27 мая 2016 г. |
Дело N А05-8216/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.05.2016.
Полный текст постановления изготовлен 27.05.2016.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боголюбовой Е.В., судей Коробова К.Ю., Малышевой Н.Н.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилуправление" Козаковой О.С. (доверенность от 01.02.2016),
рассмотрев 24.05.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.12.2015 (судья Бутусова Н.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2016 (судьи Чапаев И.А., Журавлев А.В. и Писарева О.Г.) по делу N А05-8216/2015,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЖКХ Устьяны", место нахождения: Архангельская область, Устьянский район, рабочий поселок Октябрьский, улица Ленина, дом 2, квартира 38, ОГРН 1142907000246, ИНН 2922009003 (далее - ООО "ЖКХ Устьяны"), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к администрации муниципального образования "Октябрьское" Устьянского района Архангельской области, место нахождения: Архангельская область Устьянский район, рабочий поселок Октябрьский, Комсомольская улица, дом 13, ОГРН 1052907034674, ИНН 2922006965 (далее - Администрация), и с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) просило признать недействительными результаты открытого конкурса по отбору управляющей организации на право заключения договоров управления многоквартирными домами и договоров управления, заключенных по результатам этого конкурса.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилуправление", место нахождения: Архангельская область, Устьянский район, рабочий поселок Октябрьский, Заводская улица, дом 17, офис 127, ОГРН 1152907000047, ИНН 2922009194 (далее - ООО УК "Жилуправление"), общество ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Октябрьская", место нахождения: Архангельская область, Устьянский район, рабочий поселок Октябрьский, Комсомольская улица, дом 5, помещение 1, ОГРН 1072907000385, ИНН 2922007415 (далее - ООО УК "Октябрьская"), Государственная жилищная инспекция Архангельской области, место нахождения: 163072, город Архангельск, Комсомольская улица, дом 38, корпус 1, ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555 (далее - Инспекция).
В судебном заседании 09.11.2015 судом удовлетворено ходатайство ООО УК "Жилуправление" о вступлении в дело в порядке статьи 50 АПК РФ в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.
ООО УК "Жилуправление" с учетом уточнения требований просило признать недействительными результаты открытого конкурса по отбору управляющей организации на право заключения договоров управления домами, проведенного Администрацией 06.07.2015, и договоров, заключенных с ООО УК "Октябрьская" по результатам торгов в отношении домов, находящихся в рабочем поселке Октябрьский Устьянского района Архангельской области по следующим адресам: улица Ленина, дома 2, 10 и 50, Заводская улица, дом 16, Клубная улица дом 3 и Квартальный переулок, дом 12.
Протокольным определением от 25.11.2015 по ходатайству ООО "ЖКХ Устьяны" и ООО УК "Жилуправление" в качестве второго ответчика привлечено ООО УК "Октябрьская" с исключением его из числа третьих лиц по делу.
Решением от 14.12.2015 в иске ООО "ЖКХ Устьяны" отказано. Иск ООО УК "Жилуправление" удовлетворен частично. Признаны недействительными итоги конкурса по отбору управляющей организации для управления домами на территории муниципального образования "Октябрьское" Устьянского района Архангельской области, проведенного 06.07.2015, в части следующих домов: улица Ленина, дома 2, 10, 50; Квартальный переулок, дом 12; Клубная улица, дом 3; Заводская улица, дом 16. Признаны недействительными договоры управления этими домами от 16.07.2015 N 299, от 16.07.2015 N 300, от 16.07.2015 N 301, от 16.07.2015 N 302, от 16.07.2015 N 303, от 16.07.2015 N 304, заключенные между ООО УК "Октябрьская" и Администрацией. В остальной части в удовлетворении требований ООО УК "Жилуправление" отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2016 решение от 14.12.2015 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление в части удовлетворения требований отменить, в иске в этой части отказать. По мнению подателя жалобы, суды не учли правомерность действий Администрации по объявлению конкурса по отбору управляющей компании в связи с отсутствием лицензии у ООО УК "Жилуправление", что на период с 01.05.2015 и до проведения конкурса Администрацией заключены временные договоры с управляющей организацией, имевшей лицензию (ООО УК "Октябрьская"), а последующее получение ООО УК "Жилуправление" лицензии не означает, что спорные дома автоматически возвращаются под управление предыдущей управляющей компании. Суды, считает инспекция, не приняли во внимание, что в реестр лицензий Архангельской области не вошли сведения о том, что ООО УК "Жилуправление" является управляющей организацией для дома 12 в Квартальном переулке, дома 3 по Клубной улице, дома 16 по Заводской улице, поскольку Администрацией расторгнуты договоры, заключенные с названной организацией на управление этими домами, что договоры на управление домами 10 и 50 по улице Ленина расторгнуты не были, однако после конкурса в реестр включены сведения, что эти дома находятся под управлением ООО УК "Октябрьская". По мнению подателя жалобы, суды должны были учесть, что ООО УК "Жилуправление" не могло управлять домами после 01.05.2015, не имея соответствующей лицензии.
