30 июня 2016 г. |
Дело N А56-93526/2015 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Ломакина С.А., Пастуховой М.В.,
при участии от Министерства обороны Российской Федерации Горшкова А.Г. (доверенность от 20.01.2015 N 212/1/8), от федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования "Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота "Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова" Литовченко М.В. (доверенность от 30.05.2016 N 003/800/1072),
рассмотрев 30.06.2016 в открытом судебном заседании поступившую в электронном виде кассационную жалобу федерального государственного казенного военного учреждения высшего образования "Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота "Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова" на определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2016 по делу N А56-93526/2015 (судья Шестакова М.А.),
установил:
Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1", место нахождения: 198188, Санкт-Петербург, Броневая, д. 6, ОГРН 1057810153400, ИНН 7841312071 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к федеральному государственному казенному военному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота "Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова", место нахождения: 197045, Санкт-Петербург, Ушаковская набережная, дом 17/1, ОГРН 1027807581636, ИНН 7814003099 (после изменения наименования - федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота "Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова", далее - Академия), о взыскании 132 173 руб. 61 коп. неустойки, а при отсутствии или недостаточности денежных средств у Академии - с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, место нахождения: 119160, Москва, улица Знаменка, дом 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Министерство), с казны Российской Федерации.
Решением от 04.04.2016 иск удовлетворен частично: с Академии, а в случае отсутствия или недостаточности у нее денежных средств - Министерства, в пользу Общества взыскано 50 000 руб. неустойки.
Академия обжаловала указанное решение в апелляционном порядке.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2016 апелляционная жалоба Академии оставлена без движения в связи с нарушением ее подателем положений пункта 2 части 4 статьи 260 АПК РФ. В этом же определении апелляционный суд отклонил ходатайство Академии о ее освобождении от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Академии предложено в срок до 22.06.2016 устранить допущенные нарушения.
В кассационной жалобе Академия, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм процессуального права, просит отменить определение от 20.05.2016. По мнению подателя жалобы, апелляционный суд ошибочно не принял во внимание его доводы о том, что Академия как орган военного управления (государственный орган), в силу норм действующего законодательства освобождена от уплаты государственной пошлины.
В судебном заседании представитель Академии поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Министерства согласился с ее доводами.
Остальные участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителя в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие. Информация о принятии жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
В пункте 32 постановления от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что судам необходимо учитывать, что в подпункте 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ к органам, обращающимся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, относятся такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту публичных интересов предоставлено федеральным законом (часть 1 статьи 53 АПК РФ).
Под иными органами в смысле подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции. Таковыми являются, в частности, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Центральный банк Российской Федерации. Названные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.
При этом указано, что если государственное или муниципальное учреждение выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) и при этом его участие в арбитражном процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, оно освобождается от уплаты государственной пошлины по делу.
Как следует из материалов дела, на момент подачи апелляционной жалобы с ходатайством об освобождении от уплаты государственной пошлины Академия являлась федеральным государственным казенным военным образовательным учреждением высшего профессионального образования. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что в настоящем деле Академия выполняет отдельные функции государственного органа и при этом ее участие обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов.
Из текста обжалуемого решения от 04.04.2016 видно, что участие Академии в настоящем деле обусловлено наличием неуплаченной неустойки, начисленной на основании пункта 7.4 договора теплоснабжения от 31.07.2010 N 5638 за просрочку уплаты задолженности за потребленную тепловую энергию, то есть возникшей из обязательственных гражданско-правовых отношений.
Таким образом, следует признать, что в настоящем деле Академия не выступает в качестве органа государственной власти Российской Федерации, органа государственной власти субъекта Российской Федерации либо иным государственным органом.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Академия не входит в число лиц, освобожденных от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ.
Довод Академии о том, что обязанность по уплате государственной пошлины возложена на нее судом в нарушение пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" (далее - Постановление N 8), отклоняется судом кассационной инстанции в связи со следующим.
Согласно абзацу четвертому пункта 2 Постановления N 8 к органам военного управления относятся Министерство обороны Российской Федерации, иной федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, центральные органы военного управления (командования, штабы, управления, департаменты, службы, отделы, отряды, центры), территориальные органы военного управления (военные комиссариаты, региональные центры, комендатуры территорий), управления и штабы объединений, соединений, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
В соответствии с пунктом 4 Постановления N 8 при решении вопроса об уплате органом военного управления государственной пошлины при обращении в суд необходимо учитывать льготы, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.
Разрешая вопрос, относится ли орган военного управления к государственному органу, имеющему льготу по уплате государственной пошлины, следует применять то значение понятия государственного органа, которое используется в соответствующей отрасли законодательства. Так, органы военного управления, созданные в целях обороны и безопасности государства, относятся к государственным органам, освобождаемым от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, при выступлении в качестве истцов или ответчиков.
Вместе с тем, по мнению суда кассационной инстанции, оснований полагать, что Академия как образовательное учреждение высшего профессионального образования является органом военного управления, не имеется.
При этом следует отметить, что Академия не привела доказательств того, что настоящее дело связано с ее действиями и решениями как органа военного управления.
Кассационная инстанция считает, что нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемого определения, судом апелляционной инстанции не допущено. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2016 по делу N А56-93526/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного казенного военного учреждения высшего образования "Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота "Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
С.А. Ломакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно абзацу четвертому пункта 2 Постановления N 8 к органам военного управления относятся Министерство обороны Российской Федерации, иной федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, центральные органы военного управления (командования, штабы, управления, департаменты, службы, отделы, отряды, центры), территориальные органы военного управления (военные комиссариаты, региональные центры, комендатуры территорий), управления и штабы объединений, соединений, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
В соответствии с пунктом 4 Постановления N 8 при решении вопроса об уплате органом военного управления государственной пошлины при обращении в суд необходимо учитывать льготы, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.
Разрешая вопрос, относится ли орган военного управления к государственному органу, имеющему льготу по уплате государственной пошлины, следует применять то значение понятия государственного органа, которое используется в соответствующей отрасли законодательства. Так, органы военного управления, созданные в целях обороны и безопасности государства, относятся к государственным органам, освобождаемым от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, при выступлении в качестве истцов или ответчиков."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 июня 2016 г. N Ф07-5785/16 по делу N А56-93526/2015