• ДОКУМЕНТ

Приложение. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта

ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу Министерства транспорта
Российской Федерации
от 30 апреля 2025 г. N 144

 

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта

ГАРАНТ:

См. справку о рабочем времени и времени отдыха отдельных категорий работников

1. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта (далее соответственно - Особенности, работники плавсостава, суда) распространяются на судовладельцев, заключивших трудовой договор с работниками плавсостава (далее - работодатель), работников плавсостава, входящих в командный состав судна 1 (за исключением врача) и судовую команду 2 и осуществляющих:

1) перевозки грузов и пассажиров;

2) ледокольные работы;

3) рейдовые работы;

4) аварийно-спасательные работы 3;

5) вспомогательные работы, связанные с транспортным процессом и хозяйственным обслуживанием потребностей судовладельцев;

6) дноуглубительные работы;

7) обстановочные работы;

8) другие работы нетранспортного характера, в том числе в рамках учебного процесса.

2. Особенности регулируют рабочее время и время отдыха работников плавсостава в период нахождения судов в эксплуатации, включая время подготовки судов к эксплуатации и вывода судов из нее, и являются обязательными при разработке работодателем правил внутреннего трудового распорядка 4 и составлении графиков сменности работников плавсостава 5.

3. В течение рабочего времени работник плавсостава должен выполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка и графиком работы на вахте 6.

4. Нормальная продолжительность рабочего времени работников плавсостава не может превышать 40 часов в неделю. Нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) для работников плавсостава должна составлять 8 часов с понедельника по пятницу с двумя выходными днями в субботу и воскресенье.

5. Для женщин - работников плавсостава, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 7, а также для работников плавсостава, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда 8, нормальная продолжительность рабочего времени должна составлять не более 36 часов в неделю, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) должна составлять 7,2 часа с понедельника по пятницу включительно с двумя выходными днями.

6. Для работников плавсостава в возрасте от 16 до 18 лет должна устанавливаться 35-часовая рабочая неделя, продолжительность ежедневной работы (смены) должна составлять 7 часов с понедельника по пятницу включительно с двумя выходными днями в субботу и воскресенье 9.

7. В случае если по условиям работы не может быть соблюдена ежедневная и еженедельная продолжительность рабочего времени работодателем вводится суммированный учет рабочего времени (месяц, квартал или иной более длительный период, но не более одного года). Продолжительность рабочего времени за учетный период не может превышать нормального числа рабочих часов.

8. Порядок введения суммированного учета рабочего времени работников плавсостава устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, представляющей интересы большинства работников плавсостава 10, а при его отсутствии - с учетом мнения иного представительного органа работников плавсостава 11.

9. Продолжительность учетного периода определяется работодателем исходя из конкретных условий эксплуатации судна, включая продолжительность рейса, район плавания судна, частоту захода судна в порты, продолжительность навигационного периода, род перевозимого груза, время стоянки судна под грузовыми операциями в порту и на рейдовых стоянках и другие условия эксплуатации судна, установленного графика работы на вахте членов экипажа, но не может превышать одного года (с начала навигации до начала следующей навигации).

10. Время начала и окончания ежедневной работы работников плавсостава определяется графиками сменности работы на вахте или расписаниями выполнения работ, составляемыми и утверждаемыми работодателем или по его поручению капитаном судна.

11. Графики работы на вахте устанавливаются:

1) для работников плавсостава, несущих вахту в течение суток с 00.00 по 24.00;

2) для остальных работников плавсостава, несущих вахту в дневное время с 06.00 по 18.00.

12. Работники плавсостава, для которых по условиям их труда невозможно установить графики работы на вахте или расписания выполнения работ (боцманы, помощники механиков по электрооборудованию, начальники радиостанций, радиооператоры, повара и другие), выполняют свои обязанности в пределах установленной в соответствии с пунктом 4 Особенностей продолжительности ежедневной работы.

13. В целях обеспечения управления судном, его безопасности и живучести, транспортной безопасности, организации производственной деятельности на судне устанавливается вахтенная служба.

14. На судах, эксплуатируемых круглосуточно, устанавливаются:

1) при постоянном нахождении всего экипажа на борту судна в течение навигационного периода (экипажный метод работы) - трехсменная вахта (работа);

2) при распределении экипажа на бригады для обеспечения несения вахт (бригадный метод работы) - трехсменная или двухсменная вахта (работа).

