01 июня 2016 г. |
Дело N А66-6892/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Подвального И.О., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 25.05.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2016 (судьи Виноградова Т.В., Осокина Н.Н., Смирнов В.И.) по делу N А66-6892/2015,
установил:
Открытое акционерное общество "514 авиационный ремонтный завод" (после переименования - акционерное общество "514 авиационный ремонтный завод"), место нахождения: 173383, Тверская область, город Ржев, ОГРН 1076914001141, ИНН 6914013187 (далее - АО "514 АРЗ", Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области, место нахождения: 170100, город Тверь, Советская улица, дом 23, ОГРН 1036900080722, ИНН 6905005800 (далее - УФАС, Управление), от 27.04.2015 N 05-6/1-47-2015.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: закрытое акционерное общество "Сбербанк-Автоматизированная система торгов", место нахождения: 127055, Москва, Новослободская улица, дом 24, строение 2, ОГРН 1027707000441, ИНН 7707308480, а также общество с ограниченной ответственностью "Импульс", место нахождения: 153012, город Иваново, Свободная улица, дом 2, ОГРН 1053701120923, ИНН 3702076574 (далее - ООО "Импульс").
Решением Арбитражного суда Тверской области от 06.10.2015 (судья Голубева Л.Ю.) Обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2016 решение суда первой инстанции отменено, требования заявителя удовлетворены. Оспариваемое решение УФАС от 27.04.2015 N 05-6/1-47-2015 признано недействительным.
В кассационной жалобе УФАС просит отменить постановление апелляционного суда, оставив в силе решение суда первой инстанции. Податель жалобы указывает, что исходя из положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) под конкретными показателями товара понимаются такие показатели, которые имеют отношение к характеристикам товара (функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки), но не иные условия контракта (срок поставки, адрес поставки и т.д.). Антимонопольный орган настаивает на том, что в рассматриваемом случае аукционная комиссия АО "514 АРЗ" нарушила требования статьи 67 Закона N 44-ФЗ - неправомерно отказала участнику закупки в допуске к участию в аукционе, поскольку им не указаны срок поставки товара, адрес поставки и наличие заводской упаковки.
В отзыве на кассационную жалобу АО "514 АРЗ" просило оставить постановление апелляционной инстанции без изменения, а также ходатайствовало о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Как следует из материалов дела, 31.03.2015 Обществом (заказчик) на официальном сайте http://zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки http://www.sberbank-ast.ru размещены извещение N 0436000000615000006 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку пресса вулканизационного АПВМ-904Э/40-400-400-3-3 (или эквивалента) и документация об аукционе. Начальная (максимальная) цена контракта составила 3 541 246 руб.
Для участия в аукционе были поданы четыре заявки, в том числе заявка ООО "Импульс".
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 16.04.2015 к участию в аукционе допущены два участника.
ООО "Импульс" отказано в допуске к участию в аукционе на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ в связи с несоответствием первой части заявки требованиям, предусмотренным пунктами 23 и 24 раздела 3 документации об электронном аукционе, а также подпункту "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, а именно: технические характеристики, представленные участником, не содержат условия поставки товара, являющегося предметом закупки (отсутствует срок поставки товара и указание на адрес поставки товара), не предусмотрена обязательная заводская упаковка товара, обеспечивающая полную сохранность товара от повреждений при перевозке всеми видами транспорта.
ООО "Импульс", не согласившись с указанными выводами аукционной комиссии, обратилось в УФАС с жалобой на необоснованный отказ в допуске к участию в электронном аукционе.
Решением Управления от 27.04.2015 N 05-6/1-47-2015 жалоба ООО "Импульс" признана обоснованной; в действиях аукционной комиссии установлены нарушения пункта 2 части 4 и части 5 статьи 67 Закона N 44-ФЗ.
Считая решение УФАС незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований, признав отказ аукционной комиссии в допуске заявки ООО "Импульс" к участию в аукционе неправомерным.
Апелляционный суд с данным выводом суда не согласился, установил отсутствие у антимонопольного органа правовых и фактических оснований для принятия оспариваемого решения, в связи с чем удовлетворил требования заявителя.
Проверив законность постановления суда апелляционной инстанции и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Западного округа исходит из следующего.
В силу частей 1 и 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно статье 59 Закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Как указано в пункте 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ, заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должны содержаться, в частности, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 названного Федерального закона, информация о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки может включать в себя требования, в том числе в отношении упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, извещение об осуществлении закупки должно содержать не только наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона N 44-ФЗ, в том числе к упаковке товара, но также и информацию о месте доставки и сроках поставки товара.
В соответствии со статьей 66 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
В силу части 3 статьи 66 названного Закона первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать, помимо прочего, конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
В части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ указано, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в частности, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе (пункт 2).
Следовательно, документация об аукционе должна содержать не только информацию, указанную в извещении о проведении аукциона, но также и требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 указанного Закона (к ним согласно части 3 статьи 66 этого Закона относятся конкретные показатели товара).
Как установили суды, в рассматриваемом случае из документации об аукционе следует, что требования к заявке на участие в электронном аукционе указаны в информационной карте аукциона (пункт 3.2 документации).
В пунктах 23 и 24 информационной карты (раздел 3 документации об аукционе) требования к первой части заявки изложены аналогично требованиям пункта 1 части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ. Так, первая часть заявки должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе;
2) конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Далее в пункте 24 информационной карты указано, что названные показатели заполняются в соответствии с разделом 4 "Техническое задание" документации об электронном аукционе.
В свою очередь, в разделе 4 "Техническое задание" указано, что товар должен поставляться только в штатной заводской упаковке. Поставщик поставляет товар своими силами и средствами заказчику по адресу: Тверская область, г. Ржев-3, территория ОАО "514 АРЗ" по рабочим дням, с 9-00 до 17-00. Срок поставки товара составляет 120 рабочих дней со дня подписания контракта.
Таким образом, исходя из приведенных положений пунктов 23, 24 информационной карты и раздела 4 "Техническое задание" документации об электронном аукционе участнику закупки следовало указать в первой части заявки в числе прочего срок поставки товара, адрес поставки и наличие заводской упаковки.
В первой части заявки ООО "Импульс" перечисленные показатели не отражены.
Согласно части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, или предоставления недостоверной информации (пункт 1); несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе (пункт 2).
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ, не допускается (часть 5 статьи 67 Закона N 44-ФЗ).
С учетом изложенного аукционная комиссия правомерно и обоснованно отказала в допуске заявки ООО "Импульс" к участию в аукционе, поскольку в силу части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать не только согласие участника на поставку товара, но также и установленные аукционной документацией (соответствующие значениям, установленным документацией) конкретные показатели товара, которые в данном случае отсутствовали.
Вопреки доводам УФАС используемое в статье 66 Закона N 44-ФЗ понятие "конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе" не ограничивается функциональными, техническими и качественными характеристиками объекта закупки.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы суда основаны на имеющихся в деле доказательствах. В связи с этим основания для отмены обжалуемого постановления апелляционного суда у кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2016 по делу N А66-6892/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.