16 декабря 2015 г. |
Дело N А66-12216/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.12.2015.
Постановление в полном объеме изготовлено 16.12.2015.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Стрелова И.М., судей Захаровой М.В., Колесниковой С.Г.,
при участии от администрации города Твери и Тверской области Федяева С.Н. (доверенность от 17.09.2015 N 250), от общества с ограниченной ответственностью "ЛАЗУРЬСТРОЙ" директора Онохова Ф.С. (протокол собрания учредителей от 23.11.2009 N 3), Львова В.А. (доверенность от 16.02.2015 N 5),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛАЗУРЬСТРОЙ" на решение Арбитражного суда Тверской области от 09.04.2015 (судья Белов О.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2015 (судьи Виноградова Т.В., Докшина А.Ю., Мурахина Н.В.) по делу N А66-12216/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛАЗУРЬСТРОЙ", место нахождения: 170008, Тверская обл., г. Тверь, пр. Победы, д. 27, ОГРН 1026900525640, ИНН 6903011910 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации города Твери от 28.05.2014 N 640 в части исключения из схемы размещения нестационарных торговых объектов торгового объекта N 521, расположенного по адресу: г. Тверь, пр. Победы, д. 20/2, а также об обязании ответчика включить названный нестационарный торговый объект в схему размещения нестационарных торговых объектов города Твери.
Решением от 09.04.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 28.08.2015 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушения норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение и постановление и принять новый судебный акт, в котором удовлетворить заявленные требования.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы жалобы, а представитель администрации города Твери (далее - Администрация) возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, распоряжением главы администрации Центрального района г. Твери от 31.07.1995 N 177 товариществу с ограниченной ответственностью "ЛАЗУРЬСТРОЙ" разрешена установка торгового киоска типа "Астра" по адресу: г. Тверь, пр. Победы, д. 20/2 (трамвайная остановка "Волоколамский проспект"; л.д. 8).
Распоряжением Комитета по управлению имуществом Тверской области (далее - Комитет) от 23.03.2009 N 333 Обществу предоставлена в аренду часть земельного участка с кадастровым номером 69:40:0400089:20 общей площадью 13 кв.м для размещения торгового киоска сроком до 31.12.2009 (т.д. 11).
На основании указанного распоряжения между Комитетом и Обществом заключен договор аренды земельного участка от 23.03.2009 N 024-з/09 сроком до 31.12.2009.
В соответствии с распоряжением Комитета от 07.07.2010 N 1874 и дополнительным соглашением от 09.07.2010 N 395-10 действие договора аренды возобновлено до 31.12.2010.
Постановлением Администрации от 09.06.2011 N 980 (далее - Постановление N 980) утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Твери, где под номером 521 в разделе 1 "Действующие нестационарные торговые объекты" указан торговый киоск Общества. Период функционирования нестационарного торгового объекта под номером 521 составляет один год.
Данное обстоятельство также подтверждается и выпиской из протокола Комиссии по размещению нестационарных объектов на территории города Твери от 28.09.2011 N 10, согласно которой Обществу предоставлено право на размещение нестационарного торгового объекта сроком на один год (л.д. 27).
Из письма от 01.10.2013 Департамента архитектуры и строительства Администрации следует, что нестационарный торговый объект по адресу пр. Победы (остановка "Волоколамский проспект") расположен в охранной зоне инженерных сетей (газопровод среднего давления Д-273 мм, кабель связи, коммунальное водоотведение), в связи с чем подлежит исключению из утвержденных схем размещения нестационарных торговых объектов (л.д. 68-69).
В соответствии с письмом Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 25.03.2014 N 5110-09 Обществу 13.03.2014 направлено уведомление о расторжении договора аренды земельного участка от 23.03.2009 N 024-з/09 (л.д. 62).
Постановлением Администрации от 28.05.2014 N 640 в Постановление N 980 внесены изменения, в соответствии с которыми часть нестационарных торговых объектов, в том числе и киоск Общества под номером 521, исключены из схемы размещения нестационарных торговых объектов (л.д. 7).
