09 августа 2018 г. |
Дело N А26-6885/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Лущаева С.В., Родина Ю.А.,
при участии от Карельской таможни Ларичевой Н.А. (доверенность от 21.12.2017 N 139),
рассмотрев 02.08.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу юридического лица по законодательству Финляндской Республики "KarjalaBus Oy" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.11.2017 (судья Свидская А.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2018 (судьи Семенова А.Б., Зотеева Л.В., Лопато И.Б.) по делу N А26-6885/2017,
установил:
Юридическое лицо по законодательству Финляндской Республики "KarjalaBus Oy", место нахождения: Finland, Espoo, Kirstinsyrja 7 C 64, 02760, регистрационный номер 2812564-9 (далее - компания "КарьялаБас Ою", Компания), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Карельской таможне, место нахождения: 185028, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Фридриха Энгельса, дом 25, ОГРН 1081001009440, ИНН 1001017986, о признании незаконным и отмене решения по результатам таможенной проверки от 07.06.2017 N 10227000/210/070617/Т0030, а также к Выборгской таможне, место нахождения: 188800, Ленинградская область, Выборгский район, город Выборг, Таможенный проезд, дом 6, ОГРН 1034700881522, ИНН 4704019710, о признании незаконным и отмене требования об уплате таможенных платежей от 15.06.2017 N 155.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 15.11.2017, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2018, Компании в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе компания "КарьялаБас Ою", ссылаясь на нарушение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. Податель жалобы считает незаконными оспариваемые решение по результатам таможенной проверки и требование об уплате таможенных платежей. Судами необоснованно не учтены обстоятельства осуществления внутренней перевозки с использованием транспортного средства международной перевозки. В рассматриваемом случае на автобусе "SCANIA", помещенном под таможенную процедуру временного ввоза, водитель Компании Барбашин А.В. осуществил благотворительную перевозку детской хоккейной команды на соревнования из г. Петрозаводска в Санкт-Петербург и обратно. Применительно к положениям пункта 21 части 1 и части 3 статьи 4 действовавшего в спорный период Таможенного кодекса Таможенного союза, а также статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", компания "КарьялаБас Ою" в данной ситуации не являлась перевозчиком, поскольку не заключала никаких договоров на перевозку внутри страны, как и не осуществляла перевозку пассажиров. В связи с этим Компанией не нарушены требования таможенного законодательства. Кроме того, податель жалобы считает, что Управление государственного автодорожного надзора по Республике Карелия не имело полномочий останавливать автобус, следовательно, и дальнейшие действия его должностных лиц являются незаконными. Суды двух инстанций не дали надлежащей правовой оценки доводам Компании и не применили закон, подлежащий применению.
В отзыве на кассационную жалобу Карельская таможня просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании кассационной инстанции 26.07.2018 представители Компании поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Карельской таможни возражал против ее удовлетворения.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.07.2018 (судьи Александрова Е.Н., Лущаев С.В., Соколова С.В.) в соответствии с положениями статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение кассационной жалобы компании "КарьялаБас Ою" отложено на 02.08.2018.
Определением председателя суда Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.08.2018 в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ ранее участвовавшая в рассмотрении кассационной жалобы судья Соколова С.В. в связи с нахождением в отпуске заменена на судью Родина Ю.А.
В силу пункта 5 статьи 18 АПК РФ после замены судьи в судебном заседании 02.08.2018 рассмотрение кассационной жалобы начато кассационной инстанцией с самого начала.
Представитель Карельской таможни в судебном заседании 02.08.2018 возражал против удовлетворения кассационной жалобы, ссылаясь на допущенные Компанией нарушения режима временного ввоза транспортного средства международной перевозки.
Компания "КарьялаБас Ою" и Выборгская таможня о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с пунктом 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 13.02.2017 компания "КарьялаБас Ою" зарегистрирована в Финляндской Республике с присвоением Компании кода 2812564-9. Основным членом правления и законным представителем компании является гражданин Финляндии и гражданин Российской Федерации Барбашин Александр (30.07.2013 зарегистрирован в г. Петрозаводске); сфера деятельности компании - пассажирские перевозки наземным транспортом: регулярные автобусные рейсы на дальние направления, автобусные перевозки на заказ, пассажирские перевозки наземным транспортом.
