23 октября 2015 г. |
Дело N А13-15986/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Морозовой Н.А., Пастуховой М.В.,
рассмотрев 21.10.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Череповце и Череповецком районе Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 06.04.2015 (судья Ковшикова О.С.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2015 (судьи Докшина А.Ю., Виноградова Т.В., Ралько О.Б.) по делу N А13-15986/2014,
установил:
администрация Череповецкого муниципального района, место нахождения: 162612, Вологодская область, город Череповец, улица Первомайская, дом 58, ОГРН 1023502294947, ИНН 3523002713 (далее - администрация), обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Череповце и Череповецком районе Вологодской области, место нахождения: 162602, Вологодская область, город Череповец, улица Труда, дом 49, ОГРН 1023501245074, ИНН 3528076797 далее - управление, фонд), от 16.10.2014 N 045 027 14 РВ 0000149 в части доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 9 320 руб., начисления соответствующей суммы пеней и привлечения к ответственности за неполную уплату страховых взносов в виде соответствующей суммы штрафа.
Решением суда от 06.04.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.06.2015, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе фонд, указывая на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и неполное исследование материалов дела, просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении исковых требований.
По мнению подателя жалобы, оплата стоимости путевок на санаторно-курортное лечение связана с выполнением главой района Родичевым Л.Н. своих трудовых обязанностей, не является компенсационной выплатой, не относится к пособиям и иным видам обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию. При этом, как указывает фонд, спорная выплата была гарантирована главе района, не носила единовременного характера, а осуществлялась ежегодно, то есть систематически. Податель жалобы считает, что в данном случае приобретение путевок имеет прямое отношение к работоспособности сотрудника и деятельности работодателя, а поэтому, исходя из анализа положений статьи 262 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) такие выплаты не могут рассматриваться в качестве компенсационных и освобождаться от обложения страховыми взносами в соответствии с подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о времени и месте слушания дела, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, фондом проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) администрацией страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за период с 01.01.2011 по 31.12.2013, по результатам которой составлен акт от 11.09.2014 N 045 027 14 АВ 0001812 и принято решение от 16.10.2014 N 045 027 14 РВ 0000149 о привлечении страхователя к ответственности по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ за неполную уплату страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в размере 2 140 руб. 54 коп. Кроме того, названным решением администрации предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования за 2011 - 2013 годы в общей сумме 10 702 руб. 67 коп., а также пени в общей сумме 470 руб. 71 коп.
Основанием для принятия такого решения послужило то, что в нарушение части 1 статьи 7, статьи 9 Закона N 212-ФЗ администрацией занижена база для начисления страховых взносов в том числе на выплаты, осуществляемые в связи с оплатой главе Череповецкого муниципального района стоимости путевок на санаторно-курортное лечение за счет средств работодателя за 2012 год на сумму 41 600 руб., за 2013 год на сумму 51 600 руб.
Не согласившись с названным решением фонда в указанной части, администрация оспорила его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что спорные выплаты не предусмотрены частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, в связи с чем не являются объектом для исчисления страховых взносов. Поэтому у фонда не имелось правовых оснований для включения указанных выплат в расчетную базу для начисления страховых взносов, а также для начисления пеней и штрафа.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает принятые по делу судебные акты не подлежащими отмене по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе организации.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 данного Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В пункте 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ указано, что база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Статья 15 Трудового кодекса определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 названного Кодекса трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Согласно абзацу первому статьи 129 Трудового кодекса заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Таким образом, факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует сам по себе о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Устав Череповецкого муниципального района Вологодской области в редакции, действовавшей в 2012 и 2013 годах (подпункты 1 и 2 пункта 10 статьи 22) определяет дополнительные социальные гарантии главе района за счет средств районного бюджета в виде медицинского обслуживания и санаторно-курортное обслуживания, но в отличие от трудового договора трудовые отношения не регулирует.
Из положений данного устава не следует, что приобретение для главы района санаторно-курортных путевок за счет средств бюджета носит стимулирующий характер и каким-либо образом связано с квалификацией главы района, сложностью, качеством, количеством, условиями выполнения им самой работы, то есть представляет собой оплату его труда (вознаграждения за труд).
Фондом не представлено доказательств того, что соответствующие выплаты являлись элементом оплаты труда главы района и подлежали исчислению исходя из установленных ему оклада, тарифов, надбавок, периода трудового стажа.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали, что выплаты по приобретению администрацией в 2012 - 2013 годах за счет бюджета двух путевок на санаторно-курортное лечение для главы района на основании договоров с третьими лицами не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Поскольку дело рассмотрено судебными инстанциями полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения жалобы фонда.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа,
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 06.04.2015 (и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2015 по делу N А13-15986/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Череповце и Череповецком районе Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.