• ДОКУМЕНТ

Статья 1

Статья 1

Внести в Бюджетный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2000, N 32, ст. 3339; 2003, N 52, ст. 5036; 2004, N 34, ст. 3535; 2005, N 27, ст. 2717; N 52, ст. 5572; 2006, N 1, ст. 8; N 52, ст. 5503; 2007, N 18, ст. 2117; N 45, ст. 5424; N 46, ст. 5553; N 50, ст. 6246; 2008, N 30, ст. 3597; N 48, ст. 5500; 2009, N 1, ст. 18; N 15, ст. 1780; N 29, ст. 3629; N 30, ст. 3739; N 39, ст. 4532; N 48, ст. 5733; N 51, ст. 6151; N 52, ст. 6450; 2010, N 18, ст. 2145; N 19, ст. 2291, 2293; N 21, ст. 2524; N 31, ст. 4185; N 46, ст. 5918; 2011, N 15, ст. 2041; N 41, ст. 5635; N 49, ст. 7030, 7039; 2012, N 26, ст. 3447; N 31, ст. 4316; N 50, ст. 6967; N 53, ст. 7593; 2013, N 19, ст. 2331; N 27, ст. 3480; N 31, ст. 4191; N 52, ст. 6983; 2014, N 11, ст. 1090; N 26, ст. 3389; N 30, ст. 4250; N 40, ст. 5314; N 43, ст. 5795; N 48, ст. 6655, 6664; N 52, ст. 7560; 2015, N 10, ст. 1393; N 29, ст. 4343; N 45, ст. 6202; N 51, ст. 7252; 2016, N 1, ст. 26; N 7, ст. 911; N 22, ст. 3093; N 27, ст. 4278; N 49, ст. 6852; 2017, N 14, ст. 2007; N 30, ст. 4458; N 31, ст. 4811; N 40, ст. 5752; N 47, ст. 6841; N 49, ст. 7317; 2018, N 1, ст. 18; N 11, ст. 1580; N 24, ст. 3409; N 30, ст. 4557; N 41, ст. 6191; N 49, ст. 7495, 7525, 7528, 7529; N 53, ст. 8420, 8430; 2019, N 16, ст. 1825; N 23, ст. 2916; N 30, ст. 4101; N 31, ст. 4437, 4466; N 52, ст. 7774, 7797; 2020, N 17, ст. 2698; N 29, ст. 4502; N 30, ст. 4742; N 31, ст. 5022; N 40, ст. 6168; N 42, ст. 6514; N 50, ст. 8068; N 52, ст. 8594; 2021, N 18, ст. 3052; N 27, ст. 5056, 5072, 5079; N 49, ст. 8148; 2022, N 9, ст. 1254; N 12, ст. 1781; N 16, ст. 2604; N 29, ст. 5223, 5231; N 45, ст. 7677; N 48, ст. 8315; 2023, N 1, ст. 9; N 16, ст. 2765; N 32, ст. 6148; 2024, N 1, ст. 9; N 29, ст. 4106; N 33, ст. 4973; N 53, ст. 8498; 2025, N 9, ст. 846; N 17, ст. 2113) следующие изменения:

1) пункт 3 статьи 18 после слов "за исключением случаев, установленных в" дополнить словами "абзаце втором пункта 6,";

2) пункт 6 статьи 20 дополнить абзацем вторым следующего содержания:

"Внесение изменений в нормативные правовые акты Министерства финансов Российской Федерации, регулирующие вопросы, указанные в абзаце первом настоящего пункта, осуществляется в связи с принятием федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, обусловливающих установление новых либо изменение действующих источников доходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов.";

3) статью 40.1 дополнить пунктом 2.1 следующего содержания:

"2.1. В случае отмены или изменения судебного акта, акта органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ, отмены или признания недействительным исполнительного документа заявление о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа в бюджет может быть подано плательщиком платежей в бюджет в течение трех лет со дня отмены или изменения судебного акта, акта органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ, отмены или признания недействительным исполнительного документа.";

4) в статье 46:

а) в подпункте 1 пункта 1 слова "пунктами 3, 5 - 5.2" заменить словами "пунктами 3, 5 - 5.3";

б) дополнить пунктом 5.3 следующего содержания:

"5.3. Суммы штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения, выявленные исполнительными органами субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 100 процентов (если иное не установлено пунктом 4 настоящей статьи).";

5) в пункте 2 статьи 56:

