14 декабря 2015 г. |
Дело N А05-15873/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А., Любченко И.С.
рассмотрев 08.12.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Обозерское коммунальное" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20.04.2015 (судья Быстров И.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2015 (судьи Смирнов В.И., Докшина А.Ю., Осокина Н.Н.) по делу N А05-15873/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Обозерское коммунальное", место нахождения: 164255, Архангельская область, Плесецкий район, поселок Обозерский, улица Ломоносова, дом 66, квартира 3, ОГРН 1132920000366, ИНН 2920015065 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным требования Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, место нахождения: 163000, город Архангельск, Троицкий проспект, дом 49, ОГРН 1042900022626, ИНН 2901127253 (далее - Министерство), от 09.12.2014 N 203/06-04/7237 в части предложения возместить в областной бюджет 487 146 руб. 51 коп. полученной субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения, за 2013 год; о признании недействительным акта проверки от 25.11.2014 N 203/01-20/74 в части установления нарушения, выразившегося в неправомерном включении в расчет фактической потребности в средствах субсидий формы Ф-1 дельта Т за 2013 год объема отпуска тепловой энергии населению в размере 375,453 Гкал; о признании изложенного в названных требовании и акте решения Министерства недействительным в части необоснованного завышения в расчете фактической потребности в средствах субсидий формы Ф-1 дельта Т за 2013 год объема тепловой энергии, отпущенной населению муниципального образования "Обозерское" (далее - МО "Обозерское") на нужды теплоснабжения, в размере 375,453 Гкал, а также возмещения в областной бюджет 487 146 руб. 51 коп. полученной субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения за 2013 год; а также по встречному иску Министерства о взыскании с Общества 497 863 руб. 73 коп., из них 487 146 руб. 51 коп. излишне перечисленных средств субсидии и 10 717 руб. 22 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Заявление принято с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Российские железные дороги", место нахождения: 107174, Москва, улица Новая Басманная, дом 2; ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - ОАО "РЖД") и МО "Обозерское" в лице администрации муниципального образования "Обозерское", место нахождения: 164254, Архангельская область, Плесецкий район, поселок Обозерский, улица Советской Армии, дом 4а; ОГРН 1052920021110, ИНН 2920010370 (далее - Администрация).
Решением суда первой инстанции от 20.04.2015 производство по делу в части заявленных Обществом к Министерству требований о признании акта проверки от 25.11.2014 N 203/01-20/74 недействительным в части установления нарушения, выразившегося в неправомерном включении в расчет фактической потребности в средствах субсидий формы Ф-1 дельта Т за 2013 год объема отпуска тепловой энергии населению в размере 375,453 Гкал, а также о признании изложенного в названном акте решения недействительным в части необоснованного завышения в расчете фактической потребности в средствах субсидий формы Ф-1 дельта Т за 2013 год объема тепловой энергии, отпущенной населению МО "Обозерское" на нужды теплоснабжения, в размере 375,453 Гкал и в части возмещения в областной бюджет 487 146 руб. 51 коп. полученной субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения, за 2013 год прекращено.
В удовлетворении заявления Общества о признании проверенного на соответствие Бюджетному кодексу Российской Федерации (далее - БК РФ), Федеральному закону от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), Закону Архангельской области от 17.12.2012 N 603-36-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" требования Министерства от 09.12.2014 N 203/06-04/7237 недействительным в части предложения возместить в областной бюджет 487 146 руб. 51 коп. необоснованно полученной субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения за 2013 год, а также в удовлетворении требования о признании изложенного в названном требовании решения недействительным в части необоснованного завышения в расчете фактической потребности в средствах субсидий формы Ф-1 дельта Т за 2013 год объема тепловой энергии, отпущенной населению МО "Обозерское" на нужды теплоснабжения, в размере 375,453 Гкал и в части возмещения в областной бюджет 487 146 руб. 51 коп. полученной субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения, за 2013 год судом отказано.
Кроме того, с Общества в пользу Министерства взыскано 497 863 руб. 73 коп., в том числе 487 146 руб. 51 коп. неосновательного обогащения, 10 717 руб. 22 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами. Также с Общества в доход федерального бюджета взыскано 8957 руб. государственной пошлины.
Постановлением апелляционного суда от 13.08.2015 указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство полагая, что судебные акты законны и обоснованы, просит в удовлетворении жалобы Общества отказать.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, Министерство и Общество 13.09.2013 во исполнение Закона Архангельской области от 17.12.2012 N 603-36-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" заключили договор N 135-Т на возмещение убытков, возникших в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения (далее - Договор).
Пунктом 1.2 Договора предусмотрено, что субсидия предоставляется для населения, проживающего в жилых домах, расположенных на территории МО "Обозерское".
На основании распоряжения от 06.11.2014 N 473-р и программы проверки Министерство провело в отношении Общества плановую проверку с целью соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения за 2013 год.
В ходе проверки было установлено, что в расчетах фактической потребности в средствах субсидии формы Ф-1 дельта Т за 2013 год Общество необоснованно завысило на 420,157 Гкал объем тепловой энергии, отпущенной населению МО "Обозерское" на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения). Объем потребности в средствах из областного бюджета завышен на 545 149 руб. 51 коп.
