30 августа 2016 г. |
Дело N А05-13850/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ракчеевой М.А., судей Кадулина А.В., Сапоткиной Т.И.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Архангельская телевизионная компания" Сухих Д.В. (доверенность от 23.08.2016),
рассмотрев 24.08.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18.02.2016 (судья Быстров И.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2016 (судьи Смирнов В.И., Виноградова Т.В., Мурахина Н.В.) по делу N А05-13850/2015,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Архангельская телевизионная компания", место нахождения: 163020, г. Архангельск, Никольский пр., д. 17, корп. 1, ОГРН 1022900543445, ИНН 2901048241 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, место нахождения: 163061, г. Архангельск, Садовая ул., д. 5, корп. 1, ОГРН 1042900050566, ИНН 2901131228 (далее - Управление Росреестра), от 03.11.2015 N 29/001/076/2015-68 об отказе в государственной регистрации права собственности Общества на тепловую сеть с кадастровым номером 29:22:000000:7935, расположенную по адресу: г. Архангельск, Никольский пр., и обязании Управления Росреестра произвести государственную регистрацию права собственности Общества на этот объект.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены мэрия города Архангельска, место нахождения: 163000, г. Архангельск, пл. Ленина, д. 5, ОГРН 1022900509521 (далее - Мэрия), министерство имущественных отношений Архангельской области, место нахождения: 163000, г. Архангельск, Троицкий пр., д. 49, ОГРН 1022900540167, открытое акционерное общества "Территориальная генерирующая компания N 2", место нахождения: 150040, г. Ярославль, пр. Октября, д. 42, ОГРН 1057601091151 (далее - ОАО "ТГК-2").
Решением от 18.02.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.05.2016, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов имеющимся в деле доказательствам, просит отменить указанные судебные акты и принять новый - об отказе в удовлетворении заявления.
Как указывает податель жалобы, суды не учли, что действующим законодательством порядок оформления прав на линейные объекты, отличный от предусмотренного пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), не предусмотрен; представленные Обществом документы не дают возможности проверить законность строительства, поскольку в них отсутствует информация о том, в пределах каких земельных участков расположена тепловая сеть.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, ссылаясь на то, что оно представило в Управление Росреестра все документы, необходимые для регистрации права собственности.
В судебном заседании представитель Общества просил жалобу отклонить.
Остальные лица, участвующие в деле, о дате и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако представителей в судебное заседание не направили, поэтому жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Мэрия 15.09.2014 выдала Обществу разрешение N RU 29301000-357 на строительство административного здания на земельных участках с кадастровыми номерами 29:22:023101:26 и 29:22:023101:13, расположенных по адресу: г. Архангельск, Никольский пр., сроком действия до 01.02.2016.
Проектной документацией на строительство предусмотрено устройство тепловых сетей, в том числе вынос тепловых сетей из пятна застройки путем демонтажа участка надземной тепловой сети от тепловой камеры С-5-6 до компенсатора на участке от тепловой камеры С-5-6 до С-5-7, компенсатора между тепловыми камерами С-5-6а и С-5-7 и тепловой камеры С-5-6а, а также прокладки тепловой сети от тепловой камеры С-5-5 до компенсатора на участке от тепловых камер С-5-6 до С-5-7 в непроходных железобетонных каналах Кл 120-60.
Общество и ОАО "ТГК-2" (собственник подлежащего демонтажу участка надземной тепловой сети) 29.08.2014 заключили соглашение о возмещении убытков, по условиям которого Общество обязалось построить своими силами и за свой счет тепловые сети, аналогичные ликвидируемым, и передать их в собственность ОАО "ТГК-2" путем заключения дополнения к этому соглашению и государственной регистрации перехода права собственности.
Для выполнения земляных работ по выносу теплотрассы управление административно-технического контроля департамента градостроительства Мэрии 07.08.2014 выдало Обществу разрешение (ордер) N 239/14 на право производства земляных работ.
После выполнения работ по прокладке указанной тепловой сети Мэрия выдала разрешение от 23.04.2015 N RU 29301000-27 на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - тепловой сети протяженностью 121 м, расположенной по адресу: г. Архангельск, Никольский пр.
Указанный объект 15.05.2015 поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 29:22:000000:7935; сведения о земельных участках, в пределах которых расположено это сооружение, в кадастровом паспорте отсутствуют.
