23 января 2017 г. |
Дело N А42-2671/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Асмыковича А.В., Подвального И.О.,
при участи от акционерного общества "Ковдорский горно-обогатительный комбинат" Чемарова А.Ю. (доверенность от 18.04.2016 N 172/01/13),
рассмотрев 16.01.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Ковдорский горно-обогатительный комбинат" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2016 по делу N А42-2671/2016 (судьи Толкунов В.М., Зотеева Л.В., Семенова А.Б.),
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области, место нахождения: 183032, г. Мурманск, Кольский пр., д. 24А, ОГРН 1045100180388, ИНН 5190129538 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением (с учетом уточнения требований) к акционерному обществу "Ковдорский горно-обогатительный комбинат", место нахождения: 184141, Мурманская обл., Ковдорский р-н, г. Ковдор, ул. Сухачева, д. 5, ОГРН 1025100575103, ИНН 5104002234 (далее - АО "Ковдорский ГОК", Общество), о взыскании 3 300 500 руб. 10 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Решением от 15.06.2016 суд исковые требования удовлетворил частично, взыскал с Общества 3 258 126 руб. 44 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду, а в удовлетворении остальной части иска отказал.
Постановлением от 12.09.2016 апелляционный суд изменил решение от 15.06.2016, изложив его резолютивную часть в следующей редакции: "Иск удовлетворить. Взыскать с акционерного общества "Ковдорский горно-обогатительный комбинат" в пользу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Мурманской области задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 3 300 500 руб. 10 коп. Взыскать с акционерного общества "Ковдорский горно-обогатительный комбинат" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 39 503 руб.".
В кассационной жалобе АО "Ковдорский ГОК", ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит постановление от 12.09.2016 и оставить в силе решение от 15.06.2016.
В возражениях на кассационную жалобу Управление просит оставить постановление от 12.09.2016 без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Представители Управления, надлежащим образом извещенного о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба с учетом ходатайства Управления рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, по результатам проверки представленного Обществом корректирующего расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за I квартал 2013 года Управлением установлено, что сумма платы за указанный период исчислена с нарушением Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204, а именно:
- в столбце 16 таблицы Раздела 1 "Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами" для загрязняющего вещества железо (железа оксид) неверно указан коэффициент, учитывающий инфляцию (1,79);
- в столбце 9 таблицы Раздела 2 "Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами" для вида топлива "бензин, дизтопливо" неверно применен коэффициент, учитывающий инфляцию (1,79);
- в столбце 15 таблицы Раздела 3 "Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты" по выпускам сточных вод " 1, 2, 3 для загрязняющего вещества - "ПАВ" неверно применен коэффициент, учитывающий инфляцию (1,79);
- в столбце 16 таблицы Раздела 4 "Размещение отходов производства и потребления" указанная фактическая масса размещенного отхода - мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (122,43 т) не соответствует массе по актам передачи отходов ООО "КОСВВ" от 01.02.2013 N 56, от 28.02.2013 N 99, от 29.03.2013 N 193 (124,43 т) и массе, указанной в столбцах 9 и 15 таблицы (124,43 т), что является нарушением пункта 18 Порядка заполнения Раздела 4.
Указанные нарушения послужили основанием для направления в адрес Общества требования от 12.04.2016 N 06/06 об оплате задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за I квартал 2013 года в размере 3 637 099 руб. 87 коп. в срок до 18.04.2016, неисполнение которого ответчиком послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с настоящим иском.
АО "Ковдорский ГОК" признало иск частично, на сумму 3 258 126 руб. 44 коп., в отношении оставшейся суммы задолженности по загрязняющим веществам "железо (железа оксид)", "ПАВ", видов топлива "бензин" и "дизтопливо" возразил против взыскания.
Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил частично, взыскал с Общества 3 258 126 руб. 44 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду, а в удовлетворении остальной части иска отказал, отметив, что Управлением неправильно применен корректирующий коэффициент, учитывающий инфляцию, к нормативу платы, поскольку в 2005 году установлены новые нормативы для отдельных видов загрязняющих веществ, в том числе, в отношении спорных.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил иск Управления, указав, что спорные показатели загрязняющего вещества и нормативы платы за них в 2005 году вновь не устанавливались.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно статье 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе N 7-ФЗ.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение, под хранением - их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а под захоронением - изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду. Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
В силу пункта 1 статьи 18 Закона N 89-ФЗ ормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в хозяйственной деятельности которых образуются отходы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные Правительством Российской Федерации в 2003 году и в 2005 году, применяются в 2013 году с коэффициентом соответственно 2,20 и 1,79.
В 2003 году по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья человека в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" (далее - Постановление N 344), устанавливаются базовые нормативы платы.
В 2005 году постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2005 N 410 "О внесении изменений в приложение N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344" (далее - Постановление N 410) были внесены изменения в нормативы платы.
Изучив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимной связи, суд апелляционной инстанции установил, что в данном случае внесенные в 2005 году Постановлением N 410 в Постановление N 344 изменения не устанавливали вновь спорные показатели загрязняющего вещества и нормативы платы за них. В связи с этим апелляционный суд посчитал, что спорные нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду применяются Обществом в 2013 году с коэффициентом 2,20.
Податель жалобы считает, что постановлением N 410 при изменении редакции пунктов Постановления N 344 нормативы платы в 2005 году устанавливались вновь, поэтому должен применяться коэффициент 1,79.
Между тем на основании материалов дела апелляционный суд установил, что Общество в расчете платы за рассматриваемый период использует показатели "дизтопливо", "бензин", "ПАВ", "железо".
Апелляционный суд исходил из того, что в Постановлении N 344 было указано "железа диоксид (в пересчете на железо)", в Постановлении N 410 стало указываться "железо оксид (в пересчете на железо)", то есть, в любом случае пересчет производится на железо. Наименования видов топлива "дизтопливо", "бензин" в 2003 и 2005 годах остались неизменными. В Постановлении N 344 было указано "ОП-10 флотореагент", а по Постановлению N 410 стало "ОП-10, СПАВ, смесь моно- и диалкилфеноловых эфиров полиэтиленгликоля", при этом существует несколько типов флотореагентов, к которым относятся, в том числе и пенообразователи, которыми служат слабые поверхностно-активные вещества (ПАВ), и ответчик не спорит, что данные указания содержания показателя (ингредиента загрязняющего вещества (отхода) не изменили.
Как установил апелляционный суд, норматив платы за выброс в атмосферный воздух загрязняющего вещества стационарным источником - позиция 65 "железо (железа оксид)" согласно Постановлению N 344 установлен в 2003 году в размере 52 руб. в пределах установленных допустимых нормативов выбросов и 260 руб. в пределах установленных лимитов выбросов. Данный норматив платы (ставка платы) Постановлением N 410 в 2005 году не изменен.
Нормативы платы за выброс в атмосферный воздух загрязняющего вещества передвижным источником для вида топлива "бензин" в размере 1,3 руб./т и для вида топлива "дизтопливо" в размере 2,5 руб./т установлены постановлением N 344 в 2003 году. Указанные нормативы платы (ставки платы) не изменены Постановлением N 410 в 2005 году.
Нормативы платы за сбросы загрязняющего вещества в поверхностные и подземные водные объекты - позиции 55-57 "ПАВ" установлены Постановлением N 344 в 2003 году в размере 552 руб. в пределах установленных допустимых нормативов сбросов и 2760 руб. в пределах установленных лимитов сбросов. Данный норматив платы (ставка платы) Постановлением N 410 в 2005 году не изменен.
Доказательств того, что Общество в спорный период изменяло технологию производства или осуществляло выбросы (сбросы) иных видов загрязняющих веществ в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил иск Управления.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены апелляционным судом правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены постановления апелляционного суда.
Руководствуясь статьями 286 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2016 по делу N А42-2671/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Ковдорский горно-обогатительный комбинат" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А Самсонова |
Судьи |
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.