29 июля 2016 г. |
Дело N А13-18280/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Асмыковича А.В., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 25.07.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2016 по делу N А13-18280/2014 (судьи Романова А.В., Зайцева А.Я., Шадрина А.Н.),
установил:
Открытое акционерное общество "Северная пригородная пассажирская компания", место нахождения: 150000, г. Ярославль, ул. Павлика Морозова, д. 1, ОГРН 1107604019181, ИНН 7604192971 (далее - ОАО "СППК", Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области, место нахождения: 160019, г. Вологда, ул. Горького, 35, ОГРН 1093525019390, ИНН 3525234212 (далее - Департамент транспорта), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, место нахождения: 109097, Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1, ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360 (далее - Минфин РФ), о взыскании 47 693 руб. 72 коп. убытков в связи с перевозкой в 2011 году льготных категорий граждан.
Определением суда от 16.03.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Вологодская область в лице Департамента финансов Вологодской области (далее - Департамент финансов).
Решением от 03.06.2015 суд взыскал с Минфина РФ в пользу Общества 47 693 руб. 72 коп. убытков, а также 2000 руб. расходов по уплате государственной пошлины, в удовлетворении исковых требований к Департаменту транспорта отказал.
Минфин РФ оспорил решение от 03.06.2015 в апелляционный суд.
Определением апелляционного суда от 11.08.2015 рассмотрение апелляционной жалобы было приостановлено до принятия Арбитражным судом Северо-Западного округа судебного акта по делу N А66-11324/2014.
Определением апелляционного суда от 29.12.2015 в составе суда произведена замена судьи Черединой Н.В. на судью Шадрину А.Н. в связи с нахождением судьи Черединой Н.В. в отпуске.
Определением от 29.12.2015 производство по делу возобновлено, судебное заседание назначено на 28.01.2016. В соответствии со статьей 18 АПК РФ рассмотрение дела произведено с начала.
Постановлением от 04.02.2016 апелляционный суд отменил решение от 03.06.2014 и взыскал с Департамента транспорта за счет казны Вологодской области в пользу ОАО "СППК" 47 693 руб. 72 коп. убытков, а также 2000 руб. расходов по уплате государственной пошлины, а в удовлетворении исковых требований к Минфину РФ отказал.
В кассационной жалобе Департамент транспорта, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции. Податель жалобы считает, что возмещение перевозчику потерь в доходах является расходным обязательством Российской Федерации.
В возражениях на кассационную жалобу Минфин РФ просит оставить постановление апелляционного суда без изменения.
Представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, 08.08.2011 между Департаментом транспорта (заказчик) и ОАО "СППК" (перевозчик) заключен договор N 5-96/СППК-289 о предоставлении субсидий на компенсацию потерь в доходах, возникающих в связи с предоставлением обучающимся льгот по тарифам на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Вологодской области (далее - договор).
В соответствии с условиями договора исполнитель обязуется осуществить с 01.01.2011 по 15.06.2011 включительно и 01.09.2011 по 31.12.2011 включительно перевозку обучающихся железнодорожным транспортом общего пользования в поездах пригородного сообщения с предоставлением льготы в виде 50-процентной скидки от действующего тарифа, а заказчик возместить исполнителю часть потерь в доходах.
Пунктом 2.1 - 2.2 договора предусмотрены обязанность перевозчика ежемесячно представлять заказчику информацию о перевозке обучающихся, воспользовавшихся правом на льготу по форме согласно приложению к договору, счет на компенсацию потерь в доходах перевозчика в связи с предоставлением льгот обучающимся, обязанность заказчика осуществлять проверку полноты и правильности оформления информации, возмещать потери исполнителя, осуществлять оплату счетов перевозчика в течение пяти банковских дней после принятия решения о предоставлении перевозчику субсидий с перечислением их со своего лицевого счета на расчетный счет перевозчика.
В соответствии с пунктом 3.1 договора субсидии предоставляются перевозчику ежемесячно в размере объема потерь в доходах перевозчика, определяемого как разность между доходами, которые перевозчик мог бы получить в случае применения установленных государством тарифов, и доходами перевозчика, полученными в результате предоставления обучающимся льготы по тарифам в соответствии с постановлением Правительства области от 21.03.2011 N 236 "О порядке реализации постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1163".
Согласно отчетам перевозчика по итогам 2011 года сумма недополученных доходов Общества составила 9 800 686 руб. 50 коп.
