17 февраля 2016 г. |
Дело N А56-22718/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Александровой Е.Н. и Подвального И.О.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ДИЗАЙН-КАРГО" Трубачева А.М. (доверенность от 11.01.2016),
рассмотрев 15.02.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Выборгской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.06.2015 (судья Рыбаков С.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2015 (судьи Протас Н.И., Загараева Л.П., Сомова Е.А.) по делу N А56-22718/2015,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ДИЗАЙН-КАРГО" (место нахождения: 188660, Ленинградская область, Всеволожский район, деревня Порошкино, улица Дорога на Мендсары, дом 10, ОГРН 1027807586498, ИНН 7814085990; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Выборгской таможни (место нахождения: 188800, Ленинградская область, город Выборг, Железнодорожная улица, дом 9/15, ОГРН 1034700881522, ИНН 4704019710; далее - Таможня) о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций от 13.02.2015 N 10206000/11-04-22/21.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.06.2015, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2015, заявление Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе Таможня просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права - статей 58, 59 и 61 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, принятых Соглашением между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 12.12.2008 (далее - Правила). По мнению подателя жалобы, оспариваемое решение таможенного органа об отказе заявителю в восстановлении преференциального режима не противоречит названным нормативным положениям, а выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Таможня о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что Общество на основании контракта от 09.04.2012 N 46/TR-12, заключенного с компанией "ABANNE FIDE TIC.TARIM NAK.SAN.ITH.IHR.LTD.STI." (Турция), ввезло на таможенную территорию Российской Федерации по декларации на товары N 10206100/230114/0000444 товар - "гвоздики, свежесрезанные цветы и бутоны, пригодные для составления букетов или для декоративных целей, товарный знак ABANNE FIDE TIC.TARIM".
В графе 16 названной декларации указана страна происхождения - Турция.
24.01.2014 товар выпущен таможенным органом с применением базовых ставок таможенных пошлин без предоставления тарифных преференций.
Общество 13.01.2015 на основании статьи 148 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) обратилось в Таможню с заявлением о восстановлении режима предоставления тарифных преференций по декларации на товары N 10206100/230114/0000444 и зачете в счет исполнения обязанностей по уплате таможенных платежей 50 146 руб. 78 коп., предоставив в числе прочих документов оригинал сертификата о происхождении товара по форме "А" от 17.01.2014 N В 0755414, выданный Торгово-промышленной палатой Анталии (Турция).
Решением о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций от 13.02.2015 N 10206000/11-04-22/21 Таможня отказала Обществу в предоставлении тарифной преференции в отношении спорного товара в связи с нарушением требований заполнения граф 1 и 11 сертификата о происхождении товара по форме "А" N В 0755414.
Общество оспорило решение Таможни в судебном порядке.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление, установив, что в подтверждение права на тарифную преференцию декларант предоставил надлежащий сертификат о происхождении товара, в связи с чем у таможенного органа отсутствовали основания для принятия оспариваемого решения.
Суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставил без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации. Для целей названной статьи под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.
Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 N 18 и решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 утвержден Перечень развивающихся стран-пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза, согласно которому Турция относится к странам-пользователям схемой преференций Российской Федерации. Этими же решениями утвержден Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся, наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, в который включен ввезенный Обществом товар - "живые деревья и другие растения; луковицы, корни и прочие аналогичные части растений; срезанные цветы и декоративная зелень".
Исходя из приведенных нормативных положений правильными являются выводы судов двух инстанций о том, что при ввозе в январе 2014 года на территорию Российской Федерации из Турции спорного товара декларант имел право претендовать на получение тарифных преференций.
В силу части 1 статьи 109 Закона N 311-ФЗ определение страны происхождения товаров, происходящих из государств, не являющихся членами Таможенного союза, при их ввозе в Российскую Федерацию, осуществляется в соответствии с Соглашением о единых правилах определения страны происхождения товаров и главой 7 Таможенного кодекса Таможенного союза.
В соответствии с разделом VII Правил "Документальное свидетельство" в удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара (далее - сертификат) по форме "А" (приложение 1), принятую в рамках Общей системы преференций, которая заполняется в соответствии с Требованиями к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме "А" (приложение 2). Срок применения сертификата в целях предоставления тарифных преференций ограничен 12 месяцами с даты его выдачи. В случае возникновения обоснованных сомнений относительно достоверности заявленных сведений о происхождении товара таможенный орган вправе потребовать предоставления сертификата о происхождении товара.
Разделом VIII Правил "Административное сотрудничество" предусмотрено, что в случае возникновения обоснованных сомнений относительно достоверности сертификата или содержащихся в нем сведений, а также относительно сведений о происхождении товара таможенные или другие уполномоченные органы могут обратиться в компетентные национальные органы развивающейся или наименее развитой страны, заверившие сертификат, с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 58 ТК ТС во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров, производится определение страны происхождения товаров.
Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров (пункт 1 статьи 58 ТК ТС).
В силу пункта 2 статьи 59 ТК ТС документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.
Статьей 61 ТК ТС установлено, что сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров (пункт 1). Если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций (пункт 4). При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру (пункт 5).
Требования к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме "А" приведены в приложении 2 к Правилам, согласно которым в графе 1 указываются наименование и адрес лица, которое является экспортером (поставщиком) товара (продавца товара по контракту или иного лица, если ему переданы права на поставку товара, в том числе производителя товара).
Графа 11 содержит данные о дате и месте удостоверения сертификата, наименование и печать органа, уполномоченного в соответствии с законодательством удостоверять происхождение товаров, а также подпись должностного лица указанного органа, уполномоченного подтверждать достоверность сертификата. Печать должна иметь четкий оттиск, позволяющий при необходимости осуществить идентификацию на предмет ее подлинности.
Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, суды установили, что содержащиеся в графах 1 и 11 сертификата о происхождении товара по форме "А" N В 0755414 сведения соответствуют вышеприведенным нормативный положениям и не являются недостоверными, а указанное в графе 1 наименование поставщика товара "ABANNE FIDE TIC.TAR.NAK.SAN.ITH.IHR.LTD.STI." не ставит под сомнение подлинность сертификата и факт производства спорного товара именно в Турции, а потому не может быть признано тем нарушением требований к его оформлению или заполнению, которое влечет отказ в рассмотрении названного сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций в соответствии с пунктом 4 статьи 61 ТК ТС. Кроме того, в суде апелляционной инстанции обозревался подлинник указанного сертификата, существенных недостатков на оттиске печати не установлено (графа 11).
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает законными и обоснованными выводы судов об отсутствии у таможенного органа оснований для отказа в предоставлении Обществу тарифной преференции в отношении спорного товара. Доводы, изложенные в кассационной жалобе Таможни, были предметом рассмотрения в двух судебных инстанциях и им дана надлежащая правовая оценка, а потому суд кассационной инстанции не принимает эти доводы во внимание как противоречащие материалам дела и имеющимся доказательствам.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах, а потому кассационная инстанция, исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.06.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2015 по делу N А56-22718/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Выборгской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.С. Любченко |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.