В частности было установлено, что в расчетах фактической потребности в средствах субсидии формы Ф-1 дельта Т за 2013 год Общество необоснованно завысило на 375,453 Гкал объем тепловой энергии и, соответственно, на 487 146 руб. 51 коп. объем потребности в средствах из областного бюджета по причине необоснованного включения в указанный расчет объемов тепловой энергии, поставленной в дома N 22, 23, 25 по улице Калинина и в дом N 38 по Лесной улице в поселке Обозерском Плесецкого района Архангельской области.
В отношении указанных жилых домов Общество являлось исполнителем коммунальной услуги, а не теплоснабжающей организацией; у Общества отсутствуют право собственности, иные законные основания для владения и пользования в отношении источников тепловой энергии и тепловых сетей в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение населения, проживающего в указанных домах.
По результатам проверки был составлен акт от 25.11.2014 N 203/01-20/74.
На данный акт Общество представило в Министерство свои возражения от 03.12.2014.
Министерство, руководствуясь подпунктом 3 пункта 49 Порядка осуществления финансового контроля исполнительными органами государственной власти Архангельской области, утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 18.02.2014 N 58-пп, направило Обществу требование от 09.12.2014 N 203/06-04/7237, в котором предложило ему в течение 15 дней со дня предъявления этого требования возместить в областной бюджет 545 149 руб. 51 коп. необоснованно полученной субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения, за 2013 год.
Общество не согласилось с Министерством о необоснованном завышении на 375,453 Гкал объема тепловой энергии и, соответственно, на 487 146 руб. 51 коп. объема потребности в средствах из областного бюджета, и обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Одновременно Министерство обратилось с исковым заявлением о взыскании с Общества той же суммы (487 146 руб. 51 коп.), которая указана в оспариваемом требовании Министерства, и процентов.
Суд первой инстанции прекратил производство по делу в части оспаривания акта проверки, поскольку исходил из того, что он не возлагает на Общество каких-либо обязанностей.
Также суд сделал вывод о том, что Общество не является теплоснабжающей организацией, не имеет прав на тепловые сети, которые являются бесхозяйными. В связи с этим отказал в удовлетворении требования Общества о признании частично недействительным требования, вынесенного на основании акта проверки, и удовлетворил заявление Министерства в отношении взыскания сумм, указанных в оспариваемой части требования.
Апелляционная инстанция согласилась с выводом суда первой инстанции и оставила решение без изменения.
Кассационная инстанция изучив материалы дела, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права не находит оснований для удовлетворения жалобы ввиду следующего.
Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет субсидию как форму предоставления юридическому лицу бюджетных средств, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Как установлено пунктом 1 статьи 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Законом об областном бюджете на 2013 год утвержден Порядок предоставления в 2013 году субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг согласно приложению N 17 (далее - Порядок).
В пункте 3.1 Порядка предоставления субсидий в 2013 году предусмотрено, что субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения, предоставляются теплоснабжающим организациям Архангельской области в случае превышения одноставочного тарифа на тепловую энергию, отпускаемую потребителям, над одноставочным тарифом на тепловую энергию, отпускаемую населению, установленными агентством по тарифам и ценам Архангельской области. Субсидии предоставляются в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" с целью обеспечения полного покрытия теплоснабжающим организациям расходов, связанных с государственным регулированием цен (тарифов) на отпуск тепловой энергии для населения.
В силу пункта 3.2 Порядка в качестве базовых величин для расчета размера субсидий принимаются:
а) одноставочные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую теплоснабжающими организациями потребителям (без налога на добавленную стоимость (далее - НДС);
б) одноставочные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения (без НДС);
в) объем тепловой энергии (теплоносителя), отпущенный населению теплоснабжающей организацией в точках учета тепловой энергии на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения), определенный по показаниям приборов учета тепловой энергии, или в случаях, допускаемых Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", определенный расчетным путем по нормативам потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению;
г) стоимость не использованного по состоянию на 1 января 2013 года остатка каменного угля, поставленного органами местного самоуправления поселений теплоснабжающим организациям за счет субсидий бюджетам муниципальных образований Архангельской области на закупку и доставку каменного угля, муки и лекарственных средств в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов.
Согласно пунктам 3.3 и 3.4 Порядка предоставление субсидий осуществляется министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области в соответствии со сводной бюджетной росписью, доведенными лимитами бюджетных обязательств и предельными объемами финансирования. Министерство заключает с теплоснабжающими организациями договоры на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения. Договоры на возмещение убытков должны предусматривать порядок определения количества отпущенной тепловой энергии, подтверждение объемов тепловой энергии, используемых для расчета субсидий, данными бухгалтерского учета и иные существенные условия, установленные Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и согласованные сторонами.
В соответствии с пунктом 3.8 Порядка теплоснабжающие организации ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в министерство по формам, установленным распоряжением министерства, расчет фактической потребности в средствах субсидии с учетом произведенного авансирования, подтвержденный данными бухгалтерского учета.
