24 февраля 2016 г. |
Дело N А26-1093/2015 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Морозовой Н.А., Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 17.02.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Карельская Судоходная Компания" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.07.2015 (судья Васильева Л.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2015 (судьи Лущаева С.В., Горбачева О.В., Загараева Л.П.) по делу N А26-1093/2015,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Карельская Судоходная Компания", место нахождения: 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Коммунальная, дом 9а, ОГРН 1031000044074, ИНН 1001148587 (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Петрозаводске Республики Карелия, место нахождения: 185910, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Лыжная, дом 26, ОГРН 1021000511344, ИНН 1001042774 (далее - фонд, заинтересованное лицо), о признании недействительным решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 25.08.2014 N 009 001 14 РК 0001846 в части.
Решением суда от 28.07.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.12.2015, решение фонда от 25.08.2014 N 009 001 14 РК 0001846 признано недействительным в части привлечения общества к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в виде штрафа в сумме, превышающей 5000 руб., по статье 48 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в сумме, превышающей 5000 руб. В удовлетворения остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение с удами норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты в части отказа в признании недействительным оспариваемого ненормативного правового акта фонда и удовлетворить его требования в полном объеме.
Общество и фонд, надлежащим образом уведомленные о времени и месте слушания дела, своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, общество 06.05.2014 представило в фонд расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам по форме РСВ-1 ПФР за первый квартал 2014 года.
По результатам камеральной проверки представленного расчета Фонд составил акт от 15.07.2014 N 900130001417, в котором указал, что обществом не исчислены и не уплачены страховые взносы по дополнительному тарифу страховых взносов, предусмотренному частью 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ, с выплат в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ).
Согласно расчету фонда, сумма страховых взносов по дополнительному тарифу за период с 01.01.2014 по 31.03.2014 составляет 332 137 руб. 12 коп. Кроме этого, в акте камеральной проверки зафиксирован факт непредставления страхователем 79 документов в соответствии с требованием от 04.06.2014 N 009 00114 ИД 0000185.
Решением фонда от 25.08.2014 N 009 001 14 РК 0001846 общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, за неуплату (неполную) уплату страховых взносов в виде штрафа в сумме 66 427 руб. 42 коп., по статье 48 Закона N 212-ФЗ за отказ (непредставление) документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов, в виде штрафа в сумме 15 800 руб.
Указанным решением обществу предложено уплатить 332 137 руб. 12 коп. недоимки по страховым взносам по дополнительному тарифу, 17 227 руб. 43 коп. пеней, в том числе по дополнительному тарифу - 14 152 руб. 16 коп. и штрафные санкции.
Общество, не согласившись с доначислением страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу, начислением соответствующих сумм пеней и штрафов, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения от 25.08.2014 N 009 001 14 РК 0001846 недействительным в части.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования заявителя частично, пришли к выводу о том, что общество должно уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу, установленному статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ, в отношении выплат и вознаграждений работникам плавсостава, в связи с чем доначисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу за период с 01.01.2014 по 31.03.2014 является правомерным.
Также судами установлено, что общество обоснованно привлечено к ответственности по статье 48 Закона N 212-ФЗ за отказ от представления документов, необходимых для проведения проверки, в виде взыскания штрафа в размере 15 800 руб. и по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в размере 66 427 руб. 42 коп. При этом суд уменьшил размер штрафов по части 1 статьи 47 и по статье 48 Закона N 212-ФЗ до 5 000 руб.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает принятые по делу судебные акты не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 1 статьи 5, статье 18 Закона N 212-ФЗ страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в том числе организации), являются плательщиками страховых взносов, обязанными своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное страхование.
В соответствии с пунктом 9 части 1, частью 3.3 статьи 58 Закона N 212-ФЗ общество как плательщик страховых взносов, производящий выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна, в переходный период 2011-2027 годов применяет пониженный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в отношении указанных выплат и вознаграждений - 0 процентов.
Согласно части 6 статьи 58 Закона N 212-ФЗ в 2011-2027 годах выпадающие доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов плательщикам страховых взносов, указанным в части 1 данной статьи, компенсируются за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Объем указанной компенсации определяется как разница между суммой страховых взносов, которую могли бы уплатить указанные плательщики страховых взносов в соответствии с тарифами, установленными частью 2 статьи 12 указанного Федерального закона, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате ими в соответствии с частями 2, 3, 3.1 - 3.5 данной статьи, и устанавливается на очередной финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Федеральным законом от 03.12.2012 N 243-ФЗ Закон N 212-ФЗ дополнен статьей 58.3, согласно которой для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, применяется с 1 января 2013 года на период 2014 года дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации - 4 процента (часть 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ).
К виду работ, указанных в статье 58.3 Закона N 212-ФЗ, на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ относится работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности за исключением судов, предусмотренных данной нормой.
