Требование: о понуждении заключить договор, об обязании заключить договор купли-продажи в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
27 июня 2016 г. |
Дело N А56-41673/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Ракчеевой М.А. и Сергеевой И.В.,
при участии от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области Дричко П.Д. (доверенность от 26.05.2016), от закрытого акционерного общества "Интернешнл Пейпер" Стариковой К.Ю., Лебедева О.С., Гурченко Е.В. (доверенность от 12.01.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.09.2015 (судья Балакир М.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2016 (судьи Горбик В.М., Кашина Т.А., Полубехина Н.С.) по делу N А56-41673/2015,
установил:
Закрытое акционерное общество "Интернешнл Пейпер", место нахождения: Ленинградская обл., Выборгский р-н, г. Светогорск, Заводская ул., д. 17, ОГРН 1024700880324, ИНН 4704012472 (далее - общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области, место нахождения: 191186, Санкт-Петербург, Гороховая ул., д. 2/6, лит. А, ОГРН 1097847215135, ИНН 7840416776 (далее - Территориальное управление Росимущества), об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка площадью 282 938 кв. м с кадастровым номером 47:02:01-01-005:0018, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Выборгский район, муниципальное образование "Светогорское городское поселение", г. Светогорск, ул. Заводская, д. 17, на условиях, предложенных в проекте заявителя, по цене 2 467 573 руб. 03 коп.
Решением суда от 03.09.2015 требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 26.02.2016 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Территориальное управление Росимущества просит решение и постановление отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Податель жалобы ссылается на то, что суды не дали оценку доводу ответчика о том, что уполномоченным органом по предоставлению земельных участков площадью свыше 10 га является Росимущество.
Податель жалобы указывает, что им с целью подтверждения наличия или отсутствия оснований для отказа в предоставлении земельного участка были направлены межведомственные запросы, после получения ответов на которые Территориальное управление должно перенаправить обращение общества Росимуществу для принятия решения; в результате Комитет по культуре Ленинградской области письмом от 06.08.2015 N 01-10-4675/15-0-1 сообщил о наличии выявленного объекта культурного наследия "Главное здание фирмы "Энео-Гутцайт" (акт постановки на учёт от 11.05.1998 N 5-2), расположенный по адресу: г. Светлогорск, ул. Заводская, д. 17; податель жалобы ссылается на статьи 5 и 99 Земельного кодекса Российской Федерации и полагает, что земельный участок, занятый выявленным объектом культурного наследия, не может быть отчужден обществу, земельный участок под объектом должен быть предварительно образован и выделен из испрашиваемого земельного участка в порядке, установленном статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях установления вида разрешенного использования должного правового режима охраны земель историко-культурного назначения.
Податель жалобы ссылается на письмо Территориального управления Невско-Ладожского бассейнового управления от 19.04.2016, согласно которому испрашиваемый земельный участок находится частично в прибрежной полосе, частично в водоохраной зоне, частично в береговой полосе р. Вуокса, полагает, что в силу статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации участок в пределах водоохраной зоны и береговой полосы должен быть предварительно образован и выделен из испрашиваемого участка.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит в удовлетворении жалобы отказать.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Территориального управления Росимущества подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представители общества обратились с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
На основании плана приватизации производственного объединения "Светогорск", утвержденного председателем Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом 29.05.1994, и акта оценки стоимости зданий и сооружений производственного объединения "Светогорск" по состоянию на 01.07.1992 общество, являющееся правопреемником производственного объединения "Светогорск", обладает на праве собственности следующими объектами недвижимости: бытовое здание N 1 в составе железнодорожного цеха, здание стоянки автомеханизмов в составе железнодорожного цеха с пристройкой, бытовое здание N 2 в составе железнодорожного цеха, здание мастерских депо в составе железнодорожного цеха, здание-пристройка для компрессорной установки в составе железнодорожного цеха, здание котельной (сауна) в составе железнодорожного цеха, стрелочная будка первого поста в составе железнодорожного цеха, база хранения импортного оборудования, база временного хранения оборудования, здание древесно-подготовительного цеха N 2, закрытый склад щепы: две емкости, здание бытового корпуса N 1 древесно-подготовительного производства, здание бытового корпуса N 2 древесно-подготовительного производства, здание окорочного и рубительного цеха древесно-подготовительного производства в составе древесно-биржевого производства, здание окорочно-рубительного цеха в составе древесно-биржевого производства, древесно-подготовительный цех N 3 в составе древесно-биржевого производства, открытый склад щепы кучевого хранения на 2 кучи в составе древесно-биржевого производства, открытый склад щепы N 2 (лиственный) в составе древесно-биржевого производства, приемное устройство для привозной щепы N 2 в составе древесно-биржевого производства, здание трансформаторной подстанции и воздуходувочной станции в составе древесно-биржевого производства, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности от 28.02.2005 47-АА N 014159, от 28.02.2005 47-АА N 014158, от 20.08.2003 47-АА N 276653, от 28.02.2005 47-АА N 014162, от 28.02.2005 47-АА N 014157, от 28.02.2005 47-АА N 014160, от 28.02.2005 47-АА N 014161, от 14.01.2008 78-АВ N 612384, от 14.01.2008 78-АВ N 612385, от 15.08.2008 78-АГ N 544029, от 15.08.2008 78-АГ N 544026, от 20.08.2003 47-АА N 276655, от 20.08.2003 47-АА N 276652, от 20.08.2003 47-АА N 276651, от 08.06.2011 47-АБ N 195492, от 08.06.2011 47-АБ N 195495, от 10.06.2011 47-АБ N 195496, от 10.06.2011 47-АБ N 195498, от 10.06.2011 47-АБ N 397601, от 08.06.2011 47-АБ N 195494.