Карельской таможней на основании статьи 131 действовавшего в спорный период Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) с 22.05.2017 по 07.06.2017 проведена камеральная проверка по вопросу соблюдения условий временного ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза транспортного средства международной перевозки (далее - ТСМП) - автобуса "SCANIA" (регистрационный номер OGX164; VIN YS4KT6X2B01830623), задекларированного по таможенной декларации на транспортное средство (далее - ТДТС) N 10206040/110517/300101580.
В ходе проверки таможенным органом установлено, что 11.05.2017 на таможенный пост МАПП Торфяновка Выборгской таможни из Финляндии по маршруту следования - в Российскую Федерацию в г. Петрозаводск, прибыл автобус "SCANIA" (регистрационный номер OGX164; VIN YS4KT6X2B01830623, модель K113TLB-AA-6X2), на который подана ТДТС N 10206040/110517/300101580.
Согласно содержащимся в ТДТС N 10206040/110517/300101580 сведениям, транспортное средство заявлено в качестве ТСМП, временно ввозимого на таможенную территорию Евразийского экономического союза для осуществления международной перевозки 16 пассажиров.
Лицом, осуществившим перевозку товаров и ответственным за использование транспортного средства, указана компания "КарьялаБас Ою", а лицом, заявившим сведения о ТСМП, указан Барбашин А.В.; экипаж - 2 водителя (Барбашин, Савельев).
11.05.2017 временно ввозимое ТСМП выпущено Выборгской таможней на срок до 11.08.2017 без помещения под таможенные процедуры и без уплаты таможенных пошлин, налогов.
Согласно регистрационным документам на автобус (свидетельство о регистрации транспортного средства от 20.03.2017 N А100246004) владельцем данного транспортного средства является Компания. В дальнейшем, в представленных в суд вместе с заявлением регистрационных документах (свидетельство о регистрации транспортного средства от 30.05.2017 N А111469191 и N А111469192) собственником автобуса указан Барбашин Александр.
Международная перевозка пассажиров из Финляндии в Российскую Федерацию осуществлялась на основании разового разрешения от 09.05.2017 N 1189439, выданного Министерством транспорта Российской Федерации компании "КарьялаБас Ою". Данное разрешение позволяло осуществить одну международную перевозку 16 пассажиров из Финляндии в Россию. Согласно общим предписаниям к данному разрешению оно действительно только для международных перевозок пассажиров и не дает право на выполнение внутригосударственных перевозок; данное разрешение нельзя передавать третьим лицам; перевозчик обязан соблюдать на территории Российской Федерации, действующие в Российской Федерации нормативные правовые акты, в частности, в области автомобильного транспорта и дорожного движения.
14.05.2017 на стационарном пункте весового контроля 421 км автодороги Р-21 "Кола" сотрудниками Управления государственного автодорожного надзора по Республике Карелия выявлен факт использования Барбашиным А.В. спорного автобуса "SCANIA" для перевозки пассажиров по маршруту Санкт-Петербург - г. Петрозаводск.
Поскольку документы, подтверждающие правомерность ввоза и передвижения ТСМП на территории Российской Федерации, представлены не были, на место остановки автобуса прибыли сотрудники таможенного органа.
15.05.2017 ТСМП изъято у Барбашина А.В. должностным лицом Карельской таможни и помещено на территорию постоянной зоны таможенного контроля Прионежского таможенного поста Карельской таможни, о чем составлен протокол изъятия вещей и документов.
По факту использования автобуса "SCANIA" во внутренней перевозке по таможенной территории Евразийского экономического союза должностным лицом Карельской таможни в отношении компании "КарьялаБас Ою" возбуждено дело об административном правонарушении N 10227000-877/2017 по части 1 статьи 16.24 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее - КоАП РФ) и принято решение о проведении по нему административного расследования.
Постановлением Карельской таможни от 09.06.2017 по делу N 10227000-877/2017 Компания привлечена к административной ответственности на основании части 1 статьи 16.24 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Данное постановление обжаловано Компанией в судебном порядке в рамках дела N А26-5660/2017.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 18.10.2017 по названному делу, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2018, компании "КарьялаБас Ою" в удовлетворении заявленных требований отказано.
