Приложение N 6
УТВЕРЖДЕНА
приказом Минтранса России
от 21 мая 2025 г. N 165
Типовая дополнительная профессиональная программа
повышения квалификации специалистов по разработке комплексных схем организации дорожного движения
I. Общие положения
1. Обучение проводится по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации специалистов по разработке комплексных схем организации дорожного движения, разработанной организацией, осуществляющей образовательную деятельность 1 (далее - Программа), на основании Типовой программы дополнительной профессиональной программы повышения квалификации специалистов по разработке комплексных схем организации дорожного движения (далее - Типовая программа).
2. К обучению допускаются лица, соответствующие одному из следующих требований (далее - слушатели):
наличие высшего образования по направлению подготовки 23.03.01 Технология транспортных процессов, а также по специальностям и направлениям подготовки, указанным в ранее действующих перечнях специальностей и направлений подготовки высшего образования, по которым установлено соответствие указанному направлению подготовки, без предъявления требований к стажу (опыту) работы;
наличие высшего образования по направлению подготовки 07.03.04 Градостроительство, дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки по организации дорожного движения и стажа работы не менее 2 лет в области организации дорожного движения;
наличие высшего образования по направлениям подготовки и специальностям, входящим в укрупненную группу направлений подготовки и специальностей высшего образования 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта, за исключением направления подготовки 23.03.01 Технология транспортных процессов, дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки по организации дорожного движения и стажа работы не менее 2 лет в области организации дорожного движения.
3. Целью реализации Программы является совершенствование и (или) получение слушателями новой компетенции, необходимой для выполнения профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамах имеющейся квалификации "Специалист по разработке комплексных схем организации дорожного движения".
4. Структура Программы должна соответствовать Типовой программе.
5. Обучение должно включать все учебные дисциплины (модули), указанные в учебном плане Программы в соответствии с главой II Типовой программы.
6. При реализации Программы используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение 2.
7. Программа реализуется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации 3.
8. Продолжительность обучения слушателей должна составлять 90 академических часа.
9. Календарный учебный график разрабатывается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, исходя из выбранной формы обучения.
II. Учебный план программы
Наименование учебных дисциплин (модулей) |
Общая трудоемкость, часов |
Контактная работа, часов |
в том числе |
Самостоятельная работа слушателей, в том числе контрольно-самостоятельная работа слушателей, часов |
Форма контроля |
||
Лекции, часов |
Лабораторные работы, часов |
Практические и семинарские занятия, часов |
|||||
Нормативное правовое и техническое регулирование в области организации дорожного движения |
6 |
3 |
3 |
- |
- |
3 |
текущий контроль |
Функции и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, участвующих в вопросах управления функционированием транспортного комплекса, связанных с организацией дорожного движения |
10 |
5 |
5 |
- |
- |
5 |
текущий контроль |
Основы организации дорожного движения |
26 |
14 |
11 |
1 |
2 |
12 |
текущий контроль |
Территориально-транспортное планирование |
16 |
8 |
7 |
- |
1 |
8 |
текущий контроль |
Моделирование дорожного движения |
10 |
5 |
5 |
- |
- |
5 |
текущий контроль |
Автоматизированные системы управления дорожным движением |
12 |
6 |
5 |
- |
1 |
6 |
текущий контроль |
Обеспечение безопасности дорожного движения |
6 |
3 |
2 |
- |
1 |
3 |
текущий контроль |
Итого, по учебному плану |
86 |
44 |
38 |
1 |
5 |
42 |
- |
Итоговая аттестация |
4 |
4 |
4 |
- |
- |
- |
- |
Итого |
90 |
48 |
42 |
1 |
5 |
42 |
- |
III. Рабочие программы учебных дисциплин (модулей)
10. Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) "Нормативное правовое и техническое регулирование в области организации дорожного движения".
Наименование учебных тем |
Общая трудоемкость, часов |
Контактная работа, часов |
в том числе |
Самостоятельная работа слушателей, в том числе контрольно-самостоятельная работа слушателей, часов |
||
Лекции, часов |
Лабораторные работы, часов |
Практические и семинарские занятия, часов |
||||
Правовые основы организации дорожного движения в Российской Федерации |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
- |
0,5 |
Требования законодательства Российской Федерации в области организации дорожного движения |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
- |
0,5 |
Нормативно-техническое и методологическое обеспечение деятельности по организации дорожного движения |
2 |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
Виды документации по организации дорожного движения, требования к ее составу и содержанию, порядку разработки, утверждения, согласования и внесения в нее изменений |
2 |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
Итого |
6 |
3 |
3 |
- |
- |
3 |
11. Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) "Функции и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, участвующих в вопросах управления функционированием транспортного комплекса, связанных с организацией дорожного движения".