Полагая, что в связи с предоставлением льгот Общество понесло расходы в размере 9 800 686 руб. 50 коп., из которых 47 693 руб. 72 коп. не компенсированы, ОАО "СППК" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции суд взыскал с Минфина РФ в пользу Общества 47 693 руб. 72 коп. убытков, а также 2000 руб. расходов по уплате государственной пошлины, в удовлетворении исковых требований к Департаменту транспорта отказал.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и взыскал с Департамента транспорта за счет казны Вологодской области в пользу ОАО "СППК" 47 693 руб. 72 коп. убытков, а также 2000 руб. 00 коп. расходов по уплате государственной пошлины, а в удовлетворении исковых требований к Минфину РФ отказал.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
На основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со статьями 16, 1069 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу пункта 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельцев инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2005 льгота по проезду на общественном транспорте отдельных категорий граждан из предусмотренного названными законодательными актами перечня льгот была исключена, в связи с чем право граждан на указанные истцом льготы в спорный период федеральным законодательством не предусмотрено. Субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации предписано вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате, в том числе, принятия законов и (или) иных нормативных актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Расходные обязательства предусматриваются в законе о бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период в составе соответствующего бюджета.
Указанные расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 85 БК РФ).
Постановлением Правительства Вологодской области от 21.03.2011 N 236 "О порядке реализации постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1163" (далее - Постановление N 236) в 2011 году установлена льгота на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении обучающимся и воспитанникам общеобразовательных учреждений старше 7 лет, учащимся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования на период с 1 января по 15 июня включительно и с 1 сентября по 31 декабря текущего года включительно (пункт 1 указанного постановления). Указанным постановлением утвержден Порядок предоставления ежемесячной компенсации потерь в доходах, возникающих в результате установления льготы, организациям железнодорожного транспорта (далее - Порядок).
Пунктом 3 Постановление N 236 предусмотрено, что потери в доходах организаций железнодорожного транспорта при предоставлении льготы по тарифам на проезд обучающимся возмещаются в размере 5% расходного обязательства за счет средств областного бюджета.
Постановлением N 236 Департаменту транспорта предписано подготовить к заключению соглашение с Федеральным агентством железнодорожного транспорта на получении субсидии из федерального бюджета, компенсирующей 95% расходного обязательства, которое в рассматриваемом случае заключено 08.08.2011.
В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статьей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Сам по себе факт принятия Российской Федерацией обязательства по предоставлению субсидий субъектам Российской Федерации в целях возмещения потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта, вызванных установлением на региональном уровне соответствующих льгот, при условии, что право на льготный проезд установлено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не предполагает ответственности Российской Федерации за возмещение потерь организациям, понесшим убытки в связи с предоставлением льгот по тарифам на проезд.
Статьей 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность представления финансовой помощи субъектам Российской Федерации в форме субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования расходных обязательств, возникших при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Вместе с тем предоставление финансовой помощи в форме субсидий не влечет за собой переход расходного обязательства от Вологодской области к Российской Федерации, что соответствует принципу разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов (статья 30 БК РФ) и принципу самостоятельности бюджетов (статья 31 БК РФ), согласно которому недопустимо установление расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет других бюджетов.
Таким образом, рассматриваемая в рамках настоящего дела льгота по тарифам на проезд обучающихся была установлена именно на региональном уровне нормативным актом субъекта Российской Федерации. При установлении таких льгот субъекты Российской Федерации руководствуются нормами вышеизложенного законодательства, определяя средства на возмещение потерь в доходах перевозчиков исходя из собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации и федеральных средств, предоставленных бюджету субъекта Российской Федерации в виде субсидий.
Учитывая изложенное, ответственность за невозмещение или неполное возмещение потерь в доходах перевозчика, возникших в результате перевозки пассажиров по льготным тарифам, несет субъект Российской Федерации - Вологодская область.
Согласно пункту 4 Порядка Департамент транспорта заключает договоры с организациями железнодорожного транспорта о предоставлении субсидий на компенсацию потерь в доходах, возникающих в связи с предоставлением обучающимся льгот по тарифам на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории области.
Департамент транспорта и ОАО "СППК" 08.08.2011 заключили договор N 5-96/СППК-289 о предоставлении субсидий на компенсацию потерь в доходах, возникающих в связи с предоставлением обучающимся льгот по тарифам на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Вологодской области.
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Таким образом, суд апелляционной инстанции правомерно взыскал с Департамента транспорта за счет казны Вологодской области в пользу ОАО "СППК" 47 693 руб. 72 коп. убытков, а также 2000 руб. расходов по уплате государственной пошлины, а в удовлетворении исковых требований к Минфину РФ отказал.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены апелляционным судом правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены постановления апелляционного суда.
Руководствуясь статьями 286 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2016 по делу N А13-18280/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А Самсонова |
Судьи |
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.