23 декабря 2015 г. |
Дело N А56-18204/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2015 года.
Постановлением Верховного Суда РФ от 21 июня 2016 г. N 307-АД16-3025 настоящее постановление оставлено без изменения
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Любченко И.С., Савицкой И.Г.,
при участии от жилищно-строительного кооператива "Щегловская усадьба" Некрестьянова Д.С. (доверенность от 19.02.2015), от Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области Фалалеевой А.Е. (доверенность от 09.11.2015 N 05-1141/15-0-0),
рассмотрев 16.12.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива "Щегловская усадьба" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.07.2015 (судья Рыбаков С.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2015 (судьи Сомова Е.А., Зотеева Л.В., Семенова А.Б.) по делу N А56-18204/2015,
установил:
Жилищно-строительный кооператив "Щегловская усадьба", место нахождения: 198262, Санкт-Петербург, улица Лени Голикова, дом 6, корпус 1 литера "А", помещение 6Н, ОГРН 1127847329873, ИНН 7805592419 (далее - Кооператив, ЖСК), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области, место нахождения: 191023, Санкт-Петербург, улица Зодчего Росси, дом 1/3, подъезд 4, офис 2, ОГРН 1087847040181, ИНН 7840405870 (далее - Комитет) от 27.02.2015 N 305 о привлечении заявителя к административной ответственности на основании части 1 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 03.07.2015, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Кооператив просит указанные решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении требований ЖСК в полном объеме. Податель жалобы ссылается на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права и не согласен с выводами судов о том, что ЖСК является субъектом ответственности по части 1 статьи 14.28 КоАП РФ, и полагает, что у заинтересованного лица отсутствовали полномочия по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью заявителя.
В судебном заседании представитель Кооператива поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Комитета возражал против ее удовлетворения, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Как следует из материалов дела, постановлением от 27.02.2015 N 305 Комитет привлек ЖСК к административной ответственности на основании части 1 статьи 14.28 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 500 000 руб. Кооперативу вменено в вину незаконное, в нарушение требований части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ), части 3 статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), привлечение денежных средств гр.
Бурнаковой О.А. в сумме 2 747 718 руб. для строительства многоквартирного жилого дома по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, пос. Щеглово, земли ЗАО "Щеглово" (кадастровый номер земельного участка 47:07:0957004:243), на основании договора от 23.04.2014 N 117/2014/А1 о порядке оплаты паевого взноса и предоставления жилья, заключенного Бурнаковой О.А. с Кооперативом, и договора инвестиционного участия в строительстве от 29.06.2012, заключенного ЖСК с обществом с ограниченной ответственностью "Строительная компания "НАВИС", (далее - ООО "СК "НАВИС", общество). Согласно договору инвестиционного участия в строительстве от 29.06.2012 общество приняло на себя обязательства своими силами или с привлечением других лиц построить на средства, передаваемые кооперативом, жилой комплекс на земельном участке, принадлежащем обществу. Также указанными лицами заключен договор о распределении функций заказчика при реализации инвестиционного проекта от 29.06.2012.
Считая названное постановление незаконным, ЖСК обратился в арбитражный суд с заявлением в рамках настоящего дела.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая заявителю в удовлетворении требований, согласились с выводами Комитета о наличии в действиях Кооператива состава административного правонарушения и не установили нарушений процедуры привлечения ЖСК к административной ответственности.
Проверив законность обжалуемых судебных актов и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Западного округа исходит из следующего.
В части 1 статьи 14.28 КоАП РФ установлена административная ответственность за привлечение денежных средств гражданина, связанное с возникающим у гражданина правом собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, который на момент привлечения таких денежных средств гражданина не введен в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, лицом, не имеющим в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на это права и (или) привлекающим денежные средства граждан в нарушение требований, установленных указанным законодательством.
Оспариваемым в рамках настоящего дела постановлением Комитета от 27.02.2015 N 305 кооперативу вменено в вину нарушение требований части 2 статьи 1 Закона N 214-ФЗ, части 3 статьи 110 ЖК РФ, выразившееся в привлечении денежных средств гр. Бурнаковой О.А. для строительства многоквартирного жилого дома в отсутствие у ЖСК права на такое привлечение, поскольку Кооператив не является застройщиком в отношении данного дома и не имеет выданного ему разрешения на строительство, а также не обладает какими-либо правами на земельный участок, на котором осуществляется строительство.
В части 2 статьи 1 Закона N 214-ФЗ предусмотрено, что привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается только:
1) на основании договора участия в долевом строительстве;
2) путем выпуска эмитентом, имеющим в собственности или на праве аренды, праве субаренды земельный участок и получившим в установленном порядке разрешение на строительство на этом земельном участке многоквартирного дома, облигаций особого вида - жилищных сертификатов, закрепляющих право их владельцев на получение от эмитента жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;
3) жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов.
Лица, привлекающие денежные средства граждан для строительства в нарушение требований, установленных названной статьей, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 2.2 статьи 1 Закона N 214-ФЗ).
