Приложение N 4
УТВЕРЖДЕНА
приказом Минтранса России
от 21 мая 2025 г. N 165
Типовая дополнительная профессиональная программа
повышения квалификации специалистов по моделированию дорожного движения
I. Общие положения
1. Обучение проводится по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации специалистов по моделированию дорожного движения, разработанной организацией, осуществляющей образовательную деятельность 1 (далее - Программа), на основании Типовой дополнительной профессиональной программы повышения квалификации специалистов по моделированию дорожного движения (далее - Типовая программа).
2. К обучению допускаются лица, соответствующие одному из следующих требований (далее - слушатели):
наличие высшего образования по направлению подготовки 23.03.01 Технология транспортных процессов, а также по специальностям и направлениям подготовки, указанным в ранее действующих перечнях специальностей и направлений подготовки высшего образования, по которым установлено соответствие указанному направлению подготовки, без предъявления требований к стажу (опыту) работы;
наличие высшего образования и дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки по организации дорожного движения.
3. Целью реализации Программы является совершенствование и (или) получение слушателями новой компетенции, необходимой для осуществления профессиональной деятельности специалисту по моделированию дорожного движения, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации "Специалист по моделированию дорожного движения".
4. Структура Программы должна соответствовать Типовой программе.
5. Обучение должно включать все учебные дисциплины (модули), указанные в учебном плане Программы в соответствии с главой II Типовой программы.
6. При реализации Программы используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение 2.
7. Программа реализуется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации 3.
8. Продолжительность обучения слушателей должна составлять 80 академических часов.
9. Календарный учебный график разрабатывается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, исходя из выбранной формы обучения.
II. Учебный план Программы
Наименование учебных дисциплин (модулей) |
Общая трудоемкость, часов |
Контактная работа, часов |
в том числе |
Самостоятельная работа слушателей, в том числе контрольно-самостоятельная работа слушателей, часов |
Форма контроля |
||
Лекции, часов |
Лабораторные работы, часов |
Практические и семинарские занятия, часов |
|||||
Нормативное правовое и техническое регулирование в области организации дорожного движения |
6 |
3 |
3 |
- |
- |
3 |
текущий контроль |
Функции и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, участвующих в вопросах управления функционированием транспортного комплекса, связанных с организацией дорожного движения |
10 |
5 |
5 |
- |
- |
5 |
текущий контроль |
Основы организации дорожного движения |
26 |
14 |
11 |
1 |
2 |
12 |
текущий контроль |
Моделирование дорожного движения |
34 |
18 |
12 |
2 |
4 |
16 |
текущий контроль |
Итого по учебному плану |
76 |
40 |
31 |
3 |
6 |
36 |
- |
Итоговая аттестация |
4 |
4 |
4 |
- |
- |
- |
- |
Итого |
80 |
44 |
35 |
3 |
6 |
36 |
- |
III. Рабочие программы учебных дисциплин (модулей)
10. Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) "Нормативное правовое и техническое регулирование в области организации дорожного движения".
Наименование учебных тем |
Общая трудоемкость, часов |
Контактная работа, часов |
в том числе |
Самостоятельная работа слушателей, в том числе контрольно-самостоятельная работа слушателей, часов |
||
Лекции, часов |
Лабораторные работы, часов |
Практические и семинарские занятия, часов |
||||
Правовые основы организации дорожного движения в Российской Федерации |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
- |
0,5 |
Требования законодательства Российской Федерации в области организации дорожного движения |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
- |
0,5 |
Нормативно-техническое и методологическое обеспечение деятельности по организации дорожного движения |
2 |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
Виды документации по организации дорожного движения, требования к ее составу и содержанию, порядку разработки, утверждения, согласования и внесения в нее изменений |
2 |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
Итого |
6 |
3 |
3 |
- |
- |
3 |
11. Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) "Функции и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, участвующих в вопросах управления функционированием транспортного комплекса, связанных с организацией дорожного движения".
