13 апреля 2016 г. |
Дело N А26-2005/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Любченко И.С. и Подвального И.О.,
рассмотрев 12.04.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.07.2015 (судья Михайлова А.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2015 (судьи Полубехина Н.С., Барканова Я.В., Кашина Т.А.) по делу N А26-2005/2014,
установил:
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, место нахождения: 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Андропова, дом 2/24, ОГРН 1071001000828 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Олонец-древ", место нахождения: Республика Карелия, город Олонец, улица Урицкого, дом 12, каб. 20; ОГРН 1116324002520; ИНН 1014011879 (далее - Общество), о взыскании 20 313 руб. 98 коп., в том числе 19 533 руб. 38 коп. задолженности по арендной плате за 2013 год по договору аренды лесного участка от 18.12.2007 и 780 руб. 60 коп. пеней за нарушение сроков внесения арендной платы. Иск принят с уточнением в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением от 30.04.2015 суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственное казенное учреждение Республики Карелия "Пряжинское центральное лесничество", место нахождения: 186120, Республика Карелия, Пряжинский район, поселок городского типа Пряжа, улица Петрозаводская, дом 5, ОГРН 1081038000141, ИНН 1021504730.
Решением суда первой инстанции от 09.07.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.11.2015, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить иск.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для ее рассмотрения.
Законность решения и постановления проверены в кассационном порядке.
Как установлено судами двух инстанций и подтверждается материалами дела, между Государственным комитетом Республики Карелия по лесу (арендодателем) и обществом с ограниченной ответственностью "Карелфинлес" (арендатором) заключен договор аренды лесного участка от 18.12.2007 N 01/05 (путем переоформления договора на аренду участков лесного фонда от 01.06.2005 N 01/05, заключенного по результатам лесного конкурса, оформленного протоколом от 29.03.2005 N 85; далее - Договор), согласно которому арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду находящийся в государственной собственности лесной участок площадью 12 451 га, место расположения и характеристики которого обозначены в приложениях N 1 и N 2 к Договору. Названный лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи (приложение N 5 к Договору). Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 17.01.2008 за номером 10-10-01/070/2007-326, что подтверждается отметкой регистрирующего органа. Срок действия Договора установлен с момента его государственной регистрации до 31.12.2029 года (пункт 7.1 Договора).
Пунктом 1.4 Договора и приложением N 3 предусмотрено, что лесной участок передается арендатору для использования в целях заготовки древесины.
Арендатор обязался вносить арендную плату в размерах и сроки, которые установлены Договором (пункта 3.4.2 Договора).
Согласно пункту 2.1 Договора размер арендной платы устанавливается с учетом вида использования лесов, размера участка, годового размера лесопользования на арендуемом лесном участке, действующих ставок платы за данный вид использования лесов и повышающего конкурсного коэффициента в размере 1,4. Повышающий конкурсный коэффициент установлен конкурсной комиссией.
Арендатор вносит арендную плату в соответствии с приложением N 4 в следующие сроки: 15 февраля - 15%, 15 марта - 15%, 15 апреля - 10%, 15 июня - 10%, 15 июля - 10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября - 15%, 15 декабря - 15% и представляет в месячный срок арендодателю документы, подтверждающие произведенную оплату.
В соответствии с пунктом 2.4 Договора размер арендной платы подлежит изменению в одностороннем порядке арендодателем в соответствии с изменением размера ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
Установленная пунктом 1.2 Договора расчетная норма заготовки древесины составляет 5,3 тыс. куб. м.
Согласно пункту 3.4.10 Договора с 2008 года арендатор обязался полностью осваивать установленный проектом освоения лесов ежегодный размер отпуска древесины (расчетную лесосеку). Ответственность за неисполнение этой обязанности установлена пунктом 4.3 в виде штрафа в размере 100 МРОТ.
В соответствии с пунктом 5.2 Договора после утверждения в установленном порядке проекта освоения лесов пункт 1.2 Договора и приложения к нему приводятся в соответствие с проектом.
Согласно пункту 5.3 все изменения к Договору оформляются в письменной форме, подписываются сторонами и подлежат государственной регистрации.
Судами установлено, что арендатору ежегодно предлагалось подписать приложение N 4 "Сроки внесения арендной платы" на следующий год, устанавливающее размер годовой арендной платы, отличный от указанного в приложении N 4, подписанного при заключении договора. Приложение N 4 на 2013 год арендатором не подписано.