В рассматриваемом случае судебными инстанциями установлено и материалами дела подтверждается, что обществом в фонд вместе с расчетами по форме РСВ-1 ПФР представлены сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже по форме СЗВ-6-4, согласно которым в первом квартале 2014 года у заявителя работало 92 члена экипажей судов - работников плавсостава.
В отношении каждого работника в сведениях по форме СЗВ-6-4 указан код категории застрахованного лица ЧЭС - член экипажа судна, периоды работы и код особых условий труда 27-9 - работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих на акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения), подпункт 9 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (Постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192п), сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу данных работников.
Указанные в сведениях по форме СЗВ-6-4 периоды работы данных работников включаются в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ.
По смыслу определения страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленному статьей 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", назначением дополнительных страховых взносов, предусмотренных статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ, является обеспечение права работников плавсоставов судов на получение досрочной пенсии.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 данного Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
Следовательно, объектом обложения дополнительными страховыми взносами в рассматриваемом случае являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу работников плавсостава на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) в рамках трудовых отношений, независимо от вида работ, выполняемых работниками плавсоставов.
С учетом изложенного общество, начиная с 01.01.2013 должно применять дополнительный тариф, установленный статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ, в отношении выплат и вознаграждений работникам плавсостава.
В ходе проверки фондом установлено, что согласно сведениям по форме СЗВ-6-4 в первом квартале 2014 года общество выплатило в пользу работников плавсостава, в отношении которых указан код особых условий труда 27-9, 8 577 833 руб. 65 коп.
Таким образом, как правильно указали суды, фонд обоснованно доначислил обществу страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу за первый квартал 2014 года в сумме 332 137 руб. 12 коп. и начислил соответствующие пени.
Доводы кассационной жалобы Общества относительно того, что у него в проверяемый период отсутствовал объект обложения дополнительными страховыми взносами, установленными статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Согласно части 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ при определении круга плательщиков страховых взносов, которым надлежит уплачивать также дополнительные страховые взносы, предусмотренные данной нормой, следует руководствоваться пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ и подпунктами 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ.
Таким образом, часть 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ содержит четкое указание на нормы права, подлежащие применению к спорным правоотношениям. Именно указанные нормы обоснованно применены судами при разрешении настоящего спора. Основания для применения иных норм отсутствуют.
Также судами правомерно установлены основания для привлечения общества к ответственности по части 1 статьи 47 и статье 48 Закона N 212-ФЗ.
В соответствии со статьей 48 Закона N 212-ФЗ отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных названным Федеральным законом, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.
В статье 43 Закона N 212-ФЗ перечислены обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, однако данный перечень не является исчерпывающим, о чем прямо указано в пункте 4 части 1 статьи 43 Закона N 212-ФЗ. При наличии обстоятельств, указанных в части 1 названной статьи, лицо не подлежит ответственности за совершение правонарушения (часть 2 статьи 43 Закона N 212-ФЗ).
По результатам исследования имеющихся в материалах дела доказательств по правилам статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии обстоятельств, исключающих вину общества в совершенных правонарушениях.
Ссылку общества на то, что контролирующий орган не вправе истребовать документы в рамках камеральной проверки, а без направления решения о проведении выездной проверки требования фонда не могут быть исполнены, суды правомерно признали несостоятельной.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 212-ФЗ камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 29 Закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право требовать в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах от плательщика страховых взносов документы по формам, установленным государственными органами, служащие основаниями для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов.
Частью 1 статьи 37 Закона N 212-ФЗ установлено, что должностное лицо органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Документы, которые были истребованы в ходе проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования (часть 5 указанной статьи).
Из взаимосвязанного толкования приведенных положений, а также пункта 5 статьи 34 Закона N 212-ФЗ, допускающих установление факта совершения правонарушения, предусмотренного Законом N 212-ФЗ, или иного нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, на основании оценки лицом, проводящим камеральную проверку, представленных плательщиком страховых взносов пояснений и документов, следует право органа контроля за уплатой страховых взносов истребовать у плательщика страховых взносов первичные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, при выявлении в ходе камеральной проверки несоответствия между этими данными и сведениями, содержащими в имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов документах.
Поскольку истребованные документы не были представлены заявителем, фонд правомерно привлек общество к ответственности.
Между тем суды приняли во внимание в качестве смягчающих вину общества обстоятельств его социальную значимость, сложное финансовое положение, а также то, что вменяемые ему правонарушения совершены обществом вследствие неправильного толкования положений Закона N 212-ФЗ.
Наличие перечисленных смягчающих обстоятельств послужило основанием для применения судами пункта 4 части 1 и части 4 статьи 44 Закона N 212-ФЗ и уменьшения размера штрафа по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ до 5 000 руб. и по статье 48 Закона N 212-ФЗ до 5 000 руб.
В этой части принятые по делу судебные акты фондом в кассационном порядке не обжалованы.
Поскольку дело рассмотрено судами полно и всесторонне при правильном применении норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств, отмены либо изменения судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы общества.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа,
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.07.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2015 по делу N А26-1093/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу с ограниченной ответственностью "Карельская Судоходная Компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.