27 ноября 2015 г. |
Дело N А42-9922/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Морозовой Н.А., Соколовой С.В.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Мурманской области Копманис А.А. (доверенность от 23.11.2015), Гумеровой А.С. (доверенность от 06.10.2015), Кузнецовой Ю.П. (доверенность от 07.10.2015), от общества с ограниченной ответственностью "ЕвроМакс" Ефимова Д.Ю. (доверенность от 16.11.2015), Мирошниченко А.А. (доверенность от 16.11.2015),
рассмотрев 25.11.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.04.2015 (судья Кабикова Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2015 (судьи Третьякова Н.О., Дмитриева И.А., Згурская М.Л.) по делу N А42-9922/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЕвроМакс", место нахождения: 184533, Мурманская область, г. Оленегорск, Ленинградский пр., д. 7, ОГРН 1065108005050 (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Мурманской области от 11.08.2014 N 72 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и требования об уплате налога, сборов, пени, штрафа, процентов N 2827 по состоянию на 17.12.2014.
Решением суда первой инстанции от 24.04.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.08.2015, решение Инспекции от 11.08.2014 N 72 признано недействительным, заявление Общества о признании недействительным требования N 2827 от 17.12.2014 оставлено без рассмотрения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить принятые судебные акты в части признания недействительным решения налогового органа от 11.08.2014 N 72. По мнению подателя жалобы, Инспекцией представлены доказательства, подтверждающие, что увеличение площади супермаркета "Твой" произведено непосредственно самим Обществом, в результате чего полезная площадь супермаркета увеличилась на 1 415,86 кв. м и составила 8 849,30 кв. м, при этом остаточная стоимость основных средств Общества с 3 квартала 2011 года превысила 100 млн. руб., в связи с чем, заявитель утратил право на применение упрощенной системы налогообложения (далее - УСН).
В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы жалобы, а представители Общества отклонили их по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная проверка соблюдения Обществом налогового законодательства за период с 01.01.2010 по 31.12.2012, о чем составлен акт от 07.04.2014 N 7 и принято решение от 11.08.2014 N 72 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 802 780 руб. за неуплату налога на прибыль организаций, в виде штрафа в размере 883 610,10 руб. за неуплату налога на добавленную стоимость (далее - НДС), в виде штрафа в размере 842 417,20 руб. за неуплату налога на имущество организаций; по пункту 1 статьи 119 НК РФ в виде штрафа в размере 837 673,50 руб. за непредставление налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций за 2011-2012, в виде штрафа в размере 1 263 625,80 руб. за непредставление налоговых деклараций по налогу на имущество организаций за 2011-2012; по пункту 1 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в размере 1 600 руб. за непредставление документов (расчетов) в установленный срок.
Указанным решением Обществу доначислены налог на прибыль организаций в сумме 2 792 245 руб.; НДС в сумме 4 418 050 руб.; налог на имущество организаций в сумме 4 212 086 руб.; начислены пени на налогу на прибыль организаций в сумме 656 611 руб., пени по НДС в сумме 1 000 984 руб., пени по налогу на имущество организаций в сумме 785 718 руб.
Основанием для принятия данного решения послужил вывод налогового органа об утрате Обществом с 3 квартала 2011 года права на применение УСН ввиду того, что в результате произведенной реконструкции здания предприятия оптово-розничной торговли ТЦ "Оазис Cash&Carry" (с июня 2011 года - гипермаркет "Твой") произошло увеличение торговых площадей и по состоянию на 01.09.2011 остаточная стоимость всех основных средств Общества составила 105 087 392,95 руб., что свидетельствует о превышении установленного подпунктом 16 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ предела остаточной стоимости основных средств (100 млн. рублей).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области от 24.11.2014 N 395 решение Инспекции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Общества - без удовлетворения.
На основании вступившего в силу решения Инспекцией в адрес Общества выставлено требование N 2827 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 17.12.2014.
Считая решение и требование Инспекции недействительными, Общество оспорило их в судебном порядке.
Суды обеих инстанций, признавая решение Инспекции недействительным, исходили из того, что налоговым органом не представлено доказательств, свидетельствующих, что реконструкцию здания, в результате которой произошло увеличение торговых площадей, произвело Общество, а не предыдущий собственник. Более того, налоговым органом не предоставлено доказательств, подтверждающих, что затраты на спорную реконструкцию понесены самим Обществом и их стоимость составила 8 525 000 руб.
