13 октября 2015 г. |
Дело N А56-71284/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Захаровой М.В. и Кадулина А.В.,
при участии от Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Загребельной Я.А. (доверенность от 19.05.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.03.2015 (судья Варенникова А.О.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2015 (судьи Полубехина Н.С., Горбик В.М., Жиляева Е.В.,) по делу N А56-71284/2014,
установил:
Ордена Трудового Красного Знамени Федеральное государственное унитарное предприятие "Российские сети вещания и оповещения", юридический адрес: 105094, Москва, ул. Семеновский Вал, д. 4, место нахождения филиала: 191025, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 88, почтовый адрес: 197342, Санкт-Петербург, ул. Торжковская, д. 5, ОГРН 1027739426802, ИНН 7712005121 (далее - предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету по управлению городским имуществом, впоследствии замененного на Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный проезд, д. 1, лит. Б, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - комитет), о признании права собственности Российской Федерации и права хозяйственного ведения предприятия на нежилое помещение, находящееся по адресу: Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Октябрьская, д. 75, литера А, помещение 1Н, площадью 33,5 кв. м с кадастровым номером 78:37:0017116:4380.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу и Федеральное агентство связи.
Решением суда от 06.03.2015 исковые требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 25.06.2015 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе комитет просит решение и постановление отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Податель жалобы ссылается на то, что законодатель отнес к федеральному имуществу именно те объекты, которые на момент разграничения государственной собственности были закреплены за предприятием на праве хозяйственного ведения, а не использовались им по какому-либо иному основанию, считает, что истец не доказал, что объект с 1991 года и по настоящее время использовался для оказания услуг связи, а не имел иного технического предназначения, истец не доказал непрерывного использования упомянутого помещения.
Податель жалобы полагает, что помещение, предназначенное для размещения трансформаторной подстанции, исходя из своего назначения, не относится к объектам связи, объекты электросетевого хозяйства могут находиться не только в федеральной собственности, но и в собственности субъектов федерации.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие просит оставить решение и постановление без изменения.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель комитета подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Другие участвующие в деле лица о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кроме того, информация о принятии жалобы к производству, а также о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Северо-Западного округа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Документы, подтверждающие размещение указанных сведений, включая дату их размещения, на официальном сайте суда, приобщены к материалам дела.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Приказом Министра связи СССР от 09.08.1973 N 465 "Об упорядочении наименований предприятий и организаций системы Министерства связи СССР" Дирекция Ленинградской городской радиотрансляционной сети переименована в Ленинградскую городскую радиотрансляционную сеть (ЛГРС).
Приказом Министерства связи СССР от 10.02.1983 N 214 Октябрьско-Фрунзенский радиотрансляционный узел был реорганизован в Петроградский радиотрансляционный узел.
Приказом Министерства связи СССР от 16.01.1987 N 22 ликвидированы с 01.02.1987 Петроградский, Московский, Невско-Смольнинский и Калининско-Выборгский радиотрансляционные узлы и на их базе в составе ЛГРС организованы Северный и Южный радиотрансляционные узлы на самостоятельном балансе.
Приказом Министерства связи РСФСР от 26.08.1988 N 181 "О статусе производственного объединения "Ленинградская городская радиотрансляционная сеть" Министерства связи РСФСР" состав производственного объединения "Ленинградская городская радиотрансляционная сеть" (ПО ЛГРС) определен состоящим из четырех структурных единиц: Северный и Южный радиотрансляционные узлы, Производственно-экспериментальное предприятие радиофикации, Ленинградская городская сеть с собственным производством - головной структурной единицей.
Приказом Министерства связи РСФСР от 15.01.1991 N 77 ПО ЛГРС ликвидировано 01.04.1991 г., на его базе создано государственное предприятие связи "Ленинградская городская радиотрансляционная сеть" (ГПС ЛГРС) с передачей ему сети ликвидируемого ПО ЛГРС.
Приказом Министерства связи РСФСР от 18.02.1993 N 42 ГПС ЛГРС переименовано в государственное предприятие связи "Радиотрансляционная сеть города Санкт-Петербурга".
Распоряжением Территориального управления Центрального административного района Санкт-Петербурга от 07.09.1999 зарегистрирован устав предприятия в новой редакции, изменено его наименование - федеральное государственное унитарное предприятие связи "Радиотрансляционная сеть Санкт-Петербурга".
