29 января 2016 г. |
Дело N А52-1033/2015 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Морозовой Н.А., Соколовой С.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Псковавиа" Персица М.Г. (доверенность от 19.01.2016), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области Хурват Н.А. (доверенность от 26.01.2015 N 281),
рассмотрев 28.01.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 19.08.2015 (судья Орлов В.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2015 (судьи Виноградова Т.В., Мурахина Н.В., Смирнов В.И.) по делу N А52-1033/2015,
установил:
Открытое акционерное общество "Псковавиа", место нахождения: 180005, город Псков, улица Германа, дом 34, ОГРН 1046000315460, ИНН 6027084249 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области, место нахождения: 180017, город Псков, улица Яна Фабрициуса, дом 2-а, ОГРН 1046000315460, ИНН 6027084249 (далее - Инспекция), от 23.12.2014 N 15-05-39601 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и N 15-05/47 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), заявленной к возмещению.
Решением суда первой инстанции от 19.08.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.10.2015, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права - положений статьей 154 и 162 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), просит отменить решение от 19.08.2015 и постановление от 26.10.2015 и принять по данному делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, выделенные Обществу субсидии не могут рассматриваться как полученные в целях покрытия убытков, возникших в результате предоставления услуг по регулируемым ценам (по специальным тарифам), как указано в решении суда первой инстанции, и не могут быть признаны государственными регулируемыми ценами, как отражено в постановлении апелляционного суда. Как полагает Инспекция, при рассмотрении настоящего дела судами должна быть учтена правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации, приведенная в определениях от 09.07.2015 N 301-КГ15-1154 и 301-КГ15-1438, в которых изложен подход к включению в налоговую базу по НДС сумм полученных субсидий.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а жалобу налогового органа - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения по мотивам, приведенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной Обществом 21.07.2014 налоговой декларации по НДС за II квартал 2014 года, в которой к возмещению из бюджета предъявлено 1 310 565 руб. налога. По результатам проверки Инспекция составила акт от 06.11.2014 N 15-05/44206 и с учетом представленных налогоплательщиком возражений 23.12.2014 приняла решения N 15-05/39601 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и N 15-05/47 об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению.
Решением налогового органа от 23.12.2014 N 15-05/39601 Обществу доначислено 4 702 143 руб. НДС и начислено 940 428 руб. 60 коп. пеней за нарушение срока уплаты этого налога. Налогоплательщик также привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 156 894 руб. 84 коп. штрафа и ему рекомендовано внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением от 23.12.2014 N 15-05/47 Инспекция отказала Обществу в возмещении из бюджета 1 310 565 руб. НДС.
Управление Федеральной налоговой службы по Псковской области решением от 26.02.2015 N 2.5-07/01576 оставило решения налогового органа без изменения.
Общество оспорило решения Инспекции в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Основанием для принятия Инспекцией оспариваемых решений послужил вывод о занижении Обществом налоговой базы по НДС на 39 416 642 руб., полученных заявителем от Федерального агентства воздушного транспорта по договору от 19.025.2014 N Д-28-14 о предоставлении субсидии в 2014 году. Как указал налоговый орган, спорные денежные средства непосредственно связаны с оплатой реализованных населению услуг по осуществлению региональных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации, оказываемых налогоплательщиком, которые являются объектом налогообложения НДС. Соответственно, налоговая база по НДС при осуществлении авиаперевозок по установленным маршрутам, определенная в порядке статей 153 - 158 РФ, подлежит увеличению на сумму субсидии в силу статьи 162 НК РФ как денежные средства, полученные в счет увеличения доходов и связанные с оплатой реализованных услуг.
Объектом налогообложения по НДС в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг). При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами (пункты 1 и 2 статьи 153 названного Кодекса).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 157 НК РФ при осуществлении перевозок (за исключением пригородных перевозок в соответствии с абзацем 3 подпункта 7 пункта 2 статьи 149 названного Кодекса) пассажиров, багажа, грузов, грузобагажа или почты железнодорожным, автомобильным, воздушным, морским или речным транспортом налоговая база определяется как стоимость перевозки (без включения в нее налога). При осуществлении воздушных перевозок пределы территории Российской Федерации определяются по начальному и конечному пунктам авиарейса. При реализации проездных документов по льготным тарифам налоговая база исчисляется исходя из этих льготных тарифов.
Налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153 - 158 НК РФ, увеличивается на суммы полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг) (подпункт 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ).
Как указано в пункте 2 статьи 154 НК РФ, при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Удовлетворяя требования Общества, суды установили, что согласно договору от 19.02.2014 N Д-28-14, заключенному Обществом с Федеральным агентством воздушного транспорта, заявителю, как авиаперевозчику, осуществляющему воздушные перевозки пассажиров на территории Российской Федерации в салонах экономического класса по специальному тарифу по приведенным в договоре субсидированным маршрутам, в 2014 году предоставлена субсидия в целях возмещения части затрат, связанных с обеспечением перевозки пассажиров.
