23 октября 2015 г. |
Дело N А05-14645/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Алешкевича О.А., Асмыковича А.В.,
при участии от Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области Камкиной С.А. (доверенность от 15.10.2015 N 36-д) и Некрасова М.В. (доверенность от 26.05.2015 N 21-д), от открытого акционерного общества "Архангельская областная энергетическая компания" Филин О.В. (доверенность от 09.07.2015 N 99/15),
рассмотрев 19.10.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2015 по делу N А05-14645/2014 (судьи Смирнов В.И., Виноградова Т.В., Мурахина Н.В.),
установил:
Открытое акционерное общество "Архангельская областная энергетическая компания", место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Попова, д. 17, ОГРН 1082901006165, ИНН 2901179251 (далее - ОАО "АрхоблЭнерго", Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным требования Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, место нахождения: 163000, г. Архангельск, Троицкий пр., д. 49, ОГРН 1042900022626, ИНН 2901127253 (далее - Министерство), от 11.11.2014 N 203/06-04/6501.
К участию в деле привлечены общество с ограниченной ответственностью "Домсервис", место нахождения: 165320, Архангельская обл., Котласский р-н, рабочий поселок Шипицыно, Советская ул., д. 53, ОГРН 1122904000119, ИНН 290402368 (далее - ООО "Домсервис"), и муниципальное образование "Шипицынское" в лице администрации муниципального образования "Шипицынское", место нахождения: 165320, Архангельская обл., Котласский р-н, рабочий поселок Шипицыно, Советская ул., д. 53, ОГРН 1052904026856, ИНН 2904015942 (далее - Администрация).
Решением от 06.04.2015 суд признал требование Министерства от 11.11.2014 N 203/06-04/6501 недействительным в части предложения ОАО "АрхоблЭнерго" возместить в областной бюджет 1580 рублей 72 копейки в качестве необоснованно полученной субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения за 2013 год. Суд также обязал Министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В удовлетворении остальной части заявленного требования суд отказал.
Постановлением от 09.07.2015 апелляционный суд отменил решение от 06.04.2015 по делу N А05-14645/2014 в части отказа в удовлетворении требований ОАО "АрхоблЭнерго" о признании недействительным требования Министерства от 11.11.2014 N 203/06-04/6501 в части предложения ОАО "АрхоблЭнерго" возместить в областной бюджет 1899 руб. 54 коп. в качестве необоснованно полученной субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения за 2013 год. Апелляционный суд признал требование Министерства от 11.11.2014 N 203/06-04/6501 недействительным в части предложения ОАО "АрхоблЭнерго" возместить в областной бюджет 1899 руб. 54 коп. в качестве необоснованно полученной субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения за 2013 год. Апелляционный суд обязал Министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В остальной части решение от 06.04.2015 апелляционный суд оставил без изменения.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение от 06.04.2015 и постановление от 09.07.2015. Податель жалобы исходит из того, что Общество не вправе получать субсидию за поставку тепловой энергии в пустующее жилое помещение. Министерство также считает, что поквартирная карточка не является документом, подтверждающим законность регистрации гражданина: по адресу: п. Шипицыно, ул. Ломоносова, д. 45, фл. 1, кв. 9.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить постановление от 09.07.2015 без изменения.
В судебном заседании представители Министерства поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Представители иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, 29.12.2012 Министерство энергетики и связи Архангельской области (Сторона 1), в дальнейшем переименованное в Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, и ОАО "АрхоблЭнерго" (Сторона 2) во исполнение Закона Архангельской области от 17.12.2012 N 603-36-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (далее - Закон о бюджете на 2013 год) заключили договор N 271-19/12 на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения.
Предметом заключенного договора является взаимодействие сторон, направленное на предоставление Стороной 1 Стороне 2 субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения в соответствии с разделом 3 Порядка предоставления в 2013 году субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг, предусмотренного приложением 17 к Закону о бюджете на 2013 год.