а) абзац двадцать шестой изложить в следующей редакции:

"государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) за совершение юридически значимых действий исполнительными органами субъектов Российской Федерации, должностными лицами учреждений и иных организаций, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, за исключением юридически значимых действий, совершаемых в рамках переданных полномочий в случаях, установленных федеральными законами, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, - по нормативу 100 процентов;";

б) абзац двадцать восьмой признать утратившим силу;

в) абзацы двадцать девятый и тридцатый изложить в следующей редакции:

"государственной пошлины за государственную регистрацию межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, отделений общественных объединений, а также за государственную регистрацию изменений их учредительных документов - по нормативу 100 процентов;

государственной пошлины за государственную регистрацию региональных отделений политических партий - по нормативу 100 процентов;";

г) абзацы тридцать первый - тридцать четвертый признать утратившими силу;

д) абзацы тридцать пятый и тридцать шестой изложить в следующей редакции:

"государственной пошлины за государственную регистрацию средства массовой информации, за внесение изменений в запись о регистрации средства массовой информации (в том числе связанных с изменением тематики или специализации), продукция которого предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта Российской Федерации, территории муниципального образования, - по нормативу 100 процентов;

государственной пошлины за государственную регистрацию средства массовой информации, за внесение изменений в запись о регистрации средства массовой информации (в том числе связанных с изменением тематики или специализации), продукция которого предназначена для распространения преимущественно на всей территории Российской Федерации, за ее пределами, на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;";

е) абзацы тридцать седьмой - тридцать девятый признать утратившими силу;

ж) абзацы сороковой и сорок первый изложить в следующей редакции:

"государственной пошлины за действия исполнительных органов субъектов Российской Федерации, связанные с лицензированием образовательной деятельности, осуществляемым в пределах переданных полномочий Российской Федерации в области образования, - по нормативу 100 процентов;

государственной пошлины за действия исполнительных органов субъектов Российской Федерации, связанные с осуществляемой в пределах переданных полномочий Российской Федерации в области образования государственной аккредитацией образовательной деятельности, - по нормативу 100 процентов;";

ГАРАНТ:

Пункт 6 вступает в силу с 1 января 2026 г.

6) в статье 132:

а) пункт 3.1 изложить в следующей редакции:

"3.1. Главные распорядители средств федерального бюджета направляют:

1) до 10 июня текущего года в высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации методики (проекты методик) распределения субсидий из федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, предусмотренные нормативными правовыми актами (проектами нормативных правовых актов) Правительства Российской Федерации, указанными в абзаце втором пункта 3 настоящей статьи, исходные данные для проведения расчетов такого распределения в случае, если методиками (проектами методик) распределения субсидий из федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период предусмотрено использование исходных данных;

2) до 20 августа текущего года в высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации нормативные правовые акты (проекты нормативных правовых актов) Правительства Российской Федерации, указанные в абзаце втором пункта 3 настоящей статьи, проекты распределения между бюджетами субъектов Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, а также проекты значений результатов использования субсидий из федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, бюджетные ассигнования на предоставление которых предусмотрены проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;

3) до 20 августа текущего года в Министерство финансов Российской Федерации нормативные правовые акты (проекты нормативных правовых актов) Правительства Российской Федерации, указанные в абзаце втором пункта 3 настоящей статьи, и проекты распределения между бюджетами субъектов Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.";

б) пункт 4 дополнить абзацами двенадцатым и тринадцатым следующего содержания:

"Распределение на плановый период субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, правилами предоставления которых предусмотрено проведение ежегодных конкурсных отборов в случае, если срок реализации мероприятий, на софинансирование которых предоставляются такие субсидии, составляет не более одного года, не осуществляется.

Правила предоставления субсидий, указанные в абзаце девятом настоящего пункта, должны содержать положения об установлении сроков проведения конкурсных отборов для распределения на очередной финансовый год не позднее 1 сентября текущего финансового года.";

ГАРАНТ:

Пункт 7 вступает в силу с 1 января 2026 г.

7) в пункте 1.1 статьи 132.1:

а) подпункт 2 признать утратившим силу;

б) подпункт 10 дополнить словами ", и которые подлежат распределению актами Правительства Российской Федерации до 1 июня текущего финансового года";

8) в пункте 1 статьи 146:

а) в подпункте 1:

дополнить новыми абзацами восьмым и девятым следующего содержания:

"страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, уплачиваемые плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих в соответствии с международными договорами Российской Федерации отдельным видам (отдельному виду) обязательного социального страхования, с указанных выплат;

страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, уплачиваемые плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих в соответствии с международными договорами Российской Федерации отдельным видам (отдельному виду) обязательного социального страхования, с указанных выплат;";

абзацы восьмой - двадцатый считать соответственно абзацами десятым - двадцать вторым;

ГАРАНТ:

Абзац шестой подпункта "а" вступает в силу с 1 января 2026 г.