Приказом Министерства Российской Федерации по связи и информатизации от 05.12.2000 N 7642 ФГУП связи "Радиотрансляционная сеть Санкт-Петербурга" переименовано в Федеральное государственное унитарное предприятие "Радиотрансляционная сеть Санкт-Петербурга".
Распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.12.2012 N 2176-р Ордена Трудового Красного Знамени Федеральное государственное унитарное предприятие "Московская городская радиотрансляционная сеть" (ФГУП МГРС) реорганизовано в форме присоединения к нему Федерального государственного унитарного предприятия "Радиотрансляционная сеть Санкт-Петербурга", которое в результате реорганизации в форме присоединения прекратило свое существование и было исключено из Единого государственного реестра юридических лиц, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица путем реорганизации в форме присоединения от 21.06.2013. Фирменное наименование ФГУП МГРС изменено на Ордена Трудового Красного Знамени федеральное государственное унитарное предприятие "Российские сети вещания и оповещения".
Право собственности на спорное нежилое помещение 27.06.2008 зарегистрировано за Санкт-Петербургом, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 10.10.2014.
Ссылаясь на то, что право собственности Российской Федерации на спорное нежилое помещение возникло в силу закона, предприятие владеет им на праве хозяйственного ведения, из федеральной собственности в государственную собственность Санкт-Петербурга в установленном законом порядке объект не передавался, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что правопредшественники предприятия, а затем и само предприятие, с 1981 года владеет и пользуется спорным помещением, удовлетворили исковые требования, исходя из того, что радиопередающие центры в соответствии с пунктом 1 Постановления N 3020-1 и пунктом 6 раздела IV Приложения N 1 к нему относятся исключительно к федеральной собственности.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В силу пункта 1 Постановления N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 1 к нему, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности. В соответствии с Приложением N 1 к Постановлению N 3020-1 исключительно к федеральной собственности относятся объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства, в том числе и радиопередающие центры (пункт 6 раздела IV).
Установив, что на момент законодательного разграничения государственной собственности спорное помещение использовалось предприятием, суды правильно применили пункт 6 раздела IV Приложения N 1 к Постановлению N 3020-1, согласно которому спорное имущество могло находиться исключительно в федеральной собственности.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 8 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.1995 N 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", при разрешении споров необходимо иметь в виду, что, начиная с 08.12.1994, созданные ранее государственные и муниципальные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения.
Из имеющихся в деле документов о реорганизации организаций радиотрансляционной связи усматривается, что занимающая спорный объект организация входила в структуру организаций связи, в дальнейшем реорганизованных в организационно-правовую форму предприятия, у которого имущество, используемое в предусмотренной уставом деятельности, находится на праве хозяйственного ведения.
Довод подателя жалобы о недоказанности факта непрерывного использования предприятием спорного помещения для осуществления его уставной деятельности был предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, получил правовую оценку и признан несостоятельным как неподтвержденный надлежащими доказательствами.
Ссылка подателя жалобы на то, что спорное помещение относится к объектам электроэнергетики, так как в нём размещена трансформаторная подстанция, несостоятельна. На основании имеющихся в деле доказательств суды сделали правильный вывод об использовании предприятием спорного объекта в целях звукового вещания в соответствии с его уставной деятельностью.
Таким образом, суды обоснованно удовлетворили исковые требования о признании права федеральной собственности и права хозяйственного ведения предприятия на спорный объект недвижимости.
Поскольку нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, сделанные судами выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.03.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2015 по делу N А56-71284/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т. И. Сапоткина |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 Постановления N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 1 к нему, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности. В соответствии с Приложением N 1 к Постановлению N 3020-1 исключительно к федеральной собственности относятся объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства, в том числе и радиопередающие центры (пункт 6 раздела IV).
Установив, что на момент законодательного разграничения государственной собственности спорное помещение использовалось предприятием, суды правильно применили пункт 6 раздела IV Приложения N 1 к Постановлению N 3020-1, согласно которому спорное имущество могло находиться исключительно в федеральной собственности.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 8 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.1995 N 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", при разрешении споров необходимо иметь в виду, что, начиная с 08.12.1994, созданные ранее государственные и муниципальные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 октября 2015 г. N Ф07-61/15 по делу N А56-71284/2014