08 декабря 2015 г. |
Дело N А05-15584/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Александровой Е.Н., Кудина А.Г.,
при участии от открытого акционерного общества "Северная пригородная пассажирская компания" Изибаева Э.В. (доверенность от 18.05.2015),
рассмотрев 08.12.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Архангельской области от 13.05.2015 по делу N А05-15584/2014 (судья Распопин М.В.),
установил:
Открытое акционерное общество "Северная пригородная пассажирская компания" (место нахождения: город Ярославль, улица Павлика Морозова, дом 1; ОГРН 1107604019181; ИНН 7604192971; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском о взыскании с Архангельской области в лице Агентства по транспорту Архангельской области (далее - Агентство) за счет казны Архангельской области 120 951 руб. убытков, возникших в результате оказания в 2011 году услуг по перевозке обучающихся на льготных условиях.
Определением суда от 27.04.2015 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России).
Решением суда первой инстанции от 13.05.2015 убытки в пользу Общества взысканы с Архангельской области в лице Агентства за счет казны Архангельской области в размере 6047 руб. 55 коп. и с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации в размере 114 903 руб. 45 коп.
Апелляционная жалоба Минфина России на указанное решение возвращена определением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2015.
В кассационной жалобе Минфин России просит отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и на несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, возмещение перевозчику потерь в доходах является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Общества пояснил, что заявленные требования подлежали удовлетворению за счет казны Архангельской области.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между Министерством промышленности, транспорта и связи Архангельской области (далее - заказчик) и Обществом заключены договоры от 01.02.2011 N 01С/2011/ЖД/СППК-98 о транспортном обслуживании населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Архангельской области в 2011 году и от 01.02.2011 N СППК-14 о предоставлении субсидии на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате установления льготы по тарифам на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в поездах пригородного сообщения на территории Архангельской области.
В соответствии с указанными договорами Общество обязалось осуществлять с 01.01.2011 по 15.06.2011 включительно, с 01.09.2011 по 31.12.2011 включительно перевозку обучающихся с предоставлением льготы в виде 50-процентной скидки от действующего тарифа, а заказчик - возместить исполнителю потери в доходах в пределах средств бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в соответствии с Законом Архангельской области от 21.12.2010 N 243-18-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год" (пункт 2.1 договора от 01.02.2011 N СППК-14).
Дополнительным соглашением от 09.12.2011 N 1 к договору N СППК-14 предусмотрено, что субсидии на компенсацию потерь в доходах предоставляются в размере 3 499 600 руб., из которых 3 324 600 руб. - бюджетные ассигнования из федерального бюджета и 175 000 руб. - средства областного бюджета.
Согласно составленным Обществом отчетам и счетам-фактурам понесенные им потери по итогам 2011 года в связи с предоставлением обучающимся льгот при перевозке составили 3 620 551 руб. и возмещены на сумму 3 499 600 руб.
Сославшись на возмещение потерь в доходах не в полном объеме, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, признав за Обществом право на возмещение потерь в доходах, удовлетворил исковые требования за счет казны Архангельской области и казны Российской Федерации в размере 5 процентов и 95 процентов расходного обязательства соответственно.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что жалоба подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельцев инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" были изменены ранее существовавшие по вопросам совместного ведения в указанной сфере полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также изменен порядок предоставления льгот отдельным категориям граждан, имеющим право на льготный проезд в общественном городском и пригородном общественном транспорте, предусмотренных ранее принятыми федеральными законами. С 01.01.2005 предоставление льготы по проезду в городском и пригородном общественном транспорте в натуральной форме заменено на компенсационную денежную выплату.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате, в том числе, принятия законов и (или) иных нормативных актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Указанные расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 85 БК РФ).
Субъект Российской Федерации Архангельская область на основании Закона Архангельской области от 21.12.2010 N 243-18-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год" и постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 N 1163 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении" (далее - Правила N 1163) приняла постановление Правительства Архангельской области от 27.09.2011 N 340-пп о предоставлении в 2011 году обучающимся и воспитанникам общеобразовательных учреждений старше 7 лет, учащимся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в период с 1 января 2011 года по 15 июня 2011 года включительно и с 1 сентября 2011 года по 31 декабря 2011 года включительно скидку на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в размере 50 процентов от действующего тарифа.
