г.Санкт-Петербург |
|
17 февраля 2016 г. |
Дело N А56-63517/2015 |
Резолютивная часть решения объявлена 04 февраля 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 17 февраля 2016 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Ресовская Т.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Байыр М.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель 1.Общество с ограниченной ответственностью "СВ-Эксплуатация", 2.Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга, 3.ЗАО "РАНТ"
заинтересованное лицо Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
третье лицо ООО "Сервисное бюро 2"
об оспаривании решения
при участии
от заявителя 1.Камышникова Н.Л. довер. от 25.02.15
2.Синитенко М.А. довер. от 11.01.16 3.не явился, извещен
от заинтересованного лица Поленов А.В. довер. от 13.01.16
от третьего лица не явился, извещен
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СВ-Эксплуатация" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 07.07.2015 по делу N К03-48/15 о нарушении антимонопольного законодательства. Заявление принято к производству, возбуждено дело N А56-63517/2015.
Закрытое акционерное общество "РАНТ" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 07.07.2015 по делу N К03-48/15 о нарушении антимонопольного законодательства. Заявление принято к производству, возбуждено дело N А56-65460/2015.
Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга оспорила в Арбитражном суде города Санкт-Петербурга и Ленинградской области решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 07.07.2015 по делу N К03-48/15 о нарушении антимонопольного законодательства. Заявление принято к производству и возбуждено дело N А56-72761/2015.
По ходатайству Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга и Управления Федеральной антимонопольной службы дела N N А56-63517/2015, А56-65460/2015 и А56-72761/2015 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу N А56-63517/2015.
В судебном заседании представители ООО "СВ-Эксплуатация" и Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга поддержали ранее заявленные требования.
ЗАО "РАНТ" представителя в заседание не направило, извещено надлежащим образом.
Представитель УФАС просил отказать в удовлетворении заявления, ссылаясь на правомерность и обоснованность оспариваемых ненормативных актов.
Представитель надлежаще извещенного ООО "Сервисное бюро-2", привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований, в заседание не явился.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено по имеющимся материалам и пояснениям представителей. Судом установлены следующие обстоятельства.
Как видно из представленных материалов, в УФАС поступило заявление от ООО "Сервисное бюро-2" (вх.N 7625 от 10.04.2015), указывающее на признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) в действиях Администрации Выборгского района, выразившихся в отказе от проведения открытого конкурса по выбору управляющей организации по управлению многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, Актерский проезд, дом 6, литер А, введенным в эксплуатацию в соответствии с разрешением Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга на ввод в эксплуатацию от 29.12.2014.
В качестве основания для отказа в проведении конкурса указано на решение собственников по выбору способа управления МКД и управляющей организации по управлению МКД, оформленное протоколом собрания правообладателей (будущих собственников) от 30.03.2015.
Рассмотрев дело N К03-48/15, возбужденное по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Комиссия УФАС вынесла решение от 10.07.2015. Решением в действиях (бездействии) Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга признано нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в нарушении срока, установленного частью 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, проведения открытого конкурса по выбору управляющей организации по управлению многоквартирным домом и в необоснованном отказе от проведения открытого конкурса по выбору управляющей организации по управлению указанным многоквартирным домом на основании протокола собрания правообладателей (будущих собственников) от 30.03.2015, что может иметь результатом недопущение, ограничение конкуренции на товарном рынке услуг по управлению многоквартирными домами в Санкт-Петербурге.
Администрации выдано предписание от 10.07.2015 N К03-48/15, в соответствии с которым Администрация обязана совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции путем проведения в соответствии с частью 4,13 статьи 161 ЖК РФ открытого конкурса по выбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Не согласившись с решением и предписанием, заявители обратились с заявлениями об оспаривании указанных ненормативных актов в судебном порядке.
Как установлено частью 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия)
В силу части 2 статьи 17 наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Обязанность по выбору управляющей организации для управления многоквартирным домом возложена на органы местного самоуправления положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Указанной нормой определены: условия возникновения такой обязанности (части 4 и 13 статьи 161 ЖК РФ); способ отбора управляющей организации (открытый конкурс); сроки исполнения установленной обязанности.
Пунктом 2 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 15.01.2008 N 4 "О проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в Санкт-Петербурге" (далее -постановление N 4) определено, что организатором такого конкурса выступает администрация района Санкт-Петербурга, на территории которого расположен многоквартирный дом.
Таким образом, на территории Санкт-Петербурга обязанности по обеспечению проведения конкурсов по отбору управляющих организаций для управления вновь возведенным многоквартирным домом возложены на администрации районов, в т. ч. на Администрацию Выборгского района Санкт-Петербурга, так как многоквартирный дом по адресу: Санкт-Петербург, Актерский проезд, дом 6, литер А, расположен на территории Выборгского района Санкт-Петербурга.
Из системного толкования части 2 статьи 14 ЖК РФ с части 1 статьи 165 ЖК РФ следует, что Администрация должна обеспечивать равные условия для деятельности управляющих организаций независимо от организационно-правовых форм.
Частью 4 статьи 161 ЖК РФ установлено, что открытый конкурс по отбору управляющей организации проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Правительство Российской Федерации постановлением от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее - постановление N 75) утвердило Правила проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
В соответствии с п.32 Правил, утвержденных постановлением N 75, информация о проведении конкурса размещается организатором конкурса или по его поручению специализированной организацией на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов по адресу www.torgi.gov.ru.