В силу подпункта 16 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ (в редакции, действующей в рассматриваемый период) не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 000 000 рублей, при этом учитываются основные средства и нематериальные активы, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 257 НК РФ под основными средствами в целях настоящей главы понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 40 000 рублей. Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Остаточная стоимость основных средств определяется по фактическим затратам их приобретения, сооружения и изготовления за вычетом суммы начисленной амортизации. Изменение первоначальной стоимости основных средств в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации, переоценки соответствующих объектов раскрываются в приложениях к бухгалтерскому балансу (пункт 49 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).
На основании пункта 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/1, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (далее - Положение ПБУ 6/1) основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.
Стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации и данным Положением. Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств (пункт 14).
Затраты на восстановление объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся. При этом затраты на реконструкцию и модернизацию объекта основных средств после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, если в результате их осуществления улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, качество применения и т.д.) такого объекта (пункт 27).
В ходе проверки Инспекцией установлено, что Общество по договору купли-продажи от 11.10.2010 приобрело у ОАО "Мурманскстройтранс" здание предприятия оптово-розничной торговли ТЦ "Оазис Cash&Carry" (с июня 2011 года - гипермаркет "Твой"), расположенное по адресу: г. Мурманск, проспект Кольский, д. 51, этажностью 2, общей площадью 7 459,1 кв. м, стоимостью 91 451 тыс. руб. Данное здание поставлено на учет как объект основного средства с первоначальной стоимостью 91 466 тыс. руб.
По результатам проверки Инспекция пришла к выводу о том, что налогоплательщик в период 2010-2011 годов произвел реконструкцию указанного здания, в результате которой дополнительная (полезная) площадь здания была увеличена на 1 415,86 кв. м, и в итоге составила 8 849,30 кв. м.
Данные выводы сделаны Инспекцией на основании: проектной документации ООО "Архитектурно-проектная мастерская "Артель+" (пояснительная записка по проектной документации 168-2010-ПЗ), согласованной решением Комитета по территориальному планированию и градостроительству администрации г. Мурманска N 14-02-10/49 от 18.07.2011; акта о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основного средства от 22.08.2011 N ЕМс00000001, подписанного генеральным директором ООО "ЕвроМакс" Агашиным С.П.; актов освидетельствования скрытых работ с июля 2010 года по июнь 2011 года на объекте капитального строительства "Реконструкция гипермаркета "Твой" по адресу: г. Мурманск, пр. Кольский, 51"; акта осмотра объекта, утвержденного Распоряжением Управления Первомайского административного округа от 15.08.2011 N 575-р "Об утверждении акта приемочной комиссии"; свидетельства государственной регистрации права от 22.08.2011 N 51-АВ 268745, согласно которому здание ТЦ Оазис "Cash&Carry", место нахождения объекта: г. Мурманск, пр. Кольский, д. 51, площадью 7 459,1 кв. м, первоначальной стоимостью 91 466 000 руб., переименовано на Гипермаркет "Твой", с новой площадью 8 849,30 кв. м.
При этом в справке, направленной генеральным директором ООО "ЕвроМакс" заместителю главы администрации - начальнику управления Первомайского административного округа Самородову С.В. с заявлением о назначении комиссии по приемке в эксплуатацию объекта указано, что фактическая стоимость объекта "Дополнительные площади гипермаркета "Твой" в осях "1-9" - "Т-Р" составила 8 525 000 руб.
Кроме того, из акта осмотра объекта (акт о приемке в эксплуатацию объекта), утвержденного Распоряжением Управления Первомайского административного округа от 15.08.2011 N 575-р "Об утверждении акта приемочной комиссии" следует, что заказчик (ООО "ЕвроМакс") предъявил к осмотру объект "Дополнительные площади гипермаркета "Твой" в осях "1/-9" - "Т-Р". Согласно пункту 3 вышеуказанного акта осмотра, на объекте увеличены торговые площади за счет устройства второго этажа 1-9, Т-Р внутри объема здания.
В соответствии с пунктом 2 Распоряжения Управления Первомайского административного округа от 15.08.2011 N 575-р, объект "Дополнительные площади гипермаркета "Твой" в осях "1/-9" - "Т-Р" готов к эксплуатации.