Также по факту перевозки пассажиров транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику и временно ввезенным им на территорию Российской Федерации в качестве ТСМП, между пунктами, расположенными на территории Российской Федерации, постановлением Управления государственного автодорожного надзора по Республике Карелия от 25.05.2017 Компания привлечена к административной ответственности по статье 11.26 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Решением Прионежского районного суда Республики Карелия от 09.08.2017 по делу N 12-221/2017 жалоба Барбашина А.В. удовлетворена частично, постановление Управления государственного автодорожного надзора по Республике Карелия от 25.05.2017 изменено в части назначения наказания - административный штраф снижен до 75 000 руб.; в остальной части постановление оставлено без изменения. Решением Верховного суда Республики Карелия от 27.09.2017 по делу N 21-334/2017 решение районного суда оставлено без изменения, жалоба Барбашина А.В. без удовлетворения.
Карельской таможней в ходе административного расследования по делу об административном правонарушении N 10227000-877/2017 и в ходе проведения камеральной таможенной проверки установлено, что временно ввезенное 11.05.2017 по ТДТС N 10206040/110517/300101580 ТСМП в период с 12 по 14 мая 2017 года использовалось во внутренней перевозке по территории Евразийского экономического союза без помещения его под таможенную процедуру, что является нарушением пунктов 2 и 3 статьи 344 ТК ТС.
Поскольку в случае использования ТСМП для осуществления внутренней перевозки без помещения временно ввезенного транспортного средства под таможенные процедуры возникает обязанность по уплате таможенных платежей, Карельская таможня пришла к выводу, что в отношении спорного автобуса подлежат уплате таможенные платежи в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных платежей, установленных Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54, и Налоговым кодексом Российской Федерации, которые подлежали бы уплате при помещении его под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, исчисленные на дату регистрации ТДТС N 10206040/110517/300101580, то есть по состоянию на 11.05.2017.
Таможенный орган при этом посчитал, что сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении транспортного средства, задекларированного по ТДТС N 10206040/110517/300101580, является 12.05.2017 (первый день использования временного ввезенного ТСМП во внутренней перевозке по таможенной территории Евразийского экономического союза).
Транспортное средство автобус "SCANIA" (1997 года выпуска, объем дизельного двигателя 11 020 куб. см, количество посадочных мест - 65 и 1 приставное) классифицировано таможенным органом в подсубпозиции 8702 10 199 4 ТН ВЭД ЕАЭС как "моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки 10 человек или более, включая водителя: - только с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем): -- с рабочим объемом цилиндров двигателя более 2500 куб. см.: --- бывшие в эксплуатации: ---- прочие: ----- с момента выпуска которых прошло более 7 лет" (таможенные пошлины по данному коду уплачиваются в размере 3 евро за 1 куб. см. объема двигателя, налог на добавленную стоимость - 18%). Характеристики автобуса подтверждены результатами идентификационной экспертизы, отраженными в заключении эксперта Экспертно-криминалистической службы - региональный филиал Центрального экспертного криминалистического управления в Санкт-Петербурге (далее - ЭКС ЦЭКТУ) от 02.06.2017 N 12402030/0020024.
Таможенная стоимость автобуса определена таможенным органом в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза", а также на основании результатов товароведческой экспертизы (заключение эксперта ЭКС ЦЭКТУ от 05.06.2017 N 12402030/0020028), с применением резервного метода определения таможенной стоимости с учетом отсутствия сведений об условиях и обстоятельствах перемещения товаров, и составила 11 325 евро. Рыночная стоимость транспортного средства определена экспертом с учетом курса валюты по состоянию на 11.05.2017 (63,2634 руб. за 1 евро) - 716 458 руб. 01 коп.
Предварительно исчисленная сумма таможенных платежей в отношении ТСМП составила 2 596 918 руб. 28 коп., в том числе ввозная таможенная пошлина - 2 091 488 руб. (3 евро за 1 куб. см. объема двигателя - 11 020 куб.см.), налог на добавленную стоимость - 505 430 руб. 28 коп.
По результатам таможенной проверки Карельской таможней составлен акт от 07.06.2017 N 10227000/210/070617/А000030 и принято решение N 10227000/210/070617/Т0030 об отказе Компании в предоставлении полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении задекларированного по ТДТС N 10206040/110517/300101580 автобуса "SCANIA" (регистрационный номер OGX164, VIN YS4KT6X2B01830623) в связи с использованием данного временно ввезенного транспортного средства с нарушением требований, установленных пунктами 2 и 3 статьи 344 ТК ТС.
