Требование: о признании недействительным акта органа власти в отношении жилья, по уплате налогов
Вывод суда: дело направлено на новое рассмотрение, решение суда апелляционной истанции отменено, решение суда первой инстанции отменено
25 декабря 2015 г. |
Дело N А42-7042/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Морозовой Н.А., Родина Ю.А.,
при участии от товарищества собственников жилья "Маяк" Кокшарова А.В. (доверенность от 07.12.2015), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Мурманской области Братищева В.Ю. (доверенность от 25.12.2014 N 14-16/6),
рассмотрев 21.12.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.04.2015 (судья Муратшаев Д.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2015 (судьи Третьякова Н.О., Дмитриева И.А., Згурская М.Л.) по делу N А42-7042/2014,
установил:
Товарищество собственников жилья "Маяк", место нахождения: 184056, Мурманская обл., г. Кандалакша, Набережная ул., д. 117, кв. 3, ОГРН 1085102000686, ИНН 5102014675 (далее - Товарищество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Мурманской области, место нахождения: 184042, Мурманская обл., г. Кандалакша, ул. Пронина, д. 4, ОГРН 1045100023143, ИНН 5102007251 (далее - Инспекция), от 25.03.2014 N 6 в части доначисления единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), налога на добавленную стоимость (далее - НДС), налога на прибыль организаций (далее - налог на прибыль), начисления соответствующих сумм пеней и штрафа, а также в части привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда первой инстанции от 28.04.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.08.2015, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального права - положений статьей 143, 146, 149, 166, 167, 251, 346.17 и 346.18 НК РФ, а также статей 135, 137, 157, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), просит отменить решение от 28.04.2015 и постановление от 20.08.2015. По мнению подателя жалобы, от налогообложения НДС освобождаются операции, по реализации работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляемые товариществами собственников жилья, при условии приобретения этих работ (услуг) у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги); Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает освобождение от налогообложения в случае, если данные работы (услуги) выполняются (оказываются) собственными силами товарищества собственников жилья. Кроме того, налоговый орган не согласен с выводом судов о необоснованном доначислении заявителю НДС в связи с невключением в налогооблагаемую базу разницы между стоимостью реализованных собственникам помещений коммунальных услуг и стоимостью этих услуг, приобретенных у ресурсоснабжающих организаций. Инспекция также считает, что денежные средства, поступающие Товариществу от собственников помещений за оказанные услуги, не являются целевым поступлением, поскольку товарищество собственников жилья является исполнителем услуг, в связи с чем суммы платежей за коммунальные услуги, а также на содержание, обслуживание и ремонт жилого фонда, поступающие от собственников помещений в многоквартирных домах, учитываются в целях налогообложения прибыли.
В отзыве на кассационную жалобу Товарищество, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а жалобу налогового органа - без удовлетворения.
В судебном заседании 07.12.2015 представители Инспекции поддержали доводы жалобы, а представитель Товарищества возражал против ее удовлетворения.
В судебном заседании 07.12.2015 рассмотрение кассационной жалобы отложено на 21.12.2015 на 16 час. 15 мин.
После отложения рассмотрение дела продолжено тем же составом суда с участием представителей сторон.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекция по результатам выездной налоговой проверки Товарищества за период с 01.01.2010 по 31.12.2012 составила акт от 31.12.2013 N 39-дсп и приняла решение от 25.03.2014 N 6 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии с указанным решением Товариществу доначислено 321 813 руб. единого налога по УСН, 1 128 354 руб. налога на прибыль, 3 459 760 руб. НДС и начислено 912 612 руб. 68 коп. пеней за нарушение срока уплаты этих налогов и несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц. Кроме того, Товарищество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122, статьей 123, пунктом 3 статьи 120 НК РФ, в виде взыскания 260 801 руб. 32 коп. штрафа.
Управление Федеральной налоговой службы по Мурманской области решением от 09.07.2014 N 231 оставило без удовлетворения апелляционную жалобу налогоплательщика на решение налогового органа.