абзац двадцать первый считать абзацем двадцать третьим и дополнить его после слов "плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения в пользу прокуроров," словами "научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, имеющих классные чины,";

абзацы двадцать второй - тридцать шестой считать соответственно абзацами двадцать четвертым - тридцать восьмым;

б) в подпункте 3:

дополнить новыми абзацами шестым и седьмым следующего содержания:

"страховые взносы на обязательное медицинское страхование, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, уплачиваемые плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих в соответствии с международными договорами Российской Федерации отдельным видам (отдельному виду) обязательного социального страхования, с указанных выплат;

страховые взносы на обязательное медицинское страхование, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, уплачиваемые отдельной категорией плательщиков страховых взносов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей";";

абзац шестой считать абзацем восьмым;

ГАРАНТ:

Абзац шестой подпункта "б" вступает в силу с 1 января 2026 г.

абзац седьмой считать абзацем девятым и дополнить его после слов "плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения в пользу прокуроров," словами "научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, имеющих классные чины,";

абзацы восьмой - восемнадцатый считать соответственно абзацами десятым - двадцатым;

9) пункт 5.1 статьи 156 дополнить абзацем вторым следующего содержания:

"При управлении финансовыми активами, в которые размещены средства Фонда национального благосостояния, центральный депозитарий оказывает услуги Министерству финансов Российской Федерации на безвозмездной основе.";

10) абзац сорок восьмой статьи 165 после слов "на цели реализации инвестиционных проектов," дополнить словами "общая стоимость которых составляет 1 миллиард рублей и более,";

11) пункт 5 статьи 168.4 дополнить абзацем вторым следующего содержания:

"В случае, если в результате реализации плана восстановления платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования) не произошло снижения просроченной задолженности по долговым обязательствам, определенной в соответствии со статьей 112.1 настоящего Кодекса, и (или) по бюджетным обязательствам субъекта Российской Федерации (муниципального образования) до уровня менее 10 процентов суммы налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), Правительство Российской Федерации (высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации) вправе продлить срок заключения соглашения о мерах по восстановлению платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования) на срок, не превышающий пяти лет.";

12) раздел V дополнить главой 19.2 следующего содержания:

"

Глава 19.2. Информационное обеспечение бюджетного процесса

 

Статья 168.7. Информационные системы в сфере управления государственными (муниципальными) финансами

1. Информационное обеспечение бюджетного процесса осуществляется посредством использования государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", государственных и муниципальных информационных систем субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере управления государственными и муниципальными (общественными) финансами (далее при совместном упоминании - информационные системы в сфере управления государственными (муниципальными) финансами), в том числе во взаимодействии с иными информационными системами, операторами которых в соответствии с законодательством Российской Федерации являются Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное казначейство.

Указанное взаимодействие осуществляется в целях реализации бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, предусмотренных настоящим Кодексом, полномочий получателей средств из бюджета, выполнения функций участников казначейского сопровождения, осуществления деятельности бюджетных (автономных) учреждений (далее - субъекты информационных систем), а также соблюдения принципов подотчетности и прозрачности (открытости) субъектами информационных систем.

2. В информационных системах в сфере управления государственными (муниципальными) финансами осуществляются формирование, сбор, обработка, хранение и предоставление информации в целях реализации бюджетных правоотношений субъектов информационных систем.

3. Функционирование информационных систем в сфере управления государственными (муниципальными) финансами осуществляется на основе следующих принципов:

1) полнота, достоверность и актуальность информации в информационных системах в сфере управления государственными (муниципальными) финансами;

2) однократность ввода информации в информационные системы в сфере управления государственными (муниципальными) финансами, а также многократность ее использования;

3) взаимодействие информационных систем в сфере управления государственными (муниципальными) финансами и иных информационных систем;

4) доступность и бесплатность программных средств информационных систем в сфере управления государственными (муниципальными) финансами, необходимых субъектам информационных систем в целях реализации ими бюджетных полномочий и формирования ими документов и информации, предусмотренных для формирования и (или) включения в информационные системы в сфере управления государственными (муниципальными) финансами;

5) применение в информационных системах в сфере управления государственными (муниципальными) финансами единых реестров, классификаторов и справочников, а также соблюдение единых требований и правил, касающихся реализации бюджетных полномочий с использованием информационных систем в сфере управления государственными (муниципальными) финансами и обеспечивающих совместимость информационных систем в сфере управления государственными (муниципальными) финансами.

