Приложение N 7
УТВЕРЖДЕНА
приказом Минтранса России
от 21 мая 2025 г. N 165
Типовая дополнительная профессиональная программа
профессиональной переподготовки специалистов по организации и мониторингу дорожного движения
I. Общие положения
1. Обучение проводится по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки специалистов по организации и мониторингу дорожного движения, разработанной организацией, осуществляющей образовательную деятельность 1 (далее - Программа), на основании Типовой дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки специалистов по организации и мониторингу дорожного движения (далее - Типовая программа).
2. К обучению допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование, лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование 2 (далее - слушатели).
3. Целью реализации Программы является получение слушателями компетенции, необходимой для выполнения профессиональной деятельности по организации и мониторингу дорожного движения, приобретение квалификации "Специалист по организации и мониторингу дорожного движения".
4. Структура Программы должна соответствовать Типовой программе.
5. Обучение должно включать все учебные дисциплины (модули), указанные в учебном плане Программы в соответствии с главой II Типовой программы.
6. При реализации Программы используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение 3.
7. Программа реализуется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации 4.
8. Продолжительность обучения слушателей должна составлять 420 академических часа.
9. Календарный учебный график разрабатывается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, исходя из выбранной формы обучения.
II. Учебный план Программы
Наименование учебных дисциплин (модулей) |
Общая трудоемкость, часов |
Контактная работа, часов |
в том числе |
Самостоятельная работа слушателей, в том числе контрольно-самостоятельная работа слушателей, часов |
Форма контроля |
||
Лекции, часов |
Лабораторные работы, часов |
Практические и семинарские занятия, часов |
|||||
Нормативное правовое и техническое регулирование в области организации дорожного движения |
20 |
10 |
10 |
- |
- |
10 |
текущий контроль |
Функции и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, исполнительных органов субъектов Российской |
|
|
|
|
|
|
|
Федерации и органов местного самоуправления, участвующих в вопросах управления функционированием транспортного комплекса, связанных с организацией дорожного движения |
28 |
16 |
12 |
|
4 |
12 |
текущий контроль |
Основы организации дорожного движения |
154 |
102 |
34 |
34 |
34 |
52 |
текущий контроль |
Территориально-транспортное планирование |
94 |
62 |
26 |
12 |
24 |
32 |
текущий контроль |
Моделирование дорожного движения |
72 |
36 |
20 |
16 |
- |
36 |
текущий контроль |
Обеспечение безопасности дорожного движения |
48 |
24 |
12 |
8 |
4 |
24 |
текущий контроль |
Итого по учебному плану |
416 |
250 |
114 |
70 |
66 |
166 |
- |
Итоговая аттестация |
4 |
4 |
4 |
- |
- |
- |
- |
Итого |
420 |
254 |
118 |
70 |
66 |
166 |
- |
III. Рабочие программы учебных дисциплин (модулей)
10. Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) "Нормативное правовое и техническое регулирование в области организации дорожного движения".
Наименование учебных тем |
Общая трудоемкость, часов |
Контактная работа, часов |
в том числе |
Самостоятельная работа слушателей, в том числе контрольно-самостоятельная работа слушателей, часов |
||
Лекции, часов |
Лабораторные работы, часов |
Практические и семинарские занятия, часов |
||||
Правовые основы организации дорожного движения в Российской Федерации |
4 |
2 |
2 |
- |
- |
2 |
Требования законодательства Российской Федерации в области организации дорожного движения |
4 |
2 |
2 |
- |
- |
2 |
Нормативно-техническое и методологическое обеспечение деятельности по организации дорожного движения |
4 |
2 |
2 |
- |
- |
2 |
Виды документации по организации дорожного движения, требования к ее составу и содержанию, порядку разработки, утверждения, согласования и внесения в нее изменений |
8 |
4 |
4 |
- |
- |
4 |
Итого |
20 |
10 |
10 |
- |
- |
10 |
11. Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) "Функции и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, участвующих в вопросах управления функционированием транспортного комплекса, связанных с организацией дорожного движения".
