12 ноября 2015 г. |
Дело N А52-4316/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Асмыковича А.В. и Мунтян Л.Б.,
при участии от главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области Нестерова Б.В. (доверенность от 01.08.2014 N 06-06/3767),
рассмотрев 10.11.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 05.05.2015 (судья Васильева О.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2015 по делу N А52-4316/2014 (судьи Зорина Ю.В., Романова А.В. и Чередина Н.В.),
установил:
глава крестьянского фермерского хозяйства Вавилов Александр Егорович, ОГРНИП 312603008200016, ИНН 600301200786 (далее - Предприниматель), обратился в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к главному государственному управлению сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области, место нахождения: 180001, город Псков, улица Некрасова, дом 23; ОГРН 1056000309287, ИНН 6027087602; далее - Управление), о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в отказе в осуществлении доплаты субсидии на приобретение крупного рогатого скота (КРС), и возложении обязанности выплатить субсидии в сумме 2 863 900 руб.
Решением от 05.05.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.07.2015, суд первой инстанции признал незаконным, как противоречащий статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), отказ Управления от 11.07.2013 N 09-02/2862 в выплате Предпринимателю субсидий на приобретение крупного рогатого скота и обязал Управление выплатить ему субсидии в сумме 1 705 899 руб. 59 коп. В остальной части в удовлетворении заявления суд отказал.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты. По мнению подателя кассационной жалобы судами не применено постановление Администрации области от 26.03.2013 N 135 "О порядке предоставления субсидий из областного бюджета на поддержку животноводства", в соответствии с которым с учетом периода приобретения Предпринимателем КРС (ранее четвертого квартала 2012 года) выплата ему кредиторской задолженности по субсидии не была предусмотрена. При этом Управление указывает на то, что им выполнены обязательства по мероприятию "Предоставление субсидии на покупку крупного рогатого скота личным подсобным, крестьянским (фермерским) хозяйством, индивидуальным предпринимателям области" программы "Развитие сельского хозяйства Псковской области на 2008-2012 годы" в полном объеме и в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств в соответствии с законом области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
В судебном заседании представитель Управления поддержал кассационную жалобу, ссылаясь на изложенные в ней доводы.
Предприниматель о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом, однако представителей в судебное заседание не направил, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения.
Законность принятых по делу судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установили суды и подтверждается материалами дела, Вавилову Александру Егоровичу, главе крестьянского фермерского хозяйства, как сельскохозяйственному товаропроизводителю предоставлено право на получение бюджетных субсидий на возмещение части затрат в соответствии с постановлением администрации Псковской области от 25.05.2009 N 177 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из областного бюджета на поддержку животноводства" (далее - Постановление N 177).
В 2012 году Предпринимателем были заключены договоры купли-продажи КРС от 30.03.2012 N 01 на сумму 2 000 000 руб. и от 02.04.2012 N 02 на сумму 2 000 000 руб. Договоры исполнены, животные переданы по актам приема-передачи, а их стоимость оплачена в полном размере.
Вавилов А.Е. в 2012 году обратился в Управление с заявлениями о предоставлении субсидий на приобретение КРС в 2012 году, представив соответствующие расчеты размера субсидий исходя из ставок субсидий, утвержденных Правилами, в процентном отношении от фактических затрат, но не более 17,5 тыс. рублей субсидии за одну голову.
Согласно справкам-расчетам на предоставление субсидий на приобретение КРС из областного бюджета сумма субсидий по представленным договорам составила 1 974 499 руб. 59 коп.
Платежным поручением от 21.12.2012 N 468 на сумму 147 093 руб. и платежным поручением от 24.12.2012 N 253 на сумму 121 507 руб. Вавилову А.Е. перечислены "субсидии на приобретение населением КРС за декабрь от 17.12.2012, постановление N 177 от 25.09.2009 ч.о.".
Письмом от 11.07.2013 N 09/02-2862 Предпринимателю было отказано в дальнейшей выплате субсидий в связи с тем, что в соответствии с постановлением администрации Псковской области от 26.03.2013 N 135 "О порядке предоставления субсидий из областного бюджета на поддержку животноводства" субсидии крестьянским фермерским хозяйствам предоставляются в целях возмещения затрат на приобретенный КРС в четвертом квартале предшествующего финансового года.
Вавилов А.Е. 17.09.2014 повторно обратился к Управлению с заявлением о выплате оставшейся части субсидии.
Письмом от 16.10.2014 N 06-06/5161 до Вавилова А.Е. доведено, что по вопросу, изложенному в обращении, ему уже был дан ответ от 11.07.2013 N 09-02/2862, копия которого приложена к письму.
Считая отказ незаконным, Вавилов А.Е. обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд Псковской области.
Суд первой инстанции рассмотрел дело по существу и пришел к выводу об отсутствии у Управления оснований для отказа в выплате Предпринимателю части субсидий в сумме 1 705 899 руб. 59 коп.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Заслушав пояснения представителя Управления, изучив доводы кассационной жалобы, проверив законность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены или изменения.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Закон N 264-ФЗ) для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2 части 2 статьи 78 в редакции действовавшей в спорный период).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2009 N 79 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку племенного животноводства", Законом области от 28.12.2011 N 1120-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", областной долгосрочной целевой программой "Развитие сельского хозяйства Псковской области на 2008 - 2012 годы", утвержденной постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 12.12.2007 N 243, Постановлением N 177 (в редакции постановления Администрации Псковской области от 08.06.2012 N 281) утверждены Правила предоставления субсидий из областного бюджета на поддержку животноводства (далее - Правила N 177).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 Правил N 177 (в редакции действовавшей на момент первоначального обращения Предпринимателя за субсидией) субсидии предоставляются гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам на компенсацию части затрат на приобретенный в текущем финансовом году, а также на приобретенный в четвертом квартале предшествующего финансового года КРС (кроме быков всех возрастов) в процентном отношении от фактических затрат, но не более 17,5 тыс. руб. субсидии за одну голову, при условии его сохранения на конец отчетного года.
Областной долгосрочной целевой программой "Развитие сельского хозяйства Псковской области на 2008 - 2012 годы", утвержденной постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 12.12.2007 N 243 на мероприятие 1.8 "Предоставление субсидии на покупку КРС личным подсобным, крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям области" (далее - мероприятие 1.8) из областного бюджета объем финансирования предусмотрен в размере 17 765 000 руб.
Суды оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ установили, что заявитель, являясь главой крестьянского (фермерского) хозяйства, имел право на получение субсидии в 2012 году и в данном случае Управлением не доказано наличие у него препятствий для своевременной реализации этого права, в связи с чем сделали правомерный вывод о том, что отказ в предоставлении субсидии, выраженный в письме от 11.07.2013 N 09-02/2862 со ссылкой на постановление администрации Псковской области от 26.03.2013 N 135 "О порядке предоставления субсидий из областного бюджета на поддержку животноводства", не соответствует БК РФ и нарушает права и законные интересы Предпринимателя, и удовлетворили заявленные требования, возложив на ответчика обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя конкретным способом.
Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Довод Управления о полном исполнении обязательств по мероприятию 1.8 не подтвержден материалами дела.
Довод, изложенный в кассационной жалобе, относительно договоров по приобретению заявителем КРС не может быть принят во внимание поскольку выходит за рамки настоящего спора.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 05.05.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2015 по делу N А52-4316/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.