Согласно нормам части 3 статьи 110 ЖК РФ жилищно-строительный кооператив в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию многоквартирного дома в соответствии с выданным такому кооперативу разрешением на строительство.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что земельный участок, расположенный по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, пос. Щеглово, земли ЗАО "Щеглово" (кадастровый номер 47:07:0957004:243), принадлежит ООО "СК "НАВИС" на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 47 АБ 643028. Администрацией муниципального образования "Щегловское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области 23.12.2013 обществу выдано разрешение N RU 47504311-018 на строительство малоэтажных многоквартирных домов на указанном земельном участке.
Таким образом, земельный участок, на котором осуществляется строительство не принадлежит Кооперативу. Разрешение на строительство многоквартирного дома на данном земельном участке также выдано не ЖСК, а иному лицу (ООО "СК "НАВИС").
В то же время между ЖСК и гр. Бурнаковой О.А. (пайщик) заключен договор от 23.04.2014 N 117/2014/А1 о порядке оплаты паевого взноса и предоставления жилья. Согласно пункту 1.1 этого договора внесение пайщиком паевого взноса в размере, определенном настоящим договором, является условием, обеспечивающим приобретение права собственности на жилое помещение в многоквартирном доме по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, пос. Щеглово, земли ЗАО "Щеглово".
Таким образом, из договора от 23.04.2014 N 117/2014/А1 о порядке оплаты паевого взноса и предоставления жилья следует, что его конечным результатом является приобретение права собственности гр. Бурнаковой О.А. на квартиру (условный номер 82) и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме по указанному адресу.
На основании заявлений на перевод денежных средств от 25.04.2014 и от 03.06.2014 Бурнакова О.А. в качестве уплаты паевого взноса по договору от 23.04.2014 N 117/2014/А1 перечислила 30 000 руб. и 2 717 718 руб. (соответственно) на расчетный счет Кооператива.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что Кооперативом привлечены денежные средства гр. Бурнаковой О.А. для строительства многоквартирного жилого дома с последующим возникновением у названного лица права собственности на жилое помещение в этом доме при отсутствии у ЖСК разрешения на строительство, а также прав на земельный участок, на котором осуществляется строительство. Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении Кооперативом требований части 3 статьи 110 ЖК РФ и, соответственно, части 2 статьи 1 Закона N 214-ФЗ, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.28 КоАП РФ.
Доводы подателя жалобы о том, что ЖСК не является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 14.28 КоАП РФ, получили свою оценку в ходе рассмотрения дела в судах первой и апелляционной инстанций, признаны необоснованными по мотивам, изложенным в принятых по делу судебных актах. Оснований для иного вывода у кассационной инстанции не имеется.
Исходя из пункта 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Из материалов дела усматривается, что поводом для возбуждения дела об административном правонарушении (постановление по которому оспаривается Кооперативом) послужило именно приведенное в пункте 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ основание - данные, свидетельствующие о нарушении ЖСК требований действующего законодательства, выявлены Комитетом по результатам изучения документов, поступивших в надзорный орган из Всеволожской городской прокуратуры. Мероприятия по контролю (надзору) в отношении Кооператива Комитетом не проводились. В связи с этим доводы ЖСК об отсутствии у Комитета на момент выявления правонарушения полномочий по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью Кооператива не имеют правового значения для правильного разрешения настоящего дела.
Согласно части 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Следовательно, исходя из положений статьи 23.64 КоАП РФ и пункта 1.1 Положения о комитете государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 22.02.2007 N 42, в полномочия Комитета входит составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.28 КоАП РФ.
Таким образом, протокол об административном правонарушении в отношении ЖСК составлен уполномоченным административным органом и при наличии предусмотренных статьей 28.1 КоАП РФ оснований.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, а также нарушений административным органом предусмотренной КоАП РФ процедуры привлечения Кооператива к административной ответственности, как и обстоятельств, при которых допущенное заявителем нарушение могло быть признано малозначительным, судами двух инстанций не установлено. Оспариваемое постановление вынесено Комитетом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Административное наказание назначено Кооперативу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 14.28 КоАП РФ. Основания для применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ отсутствуют.
В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне; нормы материального и процессуального права применены правильно, а выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах.
Основания для отмены обжалуемых судебных актов у кассационной инстанции отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.07.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2015 по делу N А56-18204/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива "Щегловская усадьба" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Следовательно, исходя из положений статьи 23.64 КоАП РФ и пункта 1.1 Положения о комитете государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 22.02.2007 N 42, в полномочия Комитета входит составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.28 КоАП РФ.
Таким образом, протокол об административном правонарушении в отношении ЖСК составлен уполномоченным административным органом и при наличии предусмотренных статьей 28.1 КоАП РФ оснований.
...
Административное наказание назначено Кооперативу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 14.28 КоАП РФ. Основания для применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 декабря 2015 г. N Ф07-2974/15 по делу N А56-18204/2015