Согласно пункту 1.2 этого договора (в редакции дополнительного соглашения от 02.07.2013 N 2) субсидия предоставляется для населения, проживающего в жилых домах, расположенных на территории ряда муниципальных образований и городских округов, в том числе на территории муниципального образования "Шипицынское" муниципального образования "Котласский муниципальный район".
По условиям пункта 1.3 договора (в редакции дополнительного соглашения от 02.07.2013 N 1) объем субсидии теплоснабжающей организации рассчитывается по формуле:
С = (Пнас x (Т - Тнас) - Sz, где:
С - объем субсидии теплоснабжающей организации, рублей;
Пнас - объем тепловой энергии (теплоносителя), отпущенный населению в точках учета тепловой энергии на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения), определенный по показаниям приборов учета тепловой энергии, или в случаях, допускаемых Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", определенный в установленном порядке расчетным путем по нормативам потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, Гкал;
Т - одноставочный тариф на тепловую энергию, отпускаемую потребителям (без НДС), рублей/Гкал;
Тнас - одноставочный тариф на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения (без НДС), рублей/Гкал;
Sz - стоимость не использованного по состоянию на 1 января 2013 году остатка каменного угля, поставленного органами местного самоуправления поселений теплоснабжающим организациям за счет субсидий бюджетам муниципальных образований Архангельской области на закупку и доставку каменного угля, муки и лекарственных средств в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов (далее - неиспользованный остаток каменного угля), рублей.
Сумма возврата денежных средств за неиспользованный остаток каменного угля определяется на основании актов сверки между органами местного самоуправления поселений и теплоснабжающими организациями по состоянию на 1 января 2013 года.
Расходование и учет неиспользованного остатка каменного угля теплоснабжающими организациями в 2013 году осуществляются на основании договоров с органами местного самоуправления поселений.
Сторона 1 осуществляет предоставление субсидий теплоснабжающим организациям с учетом стоимости неиспользованного остатка каменного угля на основании актов сверки расчетов между органами местного самоуправления поселений и теплоснабжающими организациями по состоянию на 1 января 2013 года равными долями в течение трех лет.
В силу пункта 1.6 отпуск Стороной 2 тепловой энергии (теплоносителя) для населения в точках учета тепловой энергии на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения) должен подтверждаться данными бухгалтерского учета.
Министерство на основании распоряжения от 22.09.2014 N 399-р провело в Котласском филиале Общества плановую выездную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения, за 2013 год, о чем составлен акт от 28.10.2014 N 203/01-20/65.
В ходе проверки установлено, что Общество применило льготные тарифы на тепловую энергию и получило субсидию по объемам тепловой энергии, поставленной в пустующие объекты муниципального жилищного фонда (по причине отсутствия нанимателей жилых помещений) в многоквартирном жилом доме по адресу: п. Шипицыно, ул. Ломоносова, д. 45, фл. 1, кв. 7 и кв. 9.
Министерство указало, что в ходе проверки выявлены расхождения между объемами тепловой энергии, представленными в расчетах потребности в средствах субсидии Обществом, и фактическими объемами, подтвержденными первичными бухгалтерскими документам. Объем тепловой энергии, отпущенный населению на нужды теплоснабжения, представленный Обществом для получения средств субсидии больше фактического объема, подтвержденного первичными бухгалтерскими документами на 3,886 Гкал по муниципальному образованию "Шипицынское". В результате несоответствия данных расчета субсидии и первичных документов величина переплаты средств субсидии Обществу составляет 3480 руб. 26 коп.
В обоснование вывода о том, что оснований для применения льготных тарифов на тепловую энергию не имеется, Министерство сослалось также на то, что акты с управляющей компанией - ООО "Домсервис" не подписаны.
По итогам проверки Министерство направило ОАО "АрхоблЭнерго" требование от 11.11.2014 N 203/06-04/6501, в котором предложило Обществу в течение 15 дней со дня предъявления этого требования возместить в областной бюджет 3480 руб. 26 коп. необоснованно полученной субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения за 2013 год.
ОАО "АрхоблЭнерго" оспорило данное требование в арбитражный суд.