Товарищество оспорило решение Инспекции в части доначисления единого налога по УСН, налога на прибыль и НДС, начисления соответствующих сумм пеней и штрафа в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 44, частями 1, 2 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться путем управления этим домом. Общее собрание собственников помещений обязано выбрать один из способов управления многоквартирным домом, предусмотренных законодательством. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
Собственники помещений вправе управлять своим многоквартирным домом либо опосредованно (путем объединения для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме или путем выбора управляющей организации и заключения с ней договора управления каждым собственником помещения в таком доме), либо непосредственно.
В многоквартирных домах N 36, 38 и 40 по Первомайской улице и N 113, 115, 117, 123 и 125 по Набережной улице в городе Кондалакша создано товарищество собственников жилья "Маяк", которое осуществляет управление данными многоквартирными домами.
Как следует из материалов дела, Товарищество заключило договоры на предоставление коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями и договоры с организациями, оказывающими жилищно-эксплуатационные услуги; выполняло собственными силами работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, получало от собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах (в том числе не являющихся его членами) плату за коммунальные услуги и услуги по ремонту и обслуживанию.
В 2010 году Товарищество применяло УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" и в соответствии со статьей 346.12 НК РФ являлось плательщиком единого налога, а в 2011 - 2012 годах - общую систему налогообложения и являлось плательщиком налога на прибыль и НДС.
В представленных в налоговый орган декларациях по единому налогу по УСН и налогу на прибыль доходы от реализации отражены в размере 0 руб., расходы, учитываемые при налогообложении - 0 руб.
Основанием доначисления 321 813 руб. единого налога по УСН за 2010 год, начисления 98 758 руб. 13 коп. пеней и 16 090 руб. 65 коп. штрафа послужил вывод Инспекции о том, что налогоплательщик неправомерно не включил в налоговую базу денежные средства, полученные за услуги (работы) по обеспечению надлежащего санитарного, противопожарного и технического состояния жилого дома и придомовой территории, по содержанию и техническому обслуживанию, капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, а также плату за коммунальные услуги. Как указал налоговый орган, все поступившие на счет заявителя денежные средства являются выручкой от реализации работ (услуг) и должны учитываться в составе доходов при определении налоговой базы по единому налогу по УСН.
Кроме того, в ходе выездной налоговой проверки Инспекция установила, что Товарищество в нарушение статьи 271 НК РФ занизило на 40 263 664 руб. и 42 325 197 руб. соответственно доходы от реализации за 2011 - 2012 годы для целей налогообложения налогом на прибыль. При определении налоговых обязательств Товарищества по налогу на прибыль налоговым органом учтены расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации, в сумме 36 365 490 руб. и 40 581 602 руб. соответственно, определенные по данным бухгалтерского учета. По итогам проверки Товариществу доначислено 1 128 354 руб. налога на прибыль, начислено 189 485 руб. 52 коп. пеней, налогоплательщик также привлечен к ответственности по пункту 3 статьи 120 НК РФ в виде взыскания 50 775 руб. 90 коп. штрафа.
Суды первой и апелляционной инстанций признали недействительным оспариваемое решение Инспекции в части доначисления единого налога по УСН и налога на прибыль, начисления соответствующих сумм пеней и штрафа. Принимая такое решение, суды исходили из того, что полученные от собственников жилья коммунальные платежи не являются доходом заявителя от реализации товаров (работ, услуг), подлежащим налогообложению применительно к положениям статьи 249 НК РФ; в состав внереализационных доходов указанные платежи также не могут быть включены в силу статьи 250 НК РФ; денежные средства в виде взносов (обязательных платежей), поступившие от собственников квартир (членов товарищества собственников жилья) на оплату коммунальных услуг, содержание и ремонт помещений в кооперативном доме, являются целевыми поступлениями, направленными на ведение уставной деятельности Товарищества и не учитываются при определении налоговой базы в силу пункта 2 статьи 251 НК РФ.
Кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты по рассматриваемому эпизоду подлежат отмене ввиду следующего.
В силу пункта 1 статьи 346.12 НК РФ плательщиками единого налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 названного Кодекса.