Наименование учебных тем |
Общая трудоемкость, часов |
Контактная работа, часов |
в том числе |
Самостоятельная работа слушателей, в том числе контрольно-самостоятельная работа слушателей, часов |
||
Лекции, часов |
Лабораторные работы, часов |
Практические и семинарские занятия, часов |
||||
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области организации дорожного движения |
8 |
2 |
2 |
- |
- |
4 |
Взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации, исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и уполномоченных ими подведомственных организаций |
4 |
2 |
2 |
- |
- |
2 |
Цели, задачи создания и функционирования организаций, уполномоченных на осуществление деятельности по управлению организацией дорожного движения и организации пассажирских перевозок |
4 |
2 |
2 |
- |
- |
2 |
Критерии и методы оценки эффективности реализации мероприятий по организации дорожного движения |
6 |
6 |
2 |
- |
4 |
2 |
Государственный контроль (надзор) в области организации дорожного движения |
6 |
4 |
4 |
- |
- |
2 |
Итого |
28 |
16 |
12 |
- |
4 |
12 |
12. Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) "Основы организации дорожного движения".
Наименование учебных тем |
Общая трудоемкость, часов |
Контактная работа, часов |
в том числе |
Самостоятельная работа слушателей, в том числе контрольно-самостоятельная работа слушателей, часов |
||
Лекции, часов |
Лабораторные работы, часов |
Практические и семинарские занятия, часов |
||||
Основные параметры дорожного движения и порядок их определения при организации дорожного движения, порядок мониторинга дорожного движения |
24 |
16 |
4 |
6 |
6 |
8 |
Методы определения и анализа показателей в области обеспечения безопасности дорожного движения и снижения риска совершения дорожно-транспортных происшествий за счет реализации мероприятий по организации дорожного движения |
24 |
16 |
4 |
6 |
6 |
8 |
Методы расчета прогнозных значений основных параметров дорожного движения |
4 |
2 |
2 |
- |
- |
2 |
Основные методы организации дорожного движения (разделение движения во времени и пространстве, формирование однородных транспортных потоков, оптимизация скоростного режима движения) |
24 |
16 |
4 |
6 |
6 |
8 |
Методы управления распределением транспортных средств на автомобильных дорогах, в том числе принципы расчета светофорного регулирования |
24 |
16 |
4 |
6 |
6 |
8 |
Практические мероприятия по организации дорожного движения, в том числе по организации движения на перекрестках, организации движения пешеходов и велосипедистов, организации движения пассажирского транспорта общего пользования, организации движения средств индивидуальной мобильности |
24 |
16 |
4 |
6 |
6 |
8 |
Методы организации парковок общего пользования, в том числе платных парковок, и размещения оборудования, обеспечивающего зарядку электромобилей |
6 |
4 |
4 |
- |
- |
2 |
Правила применения технических средств организации дорожного движения и системы информирования участников дорожного движения, а также механизмы актуализации актов технического регулирования в области организации дорожного движения |
16 |
12 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Организация дорожного движения в особых условиях, в том числе в темное время суток, зимних условиях, горной местности, на железнодорожных переездах, в местах ремонта автомобильных дорог |
8 |
4 |
4 |
- |
- |
4 |
Итого |
154 |
102 |
34 |
34 |
34 |
52 |
13. Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) "Территориально-транспортное планирование".