Теплоснабжающие организации несут ответственность за нецелевое использование субсидии и недостоверность представляемых в соответствии с названным Порядком сведений, подтверждающих потребность в средствах субсидии (пункт 3.10 Порядка).
В силу пункта 3.12 Порядка контроль за целевым использованием субсидий осуществляется министерством и контрольно-ревизионной инспекцией Архангельской области.
Согласно пункту 3.11 Порядка в случае выявления министерством и контрольно-ревизионной инспекцией Архангельской области нарушения данного Порядка и условий договоров на возмещение убытков соответствующий объем субсидий подлежит возврату в областной бюджет в течение 15 дней со дня предъявления министерством письменного требования о возврате. При неисполнении получателем субсидий данного требования в установленный срок министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства вправе обратиться с требованием о возврате субсидий в суд.
Порядком осуществления финансового контроля исполнительными органами государственной власти Архангельской области, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 18.02.2014 N 58-пп, установлены правила осуществления проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий и бюджетных инвестиций из областного бюджета их получателями в соответствии со статьей 78, пунктами 2 - 4 статьи 78.1, статьей 78.2 БК РФ.
Данным нормативным правовым актом установлено, что проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий осуществляются главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств областного бюджета - в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, получивших субсидии из областного бюджета. Финансовый контроль осуществляется в части соблюдения указанными юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами условий, целей и порядка предоставления субсидий из областного бюджета.
Согласно подпункту 3 пункта 49 указанного нормативного правового акта по результатам рассмотрения акта ревизии, акта проверки должностное лицо главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств областного бюджета, рассмотревшее акт ревизии, акт проверки, направляет требование о возврате субсидии объекту финансового контроля - юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, физическому лицу, если выявлено нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидии.
Такое требование должно соответствовать по форме и содержанию положениям пункта 58 Порядка осуществления финансового контроля исполнительными органами государственной власти Архангельской области, а именно: в нем указываются: наименование ("требование"), дата и место составления требования; сведения об объекте контрольного мероприятия (его наименование (фамилия, имя, отчество), место нахождения (место жительства), основной государственный регистрационный номер, индивидуальный номер налогоплательщика, фамилия, имя, отчество руководителя юридического лица); реквизиты акта проверки, на основании которого направлено требование; фамилия, имя, отчество и должность должностного лица главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств областного бюджета, подписавшего требование; сумма субсидии, подлежащая возврату в областной бюджет; реквизиты счета, на который подлежит перечислению сумма субсидии, подлежащая возврату в областной бюджет; срок исполнения требования о возврате субсидии; подпись должностного лица главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств областного бюджета, рассмотревшего акт проверки.
В данном случае суды установили, что в оспариваемом требовании Министерство предложило Обществу возместить в областной бюджет 545 149 руб. 51 коп. необоснованно полученной субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения за 2013 год, посчитав, что Общество необоснованно завысило в расчете потребности в средствах субсидии формы Ф-1 дельта Т за 2013 год объем тепловой энергии, отпущенной населению МО "Обозерское" на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения) на 420,157 Гкал и, соответственно, завысило объем потребности в средствах субсидии из областного бюджета на 545 149 руб. 51 коп.
Пунктом 3.1 Порядка установлено, что субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения, предоставляются теплоснабжающим организациям Архангельской области в случае превышения одноставочного тарифа на тепловую энергию, отпускаемую потребителям, над одноставочным тарифом на тепловую энергию, отпускаемую населению, установленными Агентством по тарифам и ценам Архангельской области.
Согласно пункту 11 статьи 2 Закона N 190-ФЗ теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
Ввиду изложенного суды пришли к выводу о том, что теплоснабжающая организация должна иметь в собственности или на ином законном основании источники тепловой энергии и (или) тепловые сети в системе теплоснабжения, посредством которых осуществляется снабжение потребителей тепловой энергией.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе договор от 16.10.2013 N ДТВ/10-607 на отпуск тепловой энергии, в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суды двух инстанций установили, что теплоснабжение дома N 38 по Лесной улице осуществлялось до ввода в дом по сетям ОАО "РЖД"; сети, по которым осуществлялось теплоснабжение жилых домов N 22, 23 и 25 по улице Калинина, в том числе сети, идущие от ТК-1 к указанным жилым домам, Обществу не принадлежат. В связи с этим суды пришли к выводу о том, что у Общества основания для получения субсидии отсутствовали в размере
487 146 руб. 51 коп.
Суды первой и апелляционной инстанций, ссылаясь на статьи 1102 и 1103 ГК РФ, статью 65 АПК РФ указали, что Министерство доказало факт и размер неосновательного получения 487 146 руб. 51 коп. в качестве средств субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения, за 2013 год.
Довод Общества о том, что у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для объединения требований Общества и встречных требований Министерства в одно производство, был предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, где правомерно отклонен со ссылкой на статьи 130 и 132 АПК РФ.
Иные доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов двух инстанций и не свидетельствуют о неправильном применении ими норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 20.04.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2015 по делу N А05-15873/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Обозерское коммунальное" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.