28 марта 2016 г. |
Дело N А56-85740/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Асмыковича А.В., Кудина А.Г.,
рассмотрев 21.03.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной миграционной службы России по Волгоградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.02.2015 (судья Семенова И.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2015 (судьи Семенова А.Б., Лопато И.Б., Сомова Е.А.) по делу N А56-85740/2014,
установил:
Закрытое акционерное общество "Ренейссанс Констракшн", место нахождения: 194021, г. Санкт-Петербург, ул. Шателена, д. 26, лит. А, пом. 152, ОГРН 1037832005463, ИНН 7814017341 (далее - ЗАО "Ренейссанс Констракшн", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Управления Федеральной миграционной службы России по Волгоградской области, место нахождения: 400131, г. Волгоград, ул. Рокоссовского, 10, ОГРН 1053444106209, ИНН 3444129001 (далее - Управление, УФМС), от 25.11.2014 N 0215675, 0215643, 0215697, 0215679, 0215644, 0215645, 0215662, 0215665, 0215642, 0215641, 0215646.
Определением суда от 17.02.2015 дела N А56-85733/2014, А56-85744/2014, А56-85743/2014, А56-85734/2014, А56-85736/2014, А56-85739/2014, А56-85730/2014, А56-85732/2014, А56-85731/2014, А56-85737/2014 объединены в одно производство с делом N А56-85740/2014 для их совместного рассмотрения.
Решением от 19.02.2015 суд удовлетворил требования.
Постановлением от 01.12.2015 апелляционный суд оставил решение от 19.02.2015 без изменения.
В кассационной жалобе УФМС, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить судебные акты и вынести новое решение.
Судебное заседание откладывалось до 21.03.2016.
Представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, 25.03.2014 Управлением Федеральной службы безопасности по Волгоградской области совместно с сотрудниками УФМС проведена проверка в отношении ЗАО "Ренейссанс Констракшн", в ходе которой выявлены допущенные Обществом нарушения миграционного законодательства Российской Федерации.
В ходе проверки установлено, что граждане Республики Таджикистан Абдуллаева О.О., Сангаки М.И. и Республики Узбекистан Мавлонов Д.М., Бабаниязов М.С., Ташматов С.А., Мухамедов П.Б., Казаков Ч.С., Солиев О.Г. Матякубов О.И., Абдурахманов Б.М., Бабаниязов М.С. с 15.03.2014 поставлены на миграционный учет по адресу: г. Волгоград, Красноармейский р-н, Вилянская ул., д. 21 "К", принимающей стороной выступило Общество. Однако в ходе проверочных мероприятий по адресу: г. Волгоград, Красноармейский р-н, ул. Бахтурова, д. 12 "Б", установлено, что данные иностранные граждане с 15.03.2014 фактически пребывают по адресу: г. Волгоград, Красноармейский р-н, ул. Бахтурова, д. 12 "Б", и с указанного адреса со дня прибытия не убывали.
В связи с этим УФМС пришло к выводу, что 15.03.2014 Общество представило в орган миграционного учета заведомо ложные сведения о месте пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации.
По факту выявленного нарушения Управлением составлены протоколы от 05.05.2014 N 0215675, 0215643, 0215697, 0215679, 0215644, 0215645, 0215662, 0215665, 0215642, 0215641, 0215646 об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 19.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Постановлениями УФМС от 25.11.2014 N 0215675, 0215643, 0215697, 0215679, 0215644, 0215645, 0215662, 0215665, 0215642, 0215641, 0215646 ЗАО "Ренейссанс Констракшн" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 19.27 КоАП РФ в виде взыскания 400 000 руб. штрафа за каждое нарушение. Указанными постановлениями Обществу вменено нарушение требований части 1 статьи 8 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 109-ФЗ), пункта 23 Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в российской федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 N 9 (далее - Правила N 9).