Администрация в направленном в суд кассационной инстанции ходатайстве просит принятые по делу судебные акты отменить и обращает внимание суда на то, что Устьянский районный суд Архангельской области решением от 17.12.2015 по делу N 2-471/2015 признал недействительным решение общего собрания собственников помещений дома 2 по улице Ленина в части выбора управляющей компанией ООО УК "Жилуправление". Апелляционным определением Архангельского областного суда от 17.03.2016 это решение оставлено без изменения.
ООО УК "Октябрьская" также представило в суд ходатайство, в котором просит жалобу удовлетворить, а решение и постановление отменить, а также приобщить к материалам дела апелляционное определение Архангельского областного суда от 17.03.2016 по делу N 33-1589/2016.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель ООО УК "Жилуправление" возражал против удовлетворения жалобы.
Остальные участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о месте и времени судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Администрация издала постановление от 27.05.2015 N 207 о проведении процедуры открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на территории муниципального образования "Октябрьское", собственниками помещений в которых не выбран способ управления, или для тех, в которых принятые собственниками решения о выборе способа управления многоквартирными домами не были реализованы в случаях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Этим же постановлением утверждена конкурсная документация, критерии и сроки проведения конкурса, утвержден состав конкурсной комиссии.
Согласно извещению о проведении торгов начало подачи заявок - 03.06.2015, окончание - 03.07.2015. Вскрытие конвертов было назначено на 10 часов 06.07.2015, рассмотрение заявок - на 06.07.2015.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 06.07.2015 конкурсная комиссия приняла решение об отстранении ООО "ЖКХ Устьяны" от участия в конкурсе. ООО УК "Октябрьская" признано единственным участником конкурса, с которым в соответствии с пунктом 71 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее - Правила N 75), были заключены договоры управления многоквартирными домами.
ООО "ЖКХ Устьяны" не согласилось с решением конкурсной комиссии об отстранении его от участия в конкурсе и с признанием победителем конкурса ООО УК "Октябрьская" и обратилось в арбитражный суд с иском о признании итогов конкурса и заключенных по его итогам договоров недействительными.
ООО УК "Жилуправление" не являлось участником конкурса, однако, ссылаясь на то, что выступало управляющей организацией в шести домах, право на управление которыми было предметом конкурса, также заявило свои требования о признании конкурса недействительным.
Суд первой инстанции отказал в иске ООО "ЖКХ Устьяны", поскольку как усматривается из представленных для участия в конкурсе документов, это общество не отвечало требованиям к претендентам на участие в конкурсе, а значит, не могло не только быть признано победителем конкурса, но и даже участвовать в конкурсе. Суд первой инстанции, таким образом, признал, что ООО "ЖКХ Устьяны" было правомерно отстранено от участия в конкурсе. ООО "ЖКХ Устьяны" данный вывод в дальнейшем не оспаривало.
Относительно требований ООО УК "Жилуправление" суды пришли к следующим выводам.