В соответствии со статьей 346.14 НК РФ объектом обложения налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН, по выбору налогоплательщика признаются доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
В силу пункта 2 статьи 346.18 НК РФ в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.
Статьей 346.15 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают в том числе доходы от реализации, которыми признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав (статья 249 названного Кодекса). Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.17 НК РФ в целях главы 26.2 названного Кодекса датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).
Согласно статье 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаются доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.
К доходам в целях главы 25 НК РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы (пункт 1 статьи 248 НК РФ).
В силу пункта 1 статьи 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах (пункт 2 статьи 249 НК РФ).
Пунктом 1 статьи 271 НК РФ определено, что в целях главы 25 НК РФ доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).
Пункт 2 статьи 251 НК РФ предусматривает, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров).
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в том числе, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, а также отчисления на формирование в установленном статьей 324 данным Кодекса порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ (в редакции Федерального закона от 18.07.2011 N 235-ФЗ) при формировании налоговой базы по налогу на прибыль к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, а также отчисления на формирование в установленном статьей 324 НК РФ порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.
Кассационная инстанция считает ошибочным вывод судов о том, что поступившие Товариществу от собственников квартир (членов товарищества собственников жилья) денежные средства на оплату коммунальных услуг, содержание и ремонт помещений в многоквартирном доме являются целевыми поступлениями, направленными на ведение уставной деятельности и не учитываются при определении налоговой базы в силу пункта 2 статьи 251 НК РФ.
Согласно части 3 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Товарищество собственников жилья, реализуя цели своей уставной деятельности (управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечение эксплуатации этого комплекса, владение, пользование и в установленных законодательством пределах распоряжение общим имуществом в многоквартирном доме), в соответствии с избранным собственниками помещений способом управления многоквартирным домом предоставляет приобретаемые коммунальные услуги членам товарищества на основании членства в организации, другим собственникам помещений, не являющимся членами товарищества, - на основании договоров о содержании и ремонте общего имущества, заключаемых согласно пункту 2 статьи 138 ЖК РФ, а также осуществляет иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 этого Кодекса).
Допускаемая пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, возможность признать товарищество собственников жилья исполнителем коммунальных услуг соответствует нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, в частности, пункту 1 части 1 статьи 137, устанавливающему право товарищества заключать договоры об оказании коммунальных услуг, частям 5, 6 статьи 155, согласно которым члены товарищества собственников жилья вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, а собственники помещений, не являющиеся членами товарищества, вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья.
Товарищество собственников жилья как лицо, предоставляющие потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает его заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2, 8, 9, подпункты "а", "б" пункта 31, подпункт "а" пункта 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354).
Согласно части 2.2 статьи 161 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ) при управлении многоквартирным домом товарищество собственников жилья несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности.
В соответствии с пунктом 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Согласно подпункту "б" пункта 16 названных Правил надлежащее содержание общего имущества обеспечивается товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом): путем членства собственников помещений в указанных организациях - в соответствии с разделами V и VI Жилищного кодекса Российской Федерации; путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями - в соответствии с пунктом 2 статьи 138 ЖК РФ.
С учетом приведенных норм жилищного законодательства обязанность по внесению членами товариществ собственников жилья обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, возникает не в связи членством в товариществе собственников жилья, а в связи с владением и пользованием имуществом в многоквартирном доме.
Товарищество в данном случае выступает в качестве самостоятельного субъекта правоотношений с собственниками помещений в многоквартирном доме, а также с организациями, оказывающими жилищно-эксплуатационные услуги, и подрядчиками; его правовое положение в части предоставления коммунальных услуг собственникам помещений соответствует правовому положению исполнителя коммунальных услуг.
Таким образом, суммы платежей собственников жилья за жилищно-коммунальные услуги, поступающие на счет Товарищества, должны учитываться в спорный период в составе его доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, а также включаться в состав доходов от реализации, учитываемых при налогообложении прибыли.
