05 июля 2016 г. |
Дело N А44-8387/2015 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Бурматовой Г.Е., Соколовой С.В.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Новгородской области Богданова И.А. (доверенность от 20.01.2016 N 3-08/000354) и Лушина А.Н. (доверенность от 26.02.2016 N 2-08/002090),
рассмотрев 05.07.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Боровичский комбинат огнеупоров" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 14.12.2015 (Куропова Л.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2016 (судьи Виноградова Т.В., Осокина Н.Н., Смирнов В.И.) по делу N 44-8387/2015,
установил:
Акционерное общество "Боровичский комбинат огнеупоров", место нахождения: 174411, Новгородская обл., г. Боровичи, Международная ул., д. 1, ОГРН10253000987139, ИНН 5320002951 (далее - АО "БКО", Общество), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Новгородской области, место нахождения: 174403, Новгородская обл., г. Боровичи, ул. Гоголя, д. 113, ОГРН 104530091005, ИНН 5320015848 (далее - Инспекция), от 13.07.2015 N 16226 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области (далее - Управление) от 21.09.2015 N 5-08/08141@.
Решением суда первой инстанции от 14.12.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.04.2016, в удовлетворении требований о признании недействительным решения Инспекции от 13.07.2015 N 16226 в редакции решения Управления от 21.09.2015 N 5-08/08141@ отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 14.12.2015 и постановление от 13.04.2016 и принять по данному делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, при исчислении земельного налога следует исходить из кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости, установленной решениями комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости земельных участков при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области (далее - Комиссия) по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (т.е. в спорном случае с 01.01.2014).
В отзыве Инспекция и ее представители в судебном заседании просили судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу Общества - без удовлетворения.
АО "БКО", надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своих представителей в судебное заседание не направило, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной Обществом 27.01.2015 налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год.
По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 14.05.2015 N 11573 и с учетом возражений Общества вынесено решение от 13.07.2015 N 16226 о привлечении АО "БКО" к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением Обществу доначислено 2 368 921 руб. земельного налога за 2014 год, начислено 79 546 руб. 56 коп. пеней, оно также привлечено к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде взыскания 73 673 руб. 20 коп. штрафа.
Решением Управления от 21.09.2015 N 5-08/08141@ апелляционная жалоба Общества, поданная в административном порядке удовлетворена частично: отменен пункт 3.1. резолютивной части решения Инспекции от 13.07.2015 N 16226 о наложении по пункту 1 статьи 122 НК РФ штрафа в размере 73 673 руб. 20 коп. В остальной части административная жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением Инспекции от 13.07.2015 N 16226 в редакции решения Управления от 21.09.2015 N 5-08/08141@ Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований Общества о признании недействительным решения Инспекции от 13.07.2015 N 16226 о доначислении 2 368 921 руб. земельного налога и 79 546 руб. 56 коп. пеней за 2014 год.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ плательщиками налога признаются организации обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
На основании статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется как налогооблагаемая база для земельного налога в соответствии с нормами земельного законодательства Российской Федерации.
В пункте 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктами 2 и 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила), государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.
Пунктом 10 Правил установлено, что по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
На основании пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В подпункте 11 пункта 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ определено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая представляет собой одну из характеристик такого объекта недвижимости, в том числе земельного участка.
Исходя из положений пункта 3 статьи 66 ЗК РФ допускается определение кадастровой стоимости земельного участка не только в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и путем установления рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Согласно части 1 статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) в редакции, действующей в спорный период, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость (часть 2 статьи 24.19 Закона N 135-ФЗ).
Установление рыночной стоимости земельного участка является основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта (решения Комиссии).
Земельный налог должен быть рассчитан исходя из установленной решением Комиссии (суда) кадастровой стоимости земельного участка с момента вынесения решения Комиссией (решения суда), вступившего в законную силу.
Как следует из материалов дела, Обществу в 2014 году на праве собственности принадлежало 28 земельных участков, кадастровая стоимость которых определена на основании результатов государственной кадастровой оценки, проведенной по состоянию на 01.01.2012. Сведения о кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости 28.08.2013.