Наименование учебных тем |
Общая трудоемкость, часов |
Контактная работа, часов |
в том числе |
Самостоятельная работа слушателей, в том числе контрольно-самостоятельная работа слушателей, часов |
||
Лекции, часов |
Лабораторные работы, часов |
Практические и семинарские занятия, часов |
||||
Особенности территориального планирования и планирования развития транспортной инфраструктуры |
18 |
14 |
2 |
6 |
6 |
4 |
Основы транспортного и градостроительного проектирования |
6 |
2 |
2 |
- |
- |
4 |
Особенности организации и планирования движения грузового транспорта |
14 |
10 |
4 |
- |
6 |
4 |
Особенности организации движения транспортных средств общего пользования по маршрутам регулярных перевозок |
14 |
10 |
4 |
- |
6 |
4 |
Особенности создания сети велосипедных и пешеходных маршрутов |
8 |
4 |
4 |
- |
- |
4 |
Особенности организации и обеспечения функционирования систем парковок и стоянок на автомобильных дорогах |
8 |
4 |
4 |
- |
- |
4 |
Методы выбора мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры и последовательности их реализации с позиций социально-экономической эффективности |
26 |
18 |
6 |
6 |
6 |
8 |
Итого |
94 |
62 |
26 |
12 |
24 |
32 |
14. Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) "Моделирование дорожного движения".
Наименование учебных тем |
Общая трудоемкость, часов |
Контактная работа, часов |
в том числе |
Самостоятельная работа слушателей, в том числе контрольно-самостоятельная работа слушателей, часов |
||
Лекции, часов |
Лабораторные работы, часов |
Практические и семинарские занятия, часов |
||||
Функциональные возможности моделирования дорожного движения, цели и задачи моделирования при разработке документации по организации дорожного движения |
8 |
4 |
4 |
- |
- |
4 |
Основные типы математических и имитационных моделей параметров дорожного движения, их свойства и рекомендуемые области применения |
16 |
8 |
4 |
4 |
- |
8 |
Функциональные возможности программного обеспечения по моделированию дорожного движения, требования к транспортным моделям |
16 |
8 |
4 |
4 |
- |
8 |
Уровни моделирования дорожного движения, их специфика, оценочные показатели эффективности организации дорожного движения, получаемые при моделировании дорожного движения |
16 |
8 |
4 |
4 |
- |
8 |
Особенности применения транспортных моделей |
16 |
8 |
4 |
4 |
- |
8 |
Итого |
72 |
36 |
20 |
16 |
- |
36 |
15. Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) "Обеспечение безопасности дорожного движения".
Наименование учебных тем |
Общая трудоемкость, часов |
Контактная работа, часов |
в том числе |
Самостоятельная работа слушателей, в том числе контрольно-самостоятельная работа слушателей, часов |
||
Лекции, часов |
Лабораторные работы, часов |
Практические и семинарские занятия, часов |
||||
Обеспечение безопасности движения на автомобильных дорогах |
16 |
8 |
4 |
- |
4 |
8 |
Оценка безопасности движения при проектировании автомобильных дорог |
16 |
8 |
4 |
4 |
- |
8 |
Аудит безопасности дорожного движения при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог |
16 |
8 |
4 |
4 |
- |
8 |
Итого |
48 |
24 |
12 |
8 |
4 |
24 |
IV. Оценка качества освоения Программы
16. Оценка качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию по каждой учебной дисциплине (модулю) Программы и итоговую аттестацию.
17. Формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестаций слушателей устанавливаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
18. К итоговой аттестации допускаются слушатели, не имеющие задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план Программы (индивидуальный учебный план
19. Слушателям, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается диплом о профессиональной переподготовке образца, самостоятельно установленного организацией, осуществляющей образовательную деятельность 5.
20. Слушатели, не прошедшие итоговую аттестацию или получившие на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти повторно итоговую аттестацию в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Слушателям, не прошедшим итоговую аттестацию по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), должна быть предоставлена возможность пройти итоговую аттестацию без отчисления из организации, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с медицинским заключением или другим документом, предъявленным слушателем, или с восстановлением на дату проведения итоговой аттестации.
21. Слушателям, не прошедшим итоговую аттестацию или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть Программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность 6.
