25 декабря 2015 г. |
Дело N А66-9752/2013 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Морозовой Н.А., Родина Ю.А.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области Логуновой А.Г. (доверенность от 19.10.2015 N 06-368), Колосовой Е.А. (доверенность от 09.04.2015 N 06-342),
рассмотрев 21.12.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Тверь" на решение Арбитражного суда Тверской области от 18.05.2015 (судья Бачкина Е.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2015 (судьи Мурахина Н.В., Виноградова Т.В., Осокина Н.Н.) по делу N А66-9752/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Тверьэнергогаз", место нахождения: 170033, г. Тверь, ул. Склизкова, д. 21, ОГРН 1026900548982, ИНН 6905077949, впоследствии переименованное в общество с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Тверь" (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области, место нахождения: 170043, г. Тверь, Октябрьский пр., д. 26, ОГРН 1066901031912, ИНН 6950000017 (далее - Инспекция), от 20.06.2013 N 19-26/64 в части доначисления 1 847 088 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и начисления соответствующих сумм пеней.
Решением от 18.04.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.09.2014, заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.12.2014 вынесенные по делу судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела решением от 18.05.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.08.2015, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение от 18.05.2015 и постановление от 25.08.2015 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Податель жалобы считает ошибочным вывод судов о неправомерном определении им налоговой базы по НДС и полагает, что она должна определяться исходя из фактических цен реализации, то есть из льготных цен.
В отзыве на жалобу Инспекция просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители Инспекции возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Представитель Общества, извещенного надлежащим образом о дате и месте судебного заседания, в суд не явился, поэтому жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную проверку правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (удержания, перечисления) Обществом налогов за 2009-2011 годы, по результатам которой 26.02.2013 составила акт N 19-26/9 и 20.06.2013 вынесла решение N 19-26/64.
Указанным решением Общество привлечено к ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде взыскания 603 456 руб. штрафа, ему доначислено 3 384 661 руб. НДС за 2009 год, начислено 1 111 336 пеней за несвоевременную уплату НДС и налога на доходы физических лиц, а также на 2 269 819 руб. уменьшена сумма убытков при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, в результате чего остаток не перенесенного на 31.12.2009 убытка уменьшен.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области от 02.08.2013 N 08-11/150 решение от 20.06.2013 N 19-26/64 отменено в части доначисления 1 537 573 руб. НДС, начисления соответствующих сумм пеней и штрафа, в остальной части решение оставлено без изменения.
Общество в судебном порядке оспорило решение Инспекции в части доначисления 1 847 088 руб. НДС и начисления соответствующих сумм пеней.
Суды первой и апелляционной инстанций при новом рассмотрении дела отказали в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
Из решения от 20.06.2013 N 19-26/64 следует, что основанием для доначисления 1 847 088 руб. НДС послужил вывод Инспекции о неправомерном определении Обществом налоговой базы по НДС.
Суды установили, что тепловую энергию населению Общество реализовывало через общество с ограниченной ответственностью "Кимрская дирекция единого заказчика" (далее - ООО "КДЕЗ") и муниципальное унитарное предприятие "Кимрская дирекция единого заказчика" (далее - МУП "КДЕЗ") по установленному тарифу - 901,50 руб./Гкал (с учетом НДС) и выставляло счета-фактуры в адрес управляющих компаний без учета льгот. В свою очередь контрагенты перечисляли заявителю собранную с населения плату за услуги и денежные средства, полученные из бюджета в качестве субсидий.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 153 НК РФ при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
В соответствии с пунктом 13 статьи 40 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
Пунктом 2 статьи 154 НК РФ установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями понимаются бюджетные средства, предоставляемые юридическим лицам на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанции исходя из названных норм права обоснованно пришли к выводу о том, что суммы субсидий при определении налоговой базы не учитываются, если:
- плата за оказанные услуги исчисляется с учетом установленных льгот, то есть в меньшем по сравнению с действующими регулируемыми тарифами размере;
- в результате применения льгот возникают убытки, то есть размер полученного дохода меньше устанавливаемого действующими тарифами;
- данному лицу в установленном порядке предоставляются компенсации из бюджета.
Суды установили, что 01.03.2008 заявитель и ООО "КДЕЗ" заключили договор по обеспечению тепловой энергией потребителей многоквартирных домов в г. Кимры Тверской области и сбору денежных средств.
Согласно пункту 4.1 данного договора расчеты за тепловую энергию осуществляются по тарифам, установленным Региональной энергетической комиссией Тверской области (далее - РЭК Тверской области) или иным уполномоченным на то государственным органом.
Общество 31.12.2003 заключило с МУП "КДЕЗ" контракт N 01-268-02 на снабжение тепловой энергией объектов муниципального жилого фонда.
В свою очередь ООО "КДЕЗ" 01.01.2009 заключило с территориальным отделом социальной защиты населения г. Кимры Тверской области (далее - Отдел) договор N 6 о возмещении выпадающих доходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Пунктом 2.2.1 договора N 6 предусмотрена обязанность Отдела в трехдневный срок возмещать Обществу в пределах денежных средств, выделенных на эти цели из федерального фонда, расходы на предоставление отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В письме от 28.08.2013 N 645 Отдел пояснил, что в 2009 году он возместил МУП "КДЕЗ" и ООО "КДЕЗ" из федерального бюджета расходы на предоставление льгот гражданам.