В соответствии со статьей 178 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) Карельской таможней материалы переданы в Выборгскую таможню, то есть в таможенный орган, в регионе деятельности которого был произведен выпуск товара.
Выборгской таможней составлен акт от 15.06.2017 N 10206000/150617/0000156 об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты компанией "КарьялаБас Ою" таможенных платежей и в адрес Компании выставлено требование от 15.06.2017 N 155 об уплате таможенных платежей в сумме 2 624 142 руб. 65 коп.
(2 596 918 руб. 29 коп. таможенных платежей, 27 224 руб. 36 коп. пеней в период с 13.05.2017 по 15.06.2017) в связи с нарушением ограничений по пользованию и (или) распоряжению в отношении ТСМП и невыполнением обязанности по уплате в установленный срок причитающихся сумм таможенных платежей.
Считая незаконными решение Карельской таможни по результатам таможенной проверки и требование Выборгской таможни об уплате таможенных платежей, компания "КарьялаБас Ою" обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что оспариваемые решение Карельской таможни и требование Выборгской таможни соответствуют требованиям Таможенного кодекса Таможенного союза и Закона N 311-ФЗ, не нарушают права и законные интересы Компании в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований.
При этом судом апелляционной инстанцией принято во внимание, что вступившим с 01.01.2018 в силу Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) предусмотрен пересмотр возникших и подлежащих исполнению до его вступления в силу обязанностей по уплате таможенных пошлин, налогов, в том числе в соответствии с пунктом 4 статьи 458 ТК ЕАЭС подлежит перерасчету сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате Компанией. Вместе с тем суд посчитал, что поскольку объект обложения (временно ввезенное ТСМП) не вывезен с таможенной территории Евразийского экономического союза, то перерасчет сумм таможенных платежей невозможен. С учетом изложенного апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу подлежащей удовлетворению частично.
Согласно пункту 4 части 3 статьи 80 ТК ТС таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, в том числе, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.
В соответствии с пунктом 4 статьи 80 ТК ТС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает и прекращается при установлении таможенных процедур в соответствии с пунктом 2 статьи 202 ТК ТС - в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Под транспортными средствами международной перевозки понимаются транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза или вывозимые за ее пределы в целях начала и (или) завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования (подпункт 40 пункта 1 статьи 4 ТК ТС).
Порядок перемещения транспортных средств международных перевозок и их использования регулируется главой 48 ТК ТС.
В силу пункта 4 статьи 341 ТК ТС транспортные средства международной перевозки подлежат таможенному декларированию в соответствии со статьей 350 ТК ТС без помещения под таможенные процедуры.
Таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется при временном ввозе на таможенную территорию таможенного союза транспортных средств международной перевозки и вывозе таких временно ввезенных транспортных средств с такой территории путем подачи таможенному органу таможенной декларации на транспортное средство (пункт 1 статьи 350 ТК ТС).
В силу положений пункта 2 статьи 342 ТК ТС транспортные средства международной перевозки, временно ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, имеют статус иностранных товаров.
Временный ввоз транспортных средств международной перевозки завершается их вывозом с таможенной территории таможенного союза в сроки, предусмотренные статьей 343 настоящего Кодекса, или помещением под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита (пункт 3 статьи 342 ТК ТС).
Согласно пункту 1 статьи 344 ТК ТС с временно ввезенными транспортными средствами международной перевозки допускается совершать обычные операции по их техническому обслуживанию или ремонту, которые потребовались при их следовании на таможенную территорию таможенного союза либо нахождении на указанной территории.
В пункте 2 статьи 344 ТК ТС предусмотрено, что на таможенной территории таможенного союза не допускается использование временно ввезенных транспортных средств международной перевозки для перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, начинающейся и завершающейся на таможенной территории таможенного союза (далее для целей использования в настоящей главе - внутренняя перевозка по таможенной территории таможенного союза).
В статье 3 Соглашения об особенностях использования транспортных средств международной перевозки, осуществляющих перевозку пассажиров, а также прицепов, полуприцепов, контейнеров и железнодорожного подвижного состава, осуществляющих перевозку грузов и (или) багажа для внутренней перевозки по таможенной территории Таможенного союза от 18.06.2010 установлено, что транспортные средства международной перевозки, осуществляющие перевозку пассажиров, в рамках установленного маршрута могут останавливаться на территориях государств Сторон для посадки (высадки) пассажиров и погрузки (выгрузки) сопровождаемого багажа в остановочных пунктах по маршруту следования международной перевозки.