ЗАО "Ренейссанс Констракшн" оспорило постановления УФМС от 25.11.2014 N 0215675, 0215643, 0215697, 0215679, 0215644, 0215645, 0215662, 0215665, 0215642, 0215641, 0215646 в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что административным органом пропущен предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, в связи с чем признали обжалуемые постановления незаконными и подлежащими отмене.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
Суды исходили из того, что родовым объектом посягательства по статье 19.27 КоАП РФ являются отношения в сфере порядка управления в Российской Федерации. Нарушения порядка предоставления сведений при осуществлении миграционного учета, к числу которых относится и вменяемое обществу правонарушение, не могут быть квалифицированы в качестве нарушений иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения их к трудовой деятельности, поскольку объективная сторона указанных нарушений предусмотрена статьями 18.8, 18.9, 18.11, 18.15, 18.16 КоАП РФ, перечень данных правонарушений, по мнению судов, определен законодательством, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит; за совершение именно перечисленных правонарушений предусмотрен годичный срок привлечения к административной ответственности.
Ответственность за вменяемое Обществу нарушение установлена частью 2 статьи 19.27 КоАП РФ, которая расположена в главе 19 "Административные правонарушения против порядка управления". Предметом противоправного посягательства и объектом правовой охраны в данном случае являются общественные отношения в области государственного статистического наблюдения в сфере миграции, вследствие чего специальный (годичный) срок давности привлечения к административной ответственности за указанное правонарушение не применим, в данном случае подлежит применению общий двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ.
Установив, что моментом обнаружения совершенных административных правонарушений является 25.03.2014, а обжалуемые постановления вынесены административным органом 25.11.2014, суды пришли к выводу о пропуске двухмесячного срока давности привлечения Общества к административной ответственности.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ (в редакции, действующей в период совершения вменяемого правонарушения) постановление по делу об административном правонарушении - за нарушение иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Частью 2 статьи 19.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений об иностранном гражданине или о лице без гражданства либо подложных документов принимающей стороной, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей.
Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и осуществляется в том числе, в целях формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции.
Отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию Российской Федерации, передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо выездом из Российской Федерации, регулируются Законом о миграционном учете и Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 7 Закона N 109-ФЗ постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания (часть 2); временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания (часть 3). Статьей 8 Закона N 109-ФЗ предусмотрены основания для постановки на миграционный учет и основания для снятия с учета.
В соответствии с пунктами 23 и 24 Правил N 9, если принимающей стороной является организация, в уведомлении о прибытии указываются, в частности, следующие сведения: наименование организации; фактический адрес организации; идентификационный налоговый номер организации; адрес места пребывания иностранного гражданина.
Представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений об иностранном гражданине или о лице без гражданства либо подложных документов принимающей стороной является нарушением иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства и образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.27 КоАП РФ, которая обеспечивает охрану отношений в сфере порядка управления в Российской Федерации, урегулированных Законом N 109-ФЗ.
С учетом этого подлежит применению предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности.
На момент вынесения оспариваемых постановлений годичный срок давности привлечения к ответственности не истек.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что вменяемое Обществу нарушение порядка предоставления сведений при осуществлении миграционного учета не может быть квалифицировано в качестве нарушений иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения их к трудовой деятельности, поскольку объективная сторона указанных нарушений предусмотрена статьями 18.8, 18.9, 18.11, 18.15, 18.16 КоАП РФ, а статья 19.27 КоАП РФ расположена в иной главе Кодекса, основаны на ошибочном толковании норм права.
Между тем для принятия решения о законности или незаконности оспариваемых постановлений УФМС необходимо исследовать вопрос о правильности установления им других элементов состава вмененного Обществу правонарушения, а также соблюдения процедуры привлечения лица к административной ответственности.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать факты, имеющие значение для рассмотрения спора по существу (статья 286 АПК РФ). В связи с этим судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду в соответствии со статьей 71 АПК РФ надлежит учесть изложенное, установить все имеющие существенное значение для дела обстоятельства, на основании полного и всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в их совокупности и взаимосвязи, и на основании их правовой оценки, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 286 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.02.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2015 по делу N А56-85740/2014 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
Л.А Самсонова |
Судьи |
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.