15. На судах, эксплуатируемых некруглосуточно, устанавливается двухсменная или односменная вахта (работа).

16. На судах смешанного "река - море" плавания для обеспечения нормальной продолжительности рабочего времени за учетный период при продолжительности эксплуатации судна смешанного "река - море" плавания свыше 6 месяцев допускается установление работы со сменой экипажа.

17. При круглогодичном плавании на морских путях максимальная продолжительность работы работников плавсостава между двумя периодами отдыха на берегу (нахождение в отпуске, использование суммированных дней отдыха) не должна превышать 150 календарных дней.

18. На скоростных судах в зависимости от условий эксплуатации судна, включая продолжительность рейса, частоту остановок, соответствие действующим санитарным правилам и нормам, устанавливается односменный или двухсменный режим работы работников плавсостава.

19. Работникам плавсостава скоростных судов, где по условиям работы необходимо присутствие двух вахт, время нахождения на борту между вахтами включается в рабочее время в размере не менее 50 процентов. Продолжительность периода, включаемого в рабочее время, устанавливается коллективным договором (соглашением) или локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников плавсостава.

20. Работники плавсостава могут привлекаться с их письменного согласия к выполнению обязанностей временно отсутствующих работников плавсостава, к перегрузочным и другим работам, не входящим в круг их прямых должностных обязанностей 12, в свободное от несения вахт (выполнения судовых работ) время.

В случае, указанном в абзаце первом настоящего пункта, выполнение обязанностей возлагается на членов экипажа судна, обладающих соответствующей подготовкой и квалификацией.

21. Максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) работника плавсостава, включая время несения вахт (работ), выполнения наряду со своими обязанностями работы за временно отсутствующего работника плавсостава и выполнения дополнительных работ, не входящих в круг его прямых должностных обязанностей, не должна превышать 12 часов.

22. Продолжительность периода ежедневной двенадцатичасовой работы при двухсменном режиме работы работников плавсостава самоходных судов, за исключением скоростных судов, не должна превышать 30 суток подряд.

23. При работе работников плавсостава на реках с ограниченными сроками навигации при обеспечении доставки грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности для работников плавсостава допускается установление двухсменного режима работы с продолжительностью ежедневной работы 12 часов на весь полноводный период со дня официального открытия навигации в данном регионе, но не более чем на 3 месяца.

24. Продолжительность периода работы в двухсменном режиме и порядок смены бригад, состоящих из работников плавсостава, устанавливаются работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников плавсостава.

25. Продолжительность вахт в ночное время не сокращается.

26. Допускается привлечение работников плавсостава с их письменного согласия в свободное от несения вахт (выполнения судовых работ) время к выполнению следующих работ, не входящих в круг их прямых должностных обязанностей:

1) грузовые работы (погрузка, разгрузка судна), осуществляемые работниками плавсостава;

2) подготовка грузовых помещений судна (очистка, мойка трюмов и танков);

3) крепление (раскрепление) груза;

4) счет груза (тальманство);

5) стирка постельного белья и специальной одежды;

6) ремонтные работы заводского характера, выполняемые работниками плавсостава с разрешения и под контролем технических служб работодателя;

7) выпечка хлеба;

8) работы по покраске судна.

Привлечение работников плавсостава, являющихся работниками пищеблока, допускается с их письменного согласия в свободное от выполнения судовых работ время к работам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, если это не влечет нарушения требований, установленных законодательством Российской Федерации.

27. Работникам плавсостава должно предоставляться время отдыха в соответствии с видами времени отдыха, установленными статьей 107 Трудового кодекса.

28. В случаях, если по условиям работы работнику плавсостава перерыв для приема пищи установить нельзя, ему должна быть предоставлена возможность приема пищи в течение рабочего времени, при этом время для приема пищи включается в рабочее время, если работник плавсостава на этот период не освобождался от выполнения возложенных на него обязанностей.

29. Продолжительность периодов времени между временем несения вахт и выполнения судовых работ (далее - время ежедневного отдыха) не может быть менее 12 часов.