На основании указанных документов налоговый орган пришел к выводу, что остаточная стоимость основного средства - гипермаркет "Твой", принадлежащего на праве собственности ООО "ЕвроМакс", после реконструкции здания (на 22.08.2011), с учетом амортизации за 2010 год и за период с 01.01.2011 по 31.08.2011, составила 98 057 317,80 руб.
Поскольку согласно имеющимся документам остаточная стоимость других основных средств Общества по состоянию на 01.09.2011 составила 7 372 153,86 руб., Инспекция пришла к выводу о том, что в 3 квартале 2011 года Обществом превышен установленный подпунктом 16 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ предел остаточной стоимости основных средств (100 млн. рублей), в результате чего налогоплательщик утратил право на применение УСН.
Суды обеих инстанций, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, пришли к обоснованным и мотивированным выводам о том, что налоговым органом не представлено доказательств, однозначно свидетельствующих о том, что увеличение площади здания гипермаркета "Твой" произведено непосредственно ООО "ЕвроМакс", в результате чего стоимость указанного здания увеличилась на 8 525 000 руб. Более того, Инспекция в ходе судебного разбирательства не подтвердила, за счет чего стоимость здания гипермаркета "Твой" увеличилась на указанную сумму.
Так, суды признали подтвержденными доводы Общества о том, что после перехода права собственности к ООО "ЕвроМакс" на объекте гипермаркет "Твой" по факту никаких работ по капитальному ремонту, реконструкции либо модернизации объекта Обществом не производилось.
Проектная документация по объекту "Дополнительные площади гипермаркета "Твой" в осях "1-9" - "Т-Р" по адресу: г. Мурманск, пр. Кольский, д. 51" была заказана Обществом на уже существовавшие к тому моменту дополнительные площади с целью привести в соответствии с законодательством произведенную предыдущим собственником объекта перепланировку без согласованной в установленном порядке проектной документации, и одновременно с целью учесть в проекте те изменения, которые предполагало произвести ООО "ЕвроМакс".
С момента приобретения объекта недвижимости - здание предприятия оптово-розничной торговли ТЦ "Оазис Cash&Carry", непосредственно Обществом на данном объекте были произведены: установка (покупка, монтаж, наладка) 2-х эскалаторов вместо имевшейся ранее лестницы, ведущей на второй этаж; установка (покупка, монтаж, наладка) лифта на второй этаж; установка системы кондиционирования; модернизация системы пожаротушения; замена элементов системы освещения (замена светильников).
Каких-либо строительных, капитально-строительных, ремонтных работ капитального характера, не связанных с установкой вышеперечисленного оборудования, в указанный период на объекте не производилось.
При этом суды обеих инстанций правомерно отклонили ссылку Инспекции на справку генерального директора Общества, как на доказательство увеличения общей стоимости здания гипермаркета "Твой" за счет реконструкции на 8 525 000 руб.
На основании представленных в материалы дела документов судами установлено, что по данным учета Общества сумма 8 525 000 руб. складывается из следующих затрат, произведенных ООО "ЕвроМакс" с момента покупки здания: 2 137 387,98 руб. - эскалатор Е1 N RL 19868; 2 137 387,98 руб. - эскалатора Е1 N RL 19869; 1 633 503,33 руб. - лифт пассажирский L1; 451 675,97 руб. - система кондиционирования; 50 000 руб. - система пожаротушения.
При этом вышеперечисленные объекты основных средств включены Обществом при определении остаточной стоимости всех основных средств по состоянию на 01.09.2011, что налоговым органом не оспаривается.
Налоговым органом также не опровергнуты доводы Общества о том, что с момента приобретения объекта недвижимости непосредственно самим Обществом на данном объекте была произведена установка 2 эскалаторов, ведущих на второй этаж, установка лифта на второй этаж, в результате монтажа которых, образовались дополнительные площади на указанном этаже за счет появления монтажных площадок эскалаторов и лифтов.