Не согласившись с установленной кадастровой стоимостью земельных участков по состоянию на 01.01.2012, Общество обратилось в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорных земельных участков.
Решениями Комиссии от 14.03.2014 N 6/30-6/46 и от 21.03.2014 N 7/28-7/39 кадастровая стоимость земельных участков уменьшена и установлена равной их рыночной стоимости. Сведения об изменениях кадастровой стоимости спорных земельных участков внесены в государственный кадастр недвижимости в период с 08.04.2014 по 10.04.2014 в отношении каждого земельного участка.
27.01.2015 Обществом была представлена в Инспекцию налоговая декларация по земельному налогу за 2014 год, в соответствии с которой АО "БКО" исчислило к уплате земельный налог, исходя из кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости с 01.01.2014.
Налоговым органом в ходе проверки установлено занижение Обществом на 2 168 099 руб. налоговой базы по земельному налогу за спорные земельные участки, что и привело к неуплате (неполной уплате) земельного налога за 2014 год.
Инспекция при доначислении Обществу земельного налога исходила из того, что сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков, принадлежащих АО "БКО", были внесены в государственный кадастр недвижимости в период с 08.04.2014 по 10.04.2014, а значит, кадастровая стоимость в размере рыночной, установленная вступившими в законную силу решениями Комиссии от 14.03.2014 N 6/30-6/46 и от 21.03.2014 N 7/28-7/39, применяется в качестве налоговой базы по земельному налогу за 2014 год с 01.03.2014 и 01.04.2014 (согласно пункту 7 статьи 396 НК РФ) соответственно, а не с 01.01.2014.
Суды обеих инстанций учли, что рыночная стоимость земельного участка будет являться основанием для исчисления земельного налога за налоговый период с момента вступления решения Комиссии в законную силу. Кадастровая стоимость земельного участка, определенная решением Комиссии как равная его рыночной стоимости, не может применяться в отношение того налогового периода, который предшествовал вступлению в законную силу судебного акта или решения комиссии и внесению кадастровой стоимости в государственный кадастр.
Данный подход соответствует указанным выше нормам законодательства о налогах и сборах, сложившейся судебно-арбитражной практике и выводам Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в определении от 11.04.2016 N 302-КГ15-15796 по делу N А74-7301/2014 и от 14.04.2016 N 302-КГ15-17096 по делу N А74-6649/2014.
Иной подход в порядке применения кадастровой стоимости земельных участков как равной их рыночной стоимости, установленной Комиссией, для целей налогообложения, противоречит указанным выше правовым позициям и ведет к нарушению установленного законодательством единообразия в порядке применения этой цены для налоговых целей независимо от того, кем (судом или Комиссией) рассмотрен спор о кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что вступившие в законную силу решения комиссии от 14.03.2014 N 6/30-6/46 и от 21.03.2014 N 7/28-7/39, согласно которым установлена кадастровая стоимость земельных участков равная их рыночной стоимости, являются достаточным основанием для того, чтобы исчислять земельный налог с 01.03.2014 и 01.04.2014 в соответствии с той кадастровой стоимостью земельных участков, которая была определена вступившими в законную силу указанными решениями Комиссии.
В рамках таких обстоятельств спора кассационная инстанция считает, что действия налогового органа обоснованно признаны судами правомерными, а вынесенное Инспекцией решение от 13.07.2015 N 16226 в редакции решения Управления от 21.09.2015 N 5-08/08141@ о доначислении 2 368 921 руб. земельного налога и начисления 79 546 руб. 56 коп. пеней за 2014 год - законным.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых ими по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
При подаче кассационной жалобы Обществом неправильно исчислена и уплачена по платежному поручению от 03.06.2016 N 8008 государственная пошлина в сумме 3000 руб. вместо 1500 руб. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 руб. подлежит возврату АО "БКО" из федерального бюджета.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 14.12.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2016 по делу N А44-8387/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Боровичский комбинат огнеупоров" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Боровичский комбинат огнеупоров", место нахождения: 174411, Новгородская обл., г. Боровичи, Международная ул., д. 1, ОГРН10253000987139, ИНН 5320002951, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 03.06.2016 N 8008 за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
Г.Е Бурматова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.