30 августа 2016 г. |
Дело N А13-18291/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Константинова П.Ю., Нефедовой О.Ю.,
рассмотрев 23.08.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "ФосАгро-Череповец" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 05.02.2016 (судья Виноградова Т.Б.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2016 (судьи Зайцева А.Я., Чередина Н.В., Шадрина А.Н.) по делу N А13-18291/2014,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", место нахождения: 107174, Москва, Новая Басманная ул., д. 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - Дорога), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к акционерному обществу "ФосАгро-Череповец", место нахождения: 162622, Вологодская обл., г. Череповец, Северное шоссе, д. 75, ОГРН 1123528007173, ИНН 3528191736 (далее - Общество), о взыскании 967 132 руб. 72 коп. платы за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования.
Решением суда первой инстанции от 05.02.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.04.2016, иск удовлетворен.
Не согласившись с указанными решением и постановлением, Общество обратилось в кассационный суд с жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неполное исследование представленных доказательств и их неверную оценку, неправильное применение норм материального и нарушение норм процессуального права, просит отменить обжалуемые судебные акты, принять новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, Дорога не представила памятки приемосдатчика, являющиеся доказательством фактической передачи Обществу вагонов под выгрузку, нарушила условия договора - несвоевременно (ранее согласованных сроков) доставила грузы, что привело к избыточному подводу вагонов на станцию назначения и увеличению нагрузки на Общество, связанной с обработкой вагонов, а также правила формирования подаваемых составов - увеличила количество вагонов в них; включение платы за услуги по использованию инфраструктуры российских железных дорог в железнодорожный тариф предусмотрено Прейскурантом N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами", утвержденным постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации (далее - ФЭК России) от 17.06.2003 N 47-т/5, повторное взыскание платы за услуги приведет к неосновательному обогащению Дороги; суды необоснованно не приняли во внимание доводы Общества об отсутствии его вины в простое вагонов.
В отзыве на кассационную жалобу Дорога просит оставить в силе обжалуемые судебные акты, полагая их законными и обоснованными.
В суд кассационной инстанции 08.08.2016 поступило ходатайство Общества о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя. Ходатайство удовлетворено.
Дорога о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направила, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами двух инстанций и подтверждено материалами дела, Дорога (перевозчик) и Общество (владелец) 13.07.2012 заключили договор N 4-109 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования на станции Кошта Северной железной дороги (далее - Договор), предметом которого являлась эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего стрелкой 2А съезда 2А/4А (участок 52) и стрелкой 6А съезда 6А/8А (участок 51) V главного пути станции Кошта. Развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования составляла 75 136,41 м.
В соответствии с параграфом 4 договора N 4-109 сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны выставляются локомотивом перевозчика на любой из свободных путей: N 12, 13, 14, 35, 36, 37, 38 сортировочно-отправочного парка, N 9, 10, 11, 12, 13, 14, 4, 15, 16 парка приема, N 3, 5, 7, 6, 8 приемо-отправочного парка станции Кошта; дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца.
В первой декаде июня, второй и третьей декадах сентября 2014 года имели место случаи нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на станции назначения по причинам их неприема Обществом. В связи с этим Дорога на основании пункта 9.3 договора начислила Обществу плату за пользование железнодорожным путем общего пользования.
Поскольку Общество в добровольном порядке не перечислила указанную плату, Дорога обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, признав требования Дороги обоснованными по праву и размеру, удовлетворили иск.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Размер платы за такое пользование определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
В рассматриваемом случае параграфом 9 Договора предусмотрено внесение владельцем перевозчику платы, определен механизм её расчета.
Согласно пункту 9.1 договора владелец перечисляет перевозчику плату за пользование вагонами, принадлежащими ему, за время нахождения вагонов на пути необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема на станции назначения и за время задержки в пути следования по причинам, не зависящим от перевозчика, по ставкам, установленным Правилами применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифным руководством N 2), утвержденным постановлением от 19.06.2002 N 35/12 ФЭК России.
Пунктом 9.3 договора предусмотрено, что владелец перечисляет перевозчику плату за нахождение вагонов, не принадлежащих ему, на железнодорожных путях общего пользования по ставкам договорного сбора за отстой, утвержденным протоколом заседания правления Дороги от 12.12.2011 N 47. Плата начисляется за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования и за время задержки в пути следования по причинам, зависящим от владельца.
В силу статьи 119 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности, в том числе грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
В соответствии с пунктом 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации (далее - МПС России) от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
Согласно абзацу 2 пункта 4.7 Правил N 26 основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки из вагонов.