Порядок организации и проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом установлен вышеупомянутыми Правилами N 75.
Пунктом 39 Правил N 75 установлено, что в случае, если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.
Как следует из представленных материалов, разрешение на ввод МКД в эксплуатацию выдано Службой государственного строительного надзора 29.12.2014.
05.03.2015 Администрация опубликовала извещение о проведении открытого конкурса по выбору управляющей организации по управлению многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, Актерский проезд, дом 6, литер А. Согласно извещению, срок приема заявок для участи в конкурсе установлен с 06.03.2015 по 09.04.2015.
07.04.2015 Администрацией принято распоряжение от 07.04.2015 N 907 об отмене распоряжения Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга от 27.01.2015 N153 "О проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в Выборгском районе Санкт-Петербурга", в соответствии с которым 05.03.2015 был объявлен открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления МКД, расположенным по адресу: Санкт-Петербург, Актерский проезд, дом 6, литер А.
Основанием для отмены объявленного конкурса явился протокол от 30 марта 2015 общего собрания правообладателей (будущих собственников) помещений жилого дома по адресу: Санкт-Петербург, Актерский проезд, дом 6, литер А.
Частью 13 статьи 161 ЖК РФ установлено, что в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети "Интернет" и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс. В течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса орган местного самоуправления уведомляет всех лиц, принявших от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления данным домом. Указанные лица обязаны заключить договор управления данным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно части 14 статьи 161 ЖК РФ до заключения договора управления многоквартирным домом между лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, проведенного в соответствии с частью 13 настоящей статьи, управление многоквартирным домом осуществляется застройщиком при условии его соответствия стандартам и правилам деятельности по управлению многоквартирными домами, установленным в соответствии с настоящей статьей Правительством Российской Федерации, или управляющей организацией, с которой застройщиком заключен договор управления многоквартирным домом не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
В силу пункта 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ лица, принявшие от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Из содержания вышеуказанных норм права усматривается, что лица, поименованные в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, исполняют свою обязанность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг через организацию, управляющую многоквартирным домом на основании части 13 или части 14 статьи 161 ЖК РФ.
Из анализа положений статей 44, 45, 47 и 48, а также частей 2 и 3 статьи 161, статей 162 и 164 ЖК РФ следует, что правом на принятие решения по выбору способа управления многоквартирным домом и его реализацию наделены только собственники помещений в многоквартирном доме. В свою очередь в силу статьи 18 ЖК РФ и статьи 219 ГК РФ, а также статей 4 и 23 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", право собственности на помещения в многоквартирном доме возникает с момента государственной регистрации такого права.
Материалы рассматриваемого дела не содержат сведений о наличии зарегистрированного права собственности на помещения в многоквартирном жилом доме, что не отрицается и участвующими в деле лицами.
Таким образом, в собрании 30.03.2015 по выбору способа управления и управляющей организации принимали участие организации и граждане, не подтвердившие свой статус собственников в указанном МКД, зарегистрировавших свои права в установленном законодательством порядке.
Отмена конкурса по выбору управляющей организации по управлению МКД на основании протокола собрания правообладателей (будущих собственников) от 30.03.2015 является неправомерной в соответствии с частью 2 статьи 161 ЖК РФ, предусматривающей, что именно собственники помещений в многоквартирном доме обязаны и вправе выбрать один из указанных в части 2 статьи 161 ЖК РФ способов управления многоквартирным домом. Только собственники могут на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме проведенного в соответствии с установленным порядком ст. 45 ЖК РФ выбрать способ управления МКД и впоследствии, при выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией, такую управляющую организацию.
В соответствии с частью 3 статьи 161 ЖК РФ собственники в любой момент решением общего собрания могут выбрать или изменить способ управления. Общее собрание собственников в соответствии со статьей 44 ЖК РФ является органом управления многоквартирным домом. Решения общего собрания являются обязательными (статья 46 ЖК РФ).
В соответствии с п.39 постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" в случае, если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится.
Поскольку лица, принявшие участие в общем собрании, решения которого оформлены протоколом от 30.03.2015, на момент проведения данного собрания не обладали документами, подтверждающими право собственности на эти жилые помещения, то решение участников собраний о выборе ими способа управления, оформленное вышеуказанными протоколами, нельзя признать правомерным решением собственников помещений указанных многоквартирных жилых домов по смыслу, придаваемому ему положениями статьи 161 ЖК РФ.
Неисполнение Администрацией возложенной ЖК РФ обязанности по соблюдению конкурентного доступа управляющих организаций к управлению многоквартирными домами - новостройками, в частности, непроведение открытого конкурса по отбору управляющей организации в установленные ЖК РФ сроки для управления МКД по адресу: Санкт-Петербург, Актерский проезд, дом 6, литер А, и отказ от проведения конкурса воспрепятствовало доступу управляющих организаций, в том числе ООО "Сервисное бюро 2" к управлению указанным МКД, что приводит к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами и ограничению конкуренции на товарном рынке услуг по управлению многоквартирными домами в Санкт-Петербурге.
Таким образом, в действиях (бездействии) Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга обоснованно установлено нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании вышеизложенного оспариваемое решение и выданное на основании решения предписание соответствуют требованиям законодательства, а требования заявителей удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Арбитражный суд решил:
Требования заявителей оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья |
Ресовская Т.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.