4. Информация, содержащаяся в информационных системах в сфере управления государственными (муниципальными) финансами, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации в области персональных данных, а также законодательством Российской Федерации о государственной тайне, законодательством Российской Федерации в отношении коммерческой тайны и иной охраняемой законом тайны.

5. Согласие субъектов персональных данных на обработку персональных данных, содержащихся в информационных системах в сфере управления государственными (муниципальными) финансами, не требуется при обработке персональных данных в целях реализации бюджетных полномочий субъектов информационных систем.

 

Статья 168.8. Государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами "Электронный бюджет"

1. В целях реализации бюджетных полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных участников бюджетного процесса, полномочий получателей бюджетных средств, получателей средств из бюджета, выполнения функций участников казначейского сопровождения, осуществления деятельности бюджетных (автономных) учреждений используется государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами "Электронный бюджет" в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации.

2. В государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" обеспечиваются:

1) формирование, ведение, хранение документов и обмен документами на этапах бюджетного планирования, в процессе казначейского обслуживания, в ходе исполнения бюджета (бюджетной сметы), включая организацию их исполнения, формирование, регистрацию и обобщение информации о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства, включая операции государственных (муниципальных) учреждений, составление и (или) представление бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений;

2) ведение единых для бюджетов и обязательных для применения в информационных системах в сфере управления государственными (муниципальными) финансами реестров, классификаторов и справочников, обеспечивающих совместимость информационных систем в сфере управления государственными (муниципальными) финансами;

3) информационное взаимодействие с иными государственными информационными системами, государственными и муниципальными информационными системами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере управления государственными (муниципальными) финансами в целях предоставления информации, содержащейся в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет", в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации;

4) обмен электронными документами между субъектами информационных систем, а также между субъектами информационных систем и иными юридическими и физическими лицами;

5) реализация иных функций, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Положение о государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет", включая требования к организации информационного взаимодействия государственных и муниципальных информационных систем субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере управления государственными и муниципальными финансами, иных государственных и муниципальных информационных систем с государственной интегрированной информационной системой управления общественными финансами "Электронный бюджет", утверждается Правительством Российской Федерации.

4. Информация, содержащаяся в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет", размещается на общедоступных информационных ресурсах в сфере управления государственными (муниципальными) финансами в составе и порядке, определенных в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 168 10 настоящего Кодекса.

5. Операторами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", обеспечивающими ее создание, модернизацию и эксплуатацию, являются Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное казначейство.

6. Министерством финансов Российской Федерации устанавливаются:

1) функции и полномочия операторов государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет";

2) перечень подсистем (компонентов, модулей) государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", оператором которых является Министерство финансов Российской Федерации;

3) перечень подсистем (компонентов, модулей) государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", оператором которых является Федеральное казначейство.

 

Статья 168.9. Информационное взаимодействие информационных систем

1. При реализации бюджетных полномочий в части сведений, не составляющих государственную тайну, субъекты информационных систем осуществляют обмен электронными документами, подписанными усиленными квалифицированными электронными подписями, если иное не установлено федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

2. При использовании государственных информационных систем субъектов Российской Федерации в сфере управления государственными и муниципальными (общественными) финансами, муниципальных информационных систем в сфере управления государственными (муниципальными) финансами предусматривается возможность их информационного взаимодействия с государственной интегрированной информационной системой управления общественными финансами "Электронный бюджет".

3. Порядок взаимодействия государственной информационной системы субъекта Российской Федерации в сфере управления государственными (муниципальными) финансами с муниципальными информационными системами в сфере управления государственными (муниципальными) финансами, создаваемыми органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, устанавливается высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации.

4. В случае, если информация, используемая для осуществления бюджетных полномочий субъектов информационных систем, содержится в иных государственных (муниципальных) информационных системах, такая информация подлежит представлению в автоматизированном режиме из этих информационных систем в государственную интегрированную информационную систему управления общественными финансами "Электронный бюджет" и (или) государственные информационные системы субъектов Российской Федерации и муниципальные информационные системы муниципальных образований в сфере управления государственными и муниципальными (общественными) финансами.