Законом Архангельской области от 21.12.2010 N 243-18-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год" предусмотрено, что предоставление субсидии на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате предоставления скидки обучающимся, осуществляется за счет средств федерального и областного бюджетов в соответствии с постановлением Правительства Архангельской области (подпункт "з" пункта 1 статьи 9; приложение N 12).
Правилами N 1163 предусмотрено, что уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидии устанавливается в размере 95 процентов расходного обязательства (пункт 7). Субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Федеральному агентству железнодорожного транспорта на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, на основании заключенного между Федеральным агентством железнодорожного транспорта и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соглашения о предоставлении субсидии (пункт 6).
В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Сам по себе факт принятия Российской Федерацией обязательства по предоставлению субсидий субъектам Российской Федерации в целях возмещения потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта, вызванных установлением на региональном уровне соответствующих льгот, при условии, что право на льготный проезд установлено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не предполагает ответственности Российской Федерации за возмещение потерь организациям, понесшим убытки в связи с предоставлением льгот по тарифам на проезд.
Статьей 132 БК РФ предусмотрена возможность представления финансовой помощи субъектам Российской Федерации в форме субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования расходных обязательств, возникших при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Вместе с тем, предоставление финансовой помощи в форме субсидий не влечет за собой переход расходного обязательства от Архангельской области к Российской Федерации, что соответствует принципу разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов (статья 30 БК РФ) и принципу самостоятельности бюджетов (статья 31 БК РФ), согласно которому недопустимо установление расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет других бюджетов.
Таким образом, рассматриваемая в рамках настоящего дела льгота по тарифам на проезд обучающихся была установлена именно на региональном уровне нормативным актом субъекта Российской Федерации. При установлении таких льгот субъекты Российской Федерации руководствуются нормами вышеизложенного законодательства, определяя средства на возмещение потерь в доходах перевозчиков исходя из собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации и федеральных средств, предоставленных бюджету субъекта Российской Федерации в виде субсидий.
Учитывая изложенное, ответственность за невозмещение или неполное возмещение потерь в доходах перевозчика, возникших в результате перевозки пассажиров по льготным тарифам, несет субъект Российской Федерации - Архангельская область.
Согласно пункту 8.4 Порядка предоставления субсидий на компенсацию организациям железнодорожного транспорта потерь в доходах, возникающих в результате предоставления 50-процентной скидки на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении обучающимся (приложение N 12 к Закону Архангельской области от 21.12.2010 N 243-18-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год") субсидии предоставляются Министерством промышленности, транспорта и связи Архангельской области на основании договоров, заключенных с организациями железнодорожного транспорта.
Министерство промышленности, транспорта и связи Архангельской области и Общество заключили договор от 01.02.2011 N СППК-14 о предоставлении субсидии на компенсацию потерь в доходах, согласно пункту 2.1 которого потери перевозчику подлежат возмещению в пределах средств бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в соответствии с Законом Архангельской области от 21.12.2010 N 243-18-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год".
Дополнительным соглашением от 09.12.2011 N 1 к указанному договору предусмотрено, что субсидии на компенсацию потерь в доходах предоставляются в размере 3 499 600 руб., из которых 3 324 600 руб. - бюджетные ассигнования из федерального бюджета и 175 000 руб. - средства областного бюджета.
В данном случае судом первой инстанции установлено, что потери в доходах Общества в 2011 году составили 3 620 551 руб. и возмещены Архангельской областью на сумму 3 499 600 руб.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Принимая во внимание, что Обществу договором от 01.02.2011 N СППК-14 предусмотрено возмещение Архангельской областью убытков в меньшем размере и заказчиком договорные обязательства по возмещению перевозчику потерь в доходах за 2011 год выполнены в полном объеме, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения исковых требований.
В связи с этим обжалуемое решение суда подлежит отмене, как принятое с неправильным применением норм материального права и не соответствующее фактическим обстоятельствам, установленным по делу.
Поскольку дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, не требуется, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 13.05.2015 по делу N А05-15584/2014 отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.