Собственниками помещений в шести спорных домах, отмечают суды, был избран и реализован способ управления, выбрана управляющая организация - ООО УК "Жилуправление". Однако все дома были включены в перечень домов, по которым Администрацией проводился оспариваемый конкурс. Суды посчитали, что, поскольку необходимая для осуществления деятельности по управлению домами лицензия получена до проведения конкурса, хотя и с опозданием, Администрация должна была исключить спорные дома из перечня домов, в отношении которых объявлен конкурс. Исходя из таких обстоятельств, суды признали подлежащими удовлетворению (в части признания недействительным конкурса в отношении шести домов и заключения договоров управления на эти дома) требования ООО УК "Жилуправление", которое не являлось участником конкурса, но права и обязанности которого результаты этого конкурса нарушают.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций сделанными при неполном выяснении обстоятельств по делу ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами устанавливает Правительство Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Согласно пункту 3 Правил N 75 конкурс проводится, в частности, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления или принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях: большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 ЖК РФ; собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 ЖК РФ.
Нарушение процедуры организации или проведения конкурса, предусмотренной Правилами N 75, является основанием для признания судом недействительными результатов конкурса и договоров управления многоквартирным домом, заключенных по результатам такого конкурса.
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до 29.06.2015), в случае, если в срок до 01.04.2015 юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на день вступления в силу названного Федерального закона, не обратились в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление данной деятельности либо такому юридическому лицу или такому индивидуальному предпринимателю отказано в ее выдаче, орган местного самоуправления в порядке, установленном статьей 197 ЖК РФ, обязан уведомить об этом собственников помещений в многоквартирном доме, предпринимательскую деятельность по управлению которым осуществляет такое лицо. В течение пятнадцати дней орган местного самоуправления также обязан созвать собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления, а в случае, если решение о выборе способа управления не принято и (или) не реализовано или данное собрание не проведено, обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.
Таким образом, Администрация в силу прямого указания закона обязана была объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации, поскольку по состоянию на 01 мая 2015 года лицензия у ООО УК "Жилуправление" отсутствовала.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования ООО УК "Жилуправление" в том числе на основании того, что 11.06.2015 им была получена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами, то есть основания, которые явились причиной проведения Администрацией конкурса в отношении спорных домов, на день проведения конкурса (06.07.2015) отпали. По мнению судов, Администрация при проведении конкурса должна была учесть указанное обстоятельство.
Однако Администрация могла учесть получение лицензии, только если ей было известно об этом. Следовательно, суды должны были проверить знала, ли (должна была знать) Администрация на момент проведения конкурса о том, что ООО УК "Жилуправление" получена лицензия, ноне сделали этого.
Суды также не дали оценку тому факту, что постановлением от 05.05.2015 N 179 (приложение N 2) Администрация расторгла договоры управления, заключенные с ООО УК "Жилуправление" (Квартальный переулок, дом 12; Клубная улица, дом 3; Заводская улица, дом 16). Эти дома, а также дома 2,10, 50 по улице Ленина переданы Администрацией во временное управление (с 05.05.2015 на период проведения конкурса) ООО УК "Октябрьская" на основании постановления от 05.05.2015 N 179а. Доказательств того, что расторжение договоров было оспорено, в материалы дела не представлено.
Из материалов дела также не следует, что суды проверили, приступила ли новая управляющая компания к своим обязанностям, иными словами не установили, кто именно управлял спорными домами с 05.05.2015.
Итак, признавая за ООО УК "Жилуправление" право на обжалование конкурса, суды должны были установить не только факт его проведения с нарушениями, но также выяснить, могут ли быть защищены и восстановлены принятием судебного акта права и законные интересы этого лица, исполнены ли заключенные по результатам конкурса договоры.
В силу статьи 181.5 ГК РФ если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно: принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; принято при отсутствии необходимого кворума; принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания; противоречит основам правопорядка или нравственности.
В пункте 106 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по смыслу статьи 65 АПК РФ суд по собственной инициативе выносит на обсуждение сторон вопрос о неприменении решения собрания в силу его ничтожности.