Как правомерно отметили суды, оплата по договорам с ООО "КДЕЗ" и МУП "КДЕЗ" производилась на основании выставленных налогоплательщиком по действующим тарифам счетов-фактур с выделенным без учета льгот НДС; корректировочные счета-фактуры стороны не составляли.
О наличии убытков в связи с применением льготных цен Общество не заявляло.
При таких обстоятельствах суды обоснованно посчитали, что МУП "КДЕЗ" и ООО "КДЕЗ" являются получателями субсидий из бюджета; перечисление ими налогоплательщику денежных средств связано с расчетами за тепловую энергию по цене фактической реализации.
Суды правильно указали, что если налогоплательщик не получает субсидии из бюджета, то положения пункта 2 статьи 154 НК РФ к нему не могут быть применены, поскольку субсидии должны быть предоставлены налогоплательщику непосредственно бюджетами различного уровня в связи с применением им государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, и только в этом случае данные суммы не подлежат включению в налоговую базу по НДС.
Довод жалобы о том, что налоговая база по НДС должна определяться исходя из фактических цен реализации, то есть из льготных цен, был предметом оценки судов и отклонен.
Как обоснованно, сославшись на статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, указали суды фактическим потребителем коммунальных услуг является население, поэтому размер платы рассчитывается с применением тарифа, установленного для населения, как это предусмотрено абзацем вторым пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
Абзацем вторым пункта 15 Правил N 307 установлено, что если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также за приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги граждан.
Общество, ссылаясь в кассационной жалобе на расчеты между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг исходя из размера платы гражданина, имеющего льготы, неверно толкует нормы материального права.
Так, согласно статье 1 Федерального закон от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", действовавшего в спорный период, тарифы на электрическую и тепловую энергию - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую и тепловую энергию (мощность).
В соответствии со статьей 2 названного Закона, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, в рамках указанных предельных уровней тарифов.
Приказом РЭК Тверской области от 23.12.2008 N 243-нп "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Тверьэнергогаз" для потребителей", тариф на тепловую энергию, отпускаемую Обществом для населения, установлен в размере 901,50 руб./Гкал (с учетом НДС).
Общество реализовывало тепловую энергию населению Кимрского района Тверской области через ООО "КДЕЗ" и МУП "КДЕЗ".
Таким образом, суды верно указали, что обязательства ООО "КДЕЗ" и МУП "КДЕЗ" перед Обществом равны цене тарифа, установленного РЭК Тверской области.
Материалами дела подтверждается, что все счета-фактуры и счета на оплату, выставленные в адрес управляющей организации, составлены по тарифам РЭК Тверской области без учета льгот.
Довод заявителя об ошибочном выставлении счетов-фактур по тарифу суды отклонили как бездоказательный.
Ссылку Общества на постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) от 05.10.2007 N 57 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами дел, касающихся взимания налога на добавленную стоимость по операциям, связанным с предоставлением жилых помещений в пользование, а также с их обеспечением коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов" и Президиума ВАС РФ от 09.06.2009 N 525/09, от 27.07.2010 N 3779/10 суды отклонили, поскольку в рамках названных дел исследовались иные обстоятельства.
Суды обоснованно указали, что поскольку Общество получало денежные суммы на оплату оказываемых услуг, реализуемых отдельным категориям граждан в полном объеме без учета льгот, то данные суммы подлежат обложению НДС и включаются в налоговую базу по этому налогу в общеустановленном порядке. Общество не предоставляет льготных цен, получает по действующим тарифам с НДС полную оплату и не несет убытков от применения льготных цен, бюджетные средства ему не выделялись.
Ссылку заявителя на сложившиеся между ним и ООО "КДЕЗ" агентские отношения суды отклонили, указав, что в рассматриваемом случае Общество как ресурсоснабжающая организация является продавцом коммунального ресурса исполнителю коммунальных услуг (ООО "КДЕЗ") для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги.
Учтя изложенное, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Приведенные в кассационной жалобе Общества доводы были предметом надлежащей оценки судов и правомерно отклонены.
По существу доводы заявителя направлены на иную оценку доказательств по делу и обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций и положенных в основу обжалуемых судебных актов.
Кассационная инстанция при рассмотрении дела проверяет законность принятых по нему судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды первой и апелляционной инстанций правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, применены судами правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления и удовлетворения жалобы Общества.
При подаче кассационной жалобы Общество неправильно исчислило и уплатило по платежному поручению от 23.10.2015 N 3801 вместо 1500 руб. 3000 руб. государственной пошлины. Излишне уплаченные 1500 руб. государственной пошлины подлежат возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 18.05.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2015 по делу N А66-9752/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Тверь" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Тверь", место нахождения: 170033, г. Тверь, ул. Склизкова, д. 21, ОГРН 1026900548982, ИНН 6905077949, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 23.10.2015 N 3801 при подаче кассационной жалобы.
Председательствующий |
С.В. Соколова |
Судьи |
С.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.