 

Статья 168.10. Общедоступные информационные ресурсы в сфере управления государственными (муниципальными) финансами

1. К общедоступным информационным ресурсам Российской Федерации в сфере управления государственными (муниципальными) финансами относятся:

1) единый портал бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях.

2. Состав информации, порядок ее представления и размещения субъектами информационных систем на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" определяются Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с абзацем сорок третьим статьи 165 настоящего Кодекса.

3. Состав информации, порядок ее представления и размещения субъектами информационных систем на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях.

4. Создание и ведение единого портала бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях осуществляются Федеральным казначейством в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

5. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления) вправе создавать региональные (муниципальные) общедоступные информационные ресурсы в сфере управления государственными (муниципальными) финансами, являющиеся соответственно государственными и муниципальными информационными системами или входящие в соответствующие государственные и муниципальные информационные системы в сфере управления государственными (муниципальными) финансами.";

13) в абзаце пятом пункта 2 статьи 179 слова "1 апреля" заменить словами "1 февраля";

14) в абзаце первом пункта 1 статьи 192 слова "15 сентября" заменить словами "1 октября";

15) в абзаце третьем пункта 3 статьи 217 слова "и при осуществлении" заменить словами ", возникновением экономии бюджетных средств в результате централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд и при осуществлении";

16) в абзаце первом пункта 2 статьи 217.1 слова "состав и сроки" заменить словами "порядок, состав и сроки формирования и";

17) в статье 241:

ГАРАНТ:

Подпункт "а" вступает в силу с 1 января 2026 г.

а) в абзаце первом пункта 15 слова "законодательством Российской Федерации" заменить словами "федеральными законами, отдельными решениями Правительства Российской Федерации и (или) порядком, определенным Правительством Российской Федерации";

б) дополнить пунктом 23 следующего содержания:

"23. Получатели средств федерального бюджета вправе открывать счета в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях в соответствии с разрешением Министерства финансов Российской Федерации, выданным им в порядке и по форме, которые установлены Министерством финансов Российской Федерации, для осуществления расходов в сфере национальной безопасности, национальной обороны, правоохранительной деятельности, а также расходов за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, составляющих государственную тайну.";

18) абзац первый пункта 2 статьи 242.1 после слов "настоящего Кодекса)," дополнить словами "который открыт в российской кредитной организации и";

19) в статье 242.6-1:

а) в пункте 1 слова "счет должника" заменить словами "лицевой счет должника";

б) дополнить пунктом 1.1 следующего содержания:

"1.1. Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, в срок не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа в случае, если в нем не указан идентификатор государственного контракта, договора (соглашения), предусмотренный подпунктом 3 пункта 2 статьи 242.23 настоящего Кодекса, направляет взыскателю (должнику) уведомление о необходимости представления информации об указанном идентификаторе и (или) копии государственного (муниципального) контракта, договора (соглашения), контракта (договора), в рамках исполнения которых предъявлен исполнительный документ (далее в настоящей статье соответственно - информация об идентификаторе, копия договора).";

в) в пункте 2:

абзац первый дополнить словами ", за исключением случаев, указанных в абзаце третьем настоящего пункта";

абзац второй после слов "настоящего Кодекса," дополнить словами "а также в случае, если взыскателем (должником) в течение десяти рабочих дней после направления ему уведомления, предусмотренного пунктом 1.1 настоящей статьи, не представлены информация об идентификаторе и (или) копия договора,", после слов "со дня поступления" дополнить словами "исполнительного документа либо со дня истечения срока поступления от взыскателя (должника) информации об идентификаторе и (или) копии договора после направления ему указанного уведомления";

абзац третий после слов "уведомления об уточнении реквизитов банковского счета" дополнить словами ", уведомления о необходимости представления информации об идентификаторе и (или) копии договора", дополнить словами ", информации об идентификаторе и (или) копии договора";

г) в пункте 6:

слова "счете должника" заменить словами "соответствующем разделе лицевого счета должника, связанном с исполнением государственного (муниципального) контракта, договора (соглашения), контракта (договора), в рамках исполнения которых предъявлен исполнительный документ,";

дополнить абзацами вторым и третьим следующего содержания:

"В случаях невозможности вручения должнику уведомления о поступлении исполнительного документа и (или) непредставления должником распоряжения, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи, в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства при отсутствии документов, указанных в пункте 5 настоящей статьи, орган Федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня после истечения указанного срока формирует распоряжение на сумму полного либо частичного исполнения исполнительного документа, если средств на соответствующем разделе лицевого счета должника недостаточно для полного исполнения исполнительного документа.