Один из перерывов в работе должен быть не менее 8 часов непрерывного отдыха, при работе экипажей по бригадному методу обслуживания судов - не менее 6 часов. Продолжительность остальных перерывов перед заступлением на ходовую вахту должна составлять не менее 4 часов.

При бригадном методе обслуживания судов с непрерывным несением работниками плавсостава вахт (смен) продолжительностью 12 часов непрерывный отдых между вахтами должен составлять не менее 24 часов.

30. Работникам плавсостава за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени за учетный период, включая работу в выходные и нерабочие праздничные дни, должны предоставляться суммированные дни отдыха.

31. Число суммированных дней отдыха, полагающихся работнику плавсостава за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени, должно определяться делением разницы между фактически отработанным временем за учетный период в часах по графику сменности по основной должности без учета времени выполнения работ за временно отсутствующих работников, аварийных и авральных работ, работ, не входящих в круг его прямых должностных обязанностей, а также времени работ в нерабочие праздничные дни, компенсированные по соглашению работодателя и работника плавсостава оплатой и нормой рабочего времени за этот же период на продолжительность ежедневной работы (смены), установленную в соответствии с пунктом 4 Особенностей.

32. Суммированные дни отдыха предоставляются работникам плавсостава в течение учетного периода как в навигационный, так и в межнавигационный период. В случае производственной необходимости работодатель с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников плавсостава и при условии письменного согласия работника плавсостава может перенести использование суммированных дней отдыха за пределы учетного периода, но не более чем на один год.

33. В период навигации при длительной стоянке судов в пунктах погрузки и выгрузки, в пунктах приписки работникам плавсостава по их письменному заявлению могут предоставляться суммированные дни отдыха, указанные в пункте 30 Особенностей, в любой день недели.

Продолжительность непрерывного отдыха работников плавсостава не может быть менее 24 часов. В остальных случаях суммированные дни отдыха предоставляются по согласованию с работниками плавсостава.

34. Очередность предоставления суммированных дней отдыха в период навигации устанавливается капитаном (командиром, шкипером) судна с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников плавсостава.

Очередность предоставления суммированных дней отдыха в межнавигационный период устанавливается работодателем.

35. В период предоставления суммированных дней отдыха работники плавсостава могут по их письменному заявлению привлекаться к судовой работе и к береговым работам. В этом случае производится оплата за выполненную работу, а суммированные дни отдыха на другой срок не переносятся.

36. В случаях, если работнику плавсостава невозможно предоставление суммированных дней отдыха полностью, по письменному заявлению работника плавсостава неиспользованные дни отдыха могут быть заменены денежной компенсацией.

37. Работы, выполнение которых требует вызова работников плавсостава (всех или отдельных работников плавсостава) в помощь работникам плавсостава, несущим вахту (выполняющим судовые работы) (далее - аварийные и авральные работы на судне), производятся по распоряжению капитана (командира, шкипера) судна в течение установленной и сверх установленной графиком работы на вахте продолжительности рабочего времени, являются обязательными для всех работников плавсостава.

38. К аварийным работам на судне относятся:

1) работы по спасанию людей, судов, судового имущества и грузов;

2) работы по ликвидации пожара на своем судне или на других судах и береговых объектах, переводу судна в безопасное место;

3) работы по ликвидации аварии, повреждения судна или неисправности механизмов, если эта авария, повреждение, неисправность препятствуют дальнейшему движению судна;

4) работы по оказанию помощи другим судам, терпящим бедствие;

5) работы по спасанию поврежденных плотов;

6) работы по снятию своего судна, других судов или плотов с мели и по снятию грузов с судов, когда они терпят бедствие;

7) работы, связанные с переводом судов в убежище при штормовой погоде;

8) явка по тревогам: общесудовой, шлюпочной и "человек за бортом".

39. К авральным работам на судне относятся:

1) работы по формированию и расформированию состава судов, плотов;

2) подъем якорей и выборка буксирных тросов вручную на несамоходных судах;

3) выход на швартовые операции при неблагоприятных гидрометеорологических условиях, шлюзовании, подъеме на слип (спуске судна со слипа), при постановке судна в док (выходе судна из дока), при постановке судна к необорудованному причалу, берегу (отходе судна от необорудованного причала, берега);

4) укладка, подъем мачт вручную при проследовании под мостами и воздушными переходами;

5) работы по открытию и закрытию грузовых люков вручную, устройству и уборке грузовых мостков, сходен и палуб от остатков груза;

6) работы по установке и перестановке земснарядов, дебаркадеров и понтонов, брандвахт, плавучих гидроперегружателей и других плавучих сооружений, по перекладке трубопровода рефулерного земснаряда.