Указанные объекты недвижимости находятся на земельном участке с кадастровым номером 47:02:01-01-005:0018 по адресу: Ленинградская обл., Выборгский район, муниципальное образование "Светогорское городское поселение", г. Светогорск, ул. Заводская, д. 17, являющемся собственностью Российской Федерации, образованном в результате преобразования земельного участка, предоставленного в аренду правопредшественнику общества по договору, заключенному с Правительством Ленинградской области в 1998 г., для использования в целях осуществления процесса целлюлозно-бумажного производства и любых вспомогательных процессов, а также для маркетинга и реализации всех товаров и услуг, производимых на нем, и импортируемых сопутствующих товаров сроком на 49 лет.
Общество направило в Территориальное управление Росимущества заявление от 21.06.2012 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 47:02:01-01-005:0018 в собственность за плату.
Территориальное управление Росимущества в письме от 16.08.2012 N 21-5420/12-0-1 сообщило обществу о том, что рассмотрение заявления о приватизации земельного участка будет возможно после завершения мероприятий по государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок.
После разрешения в судебном порядке спора о праве собственности Российской Федерации на указанный участок общество подало в Управление Росимущества заявление от 13.01.2015 о заключении договора купли-продажи названного земельного участка по цене в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка, что составило 2 467 573 руб. 03 коп., приложив к заявлению проект договора купли-продажи.
Поскольку ответа не последовало, общество направило в Территориальное управление Росимущества претензию от 16.04.2015.
Ссылаясь на неполучение ответа от Территориального правления Росимущества на предложение общества заключить договор купли-продажи земельного участка, полагая, что Территориальное правление Росимущества незаконно уклоняется от заключения договора, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент обращения общества с заявлением о выкупе земельного участка, исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Суды первой и апелляционной инстанций на основании установленных по делу обстоятельств сделали правомерный вывод о том, что общество имеет исключительное право на приобретение названного земельного участка в собственность по цене, установленной в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в размере 2,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка. Возражения относительно установленной судом цены и площади земельного участка подателем жалобы не заявлены.
Установив, что общество приложило к заявлению все необходимые для заключения договора документы, а Территориальное управление Росимущества как уполномоченный собственником орган при отсутствии каких-либо обстоятельств, препятствующих передаче земельного участка в собственность обществу, не приняло в установленный законом срок решения по заявлению общества, суды применили статью 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделали правильный вывод о том, что Территориальное управление Росимущества незаконно уклоняется от заключения с обществом договора купли-продажи земельного участка, и правомерно обязали Территориальное управление Росимущества заключить с обществом договор купли-продажи земельного участка на условиях, предложенных обществом в направленном продавцу проекте договора, по цене 771 978 руб. 89 коп.
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно установили наличие оснований для выкупа обществом испрашиваемого земельного участка, и отсутствие доказательств, подтверждающих существование обстоятельств, препятствующих выкупу.
Довод подателя жалобы об отсутствии полномочий у Территориального управления Росимущества на заключение договора получил правильную правовую оценку в обжалуемом постановлении апелляционного суда. Согласно пункту 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. В соответствии с пунктами 4.2 и 4.2.27 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области, утвержденного приказом Росимущества от 05.03.2009 N 64, Территориальное управления Росимущества в Ленинградской области осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью более десяти гектаров, по поручению Росимущества. Из системного толкования указанных нормативных актов следует, что Территориальное управление Росимущества осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество, таким образом, наделено правом принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность заявителя. Направление поручения относится к внутриведомственным отношениям между Росимуществом и его территориальными органами, в связи с чем ссылка Территориального управления Росимущества на отсутствие поручения Росимущества не может служить препятствием для реализации обществом, являющимся собственником объектов недвижимости, расположенных на указанном земельном участке, права на выкуп данного участка.
Довод подателя жалобы о том, что испрашиваемый земельный участок расположен в береговой полосе, прибрежной полосе и водоохранной зоне реки Вуокса, правомерно отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку по сведениям кадастрового паспорта упомянутого земельного участка от 09.10.2015 береговая полоса, водные объекты не находятся в границах земельного участка. Иных доказательств, подтверждающих нахождение участка в пределах береговой полосы прибрежной полосе и водоохранной зоне водных объектов, в деле нет. Кроме того, апелляционный суд правомерно сослался на то, что нахождение земельного участка в водоохранной зоне, вне пределов береговой полосы, в силу статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации не влечет изъятие его из гражданского оборота и не является препятствием для приватизации такого земельного участка.
Доводы подателя жалобы об отнесения земельного участка к землям историко-культурного назначения также обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции, поскольку они не подтверждаются имеющимися в деле доказательствами. Апелляционный суд правильно применил подпункт 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, статью 24 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", установил, что на земельном участке отсутствуют особо ценные объекты культурного наследия народов Российской Федерации, в связи с чем не имеется оснований считать, что земельный участок ограничен в обороте. Сведения об объекте, на который ссылается податель жалобы, в Государственном своде особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации отсутствуют. Из письма Комитета по культуре Ленинградской области от 06.08.2015, на которое ссылается податель жалобы, следует, что перечисленные в обращении Управления Росимущества здания объектами культурного наследия, включенными в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и выявленными объектами культурного наследия не являются, расположенные под указанными объектами недвижимости земельные участки не относятся к землям историко-культурного назначения.
Поскольку нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, сделанные судами выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.09.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2016 по делу N А56-41673/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т. И. Сапоткина |
Судьи |
М.А. Ракчеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.