Финансовый орган субъекта Российской Федерации (финансовый орган муниципального образования), осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, вправе в порядке и сроки, которые предусмотрены абзацем вторым настоящего пункта, сформировать распоряжение на сумму полного либо частичного исполнения исполнительного документа в случае, если соответствующее право предоставлено ему законом субъекта Российской Федерации (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования), регулирующим бюджетные правоотношения.";

д) пункт 7 после слов "об уточнении реквизитов банковского счета взыскателя" дополнить словами ", уведомления о необходимости представления информации об идентификаторе и (или) копии договора", дополнить словами ", информации об идентификаторе и (или) копии договора";

е) в пункте 9 слова "счете должника" заменить словами "соответствующем разделе лицевого счета должника", слова "счету должника" заменить словами "соответствующему разделу лицевого счета должника";

ж) в пункте 13 слова "счете должника" заменить словами "лицевом счете должника";

ГАРАНТ:

Пункт 20 вступает в силу с 1 сентября 2026 г.

20) статью 242.13-1 изложить в следующей редакции:

"

Статья 242.13-1. Казначейский мониторинг

1. Федеральное казначейство в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с соблюдением положений и требований, определенных настоящей статьей, проводит казначейский мониторинг (далее в настоящей статье - порядок проведения казначейского мониторинга) и применяет меры реагирования при открытии лицевых счетов участникам системы казначейских платежей в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), органах управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и при осуществлении операций на указанных лицевых счетах.

2. Федеральное казначейство в ходе проведения казначейского мониторинга, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, в соответствии с порядком проведения казначейского мониторинга осуществляет проверку наличия в отношении участника системы казначейских платежей или юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица - производителя товаров, работ, услуг, получающих денежные средства от участника системы казначейских платежей, информации:

1) в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо в составляемых в рамках реализации полномочий, предусмотренных главой VII Устава ООН, Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН, перечнях организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями и террористами или с распространением оружия массового уничтожения;

2) о решении межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма и экстремистской деятельности, о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;

3) в реестре иностранных агентов;

4) о применении мер воздействия (противодействия), специальных экономических мер, направленных на запрет (ограничение) совершения финансовых операций и (или) замораживание (блокирование) денежных средств и (или) иного имущества, принадлежащих лицам, в отношении которых применяются указанные меры, а также финансовых операций, совершаемых в интересах и (или) в пользу данных лиц;

5) о нахождении под контролем юридического лица или физического лица, включенных в перечни, указанные в подпункте 1 настоящего пункта, или в отношении которых вынесено решение, указанное в подпункте 2 настоящего пункта, или в отношении которых применяются меры, указанные в подпункте 4 настоящего пункта;

6) о включении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, в перечни и (или) в реестр, указанные соответственно в подпунктах 1 и 3 настоящего пункта, или о вынесении в отношении такого лица решения, указанного в подпункте 2 настоящего пункта, или о применении в отношении такого лица мер, указанных в подпункте 4 настоящего пункта;

7) о единоличном исполнительном органе юридического лица в реестре дисквалифицированных лиц, формирование и ведение которого осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти;

8) о признании банкротом юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица - производителя товаров, работ, услуг;

9) о признаках финансовых нарушений, включенных в классификатор признаков финансовых нарушений участников системы казначейских платежей, формирование и ведение которого осуществляются Федеральным казначейством в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее в настоящей статье - классификатор признаков финансовых нарушений).

3. Федеральное казначейство по результатам проверки наличия информации, предусмотренной подпунктами 1 - 8 пункта 2 настоящей статьи, в случаях, указанных в пунктах 4, 5, 8 и 9 настоящей статьи, применяет в отношении участников системы казначейских платежей следующие меры реагирования:

1) отказ в открытии лицевого счета;

2) приостановление открытия лицевого счета;

3) запрет осуществления операций на лицевом счете;

4) отказ в осуществлении операции на лицевом счете.

