01 августа 2016 г. |
Дело N А13-12211/2015 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Асмыковича А.В., Александровой Е.Н.,
при участии от администрации Кирилловского муниципального района Рябковой И.Ю. (доверенность от 22.07.2016 N 26) и Кузнецовой И.В. (доверенность от 15.06.2016 N 22),
рассмотрев 25.07.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 14.01.2016 (судья Селиванова Ю.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2016 (судьи Виноградова Т.В., Докшина А.Ю., Смирнов В.И.) по делу N А13-12211/2015,
установил:
Администрация Кирилловского муниципального района, место нахождения: 161100, Вологодская область, город Кириллов, улица Преображенского, дом 4, ОГРН 1033500790223, ИНН 3511001063 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, место нахождения: 160000, город Вологда, Пушкинская улица, дом 25, ОГРН 1033500044456, ИНН 3525048696 (далее - Управление, УФАС), от 30.07.2015 N 5-2/187-15 в части признания со стороны Администрации нарушения по части 2 статьи 8 и пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено правительство Вологодской области, место нахождения: 160000, город Вологда, улица Герцена, дом 2, ОГРН 1023500884395, ИНН 3525115247 (далее - Правительство области).
Решением суда первой инстанции от 14.01.2016, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2016, заявленное требование Администрации удовлетворено.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права и на несоответствие выводов обстоятельствам дела, просит указанные судебные акты отменить и принять новый - об отказе в удовлетворении заявления. Податель жалобы считает, что проведение в электронной форме аукциона на строительство объекта под "ключ", а также составленное Администрацией "Техническое задание" и условия самого контракта не отвечают целям осуществления закупки.
В судебном заседании представители Администрации отклонили доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Иные участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно нормам части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Администрация (заказчик) 11.06.2015 разместила в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.zakupki.gov.ru) извещение N 0330300077615000022 "О проведении аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по строительству "под ключ" Центра культурного развития в городе Кириллове" (далее - Центр КР).
Согласно пункту 1.2 "Проекта муниципального контракта" (далее - Контракт) предусмотренные данным документом работы (наименование, характеристики и объемы) выполняются в соответствии с "Техническим заданием" и с условиями Контракта, а само строительство объекта капитального строительства - осуществляется в соответствии с "Проектной документацией", разработанной исполнителем и получившей положительное заключение экспертизы.
Согласно постановлению Администрации от 29.06.2015 N 576 были внесены изменения в пункт 7 "Технического задания" к вышеназванному аукциону. За основу надлежит принять проект аналога (Центр культурного развития по адресу: Кировская область, город Слободской, улица Вятский тракт).
Общество с ограниченной ответственностью "ЭкоВелес" (как участник аукциона) подало жалобу на действия Администрации при проведении электронного аукциона. По результатам рассмотрения данной жалобы комиссия УФАС вынесла решение от 30.07.2015 по делу N 5-2/187-15, которым указанная жалоба признана необоснованной. Однако в действиях Администрации выявлено нарушение части 2 статьи 8, части 1 статьи 22, пункта 1 части 1 статьи 33 и части 6 статьи 65 Закона N 44-ФЗ. По мнению Управления, установленный в документации аукциона объем работ не соответствует фактическим потребностям заказчика. В данном случае антимонопольный орган считает, что в действиях Администрации усматривается необъективный подход к описанию объекта закупки; своими действиями заказчик ограничил также и ценовую конкуренцию, выразившуюся в объединении проектно-изыскательских и строительных работ в один лот.