Общество, полагая, что Администрация незаконно исключила торговый объект Общества из схемы размещения нестационарных торговых объектов, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование своих требований Общество представило письма общества с ограниченной ответственностью "Тверь Водоканал" от 04.02.2015 N 464 (л.д. 121); открытого акционерного общества "Газпром газораспределение Тверь" от 21.07.2015 N 04/3835 (л.д. 169), из которых следует, что указанный объект находится вне охранно-эксплуатационной зоны инженерных сетей.
Между тем в соответствии с имеющимся в материалах дела подлинником письма открытого акционерного общества "Газпром газораспределение Тверь" от 21.08.2015 N 04/4131, составленным на основании обследования 20.08.2015 газопровода среднего давления Д-273 мм, киоск Общества расположен в охранной зоне газопровода (л.д. 138, 143).
Из письма публичного акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" от 03.08.2015 N 61-30/53 усматривается, что объект расположен непосредственно на линейно-кабельных сооружениях (л.д. 147).
Согласно информации общества с ограниченной ответственностью "Тверь Водоканал" для получения заключения Обществом представлены две схемы размещения объекта: согласно первой схеме объект находится в охранно-эксплуатационной зоне канализационной сети, согласно второй - вне указанной зоны (письмо от 19.08.2015 N 5146, л.д. 150).
Суды, руководствуясь частью 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ), действовавшим в период спора Порядком внесения изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденным постановлением Администрации от 06.12.2012 N 1870 "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Твери" (далее - Порядок), сделали вывод, что возможность внесения изменений в схему нестационарных торговых объектов относится к компетенции органов местного самоуправления, в связи с чем основания для признания недействительным принятого Администрацией постановления от 28.05.2014 N 640 (далее - Постановление N 640) отсутствуют. Суд первой инстанции, ссылаясь на пункт 2.3 Порядка, утвержденного постановления Администрации от 06.12.2012 N 1870, также указал на недопустимость размещения нестационарных торговых объектов в охранной зоне инженерных сетей.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определяются положениями Закона N 381-ФЗ.
В силу части 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
При этом схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 названной статьи).
Во исполнение Закона N 381-ФЗ принято постановление администрации Тверской области от 28.09.2010 N 458-па "О порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области схем размещения нестационарных торговых объектов" (далее - Порядок).
При этом из пункта 2 названного Порядка следует, что схемы размещения нестационарных торговых объектов утверждаются на три года. При разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов должны учитываться архитектурные, градостроительные, строительные, санитарно-эпидемиологические, экологические и противопожарные нормы и правила.
В соответствии с пунктом 7 Порядка в схеме устанавливается период функционирования нестационарного торгового объекта.
Таким образом, суды обоснованно указали, что по смыслу названных положений утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, является правом органа местного самоуправления в рамках предоставленных законом полномочий в целях обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Следовательно, схема нестационарных торговых объектов, как и внесенные в нее Постановлением N 640 изменения, утверждены Администрацией в пределах ее полномочий.
Оспаривая вывод судов, податель жалобы ссылается на часть 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ, согласно которой утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Вопреки доводам жалобы названная норма Закона N 381-ФЗ направлена лишь на исключение создания каких-либо препятствий эксплуатации торговых объектов, размещенных ранее утверждения новой схемы, но не регулирует порядок ее составления; не запрещает, но и не обязывает включать существующие торговые объекты в утверждаемые схемы. Таким образом, указанная норма гарантирует пользователям право на осуществление предпринимательской деятельности по ранее согласованным местам размещения объектов до окончания сроков функционирования объекта и ведения торговли в указанном месте.
Принимая во внимание нестационарный характер торговых объектов, недопустимость размещения таких объектов в охраной зоне инженерных сетей, а также учитывая, что изменение в схему внесены после истечения периода функционирования соответствующего объекта, суды правомерно указали, что органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов для удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства.
Ввиду изложенного суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания обжалуемого постановления Администрации N 640 недействительным, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований. Основания для изменения или отмены обжалуемых судебных актов, равно как и для удовлетворения жалобы, у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 09.04.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2015 по делу N А66-12216/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛАЗУРЬСТРОЙ" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.М. Стрелов |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.