4. Основанием для отказа в открытии лицевого счета получателю средств из бюджета, участнику казначейского сопровождения (за исключением поставщика (подрядчика, исполнителя) по государственному (муниципальному) контракту) является наличие в отношении получателя средств из бюджета, участника казначейского сопровождения информации, указанной в подпунктах 1 - 6 пункта 2 настоящей статьи.

5. Основанием для приостановления открытия лицевого счета получателю средств из бюджета, участнику казначейского сопровождения (за исключением поставщика (подрядчика, исполнителя) по государственному (муниципальному) контракту) является наличие информации, указанной в подпунктах 7 и 8 пункта 2 настоящей статьи.

6. Федеральное казначейство по результатам проверки наличия информации, указанной в подпунктах 7 и 8 пункта 2 настоящей статьи, информирует главного распорядителя бюджетных средств, предоставившего субсидию (бюджетные инвестиции) (далее в настоящей статье - главный распорядитель бюджетных средств), получателя субсидии (бюджетных инвестиций), поставщика (подрядчика, исполнителя) по государственному (муниципальному) контракту, контракту (договору), являющегося заказчиком по контракту (договору) (далее в настоящей статье - заказчик по контракту (договору), о приостановлении открытия лицевого счета в соответствии с порядком проведения казначейского мониторинга.

7. Федеральное казначейство, финансовый орган субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в соответствии с решением главного распорядителя бюджетных средств или заказчика по контракту (договору), принятым в соответствии с порядком проведения казначейского мониторинга на основании информации, полученной в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи, осуществляют открытие лицевого счета или возвращают получателю средств из бюджета, участнику казначейского сопровождения (за исключением поставщика (подрядчика, исполнителя) по государственному (муниципальному) контракту) документы, представленные в соответствии с порядком открытия лицевых счетов.

8. Основанием для запрета осуществления операций на лицевом счете получателя средств из бюджета, участника казначейского сопровождения (за исключением поставщика (подрядчика, исполнителя) по государственному (муниципальному) контракту) является наличие в отношении его информации, указанной в подпунктах 1 - 6 пункта 2 настоящей статьи.

9. Основанием для отказа в осуществлении операции на лицевом счете участника системы казначейских платежей является наличие в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица - производителя товаров, работ, услуг, получающих денежные средства от участника системы казначейских платежей, информации, указанной в подпунктах 1 - 6 пункта 2 настоящей статьи.

10. Федеральное казначейство по результатам проверки наличия оснований для применения мер реагирования, предусмотренных пунктами 4, 8 и 9 настоящей статьи, в соответствии с порядком проведения казначейского мониторинга информирует участников системы казначейских платежей об отказе в открытии лицевого счета, о запрете осуществления операций на лицевом счете и об отказе в осуществлении операции на лицевом счете.

11. Главный распорядитель бюджетных средств в соответствии с порядком проведения казначейского мониторинга по истечении трех месяцев со дня применения мер реагирования, предусмотренных подпунктами 1 и 3 пункта 3 настоящей статьи, в случае наличия оснований, предусмотренных пунктами 4 и 8 настоящей статьи, вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения договора (соглашения) о предоставлении субсидии (бюджетных инвестиций).

12. Остаток средств, полученных на основании договора (соглашения) о предоставлении субсидии (бюджетных инвестиций), не использованный на момент принятия решения об одностороннем отказе от исполнения договора (соглашения) о предоставлении субсидии (бюджетных инвестиций), подлежит возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с порядком проведения казначейского мониторинга.

13. В случае неперечисления получателем субсидии (бюджетных инвестиций) в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи неиспользованного остатка средств указанные средства подлежат возврату Федеральным казначейством, финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с порядком проведения казначейского мониторинга.

14. Федеральное казначейство по результатам проверки наличия признаков финансовых нарушений, включенных в классификатор признаков финансовых нарушений, применяет в соответствии с порядком проведения казначейского мониторинга следующие меры реагирования в отношении участников системы казначейских платежей:

1) приостановление операции на лицевом счете;

2) предупреждение о наличии признаков финансовых нарушений.

15. Федеральное казначейство в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, информирует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения:

1) о каждом факте отказа в открытии лицевого счета;

2) о каждом факте запрета осуществления операций на лицевом счете или отказа в осуществлении операции на лицевом счете;

3) о каждой операции по перечислению средств на лицевых счетах участников системы казначейских платежей, если сумма совершаемой операции превышает 50 миллионов рублей;

4) о каждой операции по переводу денежных средств на банковские счета, открытые в кредитных организациях получателям средств из бюджета, если сумма совершаемой операции превышает 1 миллион рублей.