Суд первой инстанции признал требование Министерства недействительным в части предложения ОАО "АрхоблЭнерго" возместить в областной бюджет 1580 руб. 72 коп. в качестве необоснованно полученной субсидии, отметив, что применительно к спорному периоду в помещении N 9 в доме N 45 флигель 1 по ул. Ломоносова в п. Шипицино зарегистрирован гражданин, который временно отсутствует. В удовлетворении остальной части заявленного требования (1899 руб. 54 коп.) суд отказал, поскольку в помещении 7 по указанному адресу никто не проживал и Общество в связи с этим не имело права на получение субсидии в отношении объема тепловой энергии, отпущенной в это помещение.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований ОАО "АрхоблЭнерго" о признании недействительным требования в части предложения ОАО "АрхоблЭнерго" возместить в областной бюджет 1899 руб. 54 коп. в качестве необоснованно полученной субсидии на возмещение убытков, посчитав, что поскольку при расчете стоимости потребленной тепловой энергии следует применять тариф для населения, то ресурсоснабжающая организация имеет право на возмещение убытков. В остальной части апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ) определяет субсидию как форму предоставления юридическому лицу бюджетных средств, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Как установлено пунктом 1 статьи 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Законом об областном бюджете на 2013 год утвержден Порядок предоставления в 2013 году субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг согласно приложению N 17 (далее - Порядок).
В пункте 3.1 Порядка предоставления субсидий в 2013 году предусмотрено, что субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения, предоставляются теплоснабжающим организациям Архангельской области в случае превышения одноставочного тарифа на тепловую энергию, отпускаемую потребителям, над одноставочным тарифом на тепловую энергию, отпускаемую населению, установленными агентством по тарифам и ценам Архангельской области. Субсидии предоставляются в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" с целью обеспечения полного покрытия теплоснабжающим организациям расходов, связанных с государственным регулированием цен (тарифов) на отпуск тепловой энергии для населения.
В силу пункта 3.2 Порядка в качестве базовых величин для расчета размера субсидий принимаются:
а) одноставочные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую теплоснабжающими организациями потребителям (без налога на добавленную стоимость (далее - НДС);
б) одноставочные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения (без НДС);
в) объем тепловой энергии (теплоносителя), отпущенный населению теплоснабжающей организацией в точках учета тепловой энергии на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения), определенный по показаниям приборов учета тепловой энергии, или в случаях, допускаемых Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", определенный расчетным путем по нормативам потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению;
г) стоимость не использованного по состоянию на 1 января 2013 года остатка каменного угля, поставленного органами местного самоуправления поселений теплоснабжающим организациям за счет субсидий бюджетам муниципальных образований Архангельской области на закупку и доставку каменного угля, муки и лекарственных средств в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов.
Согласно пунктам 3.3, 3.4 Порядка предоставление субсидий осуществляется министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области в соответствии со сводной бюджетной росписью, доведенными лимитами бюджетных обязательств и предельными объемами финансирования. Министерство заключает с теплоснабжающими организациями договоры на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения. Договоры на возмещение убытков должны предусматривать порядок определения количества отпущенной тепловой энергии, подтверждение объемов тепловой энергии, используемых для расчета субсидий, данными бухгалтерского учета и иные существенные условия, установленные Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и согласованные сторонами.
На основании пункта 3.7 Порядка в целях безаварийного прохождения отопительного периода на основании распоряжения министерства энергетики и связи допускается авансовое перечисление субсидий, обоснованное предварительным расчётом по каждой теплоснабжающей организации, для закупки и доставки топлива в период транспортной доступности с последующим подтверждением факта закупки и заверенной выписки данных бухгалтерского учёта о постановке на учёт приобретенного топлива, предотвращения аварийных ситуаций и создания нормативных запасов топлива в осенне-зимний период в следующие сроки:
а) в объёме не более предварительно-рассчитанной потребности в субсидии за январь - март - до 1 апреля текущего года;
б) в объёме не более 60% от годового размера субсидии - до 1 июля текущего года.
