05 мая 2016 г. |
Дело N А56-28866/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 мая 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Захаровой М.В. и Преснецовой Т.Г.,
при участии от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге Янгуровой А.А. (доверенность от 18.12.2015), от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу Алексанова А.Э. (доверенность от 29.12.2015), от Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Родинко О.В. (доверенность от 30.12.2015), от Главного управления Министерства внутренних дел по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области Аббасовой М.С. (доверенность от 30.12.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Главного управления Министерства внутренних дел по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.10.2015 (судья Балакир М.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2016 (судьи Тимухина И.А., Барканова Я.В., Жиляева Е.В.) по делу N А56-28866/2015,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге (место нахождения: 191186, Санкт-Петербург, ул. Гороховая, д. 2/6, лит. А, ОГРН 1097847130886, ИНН 7838426520; далее - Территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, д. 10-12, ОГРН 1047833068931, ИНН 7801267400; далее - Управление) от 23.12.2014 N 78-78-88/103/2014-259 об отказе в государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 78:31:0001199:3270, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Захарьевская ул., уч. 16 (напротив дома 17 литера А и дома 19 литера А по Захарьевской улице).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный проезд, д. 1, лит. Б, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076; далее - Комитет) и Главное управление Министерства внутренних дел по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области (место нахождения: 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 50/52, ОГРН 1027809233132, ИНН 7830002600; далее - ГУ МВД).
Решением суда первой инстанции от 30.10.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 02.02.2016 указанное решение оставлено без изменения.
В кассационных жалобах Территориальное управление и ГУ МВД, считая, что решение и постановление вынесены с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просят отменить обжалуемые судебные акты, признать решение Управления об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок незаконным и обязать Управление зарегистрировать право федеральной собственности на данный земельный участок.
Податели жалоб указывают на то, что поскольку земельный участок с кадастровым номером 78:31:0001199:3270 предоставлен ГУ МВД по договору безвозмездного срочного пользования от 30.06.2014 N 03/БЗ-08168, то в соответствии с положениями пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) данный земельный участок относиться к землям федеральной собственности.
В отзывах на кассационные жалобы Управление и Комитет просят оставить их без удовлетворения, считая, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют обстоятельствам дела, вынесенные судебные акты законны и обоснованны.
В судебном заседании представители Территориального управления и ГУ МВД поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах, а представители Управления и Комитета, ссылаясь на их необоснованность, просили оставить жалобы без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке
Как следует из материалов дела, Территориальное управление обратилось в Управление с заявлением о регистрации права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 78:31:0001199:3270, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Захарьевская ул., уч. 16 (напротив дома 17 литера А и дома 19 литера А по Захарьевской улице), представив в качестве правоустанавливающего документа договор безвозмездного срочного пользования земельным участком от 30.06.2014 N 03/БЗ-08168, заключенный между ГУ МВД (землепользователь) и Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (ссудодатель).
Управление сообщением от 23.12.2014 N 78-78-88/103/2014-259 отказало в регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок со ссылкой на абзац 4, 10, пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), указав на то, что представленный договор безвозмездного срочного пользования земельным участком от 30.06.2014 N 03/БЗ-08168 не является правоустанавливающим документом, поскольку не соответствует пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 "Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю" (далее - Постановление N 404).
Считая отказ в государственной регистрации незаконным, Территориальное управление обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями.
Суд первой инстанции, проанализировав материалы дела, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого отказа Управления незаконным.
Апелляционная инстанция с выводами суда первой инстанции согласилась.
Исследовав материалы дела, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 2, пунктом 3 статьи 20 Закона N 122-ФЗ заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав.
В статье 20 Закона N 122-ФЗ исчерпывающе перечислены основания для отказа в государственной регистрации прав, согласно абзацу 10 пункта 1 которой в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Законом.
В силу статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с данным Кодексом и федеральными законами.
Статьей 17 ЗК РФ определено, что к федеральной собственности относятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Как следует из пункта 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и земли.
Статьей 30.1 Закона N 122-ФЗ определено, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на этот участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю (далее - Перечень), утвержден Постановлением N 404.
Пунктом 2 указанного перечня предусмотрено, что правоустанавливающими документами на земельный участок (в случае если основанием для регистрации права собственности является принадлежность земельного участка) являются акт органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Кассационная инстанция считает правильным вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что договор безвозмездного срочного пользования земельным участком от 30.06.2014 N 03/БЗ-08168 не является правоустанавливающим документом, предусмотренным в пункте 2 Перечня, поскольку временный характер пользования (менее года) и цель предоставления земельного участка (для парковки автотранспорта) не свидетельствуют о принадлежности земельного участка ГУ МВД в смысле пункта 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ. Иное означало бы, что договор о передаче земельного участка в краткосрочное пользование, по сути, является сделкой о его передаче в федеральную собственность.
Кассационная инстанция также считает правильным вывод судов о том, что между Территориальным управлением и Комитетом имеется спор о праве на земельный участок, поскольку Комитет заявил о принадлежности данного участка на праве собственности городу Санкт-Петербургу. Данный спор не может быть разрешен в рамках настоящего дела. Следовательно, заявление Территориального управления, целью которого является государственная регистрация права федеральной собственности на земельный участок, не может быть удовлетворено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.10.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2016 по делу N А56-28866/2015 оставить без изменения, а кассационные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Главного управления Министерства внутренних дел по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.