Поскольку заявителем в качестве объекта налогообложения по единому налогу по УСН за 2010 год выбраны "доходы, уменьшенные на величину расходов", перечисленные в адрес организаций, оказывающих жилищно-эксплуатационные услуги, и подрядчикам денежные средства являются расходами Товарищества, которые должны быть учтены при исчислении единого налога.
В оспариваемом решении Инспекции отражено: согласно выписке банка сумма дохода составила 33 231 132 руб. 33 коп. (из которых 1 049 817 руб. 45 коп. являются доходами, не учитываемыми при определении налогооблагаемой базы); сумма расходов - 33 324 047 руб. 12 коп., в том числе не учитываемые в соответствии со статьей 346.16 НК РФ (членские взносы, пени и штрафы, расходы за счет резервного фонда); сумма убытка - 790 705 руб. 33 коп. (приложение N 1 к акту проверки). По результатам проверки сумма, подлежащего уплате единого налога по УСН, определена налоговым органом в размере 321 813 руб. (32 181 314 руб. 88 коп. х 1%).
Из содержания обжалуемых судебных актов усматривается, что установленные Инспекцией при определении налоговых обязательств Товарищества доходная и расходная часть, а также расчет подлежащего уплате по итогам проверки единого налога по УСН, приведенный в оспариваемом решение налогового органа, судами не проверены.
Спорные суммы платежей собственников жилья за жилищно-коммунальные услуги, полученные Товариществом в 2011 - 2012 годах, должны учитываться в составе его доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Вместе с тем данные платежи за коммунальные услуги, перечисляемые Товариществом ресурсоснабжающим организациям, одновременно с отражением их в доходной части налогоплательщиком принимаются к уменьшению доходов в составе расходов. В составе расходов Товарищество также учитывает затраты, на содержание, техническое обслуживание и ремонт общего имущества многоквартирных домов.
Инспекция в ходе проверки установила, что отчеты Товарищества об исполнении сметы доходов и расходов на 2011 - 2012 годы содержат данные о доходах, определенных по кассовому методу, а расходах - по методу начисления.
По итогам проверки налоговым органом определена выручка от реализации товаров (работ, услуг) за 2011 - 2012 годы, не учтенная заявителем для целей налогообложения, по методу начисления; расходы установлены по данным бухгалтерского учета Товарищества. При этом налоговый орган признал документально неподтвержденными затраты Товарищества по договорам подряда, заключенным с Ивановым Дмитрием Сергеевичем, а также указал на наличие обстоятельств, свидетельствующих о невозможности реального выполнения названным контрагентом спорных работ.
Составленные и приведенные в оспариваемом решении расчеты Инспекции судами первой и апелляционной инстанций не проверены, правильность их не подтверждена.
Условием принятия расхода к уменьшению налогооблагаемой базы является их обоснованность и документальное подтверждение (пункт 1 статьи 252 НК РФ).
Относительно работ по договорам подряда, заключенным Товариществом с Ивановым Д.С., суды указали, что работы по договорам принятые и оплаченные заявителем, фактически выполнены не Ивановым Д.С., а иным лицом.
Однако суды не проверили и не дали надлежащей оценки доводу Инспекции о том, что спорные расходы документально не подтверждены и не отвечают критериям, установленным пунктом 1 статьи 252 НК РФ.
Поскольку имеющие значение для правильного разрешения спора существенные обстоятельства судами первой и апелляционной инстанций не установлены, а в соответствии с частью 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены судами, обжалуемые судебные по рассмотренному эпизоду подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как следует из материалов дела, деятельностью Товарищества является выполнение работ (оказание услуг) по управлению многоквартирными домами, в том числе предоставление жильцам коммунальных услуг, приобретенных у ресурсоснабжающих организаций, а также содержание и ремонт общего имущества жилого дома, осуществляемое как собственными силами, так и с привлечением подрядных организаций.
В период с 01.01.2011 по 31.12.2012 Товарищество являлось плательщиком НДС и представляло в налоговый орган налоговые декларации по данному налогу с "нулевыми" показателями.