Акт общей формы составляется в случае задержки вагонов, контейнеров в пути следования при обстоятельствах, требующих увеличения срока доставки грузов, где указывается причина и время задержки вагонов, контейнеров в пути (пункт 3.4 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 45).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела акты общей формы, составленные в соответствии с требованиями законодательства (указанием номеров вагонов, причин и времени их задержки, лица, виновного в такой задержке), приняв во внимание соблюдение Дорогой предусмотренной Правилами N 26 процедуры, суды пришли к верному выводу о правомерности начисления платы за пользование железнодорожными путями общего пользования.
В обоснование возражений по существу спора Общество сослалось на недоказанность периода простоя и его (Общества) вины в нарушении сроков приема вагонов.
Рассмотрев указанные доводы, суды правомерно отклонили их на основании следующего.
Согласно статье 34 Устава перевозчик уведомляет грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования о времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту их выгрузки грузополучателем не позднее чем за два часа до объявленной подачи вагонов, контейнеров, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
Параграфом 5 договора N 4-109 предусмотрено, что подача вагонов на путь необщего пользования и возврат их с пути необщего пользования производятся по уведомлению. О времени подачи перевозчик уведомляет владельца не позднее чем за два часа до неё. Уведомления передаются круглосуточно по телефону с записью в книгу уведомлений.
Суды приняли представленные Дорогой выкопировки из книги уведомлений времени подачи вагонов под погрузку и выгрузку (форма ГУ-2) в качестве доказательства, подтверждающего уведомление Общества о подаче вагонов.
Оформление представленной в материалы дела книги уведомлений соответствует требованиям Инструкции по ведению на станциях коммерческой отчетности при грузовых перевозках Дороги, утвержденной распоряжением Дороги от 01.03.2007 N 333р. Согласно данной Инструкции книга уведомлений (форма ГУ-2) ведется только при отсутствии на станции автоматизированных рабочих мест.
Доказательств, опровергающих сведения книги уведомлений, Общество не представило, подписывая акты общей формы, о неверном указании Дорогой времени простоя не заявляло.
Принятие Обществом большего, чем предусмотрено Договором, количества вагонов, поступающих на железнодорожный путь необщего пользования и отправляемых с железнодорожного пути необщего пользования, является риском самого Общества и не освобождает его от обязанности вносить плату за нахождение вагонов на путях общего пользования.
Ссылка подателя жалобы на включение платы за использование путей общего пользования в железнодорожный тариф безосновательна.
Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами, являющиеся обязательными и едиными для всех пользователей услугами Дороги, установлены Прейскурантом N 10-01.
В соответствии с пунктом 1.6 Прейскуранта N 10-01 плата за перевозку грузов (тариф) включает:
плату за пробег груженых и порожних вагонов, локомотивов и другого передвижного оборудования на железнодорожном ходу общего парка, а также собственных (арендованных) вагонов;
плату за пользование инфраструктурой Дороги при пробеге поездных формирований, состоящих из собственных (арендованных) локомотивов, вагонов и отдельных собственных (арендованных) локомотивов;
другие платы и сборы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые Дорогой, обозначенные в Тарифном руководстве.
Пункт 1.16 Прейскуранта N 10-01 содержит исчерпывающий перечень включенных в тарифы работ и услуг. Услуги, связанные с временным простоем принятых к перевозке вагонов грузополучателя в пути следования в тарифы не включены.
Утверждение Общества о доставке Дорогой грузов ранее согласованных сроков, что привело к избыточному подводу вагонов на станцию назначения и увеличению нагрузки на Общество, связанной с обработкой вагонов, безосновательно.
Обязанность грузополучателя принять груз до истечения срока доставки предусмотрена пунктом 39.1 приказа МПС России от 18.06.2003 N 29 "Об утверждении Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте", согласно которому в случае прибытия собственных порожних вагонов на железнодорожную станцию назначения в пределах срока доставки после получения уведомления перевозчика о прибытии собственных порожних вагонов на железнодорожную станцию назначения получатель обязан принять эти вагоны до истечения срока доставки, указанного в накладной.
В данном случае вагоны не были оставлены Дорогой в пути следования вследствие занятости путей Общества, а прибыли на станцию назначения и находились там именно в порядке, установленном названными Правилами.
Исследовав и оценив в соответствии с нормами материального и процессуального права доводы ответчика, представленные в дело доказательства, суды обоснованно удовлетворили иск. Расчет, произведенный Дорогой в соответствии с условиями договора, Обществом не оспорен, признан судами правильным.
Приведенным в кассационной жалобе доводам, бывшим предметом рассмотрения судов двух инстанций, дана надлежащая правовая оценка.
Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может служить обоснованием для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм права, влекущих за собой обязательную отмену судебных актов, судами не допущено.
Материалы дела суды исследовали полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам и доводам ответчика дали надлежащую правовую оценку, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 05.02.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2016 по делу N А13-18291/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "ФосАгро-Череповец" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.