Средства субсидии, полученные теплоснабжающими организациями в порядке авансирования, направляются ими на топливно-энергетические ресурсы. В случае прекращения теплоснабжающей организацией регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения излишне перечисленные средства подлежат возврату в областной бюджет в текущем финансовом году.
Согласно пункту 3.8 Порядка теплоснабжающие организации ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчётным периодом, представляют в министерство по формам, установленным распоряжением министерства, расчёт фактической потребности в средствах субсидии с учётом произведенного авансирования, подтверждённый данными бухгалтерского учёта.
Пунктом 3.11 Порядка и пунктом 2.3.10 договора установлено, что в случае выявления министерством нарушений Порядка и условий договора на возмещение убытков соответствующий объём субсидий подлежит возврату в областной бюджет в течение 15 дней со дня предъявления министерством письменного требования о возврате. При неисполнении получателем субсидий данного требования в установленный срок министерство вправе обратиться с требованием о возврате субсидии в суд.
Порядком осуществления финансового контроля исполнительными органами государственной власти Архангельской области, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 18.02.2014 N 58-пп, установлены правила осуществления проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий и бюджетных инвестиций из областного бюджета их получателями в соответствии со статьей 78, пунктами 2 - 4 статьи 78.1, статьей 78.2 БК РФ.
Данным нормативным правовым актом установлено, что проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий осуществляются главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств областного бюджета - в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, получивших субсидии из областного бюджета. Финансовый контроль осуществляется в части соблюдения указанными юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами условий, целей и порядка предоставления субсидий из областного бюджета.
Согласно подпункту 3 пункта 49 указанного нормативного правового акта по результатам рассмотрения акта ревизии, акта проверки должностное лицо главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств областного бюджета, рассмотревшее акт ревизии, акт проверки, направляет требование о возврате субсидии объекту финансового контроля - юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, физическому лицу, если выявлено нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидии.
Такое требование должно соответствовать по форме и содержанию положениям пункта 58 Порядка осуществления финансового контроля исполнительными органами государственной власти Архангельской области, а именно: в нем указываются: наименование ("требование"), дата и место составления требования; сведения об объекте контрольного мероприятия (его наименование (фамилия, имя, отчество), место нахождения (место жительства), основной государственный регистрационный номер, индивидуальный номер налогоплательщика, фамилия, имя, отчество руководителя юридического лица); реквизиты акта проверки, на основании которого направлено требование; фамилия, имя, отчество и должность должностного лица главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств областного бюджета, подписавшего требование; сумма субсидии, подлежащая возврату в областной бюджет; реквизиты счета, на который подлежит перечислению сумма субсидии, подлежащая возврату в областной бюджет; срок исполнения требования о возврате субсидии; подпись должностного лица главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств областного бюджета, рассмотревшего акт проверки.
В оспариваемом заявителем требовании Министерство предложило ОАО "АрхоблЭнерго" возместить в областной бюджет 3480 руб. 26 коп. необоснованно полученной субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения за 2013 год.
Суд первой инстанции, ссылаясь на положения Закона Архангельской области от 02.07.2012 N 512-32-ОЗ "Об установлении лиц, имеющих право на льготы по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, оснований для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций" (далее - Закон N 512-32-ОЗ), а также на положения пункта 1.2 договора от 29.12.2012 N 271-19/12 на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения, пришел к выводу о том, что если в жилых помещениях, для отопления которых поставляется тепловая энергия, население не проживает, теплоснабжающая организация не имеет права на получение субсидии в отношении объема тепловой энергии, отпущенной в незаселенные помещения.
При этом суд посчитал, что ОАО "АрхоблЭнерго" необоснованно применило льготный тариф в отношении объема тепловой энергии 3,886 Гкал, поставленной в жилое помещение N 7 в доме N 45 флигель 1 по улице Ломоносова в п. Шипицыно, которое пустует по причине отсутствия нанимателей.
Между тем в соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой приобрело имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное имущество.