Между тем суды не дали оценки доводу Администрации о том, что решение общего собрания собственников помещений дома 2 по улице Ленина в части выбора управляющей компании недействительно в связи с отсутствием кворума.
Пунктом 39 Правил N 75 предусмотрено, что конкурс не проводится, если до дня его проведения собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом,.
Решением Верховного Суда РФ от 10.08.2009 N ГКПИ09-830 абзац первый пункта 39 Правил N 75 признан недействующим в части, позволяющей не проводить конкурс по отбору управляющей организации в случае, если до дня его проведения собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления этим домом, но не реализовали принятое решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
Иначе говоря, отказ от проведения открытого конкурса возможен только в случае, если выбранный собственниками помещений способ управления многоквартирным домом реализован ими, что в соответствии с пунктом 3 Правил N 75 предполагает заключение договоров управления большинством собственников помещений в доме.
Таким образом, судам следовало исследовать вопрос о том, было ли ООО УК "Жилуправление" избрано управляющей организацией в каждом из домов, и когда - до или после получения лицензии - проводились (и проводились ли) собрания, легитимность их решений. В том случае, если собрания проведены после получения лицензии, надлежит проверить был ли реализован собственниками избранный ими способ управления домом.
В силу изложенного кассационная инстанция считает, что необходимые для разрешения данного дела обстоятельства судами первой и апелляционной инстанций установлены не в полной мере, как того требуют статья 71 и часть 1 статьи 168 АПК РФ.
При таком положении решение и постановление в части удовлетворения требований ООО УК "Жилуправление" не могут быть признаны законными и обоснованными.
При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенное, надлежаще оценить доводы и возражения сторон, не получившие оценки при рассмотрении дела, выяснить будут ли восстановлены права ООО УК "Жилуправление" при удовлетворении его требований по каждому из домов, правомерность проведения конкурса в отношении которых оспаривает это третье лицо, после чего принять законное и обоснованное решение. По результатам рассмотрения спора надлежит распределить расходы по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.12.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2016 по делу N А05-8216/2015 отменить в части признания недействительными итогов конкурса по отбору управляющей организации для управления домами на территории муниципального образования "Октябрьское", проведенного 06.07.2015, в части следующих домов: Архангельская область, Устьянский район, поселок Октябрьский, улица Ленина, дома 2, 10, 50; Квартальный переулок, дом 12; Клубная улица, дом 3; Заводская улица, дом 16; а также признания недействительными договоров управления этими домами от 16.07.2015 N 299, от 16.07.2015 N 300, от 16.07.2015 N 301, от 16.07.2015 N 302, от 16.07.2015 N 303, от 16.07.2015 N 304, заключенных между администрацией муниципального образования "Октябрьское" Устьянского района Архангельской области и обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Октябрьская".
В указанной части решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.12.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2016 по делу N А05-8216/2015 направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
В остальной части названные судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий |
Е.В. Боголюбова |
Судьи |
К.Ю. Коробов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до 29.06.2015), в случае, если в срок до 01.04.2015 юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на день вступления в силу названного Федерального закона, не обратились в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление данной деятельности либо такому юридическому лицу или такому индивидуальному предпринимателю отказано в ее выдаче, орган местного самоуправления в порядке, установленном статьей 197 ЖК РФ, обязан уведомить об этом собственников помещений в многоквартирном доме, предпринимательскую деятельность по управлению которым осуществляет такое лицо. В течение пятнадцати дней орган местного самоуправления также обязан созвать собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления, а в случае, если решение о выборе способа управления не принято и (или) не реализовано или данное собрание не проведено, обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.
...
В силу статьи 181.5 ГК РФ если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно: принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; принято при отсутствии необходимого кворума; принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания; противоречит основам правопорядка или нравственности."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 мая 2016 г. N Ф07-3061/16 по делу N А05-8216/2015
Хронология рассмотрения дела:
13.03.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-421/17
20.10.2016 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7967/16
01.08.2016 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-8216/15
27.05.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3061/16
24.02.2016 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-530/16
14.12.2015 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-8216/15