17 ноября 2015 г. |
Дело N А66-12009/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Александровой Е.Н., Самсоновой Л.А.,
при участии от Администрации города Твери Федяева С.Н. (доверенность от 17.09.2015),
рассмотрев 17.11.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Твой Город" на решение Арбитражного суда Тверской области от 13.02.2015 (судья Белов О.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2015 (судьи Смирнов В.И., Докшина А.Ю., Ралько О.Б.) по делу N А66-12009/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Твой Город" (место нахождения: город Москва, 1-ая улица Текстильщиков, дом 12/9, офис 2; ОГРН 1047796296250; ИНН 7723510824; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконными действий Администрации города Твери (далее - Администрация) по демонтажу рекламных конструкций, расположенных в городе Твери на пересечении улиц Горького и Скворцова-Степанова (разрешение на размещение от 12.04.2007 N 352; номер в едином реестре рекламных мест города Твери 0477) и на пересечении улиц Горького и З. Коноплянниковой (разрешение на размещение от 12.04.2007 N 339; номер в едином реестре рекламных мест города Твери 0478) (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением суда первой инстанции от 13.02.2015 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 23.07.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, при демонтаже рекламных конструкций ему причинен имущественный вред; демонтаж осуществлен до истечения срока на добровольное исполнение предписания о демонтаже; нарушен порядок демонтажа ввиду его осуществления во внесудебном порядке.
В судебном заседании представитель Администрации просил отказать в удовлетворении жалобы.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, главный архитектор города Твери выдал Обществу разрешения от 12.04.2007 N N 339, 352 на размещение рекламных конструкций на пересечении улиц Горького и Скворцова-Степанова и на пересечении улиц Горького и З. Коноплянниковой, на основании которых между Администрацией и заявителем заключены договоры от 11.05.2007 NN 303, 312 на распространение наружной рекламы.
Согласно пункту 2.3.3 договоров рекламораспространитель обязан в течение 10 календарных дней с момента прекращения действия договора произвести демонтаж средств наружной рекламы, уведомив об этом Администрацию.
В соответствии с пунктами 5.1 договоров срок их действия ограничен сроком действия разрешений на размещение рекламных конструкций.
Администрация, сославшись на прекращение действия договоров 12.04.2012 (пять лет с момента выдачи разрешений на размещение рекламных конструкций), указав, что по состоянию на 01.06.2013 указанные конструкции не демонтированы, направила Обществу предписания о демонтаже рекламных конструкций в течение месяца со дня получения предписаний, оформив их письмами от 04.07.2013 N N 01/3837-и, 01/3829-и.
Установив, что Обществом по состоянию на 21.04.2014 рекламные конструкции не демонтированы, Администрация вновь направила рекламораспространителю предписания от 05.05.2014 N N 01/2365-и, 01/2382-и о демонтаже рекламных конструкций в течение месяца со дня получения предписаний.
Впоследствии Администрация выдала Обществу предписание от 18.07.2014 о демонтаже в течение месяца со дня его опубликования 57 рекламных конструкций (рекламные щиты и панно), установленных в городе Твери, в том числе - двух спорных рекламных конструкций. Это предписание опубликовано 19.08.2014.
Проверкой исполнения предписаний Администрация выявила и зафиксировала в актах от 18.08.2014 N 35, от 19.08.2014 N 36, что рекламные конструкции не демонтированы.
В связи с неисполнением рекламораспространителем предписаний рекламные конструкции демонтированы Администрацией с составлением соответствующих актов от 18.08.2014 N 35, от 19.08.2014 N 36.
Общество, посчитав, что действиями Администрации нарушены его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о соответствии оспариваемых действий Администрации действующему законодательству о рекламе, в удовлетворении заявления отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (в редакции, действовавшей на дату заключения договоров на распространение наружной рекламы; далее - Закон N 38-ФЗ) установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
Согласно части 5 статьи 19 Закона N 38-ФЗ в редакции Федерального закона от 21.07.2007 N 193-ФЗ договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются.
В силу пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2007 N 193-ФЗ заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона договоры на установку и эксплуатацию рекламной конструкции признаются действующими, но не более чем в течение пяти лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Федеральным законом от 07.05.2013 N 98-ФЗ в часть 5 статьи 19 Закона N 38-ФЗ внесены изменения, согласно которым субъекты Российской Федерации устанавливают предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы, но не менее чем на пять лет и не более чем на десять лет. Конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, устанавливаются соответственно органом исполнительной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы в границах соответствующих предельных сроков.
Постановлением Правительства Тверской области от 29.07.2013 N 348-пп утверждены предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы.
В соответствии с указанным постановлением Администрация постановлением от 26.08.2013 N 1017 утвердила сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на объектах муниципальной собственности на территории города Твери, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы. Этим постановлением предусмотрено, что срок действия договора на установку и эксплуатацию иных рекламных конструкций (помимо совмещенных с элементами городской мебели и в составе остановочных пунктов движения общественного транспорта) составляет 5,5 лет.
Как предусмотрено пунктом 5.1 Правил распространения наружной рекламы в городе Твери, утвержденных решением Тверской городской Думы от 27.07.2004 N 66, установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения. Разрешение выдается на срок действия договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
При этом пунктом 5.2.9 названных Правил в редакции, действовавшей на момент выдачи Обществу разрешений на распространение наружной рекламы и заключения с ним договоров, разрешение выдается сроком на пять лет.
В соответствии с пунктом 21 статьи 19 Закона N 38-ФЗ владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.
Согласно пункту 21.1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную в части 21 настоящей статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случая присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания. Демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение рекламной конструкции осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция.
В силу пункта 21.3 статьи 19 Закона N 38-ФЗ если рекламная конструкция присоединена к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, в случае, указанном в части 21.1 данной статьи, ее демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что, исходя из упомянутых требований законодательства о рекламе, разрешения на размещение рекламных конструкций N N 339, 352 выданы Обществу 12.04.2007 на срок пять лет, данный срок не продлевался, в связи с чем действие договоров на распространение наружной рекламы окончено в апреле 2012 года.
Приняв во внимание, что предписания Администрации о демонтаже рекламных конструкций рекламораспространителем не исполнены, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемых действий по демонтажу рекламных конструкций законодательству о рекламе, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя. С этим согласился и суд апелляционной инстанции.
При этом судами рассмотрен и отклонен довод Общества о причинении ему имущественного вреда демонтажем рекламных конструкций, как необоснованный.
Суды так же признали противоречащими фактическим обстоятельствам дела и приведенным нормам законодательства о рекламе довод заявителя о проведении демонтажа до истечения срока на добровольное исполнение предписания и довод о неправомерном демонтаже ввиду его проведения во внесудебном порядке.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Поскольку Обществом платежное поручение от 15.09.2015 N 137 об уплате государственной пошлины в размере 3000 руб. представлено в электронном виде, вопрос о возврате излишне уплаченной государственной пошлины в соответствии с пунктом 2 параграфа 2 раздела I Порядка подачи документов в арбитражные суды Российской Федерации в электронном виде, утвержденного постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2013 N 80, может быть решен только при наличии оригинала платежного документа.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 13.02.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2015 по делу N А66-12009/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Твой Город" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.