26 октября 2015 г. |
Дело N А66-28/2015 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Журавлевой О.Р., Пастуховой М.В.,
при участии от государственного учреждения - Тверского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Лукиной Е.А. (доверенность от 12.02.2015 N 17-21/05/3111),
рассмотрев 26.10.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Тверского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тверской области от 02.04.2015 (судья Романова Е.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2015 (судьи Смирнов В.И., Виноградова Т.В., Мурахина Н.В.) по делу N А66-28/2015,
установил:
Открытое акционерное общество "Тверской вагоностроительный завод", место нахождения: 170003, г. Тверь, Петербургское ш., д. 45б, ОГРН 1026900513914, ИНН 6902008908 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании незаконными решений государственного учреждения - Тверского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, место нахождения: 170008, г. Тверь, ул. Ротмистрова, д. 31, ОГРН 1026900510801, ИНН 6903005360 (далее - Учреждение), от 27.11.2014
N 207 в части начисления 30 231 руб. 58 коп. недоимки по страховым взносам и 6046 руб. 31 коп. штрафа, а также от 27.11.2014 N 474 в части начисления 35 959 руб. 46 коп. недоимки по страховым взносам, соответствующего штрафа в размере 7191 руб. 90 коп. и пеней в размере 1880 руб. 31 коп.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 02.04.2015, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2015, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления Общества отказать.
Податель жалобы полагает, что материальная помощь на медикаменты и лечение, единовременная материальная помощь на обустройство, единовременная материальная помощь работникам предприятия, пострадавшим от несчастных случаев на производстве, выплачиваемые Обществом в 2011-2013 годах работникам на основании коллективного договора в размере более 4000 руб. в расчетном периоде облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить ее без удовлетворения, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Общество о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Учреждением в 2014 году проведены следующие проверки Общества: плановая выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации и документальная выездная проверка начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств.
В ходе проверки Учреждением установлено, что Общество в нарушение подпункта 2 пункта 2 статьи 17, статьи 20.1, статьи 20.2, пункта 3 статьи 22 Закона N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), пункта 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184 в 2011-2013 годах не начислило страховые взносы на материальную помощь, оказываемую работодателем своим работникам, в суммах, превышающих 4000 рублей на одного работника за расчетный период: материальную помощь на медикаменты и лечение в соответствии с пунктом 7.3.8 раздела 7 коллективного договора (шифр свода 164); единовременную материальную помощь на обустройство в соответствии с пунктом 8.5.3 раздела 8 коллективного договора (шифр свода 135); единовременную материальную помощь работникам предприятия, пострадавшим от несчастных случаев на производстве в соответствии с пунктом 7.4.6 раздела 7 коллективного договора и пунктом 2 положения о выплате единовременной материальной помощи работникам Общества, пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (шифр свода 163) на общую сумму 1 406 821 руб.
По результатам данной проверки составлен акт от 30.10.2014 N 744н/с и принято решение от 27.11.2014 N 474, согласно которому Обществу доначислены 35 959 руб. 46 коп. страховых взносов.
В ходе выездной проверки Учреждением установлено, что Общество в нарушение части 1 статьи 7, части 1 статьи 8, статьи 9, части 2, части 3, части 5 статьи 15 и части 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в редакции, действовавшей в проверяемом периоде (далее - Закон N 212-ФЗ) в 2011-2013 годах не начислило страховые взносы на суммы материальной помощи, оказываемой работодателем своим работникам в сумме, превышающей 4000 руб. на одного работника за расчетный период: материальную помощь на медикаменты и лечение в соответствии с пунктом 7.3.8 раздела 7 коллективного договора (шифр свода 164); единовременную материальную помощь на обустройство в соответствии с пунктом 8.5.3 раздела 8 коллективного договора (шифр свода 135); единовременную материальную помощь работникам Общества, пострадавшим от несчастных случаев на производстве в соответствии с пунктом 7.4.6 раздела 7 коллективного договора и пунктом 2 положения о выплате единовременной материальной помощи работникам Общества, пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (шифр свода 163) на общую сумму 1 074 006 руб. 95 коп.
По результатам данной проверки также составлен акт от 30.10.2014 N 291 и принято решение от 27.11.2014 N 207, согласно которому Обществу доначислены 30 231 руб. 58 коп. страховых взносов.
Полагая решения Фонда незаконными в части произведенных доначислений, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление и признали недействительными решения Учреждения в оспариваемой Обществом части.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, считает принятые по делу судебные акты не подлежащими отмене по следующим основаниям.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 17 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы (статья 20.1 Закона N 125-ФЗ).
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона.
Статья 20.2 Закона N 125-ФЗ содержит перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами.
Пунктом 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
В статье 9 Закона N 212-ФЗ также приведен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Суды, руководствуясь статьями 15, 16, 40 и 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) и удовлетворяя требования Общества, правомерно указали, что выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд).
В связи с изложенным, судами сделан обоснованный вывод о том, что эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Основанием для принятия оспариваемого решения Учреждения послужил вывод о том, что Общество неправомерно не включило в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2011-2013 годы суммы выплат и иных вознаграждений, оплату работникам материальной помощи на медикаменты и лечение, единовременной материальной помощи на обустройство, единовременной материальной помощи работникам предприятия, пострадавшим от несчастных случаев на производстве.
Доказательств, свидетельствующих о том, что такие выплаты являются оплатой труда работников, то есть носили систематический характер, зависели от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа, Учреждением в порядке части 1 статьи 65 АПК РФ не представлено.
Судами установлено, что вышеуказанные выплаты работникам Общества не предусмотрены трудовыми договорами, заключенными им с работниками; не относятся к выплатам, связанным с выполнением работниками трудовых обязанностей, не носят стимулирующего характера.
Выплаты производились на основании пунктов 7.3.8, 8.5.3, 7.4.6 коллективного договора.
Поскольку между Обществом и его работниками заключен коллективный договор в целях создания системы социально-трудовых отношений, которая бы способствовала стабильной и производительной работе, повышению уровня жизни работников, установлению социально-трудовых прав и гарантий, реализации принципов социального партнерства и взаимной ответственности сторон, то социальные выплаты, основанные на коллективном договоре, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что выплаты социального характера, произведенные Обществом своим работникам, не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения работы.
Следовательно, у Фонда не имелось оснований для включения спорных выплат в расчетную базу для начисления страховых взносов, а также начисления пеней и штрафных санкций.
С учетом изложенного оспариваемые решения Фонда в указанной части правомерно признаны судами недействительными.
Поскольку дело рассмотрено судебными инстанциями полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для иной оценки доказательств и отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 02.04.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2015 по делу N А66-28/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Тверского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.