Не согласившись с данным решением УФАС в части признания нарушения части 2 статьи 8 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ со стороны Администрации, последняя обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций всесторонне исследовали и объективно оценили доказательства и доводы, представленные участниками спора. Установили обстоятельства дела и указали на отсутствие со стороны заявителя признаков нарушения требований Закона N 44-ФЗ.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает жалобу УФАС не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. Описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются его функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться: требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов; наименование места происхождения товара или наименование производителя; а также требования к товарам, к информации, работам и услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Арбитражные суды двух инстанций, признавая незаконным оспариваемое в части решение УФАС, исходили из предмета конкурса (строительство Центра КР). Суды приняли во внимание доводы Администрации о том, что ею было принято решение о строительстве данного Центра КР на основе ранее разработанного типового проекта строительства объекта, аналогичного предмету настоящей закупки. Суды признали, что исходя из наличия типового проекта, а также необходимости лишь частичной его корректировки с целью "привязки" к конкретному земельному участку, на котором планируется размещение данного здания (с учетом особенностей грунта Кирилловского района), Администрация имела правовые основания для описания предмета закупки именно выбранным ею способом.
Оценивая довод Управления о том, что изложение предмета аукциона как "работы по строительству "под ключ" может в данном случае рассматриваться как необъективный подход к описанию объекта закупки в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, суды проанализировали данные положения спорной конкурсной документации и не усмотрели в подобном описании указанных нарушений.
Названной нормой Закона N 44-ФЗ не установлено какого-либо конкретного запрета заказчику (в отсутствие другого результативного способа дать более точное описание характеристик объекта закупки) установить требования именно в соответствии с выбранным Администрацией способом. Антимонопольный орган в данном случае не привел доводов в обоснование того, что примененное заказчиком описание объекта закупки ограничивает количество участников данной закупки. На участие в аукционе было подано девять заявок, однако УФАС не доказало, что иное описание предмета закупки могло привести к более широкому кругу ее участников.
Установление заказчиком предмета закупки "как выполнение работ "под ключ" (объединение проектных и строительных работ)" обусловлено прежде всего необходимостью достижения заказчиком необходимых результатов, а именно: эффективного использования источника финансирования (выделенной субсидии); сокращение сроков сдачи объекта в эксплуатацию; осуществление оперативного контроля и принятие управленческих решений в ходе исполнения Контракта. Указанное отвечает целям регулирования отношений, закрепленных в части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ, а также направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности и результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг; обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок; предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере данных закупок.
Ввиду изложенного выводы двух судебных инстанций об отсутствии со стороны Администрации нарушений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ следует признать обоснованными.
При рассмотрении вопроса о нарушении заказчиком части 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ суды проанализировали нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации и с учетом "Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147, а также позиции Минэкономразвития РФ, изложенной в письме от 25.09.2008 N Д05-4076, установили следующее.
Согласно позиции Минэкономразвития РФ, изложенной в указанном письме от 25.09.2008, представляется правомерным объединение проектно-изыскательских и строительных работ именно в один лот при условии, что данные работы являются составной частью комплексного процесса создания готовой строительной продукции и соответствующий заказ размещается путем проведения аукциона.
Любые товары (работы, услуги), объединенные в один предмет, могут поставляться (выполняться, оказываться) разными лицами. В связи с отсутствием законодательного запрета на объединение работ, услуг в один предмет возможность выполнения таких работ разными лицами сама по себе не может являться доказательством ограничения числа участников закупки. Объединение работ по проектированию и строительству в рассматриваемом случае отвечает потребностям заказчика.
Исходя из изложенного суды первой и апелляционной инстанций заключили, что избранный Администрацией принцип формирования предмета закупки (объединение проектных и строительных работ) соответствует потребностям заказчика и не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
Выводы двух судебных инстанций об отсутствии со стороны Администрации нарушений части 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ также следует признать обоснованными.
Приведенные в кассационной жалобе доводы УФАС являлись предметом тщательного рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, которые правильно установили обстоятельства дела; всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку. По своей сути данные доводы подателя жалобы сводятся к несогласию Управления с выводами судов, основанными на оценке изложенных обстоятельств и представленных сторонами доказательств.
Учитывая, что дело рассмотрено судами двух инстанций полно и всесторонне, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция считает, что основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 14.01.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2016 по делу N А13-12211/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.