16. Федеральное казначейство при осуществлении полномочий, предусмотренных настоящей статьей, обменивается информацией, в том числе информацией, доступ к которой ограничен федеральными законами, с налоговыми органами, таможенными органами, антимонопольными органами, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения, органами, осуществляющими мониторинг, контроль и аудит в сфере закупок, Центральным банком Российской Федерации в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

17. Обмен информацией, предусмотренной настоящей статьей, осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

18. Федеральное казначейство проводит казначейский мониторинг при осуществлении операций на лицевых счетах участников системы казначейских платежей в случаях перевода денежных средств на банковские счета, открытые в Центральном банке Российской Федерации и в кредитных организациях, за исключением случаев:

1) перевода денежных средств на банковские счета, открытые в соответствии с положениями статей 155 и 156 настоящего Кодекса;

2) выплат физическим лицам, в том числе по оплате труда (денежного содержания, денежного вознаграждения, денежного довольствия, заработной платы) с учетом начислений и социальных выплат, иных выплат в пользу работников, выплат лицам, не состоящим в штате юридического лица, привлеченным для достижения цели, определенной при предоставлении средств, а также выплат на социальное обеспечение и иных выплат населению;

3) перевода денежных средств, в том числе в иностранной валюте, на счет получателя бюджетных средств, открытый ему в Центральном банке Российской Федерации или в кредитной организации;

4) возврата излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

5) перевода денежных средств, направленных на погашение источников финансирования дефицита бюджета;

6) возврата плательщику или перевода средств, поступивших во временное распоряжение получателя бюджетных средств в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;

7) перевода денежных средств, подлежащих взысканию на основании исполнительных документов.

19. Финансовые органы субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации открывают лицевые счета участникам системы казначейских платежей и осуществляют операции на указанных лицевых счетах после проведения Федеральным казначейством казначейского мониторинга в соответствии с порядком проведения казначейского мониторинга.";

21) в статье 242.23:

а) подпункт 4 пункта 2 дополнить словами "(далее в настоящей статье - раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности)";

б) в абзаце четвертом подпункта 3 пункта 3 слова "поставщиков товаров" заменить словами "производителей товаров";

в) дополнить пунктами 4.1 и 4.2 следующего содержания:

"4.1. Включение условий об осуществлении казначейского сопровождения в соответствии с настоящим Кодексом обеспечивают:

1) в государственный контракт - государственный заказчик;

2) в договор (соглашение) - получатель бюджетных средств, получатель субсидий (бюджетных инвестиций);

3) в контракты (договоры), заключаемые исполнителями по государственному контракту, получателями средств по договору (соглашению), - соответственно исполнитель по государственному контракту, получатель средств по договору (соглашению);

4) в контракты (договоры), заключаемые соисполнителями по государственным контрактам, договорам (соглашениям), - исполнители по контрактам (договорам), указанным в подпункте 3 настоящего пункта.

4.2. При казначейском сопровождении средств участники казначейского сопровождения ведут раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности.";

22) в абзаце третьем подпункта 1 пункта 2 статьи 242.24 слова "соответствия фактических затрат" заменить словами "ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности и соответствия фактических затрат";

23) абзац шестой подпункта 1 статьи 242.27 после слов "гуманитарной помощи," дополнить словами "обеспечения защиты населения,", после слов "которые повлекли" дополнить словами "или могут повлечь".

Система ГАРАНТ
Информационно-правовое обеспечение ГАРАНТ включает широкий круг инструментов и полезных сервисов для специалистов различных областей.
Узнайте подробнее о наполнении профессиональных комплектов и стоимости информационного обеспечения.
Демо-доступ на 3 дня

Новости

Все новости
17 июля 2025 10:03
Бюджетный учет
Если это требование не соблюдается, казначейский орган направит уведомление об уточнении реквизитов.
17 июля 2025 10:03
Бюджетный учет
Если это требование не соблюдается, казначейский орган направит уведомление об уточнении реквизитов.
17 июля 2025 11:05
Бюджетный учет
Принять такое решение можно будет по результатам казначейского мониторинга.
17 июля 2025 16:07
Бюджетный учет
Общие требования установит Федеральное казначейство.
17 июля 2025 16:07
Бюджетный учет
Общие требования установит Федеральное казначейство.
17 июля 2025 16:07
Бюджетный учет
Общие требования установит Федеральное казначейство.
Все новости