Основанием доначисления 1 154 212 руб. НДС, начисления пеней и штрафа послужил вывод Инспекции о неправомерном занижении Товариществом налоговой базы по этому налогу в связи с невключением в выручку от реализации товаров (работ, услуг) разницы между стоимостью реализованного коммунального ресурса и стоимостью приобретенного коммунального ресурса, которая, по мнению налогового органа, подлежит обложению НДС.
Налоговым органом установлено, что в 2010 - 2012 годах Товарищество приобрело у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы (отопление, горячее водоснабжение и электроснабжение) на общую сумму 54 082 383 руб. 20 коп., в то время как к оплате непосредственным потребителям указанных услуг предъявлено 61 648 881 руб. 21 коп.
По итогам проверки также доначислено 2 305 548 руб. НДС с соответствующей суммой пеней и штрафа. Как указал налоговый орган, реализация услуг по управлению многоквартирным домом, реализация прочих работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, выполненных собственными силами товарищества собственников жилья не относится к операциям освобождаемым от налогообложения НДС на основании подпункта 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ видам работ (услуг).
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования налогоплательщика.
Кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты в данной части подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Согласно статье 146 НК РФ объектом налогообложения НДС являются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе по реализации предметов залога и передаче товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передаче имущественных прав.
Операции, не подлежащие обложению НДС, перечислены в статье 149 НК РФ.
В соответствии с подпунктами 29, 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ от налогообложения НДС освобождаются следующие операции: реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций; реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).
От налогообложения НДС освобождается предоставление коммунальных услуг товариществами собственников жилья по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих коммунальных услуг, в том числе с учетом НДС, у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.
Также от налогообложения НДС освобождаются операции по реализации работ (услуг) по содержанию, а также ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляемые товариществами собственников жилья по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих работ (услуг) у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).
Положений освобождающих от налогообложения работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, работы (услуги) по управлению многоквартирными домами и другие работы (услуги), выполняемые (оказываемые) собственными силами товарищества собственников жилья подпункт 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ не содержит.
Судами обеих инстанций установлено, что разница между стоимостью коммунальных услуг, реализованных собственникам жилых помещений в многоквартирном доме, и стоимостью их приобретения у ресурсоснабжающих организаций, возникла ввиду неправильного осуществления Товариществом расчета платы за коммунальные услуги (применение завышенного тарифа) и отсутствие перерасчета стоимости поставленных ресурсов.
Частью 3 статьи 154 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в жилых домах несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Согласно части 4 этой статьи плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение).
В силу части 8 статьи 156 ЖК РФ размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с уставом.
Согласно статье 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Абзацем вторым пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, определено, что расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение управляющей организацией холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Согласно пункту 5.2 Устава Товарищества, в случае принятия собственниками или членами товарищества собственников жилья решения о проведение капитального ремонта общего имущества и установления перечня работ по капитальному ремонту, сроков их проведения, а также размера платы за капитальный ремонт для каждого собственника и порядка ее внесения, собственники обязаны оплачивать капитальный ремонт.
Товарищество не представило доказательств, подтверждающих, что собственниками жилья в многоквартирных домах принято решение об увеличении платы за коммунальные услуги в целях формирования фонда капитального ремонта.
В ходе судебного разбирательства суды обеих инстанций фактически не рассмотрели по существу эпизод, касающейся доначисления заявителю НДС.
Ввиду изложенного следует признать, что обжалуемые судебные акты по рассмотренным эпизодам приняты по неполно исследованным обстоятельствам дела, имеющим значение для его правильного разрешения, что не отвечает требованиям части 3 статьи 15 АПК РФ.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции полностью и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено или изменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Поскольку обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения дела, судами не установлены и не исследованы, суд кассационной инстанции считает, что принятые по делу судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду с учетом правовой позиции суда кассационной инстанции следует принять меры к установлению фактических обстоятельств дела, оценить в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимной связи и, правильно применив нормы налогового и жилищного законодательства, принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.04.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2015 по делу N А42-7042/2014 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Мурманской области.
Председательствующий |
С.В. Соколова |
Судьи |
С.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.