Общество 16.06.2015 обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанное сооружение, приложив к нему кадастровый паспорт объекта, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, соглашение от 29.08.2014 о порядке возмещения убытков, доверенность от 20.03.2014, платежное поручение.
Уведомлением от 23.06.2015 N 29/001/076/2015-68 Управление Росреестра на основании пункта 1 статьи 19 Закона N 122-ФЗ приостановило государственную регистрацию права собственности Общества на тепловую сеть, предложив представить документы, подтверждающие наличие у заявителя прав на земельный участок, на котором данное сооружение расположено.
Общество 22.06.2015 и 30.06.2015 дополнительно представило в Управление Росреестра договор от 13.05.2013 N 4/138с аренды земельного участка, распоряжение Мэрии от 22.04.2013 N 570-р, свидетельство о государственной регистрации права от 27.07.2004 N 261092, информационное письмо от 21.09.2015.
Решением от 03.11.2015 N 29/001/076/2015-68 Управление Росреестра на основании абзацев восьмого, десятого и тринадцатого пункта 1 статьи 20 Закон N 122-ФЗ отказало в государственной регистрации права собственности в отношении теплотрассы, указав, что заявителем не представлены документы, подтверждающие права Общества на земельный участок, на котором расположен спорный объект.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным. По мнению Общества, оно представило все необходимые документы, предусмотренные Законом N 122-ФЗ.
Суды первой и апелляционной инстанций, сославшись на статьи 218, 219 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 25 Закона N 122-ФЗ, статьи 23, 78, 89, 90 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и указав, что разрешительная документация на создание тепловых сетей согласована в установленном порядке, прохождение линейного объекта под поверхностью земельного участка исключает необходимость одновременного перехода прав на земельный участок при переходе прав на этот объект недвижимости, удовлетворили заявленные требования.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Государственная регистрация прав производится в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами по основаниям, перечисленным в статье 17 Закона N 122-ФЗ, в том числе на основании договоров и других сделок в отношении недвижимого имущества, совершенных в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки, иных документов, которые согласно законодательству Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав приведен в статье 20 Закона N 122-ФЗ, согласно абзацу 10 пункта 1 которой в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Общество представило в Управление Росреестра документы, подтверждающие создание спорного объекта - тепловой сети с получением необходимой разрешительной документации, поэтому ссылка подателя жалобы на положения статьи 222 ГК РФ является необоснованной.
Как следует из технического плана сооружения, фактическая протяженность вновь созданного объекта составляет 121 м, тепловая сеть является подземной и проходит через два кадастровых квартала N 29:22:023101 и 29:22:023001. Управление административно-технического контроля департамента градостроительства Мэрии письмом от 01.10.2015 N Б249/81-06 направило в адрес Управления Росреестра договор аренды земельного участка от 08.08.2014 N 4/148 и сообщило, что Обществу предоставлен для возведения объекта капитального строительства - тепловой сети участок, государственная собственность на который не разграничена, в кадастровом квартале 29:22:023101.
Как верно указано судами, положения пункта 1 статьи 25 Закона N 122-ФЗ не учитывают специфику регистрации линейных сооружений, в том числе инженерных коммуникаций, после строительства которых у их собственников права на земельные участки не возникают.
В статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что при строительстве линейных объектов разрешение на строительство выдается в соответствии с проектом планировки территории и проектом межевания территории, при этом составления градостроительного плана земельного участка не требуется.
В соответствии с пунктом 8 статьи 90 ЗК РФ земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. При этом после ввода в эксплуатацию объектов трубопроводного транспорта земельные участки, предоставленные на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов, возвращаются собственникам земельных участков. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном этим Кодексом, не требуется.
Статьей 89 ЗК РФ предусмотрено, что для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
Судами учтено, что Мэрия 15.11.2014 выдала Обществу разрешение N RU 29301000-557 на строительство административного здания в соответствии с проектной документацией, предусматривающей вынос тепловой сети, разрешение от 23.04.2015 N RU 29301000-27 на ввод в эксплуатацию спорного объекта, а письмом от 01.10.2015 N Б249/81-06 подтвердила предоставление Обществу участков для строительства тепловой сети, поэтому у Управления Росреестра отсутствовали основания сомневаться в законности строительства.
Документов, свидетельствующих о том, что спорное сооружение расположено на земельных участках иных собственников, не представлено.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области 18.02.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2016 по делу N А05-13850/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.А. Ракчеева |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.