В соответствии с пунктом 3 статьи 344 ТК ТС использование временно ввезенных транспортных средств международной перевозки либо их передача иным лицам в случаях, указанных в части 1 пункта 2 статьи 344 ТК ТС, допускаются при условии помещения этих транспортных средств под таможенные процедуры. В случае совершения указанных действий без помещения временно ввезенных транспортных средств международной перевозки под таможенные процедуры подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении таких транспортных средств международной перевозки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленным на день регистрации таможенной декларации на транспортное средство. При этом сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается первый день совершения указанных действий, а если этот день не установлен - день регистрации таможенным органом таможенной декларации на транспортное средство.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что автобус "SCANIA" с регистрационным номером OGX164 в мае 2017 года ввезен на таможенную территорию Евразийского экономического союза как транспортное средство международной перевозки и задекларирован по ТДТС N 10206040/110517/300101580. Таможенная процедура временного ввоза транспортных средств международной перевозки в отношении указанного автобуса завершена не была.
Следовательно, на данное транспортное средство распространяются ограничения в пользовании и распоряжении, предусмотренные ТК ТС, в том числе запрет на осуществление перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, начинающейся и завершающейся на таможенной территории Таможенного союза (внутренних перевозок).
В нарушение указанного запрета автобус использовался для осуществления внутренней перевозки на территории Российской Федерации, что подтверждается материалами дела об административном правонарушении N 10227000-877/2017, судебными актами по делу N 12-221/2017 и актом камеральной таможенной проверки от 07.06.2017 N 10227000/210/070617/А000030.
Согласно подпункту 5 статьи 188 ТК ТС обязанность соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре возложена на декларанта.
Соответственно, лицом, ответственным за осуществление внутренней перевозки по территории Российской Федерации детской хоккейной команды транспортным средством, является декларант - компания "КарьялаБас Ою".
Суды правомерно отметили, что то обстоятельство, что гражданин Российской Федерации Барбашин А.В. - директор Компании, находящийся в отпуске, как собственник автобуса "SCANIA" перевозил пассажиров по территории Российской Федерации, не освобождает декларанта, не завершившего процедуру временного ввоза ТСМП, от соблюдения обязанностей, установленных таможенным законодательством.
В силу статьи 79 ТК ТС плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант и иные лица, на которых в соответствии с ТК ТС, международными договорами государств - членов Таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
На основании изложенного судебные инстанции пришли к выводу о том, что в связи использованием транспортного средства международной перевозки для внутренней перевозки у Компании в соответствии с пунктом 3 статьи 344 ТК ТС возникла обязанность по уплате таможенных платежей в сумме, подлежащей уплате при помещении данного транспортного средства под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления на день регистрации таможенной декларации на транспортное средство, что составило 2 596 918 руб. 28 коп.
При таких обстоятельствах решение Карельской таможни по результатам таможенной проверки от 07.06.2017 N 10227000/210/070617/Т0030 о непредоставлении Компании полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении задекларированного по ТДТС N 10206040/110517/300101580 автобуса "SCANIA" является законным, в связи с чем заявителю обоснованно отказано в удовлетворении требований в этой части.
В отношении выставленного на основании названного решения требования Выборгской таможни об уплате таможенных платежей от 15.06.2017 N 155 апелляционный суд принял во внимание положения части 4 статьи 458 вступившего в силу с 01.01.2018 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
Так, в соответствии с частью 4 статьи 458 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных транспортных средств международной перевозки, возникшая и подлежащая исполнению до вступления настоящего Кодекса в силу в связи с совершением действий, указанных в пункте 2 статьи 344 ТК ТС, без помещения временно ввезенных транспортных средств международной перевозки под таможенные процедуры, не исполненная в полном размере на дату вступления настоящего Кодекса в силу, подлежит исполнению в размере сумм таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате, как если бы транспортные средства международной перевозки помещались под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 282 ТК ТС, за период со дня, следующего за днем их выпуска в качестве временно ввезенных транспортных средств международной перевозки, по день вывоза товаров с таможенной территории Союза.
