25 августа 2016 г. |
Дело N А56-77789/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 августа 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Ракчеевой М.А., Сергеевой И.В.,
при участии от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге Янгировой А.А. (доверенность от 18.12.2015), от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу Игонина М.С. (доверенность от 29.12.2015), от Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Козловой О.В. (доверенность от 30.12.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.01.2016 (судья Васильева Н.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2016 (судьи Старовойтова О.Р., Жиляева Е.В., Колосова Ж.В.) по делу N А56-77789/2015,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге (далее - ТУ Росимущества) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (далее - Управление Росреестра):
- от 25.06.2015 N 78-78-78/117/007/2015-388 об отказе в государственной регистрации права на земельный участок, расположенный, по адресу: Санкт-Петербург, набережная реки Карповки, участок 1 (у дома 43, лит. А), кадастровый номер 78:07:0003168:1002, и обязании Управления Росреестра зарегистрировать право собственности Российской Федерации на данный земельный участок;
- от 25.06.2015 N 78-78-78/117/007/2015-389 об отказе в государственной регистрации права на земельный участок, расположенный, по адресу: Санкт-Петербург, набережная реки Карповки, участок 1 (у дома 43, лит. А), кадастровый номер 78:07:0003168:1003, и обязании Управления Росреестра зарегистрировать право собственности Российской Федерации, на данный земельный участок.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета сопора, привлечены Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - Комитет), Федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (далее - Предприятие).
Решением суда первой инстанции от 21.01.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.05.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества, считая, что решение и постановление вынесены с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить обжалуемые судебные акты, признать решение Управления Росреестра об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанные земельные участки незаконным и обязать Управление Росреестра зарегистрировать право федеральной собственности на данные земельные участки.
ТУ Росимущества указывает на то, что поскольку земельные участки предоставлены Предприятию по договору аренды, то в соответствии с положениями пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) данные земельные участки относятся к землям федеральной собственности.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росреестра просит оставить ее без удовлетворения, считая, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют обстоятельствам дела, вынесенные судебные акты законны и обоснованны.
В судебном заседании представитель ТУ Росимущества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители Управления и Комитета, ссылаясь на их необоснованность, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, сообщениями от 25.06.2015 N 78-78-78/117/007/2015-388 и N 78-78-78/117/007/2015-389 ТУ Росимущества было отказано в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, набережная реки Карповки, участок 1 (у дома 43, лит. А), кадастровый номер 78:07:0003168:1002, и земельный участок, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, набережная реки Карповки, участок 1 (у дома 43, лит. А), кадастровый номер 78:07:0003168:1003, со ссылкой на абзац 11 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), указав на то, что имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами, а именно: земельные участки предоставлены Предприятию на основании договора аренды от 16.02.2007 N 15/ЗК-001174, заключенного с арендодателем Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (правопредшественник Комитета), действующим от имени Санкт-Петербурга.
Полагая, что данные отказы являются незаконными и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с указанными требованиями.
Суд первой инстанции, проанализировав материалы дела, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконными оспариваемых отказов Управления Росреестра.
Апелляционная инстанция с выводами суда первой инстанции согласилась.
Исследовав материалы дела, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 2, пунктом 3 статьи 20 Закона N 122-ФЗ заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав.
В статье 20 Закона N 122-ФЗ исчерпывающе перечислены основания для отказа в государственной регистрации прав, согласно абзацу 10 пункта 1 которой в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Законом.
В силу статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с данным Кодексом и федеральными законами.
Статьей 17 ЗК РФ определено, что к федеральной собственности относятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Как следует из пункта 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и земли.
Статьей 30.1 Закона N 122-ФЗ определено, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на этот участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю (далее - Перечень), утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 "Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю".
Пунктом 2 указанного перечня предусмотрено, что правоустанавливающими документами на земельный участок (в случае если основанием для регистрации права собственности является принадлежность земельного участка) являются акт органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Кассационная инстанция считает правильным вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что договор аренды от 16.02.2007 N 15/ЗК-001174 не является правоустанавливающим документом, предусмотренным в пункте 2 Перечня, поскольку временный характер пользования и цель предоставления земельного участка (для парковки автотранспорта) не свидетельствуют о принадлежности земельного участка Предприятию в смысле пункта 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ. Иное означало бы, что договор о передаче земельного участка в аренду, по сути, является сделкой о его передаче в федеральную собственность.
Кроме того в пункта 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ прямо указано, что к федеральной собственности относятся земельные участки находящиеся на праве аренды у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27.09.2013 N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук, а также переданные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги", но не иным предприятиям и организациям.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.01.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2016 по делу N А56-77789/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.