Наименование учебных тем |
Общая трудоемкость, часов |
Контактная работа, часов |
в том числе |
Самостоятельная работа слушателей, в том числе контрольно-самостоятельная работа слушателей, часов |
||
Лекции, часов |
Лабораторные работы, часов |
Практические и семинарские занятия, часов |
||||
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области организации дорожного движения |
2 |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
Взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации, исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и уполномоченных ими подведомственных организаций |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
- |
0,5 |
Цели, задачи создания и функционирования организаций, уполномоченных на осуществление деятельности по управлению организацией дорожного движения и организации пассажирских перевозок |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
- |
0,5 |
Критерии и методы оценки эффективности реализации мероприятий по организации дорожного движения |
2 |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
Государственный контроль (надзор) в области организации дорожного движения |
4 |
2 |
2 |
- |
- |
2 |
Итого |
10 |
5 |
5 |
- |
- |
5 |
12. Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) "Основы организации дорожного движения".
Наименование учебных тем |
Общая трудоемкость, часов |
Контактная работа, часов |
в том числе |
Самостоятельная работа слушателей, в том числе контрольно-самостоятельная работа слушателей, часов |
||
Лекции, часов |
Лабораторные работы, часов |
Практические и семинарские занятия, часов |
||||
Основные параметры дорожного движения и порядок их определения при организации дорожного движения, порядок мониторинга дорожного движения |
4 |
2 |
2 |
- |
- |
2 |
Методы определения и анализа показателей в области обеспечения безопасности дорожного движения и снижения риска совершения дорожно- транспортных происшествий за счет реализации мероприятий по организации дорожного движения |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
- |
0,5 |
Методы расчета прогнозных значений основных параметров дорожного движения |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
- |
0,5 |
Основные методы организации дорожного движения (разделение движения во времени и пространстве, формирование однородных транспортных потоков, оптимизация скоростного режима движения) |
4 |
2 |
2 |
- |
- |
2 |
Методы управления распределением транспортных средств на автомобильных дорогах, в том числе принципы расчета светофорного регулирования |
4 |
2 |
1 |
1 |
- |
2 |
Практические мероприятия по организации дорожного движения, в том числе по организации движения на перекрестках, организации движения пешеходов и велосипедистов, организации движения пассажирского транспорта общего пользования, организации движения средств индивидуальной мобильности |
6 |
4 |
2 |
- |
2 |
2 |
Методы организации парковок общего пользования, в том числе платных парковок, и размещения оборудования, обеспечивающего зарядку электромобилей |
2 |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
Правила применения технических средств организации дорожного движения и системы информирования участников дорожного движения, а также механизмы актуализации актов технического регулирования в области организации дорожного движения |
2 |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
Организация дорожного движения в особых условиях, в том числе в темное время суток, зимних условиях, горной местности, на железнодорожных переездах, в местах ремонта автомобильных дорог |
2 |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
Итого |
26 |
14 |
11 |
1 |
2 |
12 |
13. Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) "Территориально-транспортное планирование".
Наименование учебных тем |
Общая трудоемкость, часов |
Контактная работа, часов |
в том числе |
Самостоятельная работа слушателей, в том числе контрольно-самостоятельная работа слушателей, часов |
||
Лекции, часов |
Лабораторные работы, часов |
Практические и семинарские занятия, часов |
||||
Особенности территориального планирования и планирования развития транспортной инфраструктуры |
2 |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
Основы транспортного и градостроительного проектирования |
2 |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
Особенности организации и планирования движения грузового транспорта |
2 |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
Особенности организации движения транспортных средств общего пользования по маршрутам регулярных перевозок |
2 |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
Особенности создания сети велосипедных и пешеходных маршрутов |
2 |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
Особенности организации и обеспечения функционирования систем парковок и стоянок на автомобильных дорогах |
2 |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
Методы выбора мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры и последовательности их реализации с позиций социально-экономической эффективности |
4 |
2 |
1 |
- |
1 |
2 |
Итого |
16 |
8 |
7 |
- |
1 |
8 |
14. Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) "Моделирование дорожного движения".