V. Планируемые результаты обучения
22. Слушатели, успешно прошедшие обучение по Программе, должны обладать следующими профессиональными компетенциями, необходимыми для получения новой квалификации "Специалист по организации и мониторингу дорожного движения":
выполнять анализ дорожно-транспортной ситуации элементов планировочной структуры городов и регионов и прогноз ожидаемого эффекта от внедрения мероприятий по организации дорожного движения на основании данных мониторинга дорожного движения;
использовать методы работы с большими данными, иметь навыки планирования мероприятий по организации дорожного движения, выполнения расчета прогнозных значений и моделирования параметров дорожного движения с использованием информационно-коммуникационных технологий;
формировать требования к технологиям, связанным с управлением транспортным комплексом в части организации дорожного движения, элементной базе систем управления дорожным движением и дорожному оборудованию;
организовывать и проводить мероприятия по исследованию обстоятельств дорожно-транспортных происшествий;
разрабатывать план мероприятий, направленный на повышение безопасности дорожного движения, и принимать меры, направленные на повышение безопасности использования транспортных средств;
применять современные методы совершенствования организации дорожного движения и развития транспортной инфраструктуры на основании данных мониторинга дорожного движения для участков автомобильных дорог.
23. В результате освоения Программы слушатели должны знать:
требования законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в области организации дорожного движения, законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, законодательства Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, законодательства Российской Федерации о техническом регулировании;
функции и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области организации дорожного движения;
порядок и методы мониторинга дорожного движения и определения основных параметров дорожного движения;
методы расчета прогнозных значений основных параметров дорожного движения;
методы управления распределением транспортных средств на автомобильных дорогах, в том числе принципы расчета циклов светофорного регулирования при координационном и адаптивном управлении.
24. В результате освоения Программы слушатели должны уметь:
осуществлять управление распределением транспортных средств на автомобильных дорогах, в том числе с использованием автоматизированных систем управления дорожным движением;
осуществлять мониторинг дорожного движения и определять основные параметры дорожного движения;
оперативно реагировать на изменение ситуации на автомобильных дорогах посредством использования технических средств организации дорожного движения и средств информирования пользователей автомобильных дорог, а также взаимодействовать с оперативными службами при возникновении дорожно-транспортных и иных чрезвычайных происшествий на автомобильных дорогах;
корректировать планы работы светофорных объектов для оптимизации движения транспортных средств, в том числе при возникновении чрезвычайных происшествий в целях перераспределения транспортных потоков.
VI. Оценочные материалы
25. Пример тестового задания:
N |
Вопрос |
Варианты ответов |
Правильный ответ |
1 |
Основная (фундаментальная) диаграмма транспортного потока отражает: |
А - зависимость плотности транспортного потока от состава транспортного потока; Б - зависимость реальной интенсивности движения от плотности движения; В - зависимость интенсивности движения от динамических габаритов автомобиля; Г - зависимость интенсивности движения от времени суток. |
Б |
26. Пример практической задачи:
Рассчитайте режим работы светофорной сигнализации для локального пешеходного перехода, ширина проезжей части которого составляет 15 м при ширине полосы движения 3,75 м. В потоке преобладают легковые автомобили. Картограмма интенсивности движения транспортных и пешеходных потоков приведена на рисунке 1.
Рисунок 1. Картограмма интенсивности движения транспортных и пешеходных потоков
27. Пример вопросов для промежуточного и итогового контроля:
1) перечислите параметры эффективности организации дорожного движения;
2) дайте определение термина "уровень обслуживания дорожного движения".
------------------------------
1Часть 6 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании).
2Часть 3 статьи 76 Федерального закона об образовании.
3Часть 2 статьи 13 Федерального закона об образовании.
4Часть 1 статьи 13 Федерального закона об образовании.
5Части 3 и 10 статьи 60 Федерального закона об образовании.
6Часть 12 статьи 60 Федерального закона об образовании.
------------------------------