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Согласно части 11 статьи 155 ЖК РФ неиспользование собственниками помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно материалам дела спорное помещение N 7 в доме N 45 флигель 1 по улице Ломоносова в п. Шипицыно находится в муниципальном жилищном фонде.
Доказательств передачи данного жилого помещения гражданам по договорам социального найма, а также утраты собственности на пустующее помещение в дело не представлено.
Суд апелляционной инстанции установил, что в период с сентября по декабрь 2013 года ОАО "АрхоблЭнерго" поставило в спорное жилое помещение тепловую энергию.
Объектом теплоснабжения в данном случае являлось пустующее жилое помещение.
Согласно статье 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан; коммунальные ресурсы используются в них на коммунально-бытовые нужды. При взыскании на основании договора теплоснабжения платы за коммунальные услуги, оказываемые собственникам жилых помещений - юридическим лицам, подлежит применению тариф "для населения", в том числе в случаях, когда помещение является пустующим (незаселенным).
Таким образом, как правильно указал апелляционный суд, ОАО "АрхоблЭнерго" обоснованно применило льготный тариф для населения, при расчете стоимости тепловой энергии, поставленной в жилое помещение N 7.
В то же время поставка теплоснабжающей организацией тепловой энергии в пустующее жилое помещение по льготному тарифу для населения не препятствует ей получить субсидию на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения.
В соответствии с разделом 3 Порядка субсидии предоставляются теплоснабжающим организациям на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения.
В Законе N 512-32-ОЗ, на который ссылается Министерство в обоснование своей позиции, отсутствуют положения, запрещающие теплоснабжающей организации получать субсидии в отношении объема тепловой энергии, отпущенной в пустующие жилые помещения.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона N 512-32-ОЗ компенсация выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, осуществляется путем предоставления субсидий теплоснабжающим организациям за счет средств областного бюджета (далее - субсидии).
Как установлено пунктом 3 статьи 6 Закона N 512-32-ОЗ, субсидии предоставляются в соответствии с заключенными договорами на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, заключенными между уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции в сфере топливно-энергетического комплекса (в том числе электроэнергетики, газоснабжения и теплоснабжения), энергосбережения и повышения энергетической эффективности, и теплоснабжающими организациями.
В соответствии с пунктом 1.2 договора от 29.12.2012 N 271-19/12 о возмещении ОАО "АрхоблЭнерго" убытков субсидия предоставляется для населения, проживающего в жилых домах, расположенных на территории ряда муниципальных образований и городских округов.
Суд первой инстанции, исходя из буквального толкования пункта 1.2 названного договора, пришел к выводу о том, что если в жилых помещениях, для отопления которых поставляется тепловая энергия, население не проживает, теплоснабжающая организация не имеет права на получение субсидии в отношении объема тепловой энергии, отпущенной в незаселенные помещения.
Между тем из положений Порядка и Закона N 512-32-ОЗ следует, что субсидия предоставляется для теплоснабжающих организаций на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения, а для населения предусмотрены льготы по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
По смыслу текста договора, его положения не ставят предоставление теплоснабжающей организации субсидии в зависимость от того заселено жилое помещение или нет.
Кроме того, в противном случае на теплоснабжающую организацию возлагались бы несвойственные ей функции по контролю за использованием жилых помещений.
В данном случае ОАО "АрхоблЭнерго" поставило тепловую энергию в пустующее помещение N 7 муниципального жилищного фонда. При расчете стоимости потребленной тепловой энергии, поступившей в данное помещение, применяется тариф "для населения".
Таким образом, ОАО "АрхоблЭнерго" вправе получить субсидию на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения, за поставку тепловой энергии в указанное жилое помещение.
В связи с этим суд апелляционной инстанции правомерно признал недействительным оспариваемое требование Министерства в части предложения Обществу возместить в областной бюджет 1899 руб. 54 коп. в качестве необоснованно полученной субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения за 2013 год, и отменил решение суда первой инстанции в этой части, оставив решение суда первой инстанции без изменения в остальной части.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены апелляционным судом правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены постановления суда апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 286 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2015 по делу N А05-14645/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А Самсонова |
Судьи |
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.