Наименование учебных тем |
Общая трудоемкость, часов |
Контактная работа, часов |
в том числе |
Самостоятельная работа слушателей, в том числе контрольно-самостоятельная работа слушателей, часов |
||
Лекции, часов |
Лабораторные работы, часов |
Практические и семинарские занятия, часов |
||||
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области организации дорожного движения |
2 |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
Взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации, исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и уполномоченных ими подведомственных организаций |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
- |
0,5 |
Цели, задачи создания и функционирования организаций, уполномоченных на осуществление деятельности по управлению организацией дорожного движения и организации пассажирских перевозок |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
- |
0,5 |
Критерии и методы оценки эффективности реализации мероприятий по организации дорожного движения |
2 |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
Государственный контроль (надзор) в области организации дорожного движения |
4 |
2 |
2 |
- |
- |
2 |
Итого |
10 |
5 |
5 |
- |
- |
5 |
12. Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) "Основы организации дорожного движения".
Наименование учебных тем |
Общая трудоемкость, часов |
Контактная работа, часов |
в том числе |
Самостоятельная работа слушателей, в том числе контрольно-самостоятельная работа слушателей, часов |
||
Лекции, часов |
Лабораторные работы, часов |
Практические и семинарские занятия, часов |
||||
Основные параметры дорожного движения и порядок их определения при организации дорожного движения, порядок мониторинга дорожного движения |
4 |
2 |
2 |
- |
- |
2 |
Методы определения и анализа показателей в области обеспечения безопасности дорожного движения и снижения риска совершения дорожно-транспортных происшествий за счет реализации мероприятий по организации дорожного движения |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
- |
0,5 |
Методы расчета прогнозных значений основных параметров дорожного движения |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
- |
0,5 |
Основные методы организации дорожного движения (разделение движения во времени и пространстве, формирование однородных транспортных потоков, оптимизация скоростного режима движения) |
4 |
2 |
2 |
- |
- |
2 |
Методы управления распределением транспортных средств на автомобильных дорогах, в том числе принципы расчета светофорного регулирования |
4 |
2 |
1 |
1 |
- |
2 |
Практические мероприятия по организации дорожного движения, в том числе по организации движения на перекрестках, организации движения пешеходов и велосипедистов, организации движения пассажирского транспорта общего пользования, организации движения средств индивидуальной мобильности |
6 |
4 |
2 |
- |
2 |
2 |
Методы организации парковок общего пользования, в том числе платных парковок, и размещения оборудования, обеспечивающего зарядку электромобилей |
2 |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
Правила применения технических средств организации дорожного движения и системы информирования участников дорожного движения, а также механизмы актуализации актов технического регулирования в области организации дорожного движения |
2 |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
Организация дорожного движения в особых условиях, в том числе в темное время суток, зимних условиях, горной местности, на железнодорожных переездах, в местах ремонта автомобильных дорог |
2 |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
Итого |
26 |
14 |
11 |
1 |
2 |
12 |
13. Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) "Моделирование дорожного движения".
Наименование учебных тем |
Общая трудоемкость, часов |
Контактная работа, часов |
в том числе |
Самостоятельная работа слушателей, в том числе контрольно-самостоятельная работа слушателей, часов |
||
Лекции, часов |
Лабораторные работы, часов |
Практические и семинарские занятия, часов |
||||
Функциональные возможности моделирования дорожного движения, цели и задачи моделирования при разработке документации по организации дорожного движения |
4 |
2 |
2 |
- |
- |
2 |
Основные типы математических и имитационных моделей параметров дорожного движения, их свойства и рекомендуемые области применения |
4 |
2 |
2 |
- |
- |
2 |
Функциональные возможности программного обеспечения по моделированию дорожного движения, требования к транспортным моделям |
8 |
4 |
2 |
2 |
- |
4 |
Уровни моделирования дорожного движения, их специфика, оценочные показатели эффективности организации дорожного движения, получаемые при моделировании дорожного движения |
8 |
4 |
2 |
- |
2 |
4 |
Особенности применения транспортных моделей |
10 |
6 |
4 |
- |
2 |
4 |
Итого |
34 |
18 |
12 |
2 |
4 |
16 |
IV. Оценка качества освоения Программы
14. Оценка качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию по каждой учебной дисциплине (модулю) Программы и итоговую аттестацию.
15. Формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестаций слушателей устанавливаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
16. К итоговой аттестации допускаются слушатели, не имеющие задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план Программы (индивидуальный учебный план).
17. Слушателям, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации образца, самостоятельно установленного организацией, осуществляющей образовательную деятельность 4.
18. Слушатели, не прошедшие итоговую аттестацию или получившие на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти повторно итоговую аттестацию в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Слушателям, не прошедшим итоговую аттестацию по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), должна быть предоставлена возможность пройти итоговую аттестацию без отчисления из организации, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с медицинским заключением или другим документом, предъявленным слушателем, или с восстановлением на дату проведения итоговой аттестации.
19. Слушателям, не прошедшим итоговую аттестацию или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть Программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность 5.
V. Планируемые результаты обучения
20. Слушатели, успешно прошедшие обучение по Программе, должны обладать следующими профессиональными компетенциями:
выполнять анализ дорожно-транспортной ситуации элементов планировочной структуры городов и регионов и прогноз ожидаемого эффекта от внедрения мероприятий по организации дорожного движения с использованием методов моделирования дорожного движения;
использовать методы работы с большими данными, иметь навыки планирования мероприятий по организации дорожного движения, выполнения расчета прогнозных значений и моделирования параметров дорожного движения с использованием информационно-коммуникационных технологий;
формировать требования к технологиям, связанным с управлением транспортным комплексом в части организации дорожного движения, элементной базе систем управления дорожным движением и дорожному оборудованию;
организовывать и проводить мероприятия по исследованию обстоятельств дорожно-транспортных происшествий;
разрабатывать план мероприятий, направленный на повышение безопасности дорожного движения, и принимать меры, направленные на повышение безопасности использования транспортных средств;
применять современные методы совершенствования организации дорожного движения и развития транспортной инфраструктуры для участков автомобильных дорог.
21. В результате освоения Программы слушатели должны знать:
требования законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в области организации дорожного движения, законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, законодательства Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, законодательства Российской Федерации о техническом регулировании;
теоретические и методологические основы организации дорожного движения;
порядок мониторинга дорожного движения;
основные типы математических моделей параметров дорожного движения (далее - транспортные модели), их свойства и рекомендуемые области применения;
функциональные возможности программного обеспечения по моделированию дорожного движения, требования к транспортным моделям;
способы моделирования дорожного движения и их особенности.
22. В результате освоения Программы слушатели должны уметь:
планировать потребности в ресурсах для разработки, настройки различных параметров транспортной модели с целью минимизации расхождений данных обследований дорожного движения и результатов моделирования дорожного движения (далее - калибровка) и применения транспортных моделей, исходя из сложности проекта, территории, в отношении которой выполняется моделирование дорожного движения, временного периода моделирования дорожного движения, количества рассматриваемых альтернативных проектных решений по организации дорожного движения, доступности и качества исходных данных;
применять современное программное обеспечение по моделированию дорожного движения при решении задач организации дорожного движения, разрабатывать транспортные модели, осуществлять калибровку транспортных моделей и оценку соответствия транспортной модели моделируемой задаче;
осуществлять сбор, обработку и анализ параметров дорожного движения с использованием современных технических средств мониторинга и определением
------------------------------
1Часть 6 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании).
2 Часть 2 статьи 13 Федерального закона об образовании.
3Часть 1 статьи 13 Федерального закона об образовании.
4Части 3 и 10 статьи 60 Федерального закона об образовании.
5Часть 12 статьи 60 Федерального закона об образовании.
------------------------------