Также судами установлено, что размер годовой арендной платы определен с учетом объема расчетной лесосеки на 2013 год, установленной Проектом освоения лесов, включая 300 куб. м на создание лесной инфраструктуры, а всего - 6400 куб. м. При этом, в 2013 году Обществом произведено создание лесной инфраструктуры в границах арендуемого участка, в связи с чем изъято 68 куб. м древесины; стоимость изъятой древесины при создании лесной инфраструктуры полностью уплачена Обществом в бюджет.
Полагая, что Общество ненадлежащим образом исполняло обязательств по внесению арендной платы в 2013 году, Министерство направило в адрес Общества претензионные письма от 11.02.2014 и от 20.02.2014, содержащие, в том числе требование о погашении неустойки за просрочку платежа, которые ответчик оставил без удовлетворения.
Поскольку задолженность по арендной плате и пени добровольно Обществом не погашена, Министерство обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанции признали иск необоснованным.
Изучив материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы Министерства, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно положениям статьи 94 ЛК РФ, использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 ЛК РФ (части 1 - 3).
Как указано в части 1 статьи 73 ЛК РФ, размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 названной статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 ЛК РФ).
Постановлением N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Согласно Федеральным законам от 03.12.2012 N 216-ФЗ, от 02.12.2013 N 349-ФЗ ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, а также ставки платы за единицу объема лесных ресурсов (за исключением древесины) и ставки платы за единицу площади лесного участка для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, применяются в 2013-2014 годах с коэффициентом 1,30.
По смыслу пункта 4 статьи 447 ГК РФ размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер арендной платы определяется по результатам проведения торгов (абзац 1 пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) о договоре аренды" (далее - Постановление N 73).
В абзаце 3 пункта 18 Постановление N 73 разъяснено следующее. Согласно пункту 2 статьи 614 ГК РФ размер арендной платы в договоре аренды может быть установлен, в частности, в виде платежей, вносимых периодически или единовременно, а также может предусматриваться сочетание различных способов определения арендной платы. В связи с этим допускается установление арендной платы таким образом, когда государственное регулирование относится лишь к одному или нескольким элементам предусмотренного в договоре порядка определения размера арендной платы, при этом другие элементы платы утверждаются по результатам торгов, если это не противоречит порядку проведения торгов, установленному в соответствии с федеральным законом.
Спорный Договор заключен путем переоформления договора на аренду участков лесного фонда от 01.06.2005 N 01/05, заключенного по результатам лесного конкурса, оформленного протоколом от 29.03.2005 N 85. Настоящий спор не связан с определением размера арендной платы.
Фактическим основанием для настоящего иска, согласно заявлению и имеющемуся в деле расчету Министерства, послужило недоиспользование арендатором предусмотренного Проектом освоения лесов годового объема по созданию лесной инфраструктуры (300 куб. м).
В силу статьи 13 ЛК РФ в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и других). Создание лесной инфраструктуры не является самостоятельным видом использования лесов, предусмотренным статьей 25 ЛК РФ. Создание лесной инфраструктуры допускается параллельно с заготовкой древесины при наличии такой необходимости.
Пунктом 3.3.2 Договора предусмотрено право, а не обязанность арендатора на создание объектов лесной инфраструктуры.
Таким образом, отсутствие необходимости создавать объекты лесной инфраструктуры в конкретном календарном году не создает обязанности по рубке древесины. Иной подход противоречил бы принципу рационального использования лесов.
Объем изъятия лесных ресурсов установлен Проектом освоения лесов, который в силу положений статей 12 и 88 ЛК РФ является основным документом, дающим право на осуществление заготовки древесины.
Пунктом 3 Состава проекта освоения лесов и порядок его разработки, утвержденного приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69, установлено, что Проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов.
Таким образом, как обоснованно указали суды, нормативный акт разделяет между собой понятия "использование лесов", как основной вид деятельности, и "создание лесной инфраструктуры".
Сведения о ежегодной заготовке указаны в таблице N 16 Проекта освоения лесов, которая называется "Сведения о ежегодных объемах заготовки древесины". В 2013 году Обществу была разрешена заготовка в количестве 6100 куб. м древесины. Следовательно, требование Министерства о взыскании арендной платы исходя из объема 6400 куб. м в случае неиспользованного арендатором права на создание лесной инфраструктуры и отсутствия рубки древесины для этих целей неправомерно и обоснованно не удовлетворено судами.
Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.07.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2015 по делу N А26-2005/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.