Наименование учебных тем |
Общая трудоемкость, часов |
Контактная работа, часов |
в том числе |
Самостоятельная работа слушателей, в том числе контрольно-самостоятельная работа слушателей, часов |
||
Лекции, часов |
Лабораторные работы, часов |
Практические и семинарские занятия, часов |
||||
Функциональные возможности моделирования дорожного движения, цели и задачи моделирования при разработке документации по организации дорожного движения |
2 |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
Основные типы математических и имитационных моделей параметров дорожного движения, их свойства и рекомендуемые области применения |
2 |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
Функциональные возможности программного обеспечения по моделированию дорожного движения, требования к транспортным моделям |
2 |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
Уровни моделирования дорожного движения, их специфика, оценочные показатели эффективности организации дорожного движения, получаемые при моделировании дорожного движения |
2 |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
Особенности применения транспортных моделей |
2 |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
Итого |
10 |
5 |
5 |
- |
- |
5 |
15. Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) "Автоматизированные системы управления дорожным движением".
Наименование учебных тем |
Общая трудоемкость, часов |
Контактная работа, часов |
в том числе |
Самостоятельная работа слушателей, в том числе контрольно-самостоятельная работа слушателей, часов |
||
Лекции, часов |
Лабораторные работы, часов |
Практические и семинарские занятия, часов |
||||
Основы автоматизированного управления дорожным движением |
2 |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
Принципы построения автоматизированных систем управления дорожным движением |
2 |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
Нормативно-техническая база в области автоматизированных систем управления дорожным движением |
2 |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
Реализация проектов автоматизированного управления дорожным движением |
2 |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
Техническое задание на создание автоматизированных систем управления дорожным движением |
4 |
2 |
1 |
- |
1 |
2 |
Итого |
12 |
6 |
5 |
- |
1 |
6 |
16. Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) "Обеспечение безопасности дорожного движения".
Наименование учебных тем |
Общая трудоемкость, часов |
Контактная работа, часов |
в том числе |
Самостоятельная работа слушателей, в том числе контрольно-самостоятельная работа слушателей, часов |
||
Лекции, часов |
Лабораторные работы, часов |
Практические и семинарские занятия, часов |
||||
Обеспечение безопасности движения на автомобильных дорогах |
2 |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
Оценка безопасности движения при проектировании автомобильных дорог |
2 |
1 |
0,5 |
- |
0,5 |
1 |
Аудит безопасности дорожного движения при проектировании, строительстве, эксплуатации автомобильных дорог |
2 |
1 |
0,5 |
- |
0,5 |
1 |
Итого |
6 |
3 |
2 |
- |
1 |
3 |
IV. Оценка качества освоения Программы
17. Оценка качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию по каждой учебной дисциплине (модулю) Программы и итоговую аттестацию.
18. Формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестаций слушателей устанавливаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
19. К итоговой аттестации допускаются слушатели, не имеющие задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план Программы (индивидуальный учебный план).
20. Слушателям, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации образца, самостоятельно установленного организацией, осуществляющей образовательную деятельность 4.
21. Слушатели, не прошедшие итоговую аттестацию или получившие на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти повторно итоговую аттестацию в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Слушателям, не прошедшим итоговую аттестацию по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), должна быть предоставлена возможность пройти итоговую аттестацию без отчисления из организации, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с медицинским заключением или другим документом, предъявленным слушателем, или с восстановлением на дату проведения итоговой аттестации.
22. Слушателям, не прошедшим итоговую аттестацию или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть Программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность 5.
V. Планируемые результаты обучения
23. Слушатели, успешно прошедшие обучение по Программе, должны обладать следующими профессиональными компетенциями:
выполнять анализ дорожно-транспортной ситуации элементов планировочной структуры городов и регионов и прогноз ожидаемого эффекта от внедрения мероприятий по организации дорожного движения;
использовать методы работы с большими данными, иметь навыки планирования мероприятий по организации дорожного движения, выполнения расчета прогнозных значений и моделирования параметров дорожного движения с использованием информационно-коммуникационных технологий;
формировать требования к технологиям, связанным с управлением транспортным комплексом в части организации дорожного движения, элементной базе систем управления дорожным движением и дорожному оборудованию;
организовывать и проводить мероприятия по исследованию обстоятельств дорожно-транспортных происшествий;
разрабатывать план мероприятий, направленный на повышение безопасности дорожного движения, и принимать меры, направленные на повышение безопасности использования транспортных средств;
применять современные методы совершенствования организации дорожного движения и развития транспортной инфраструктуры для участков автомобильных дорог.