Доводы подателя жалобы, основанные на экспертном заключении ООО "Страдивари", рассмотрены судами обеих инстанций и правомерно ими отклонены, поскольку указанная экспертиза не оценивает и не выделяет отдельно тот объем строительных и монтажных работ, который был произведен непосредственно Обществом. Объем работ определен экспертом применительно ко всей реконструкции, которой подвергся гипермаркет за период с 2007 по момент проведения экспертизы. Более того, сам эксперт в своем заключении не дает ответа на вопрос, когда именно и какие работы были произведены в тот или иной период времени. При этом экспертиза произведена без выхода на объект, исключительно по представленным документам. В то время, как сам заявитель указал, что пакет документов был сформирован с целью "легализации" произведенных ранее работ предыдущим собственником. Следовательно, представленные на экспертизу документы не могут рассматриваться в качестве достоверных источников определения объема произведенных работ.
Ссылки налогового органа на экспертное заключение Управления Государственной Вневедомственной экспертизы в Мурманской области от 26.04.2007 по рабочему проекту "Предприятие торговли Оазис-кеш энд Кери" и Решение Комитета градостроительства и территориального развития Администрации города Мурманска N 14-02-04/177 от 09.07.2007, как на доказательство того, что предыдущий собственник торговые залы на 2 этаже гипермаркета не создавал, обоснованно отклонены судами обеих инстанций, поскольку налоговым органом в материалы дела не представлены документальные доказательства, свидетельствующие о несении Обществом затрат на проведение реконструкции здания по увеличению торговой площади.
При таких обстоятельствах судами обеих инстанций сделан правомерный вывод о том, что в рассматриваемом случае налоговый орган не представил доказательств, подтверждающих проведение именно Обществом строительных работ в здании гипермаркета "Твой" по увеличению торговой площади.
С учетом изложенного следует признать, что у налогового органа отсутствовали основания для доначисления Обществу налогов по общей системе налогообложения, начисления пеней и привлечения к налоговой ответственности, в связи с чем, суды правомерно признали оспариваемое решение Инспекции от 11.08.2014 N 72 недействительным.
Суды правильно применили нормы материального и процессуального права, их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки представленных сторонами доказательств и обстоятельств, установленных судами, а также сделанных ими выводов.
При таком положении кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.04.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2015 по делу N А42-9922/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения (УСН) организации, у которых остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей.
По мнению налогового органа, налогоплательщик утратил право на применение УСН ввиду того, что в результате произведенной им реконструкции здания торгового центра произошло увеличение торговых площадей, и остаточная стоимость всех основных средств общества превысила 100 млн. рублей.
Суд, исследовав обстоятельства дела, не согласился с налоговым органом.
Обществом в 2010 г. приобретено здание торгового центра общей площадью 7 459,1 кв. м. Вывод налогового органа о проведении налогоплательщиком в 2010-2011 г. реконструкции и увеличения площади за счет устройства второго этажа основан на проектной документации, согласованной решением Комитета по территориальному планированию и градостроительству администрации от 2011; акте о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основного средства от 2011 г.; свидетельстве о государственной регистрации права от 2011 г., согласно которому здание ТЦ площадью 7459,1 кв. м, переименовано с новой площадью 8849,30 кв. м.
Вместе с тем, налоговым органом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что реконструкцию здания произвел налогоплательщик, а не предыдущий собственник, поскольку с момента покупки здания каких-либо строительных, капитально-строительных, ремонтных работ капитального характера, не связанных с установкой (заменой) оборудования (эскалатор, лифт, систем освещения, кондиционирования и т.д.), налогоплательщиком не производилось. Проектная документация была заказана обществом с целью "легализации" реконструкции, произведенной предыдущим собственником. Стоимость реконструкции, указанная в проектной документации, сложилась из стоимости оборудования, установленного (замененного) обществом уже учтенная для целей УСН в остаточной стоимости основных средств.
Кроме того, суд указал на то, что представленное налоговым органом заключение экспертизы не может служить в качестве достоверных источников определения объема произведенных работ, т.к. в нем указан объем работ применительно ко всей реконструкции, которой подвергся ТЦ за период с 2007 г. по момент проведения экспертизы; эксперт не дал ответа на вопрос, когда именно и какие работы были произведены в тот или иной период времени, экспертиза произведена без выхода на объект, исключительно по представленным документам.
В связи с этим суд пришел к выводу, что у налогового органа отсутствовали основания для доначисления обществу налогов по общей системе налогообложения, пеней, штрафов.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 ноября 2015 г. N Ф07-1151/15 по делу N А42-9922/2014