40. Исходя из особенностей эксплуатации отдельных судов и мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников плавсостава допускается отнесение работодателем к числу авральных работ на судах других работ, связанных с необходимостью вызова для их выполнения работников плавсостава, свободных от вахты, в том числе:

1) работ, связанных с подготовкой судов танкерного флота к грузовым операциям и окончанием погрузки;

2) судовождение в озерных условиях при ограниченной видимости (впередсмотрящий, матрос на якоре, матрос на руле);

3) усиленная вахта при плавании в ледовых условиях (заводка буксирного троса, матрос на якоре, впередсмотрящий);

4) работы, связанные с установкой и снятием навигационных знаков обстановки.

41. При эксплуатации судов на морских путях применяется перечень авральных работ на судах, предусмотренный особенностями режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей морских судов и судов смешанного (река-море) плавания, утверждаемыми Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 329 Трудового кодекса.

42. Авральные и аварийные работы на судах, выполняемые работниками плавсостава сверх установленной графиком работы на вахте продолжительности рабочего времени, учитываются работодателем в табеле учета рабочего времени.

43. Капитан судна вправе требовать от работников плавсостава, чтобы они работали необходимое количество часов для обеспечения безопасности судна, людей, находящихся на борту, или груза, а также для оказания помощи другим судам или людям, терпящим бедствие.

В случае, указанном в абзаце первом настоящего пункта, допускается приостановление капитаном судна действия графика работы на вахте и требование от работников плавсостава, чтобы они работали необходимое количество часов до завершения аварийных или авральных работ на судах.

После окончания аварийных или авральных работ на судах капитан судна исходя из обеспечения безопасности судна должен предоставить работникам плавсостава отдых, соразмерный с продолжительностью времени работы работников плавсостава в период аварийных или авральных работ на судах.

44. Рабочее время и время отдыха работников плавсостава в межнавигационный период при их привлечении при зимнем отстое судна, саморемонте судна и других работах регулируется трудовым законодательством Российской Федерации и правилами внутреннего трудового распорядка.

45. Работодатель должен вести учет рабочего времени, фактически отработанного каждым работником плавсостава.

 

------------------------------

1Пункт 2 статьи 26 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ).

2Пункт 3 статьи 26 КВВТ.

3Абзац пятый статьи 1 Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".

4Часть четвертая статьи 189 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс).

5Часть вторая статьи 103 Трудового кодекса.

6Статья 301 Трудового кодекса.

7Статья 320 Трудового кодекса.

8Абзац пятый части первой статьи 92 Трудового кодекса.

9Абзац третий части первой статьи 92 Трудового кодекса.

10Статьи 30, 372 Трудового кодекса.

11Статья 31 Трудового кодекса.

12Статья 60.2 Трудового кодекса.

Система ГАРАНТ
Информационно-правовое обеспечение ГАРАНТ включает широкий круг инструментов и полезных сервисов для специалистов различных областей.
Узнайте подробнее о наполнении профессиональных комплектов и стоимости информационного обеспечения.
Демо-доступ на 3 дня

Новости

Все новости
18 июля 2025 18:27
IT
Сервис с данными об учебе, работе, льготах будет доступен на госуслугах и в национальном мессенджере.
18 июля 2025 18:15
Общество
Такое требование будет актуально с сентября 2025 года.
18 июля 2025 18:01
Профессия
Советы также касаются процедур осмотра места происшествия и выемки вещественных доказательств.
18 июля 2025 17:30
Общество
Лимит на пункты приема ставок предлагают определять в зависимости от численности населения – не более одного на 100 тыс. человек.
18 июля 2025 16:54
Бюджетный учет
Эксперты обратили внимание на семь важных моментов – проведение инвентаризации, фиксацию признаков "неактива" и др.
18 июля 2025 16:07
Труд
Роструд в своих консультациях последовательно настаивает на таком подходе.
Все новости