24. В результате освоения Программы слушатели должны знать:
требования законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в области организации дорожного движения, законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, законодательства Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, законодательства Российской Федерации о техническом регулировании;
основные принципы и теоретические основы организации дорожного движения в Российской Федерации;
виды документации по организации дорожного движения и требования к ее содержанию, правилам разработки, внесения изменений и утверждения документации по организации дорожного движения;
методы организации дорожного движения;
методы организации парковок общего пользования, в том числе платных парковок;
методы определения и анализа показателей дорожно-транспортной аварийности и снижения риска совершения дорожно-транспортных происшествий за счет реализации мероприятий по организации дорожного движения;
принципы комплексного использования технических средств организации дорожного движения, классификацию технических средств организации дорожного движения, их назначение и правила применения;
порядок и методы мониторинга дорожного движения и определения основных параметров дорожного движения;
функциональные возможности моделирования дорожного движения, цели и задачи моделирования при разработке мероприятий по организации дорожного движения в рамках проектов организации дорожного движения;
особенности территориального планирования, исходя из различных видов территориально-планировочной структуры городов;
условия функционирования транспортных логистических систем, особенностей организации и планирования грузовых перевозок;
особенности создания системы организации перевозок пассажиров по маршрутам регулярных перевозок;
особенности создания сети велосипедных и пешеходных маршрутов;
особенности организации и обеспечения функционирования систем платных парковок;
цели, задачи и возможности моделирования дорожного движения при разработке мероприятий в рамках комплексной схемы организации дорожного движения (далее - КСОДД);
методы выбора мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры и последовательности их внедрения с точки зрения социально-экономической эффективности;
отечественный и зарубежный опыт внедрения современных систем организации дорожного движения;
методы создания автоматизированных систем управления дорожным движением.
25. В результате освоения Программы слушатели должны уметь:
разрабатывать проекты организации дорожного движения;
выполнять техническое, экономическое и экологическое обоснование разрабатываемых мероприятий, определять последовательность реализации мероприятий по организации дорожного движения;
осуществлять мониторинг дорожного движения и определять основные параметры дорожного движения, определять достоверность данных мониторинга дорожного движения и использовать результаты указанного мониторинга для прогнозирования изменения условий дорожного движения;
осуществлять подготовку задания по проведению моделирования дорожного движения и использовать результаты моделирования для разработки и обоснования мероприятий по организации дорожного движения;
разрабатывать КСОДД;
обосновывать и производить оценку объемов и источников финансирования мероприятий КСОДД;
разрабатывать КСОДД, исходя из проектов социально-экономического развития территорий, а также КСОДД муниципальных образований, имеющих общую границу с муниципальными образованиями, в отношении которых ведется разработка КСОДД;
оценивать экономические, социальные и экологические последствия реализации разрабатываемых мероприятий;
применять основные принципы разработки и применения транспортных моделей, моделирования дорожного движения, методов анализа дорожно-транспортной ситуации, а также экономической устойчивости системы пассажирских перевозок транспортом общего пользования;
прогнозировать изменение транспортного спроса и распределения передвижений по различным видам транспорта при реализации различных сценариев развития транспортной инфраструктуры в соответствии с программами социально-экономического и градостроительного развития.
VI. Оценочные материалы
26. Пример тестового задания:
N |
Вопрос |
Варианты ответов |
Правильный ответ |
1 |
Основная (фундаментальная) диаграмма транспортного потока отражает: |
А - зависимость плотности транспортного потока от состава транспортного потока; Б - зависимость реальной интенсивности движения от плотности движения; В - зависимость интенсивности движения от динамических габаритов автомобиля; Г - зависимость интенсивности движения от времени суток. |
Б |
27. Пример практической задачи:
Рассчитайте режим работы светофорной сигнализации для локального пешеходного перехода, ширина проезжей части которого составляет 15 м при ширине полосы движения 3,75 м. В потоке преобладают легковые автомобили. Картограмма интенсивности движения транспортных и пешеходных потоков приведена на рисунке 1.
Рисунок 1. Картограмма интенсивности движения транспортных и пешеходных потоков
28. Пример вопросов для промежуточного и итогового контроля:
1) перечислите параметры эффективности организации дорожного движения;
2) дайте определение термина "уровень обслуживания дорожного движения".
------------------------------
1Часть 6 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании).
2Часть 2 статьи 13 Федерального закона об образовании.
3Часть 1 статьи 13 Федерального закона об образовании.
4Части 3 и 10 статьи 60 Федерального закона об образовании.
5Часть 12 статьи 60 Федерального закона об образовании.
------------------------------