14 декабря 2015 г. |
Дело N А56-60375/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ракчеевой М.А., судей Кадулина А.В., Сапоткиной Т.И.,
рассмотрев 09.12.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.02.2015 (судья Васильева Н.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2015 (судьи Полубехина Н.С., Горбик В.М., Старовойтова О.Р.) по делу N А56-60375/2014,
установил:
Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, место нахождения: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными постановлений администрации Лужского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области, место нахождения: 188230, Ленинградская обл., г. Луга, пр. Кирова, д. 73, ОГРН 1054700425670, ИНН 4710026071 (далее - Администрация), от 25.12.2013 N 952 - 956 об утверждении схем расположения земельных участков с кадастровыми номерами с 47:29:0802001:18 по 47:29:0802001:22 на кадастровом плане территории, а также об обязании федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", место нахождения: 107078, Москва. Орликов пер., д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, в лице филиала по Ленинградской области исключить из государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) сведения об указанных участках.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Коржевский Григорий Александрович, в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - Министерство обороны Российской Федерации, место нахождения: 119019, Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Министерство).
Решением от 12.02.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.07.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанции норм материального права, а также несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый - об удовлетворении заявленных требований.
Как указывает податель жалобы, суды не учли, что спорные земельные участки, в отношении которых приняты оспариваемые акты, входят в состав земельного участка с кадастровым номером 47:29:0000000:10573, принадлежащего на праве постоянного (бессрочного) пользования Учреждению, что повлекло нарушение прав и законных интересов как Министерства, осуществляющего полномочия собственника в отношении этого участка, так и Учреждения, являющегося землепользователем.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о дате и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако представителей в судебное заседание не направили, поэтому жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Коржевскому Г.А. на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества: здание контрольно-пропускного пункта с условным номером 47-47-23/051/2012-140, гараж с условным номером 47-47-23/051/2012-141, склады N 1 и 2 с условными номерами 47-47-23/051/2012-142 и 47-47-23/051/2012-143, административное здание с условным номером 47-47-23/051/2012-144, расположенные по адресу: Ленинградская обл., Лужское городское поселение, вблизи г. Луги, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 07.02.2013 серии 47-АБ N 634760-634764.
Постановлениями Администрации от 25.12.2013 N 952 - 956 утверждены схемы расположения в кадастровом квартале 47:29:0802001 земельных участков площадью 2150 кв. м, 100 кв. м, 628 кв. м, 2060 кв. м и 525 кв. м для эксплуатации принадлежащих Коржевскому Г.А. объектов недвижимости.
В дальнейшем под указанными объектами сформированы и 26.02.2014, 03.03.2014 поставлены на кадастровый учет земельные участки с кадастровыми номерами с 47:29:0802001:18 по 47:29:0802001:22.
Коржевский Г.А. 17.06.2014 обратился к Учреждению с заявлением о предоставлении в собственность названных земельных участков из состава земель Министерства, приложив к нему свидетельства о государственной регистрации прав на объекты недвижимости, кадастровые паспорта от 27.02.2014 N 47/201/14-91392, 47/201/14-91496, 47/201/14-91557 и от 04.03.2014 N 47/201/14-99648, 47/201/14-99727, межевые планы участков, а также схемы расположения участков на кадастровом плане территории, утвержденные постановлениями Администрации.
Учреждение, ссылаясь на превышение Администрацией полномочий при принятии постановлений об утверждении схем расположения участков, находящихся в границах земельного участка площадью 332 880 000 кв. м с кадастровым номером 47:29:0000000:10573, принадлежащего заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, указав, что оспариваемые Учреждением постановления не являются актами по распоряжению участками, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в редакции, действовавшей в спорный период, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 5 той же статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в этой статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Как предусмотрено пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ, в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в ГКН отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 этого Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 данной статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 8 статьи 36 ЗК РФ).
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Коржевский Г.А. как собственник объектов недвижимости обладает исключительным правом на приватизацию или аренду земельных участков, на которых эти объекты расположены. Выдача схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории необходима для их формирования и постановки на кадастровый учет. Судами обоснованно указано, что оспариваемые постановления не нарушают прав Учреждения, поскольку не являются решением о предоставлении участков в собственность или аренду, а сведения о земельных участках, сформированных в соответствии с указанными схемами, до момента выкупа земельных участков (предоставления в аренду) носят временный характер. Доводов о несоответствии оспариваемых актов Администрации требованиям статьи 33 ЗК РФ заявитель не приводит.
Учтя изложенное, суды со ссылкой на отсутствие совокупности условий, необходимых в силу статьи 198 АПК РФ для признания постановлений Администрации незаконными, обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований
Доводы Учреждения о нарушении его прав и о создании оспариваемыми постановлениями препятствий в осуществлении им полномочий землепользователя в отношении земельного участка с кадастровым номером 47:29:0000000:10573, в состав которого, по мнению заявителя, входят спорные земельные участки, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и признаны несостоятельными. Как верно указали суды, утверждение и выдача схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории не влечет распоряжение землями, находящимися в федеральной собственности.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.02.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2015 по делу N А56-60375/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.А. Ракчеева |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.