-14667/2014,
установил:
министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, место нахождения: 163000, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49, ИНН 2901127253, ОГРН 1042900022626 (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Светлое", место нахождения: 164557, Архангельская область, Холмогорский район, поселок Светлый, дом 21/1, ИНН 2923006358, ОГРН 1102903000826 (далее - ООО "Светлое", Общество), Администрации муниципального образования "Холмогорский муниципальный район", место нахождения: 164530, Архангельская область, село Холмогоры, улица Набережная, дом 21, ИНН 2923001134, ОГРН 1032902190111 (далее - Администрация) 1 063 958 руб. 45 коп. задолженности по субсидии за 2011 и 2012 годы.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена контрольно-счетная палата Архангельской области, место нахождения: 163000, город Архангельск, площадь В.И. Ленина, дом 1, ИНН 2901219352, ОГРН 1112901009968 (далее - КСП АО).
Решением суда первой инстанции от 11.02.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.06.2015, в удовлетворении иска отказано.
В кассационных жалобах Министерство и КСП АО, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просят отменить обжалуемые судебные акты.
В отзывах на кассационные жалобы Общество и Администрация просят отказать в их удовлетворении, ссылаясь на законность и обоснованность принятых судебных актов.
В судебном заседании представитель Министерства и представитель КСП АО поддержали изложенные в кассационных жалобах доводы.
Общество и Администрация надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения.
Законность принятых по делу судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с планом работы КСП АО от 18.05.2012 N 36 "О проведении встречной проверки обоснованности расходования средств областного бюджета муниципального образования "Холмогорский муниципальный район", распоряжениями от 28.05.2012 N 43 "О проведении проверки организации бюджетного процесса, исполнения бюджета, использования средств областного бюджета в муниципальном образовании "Холмогорский муниципальный район", от 01.11.2012 N 83 "О выделении в отдельные контрольные мероприятия материалов проверок по отрасли ЖКХ Холмогорского района и МО "Емецкое", КСП АО провела проверку Администрации и Общества по вопросу обоснованности предоставления и расходования средств субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения ООО "Светлое" в 2011-2012 годах.
По результатам проверки Общества составлен акт от 20 - 25 июня 2012 года, на который Общество представило протокол разногласий, в том числе по определению КСП АО объема тепловой энергии, отпущенной населению на нужды теплоснабжения, и по размеру субсидии, подлежащей возврату в областной бюджет.
Представлением КСП АО от 19.11.2012 N 16, Обществу вменено завышение потребности в средствах областного бюджета на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, на общую сумму 1 063 958 руб. 45 коп., в том числе за 2011 год на сумму 778 288 руб. 29 коп., за январь - май 2012 года - 285 670 руб. 16 коп.
Указанное представление Обществом не исполнено, средства в бюджет не восстановлены.
По результатам проверки отдельных вопросов организации бюджетного процесса, исполнения бюджета, использования средств областного бюджета за 2010 - 2011 годы и текущий период 2012 года в муниципальном образовании "Холмогорский муниципальный район" КСП АО составлен акт от 01.04.2013, в котором, в том числе отражено завышение объемов отпущенной населению тепловой энергии обществом за 2011 год на 795,95 Гкал (пункт 7.3 акта проверки), за 5 месяцев 2012 года - на 900,86 Гкал (пункт 7.4 акта проверки), что привело к необоснованному начислению потребности в субсидии за счет средств областного бюджета на 778,29 тыс. руб. и на 285,67 тыс. руб. соответственно.
Администрация, рассмотрев акт проверки от 01.04.2013, направила в адрес КСП АО протокол разногласий, в том числе по выводам и предложениям КСП по результатам проверки обоснованности использования субсидии областного бюджета на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения (страницы 5, 6 протокола разногласий). С расчетом, примененным КСП, администрация категорически не согласилась, признав его необоснованным и недостоверным.
В адрес министерства КСП выдано представление от 15.05.2013 N 2, в котором указано на необходимость принятия мер по восстановлению в областной бюджет излишне выплаченных Обществу сумм субсидии из областного бюджета на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения за 2010 год, 2011 год, 5 месяцев 2012 года.
Аналогичное представление вынесено КСП АО в отношении Администрации - от 31.12.2013 N 01-02/997.
На основании представления от 15.05.2013 N 2 Министерство направило в адрес Администрации два требования о возврате в областной бюджет излишне перечисленных средств субсидии - от 17.06.2013 N 203/06-04/1973 и от 13.12.2013 N 203/06-04/5395.
С учетом того, что денежные средства в областной бюджет не возвращены, Министерство обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с рассматриваемым заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении иска сочли, что КСП АО применена методика расчета объема тепловой энергии, отпущенной населению, не предусмотренная нормами действующего законодательства; при расчете объема тепловой энергии, отпущенной Обществом населению, КСП АО использованы не изначально начисленные суммы стоимости предоставленной коммунальной услуги, а откорректированные суммы начислений по актам в связи с предоставлением некачественной услуги по теплоснабжению за соответствующие периоды, в связи с чем объем тепловой энергии, отпущенный населению, а, соответственно, и размер субсидии, подлежащей возврату, определен недостоверно.
Между тем судами не учтено следующее.
С учетом правовой позиции, изложенной в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", в предмет доказывания по настоящему делу входит "количество ресурса, поставленного потребителям по льготному тарифу".
Суды фактически уклонились от проверки данного имеющего значения для правильного разрешения дела обстоятельства.
При этом использование КСП АО для определения объема поставленного потребителям ресурса данных бухгалтерского учета Общества о начислениях за тепловую энергию для населения не противоречит действующему законодательству, в том числе положениям пунктов 1 и 4 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 541, пунктов 1 и 2 статьи 542, пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, соответствует существу и условиям применения льготного тарифа.
В силу пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенное, дать надлежащую оценку доводам сторон и представленным сторонами доказательствам, установить имеющие значение обстоятельства и принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 11.02.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015 по делу N А05-14667/2014 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.