В данном случае апелляционный суд установил отсутствие всей совокупности условий для изменения размера такой обязанности по уплате таможенных платежей, а именно: поскольку объект обложения (временно ввезенное транспортное средство международной перевозки) не вывезен с таможенной территории Союза, применение порядка расчета подлежащих уплате таможенных платежей в соответствии с частью 4 статьи 458 ТК ЕАЭС в отношении спорного транспортного средства является невозможным. В связи с этим апелляционная инстанция отказала Компании в признании требования Выборгской таможни об уплате таможенных платежей от 15.06.2017 N 155 недействительным.
Вместе с тем из части 4 статьи 458 ТК ЕАЭС следует, что условиями, при которых подлежит применению установленный названной нормой порядок расчета сумм таможенных пошлин, налогов, являются:
- возникновение обязанности по уплате таможенных платежей в отношении временно ввезенных ТСМП в связи с совершением действий, указанных в пункте 2 статьи 344, до вступления в силу ТК ЕАЭС;
- неисполнение такой обязанности в полном размере на дату вступления в силу ТК ЕАЭС.
День вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС, упоминаемый в рассматриваемой норме, имеет значение для определения периода, за который подлежат начислению таможенные платежи.
При таком положении у апелляционной инстанции не имелось оснований полагать, что то обстоятельство, что автобус в настоящее время не вывезен с таможенной территории ЕАЭС, исключает применение в данном случае предусмотренного частью 4 статьи 458 ТК ЕАЭС порядка расчета сумм таможенных пошлин.
Таким образом, следует признать, что после направления Выборгской таможней в адрес компании "КарьялаБас Ою" оспариваемого требования об уплате таможенных платежей от 15.06.2017 N 155 возникшая у декларанта обязанность по уплате таможенных пошлин изменилась в связи с вступлением в силу с 01.01.2018 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
Как предусмотрено в пункте 2 статьи 152 Закона N 311-ФЗ, в случае, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, в отношении которой в соответствии с настоящим Федеральным законом направляется требование об уплате таможенных платежей, изменилась после направления указанного требования, таможенный орган направляет уточненное требование об уплате таможенных платежей с указанием оснований изменения обязанности. При этом первоначально направленное требование об уплате таможенных платежей отзывается одновременно с направлением уточненного требования об уплате таможенных платежей.
Уточненное требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено не позднее 10 рабочих дней со дня подтверждения факта, свидетельствующего об изменении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов (пункт 12 статьи 152 Закона N 311-ФЗ).
Следовательно, оспариваемое требование об уплате таможенных платежей от 15.06.2017 N 155 после 01.01.2018 подлежало отзыву таможенным органом в соответствии с требованиями Закона N 311-ФЗ.
Поскольку обязанность Компании по уплате таможенных платежей изменилась с 01.01.2018 в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, а первоначально выставленное декларанту требование об уплате таможенных платежей в нарушение пункта 2 статьи 152 Закона N 311-ФЗ не отозвано, такое требование таможенного органа подлежит признанию недействительным как не соответствующее положениям статьи 152 Закона N 311-ФЗ и части 4 статьи 458 ТК ЕАЭС.
При таких обстоятельствах обжалуемые решение и постановление подлежат отмене в части отказа в удовлетворении требований компании "КарьялаБас Ою" о признании незаконным требования Выборгской таможни об уплате таможенных платежей от 15.06.2017 N 155 как принятые при неправильном применении норм материального права.
Так как для правильного разрешения дела в данном случае не требуется установление фактических обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, суд кассационной инстанции в силу пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ считает возможным принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований в этой части.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.11.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2018 по делу N А26-6885/2017 отменить в части отказа в удовлетворении требования юридического лица по законодательству Финляндской Республики "KarjalaBus Oy" о признании незаконным и отмене требования Выборгской таможни об уплате таможенных платежей от 15.06.2017 N 155.
Признать недействительным требование Выборгской таможни об уплате таможенных платежей от 15.06.2017 N 155.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.11.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2018 по делу N А26-6885/2017 оставить без изменения.
Взыскать с Выборгской таможни, ОГРН 1034700881522, ИНН 4704019710, место нахождения: 188800, Ленинградская обл., г. Выборг, проезд Таможенный, д. 6, в пользу юридического лица по законодательству Финляндской Республики "KarjalaBus Oy", место нахождения: Финляндия, Эспоо, Кирстинсюрья, 7 С 64, 02760, код компании 2812564-9, дата регистрации 13.02.2017, 1500 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.