Согласно имеющимся в деле документам во II квартале 2014 года Обществу предоставлено из федерального бюджета 39 416 642 руб. субсидии в связи осуществлением перевозок пассажиров по субсидированным маршрутам.
В целях реализации решений о государственной поддержке регионального авиасообщения постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 N 1242 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети Российской Федерации (далее - Правила).
В пункте 1 названного Постановления указано, что в соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 23 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" бюджетные ассигнования, предусмотренные Федеральному агентству воздушного транспорта по подразделу "Транспорт" раздела "Национальная экономика" классификации расходов бюджетов, направляются на государственную поддержку регионального авиасообщения, осуществляемую в форме предоставления в 2014 - 2016 годах субсидий организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети Российской Федерации.
Согласно Правилам одним из условий получения субсидий является осуществление авиаперевозчиком перевозки пассажиров по специальному тарифу по субсидируемому маршруту.
В соответствии с пунктом 2 Правил под субсидированным маршрутом понимается маршрут, включенный в перечень субсидируемых маршрутов, утвержденный Федеральным агентством воздушного транспорта на основании представленных авиаперевозчиками заявлений и исходя из объема бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке. Специальный тариф означает тариф, устанавливаемый авиаперевозчиком на перевозку одного пассажира в одном направлении на все места в салоне экономического класса по субсидируемому маршруту, размер которого с учетом НДС не превышает размер, приведенный в приложении N 2 Правил.
В приложение N 2 к Правилам установлены конкретные размеры тарифов в зависимости от количества пассажирских мест на воздушном судне и протяженности маршрута.
Субсидии предоставляются авиаперевозчику по договору, который заключается с Федеральным агентством воздушного транспорта. Договором предусматривается обязанность авиаперевозчика осуществлять воздушные перевозки по субсидируемому маршруту в соответствии с его заявлением, а также обеспечить не позднее чем за 5 дней до начала осуществления воздушных перевозок продажу билетов по стоимости, не превышающей размера специального тарифа, на все места в салоне экономического класса на воздушные перевозки по субсидируемым маршрутам (пункт 13 Правил).
Предоставленные субсидии подлежат возврату в доход федерального бюджета в случае нарушения авиаперевозчиком положений Правил в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 20 Правил).
Проанализировав положения Правил и условия заключенного Обществом с Федеральным агентством воздушного транспорта договора от 19.02.2014 N Д-28-14, суды правомерно указали, что авиаперевозки по специальному тарифу по субсидированным маршрутам, перечень которых утверждается Федеральным агентством воздушного транспорта, возможны только на условиях субсидирования, поскольку авиаперевозчик обязан применять установленные Правилами специальные тарифы, которые расцениваются для целей налогообложения государственным регулированием цен. Судами принято во внимание, что в случае превышения фактического показателя эффективности субсидирования его предельным значениям, установленным договором, а также превышения объема воздушных перевозок по маршруту свыше 6000 пассажиров (иными словами, при достижении авиаперевозчиком определенных показателей деятельности, при которых авиаперевозки по субсидированным маршрутам становятся рентабельными), предоставление субсидии прекращается.
Установив, что предоставленные Обществу субсидии фактически являлись возмещением его затрат в связи с участием заявителя в программе, направленной на обеспечение развития региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации воздушными судами в салонах экономического класса по субсидируемым маршрутам и формирование региональной маршрутной сети Российской Федерации, суды обеих инстанций пришли к правомерному выводу, что облагаемая база по НДС не подлежит увеличению на эти суммы в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ, и они не учитываются при определении налоговой базы в силу пункта 2 статьи 154 названного Кодекса.
Довод Инспекции о том, что Общество своими действиями не подтверждает получение субсидии на покрытие затрат, поскольку не произвело восстановление НДС в соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ, был предметом рассмотрения апелляционного суда и обоснованно отклонен. Как правильно указал суд, данные обстоятельства не устанавливались в ходе камеральной проверки и не отражены в оспариваемых решениях.
Более того, в пункте 3.1 договора от 19.02.2014 N Д-28-14 прямо указано, что субсидии предоставляются в 2014 году в целях возмещения авиаперевозчику (Обществу) части затрат, связанных с обеспечением перевозки пассажиров по маршрутам, установленным в пункте 1.1 договора, в общей сумме, определяемой совокупностью размеров субсидий, заявленных авиаперевозчиком.
Ссылка налогового органа на правовую позицию, отраженную в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2015 N 301-КГ15-1154 и 301-КГ15-1438, несостоятельна, поскольку выводы по указанным делам основаны на иных обстоятельствах, не тождественных обстоятельствам настоящего спора.
Приведенные в жалобе доводы связаны с оценкой доказательств по делу, установленных судами и положенных в основу обжалуемых судебных актов, и не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права к конкретным обстоятельствам настоящего дела.
Поскольку суды первой и апелляционной инстанций полно и объективно исследовали все обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, нормы материального права применены ими правильно, кассационный суд не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, в силу чего кассационная жалоба Инспекции удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 19.08.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2015 по делу N А52-1033/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.А. Родин |
Судьи |
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.