16 февраля 2017 г. |
Дело N А05-5453/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Бурматовой Г.Е., Корабухиной Л.И.,
при участии от государственного учреждения - Архангельского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - Яшкова М.А. (доверенность от 02.11.2015 N 04-06/04-46983),
рассмотрев 07.02.2017 - 14.02.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Архангельского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18.07.2016 (судья Калашникова В.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2016 (судьи Смирнов В.И., Докшина А.Ю., Мурахина Н.В.) по делу N А05-5453/2016,
установил:
администрация муниципального образования "Северодвинск", место нахождения: 164501, Архангельская область, город Северодвинск, улица Плюснина, дом 7; ОГРН 1032901000703, ИНН 2902018137; (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к государственному учреждению - Архангельскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации; место нахождения: 163045, город Архангельск, проспект Обводный канал, 119; ОГРН 1022900516264, ИНН 2901026142 (далее - учреждение, фонд) о признании недействительными: пунктов 2, 3, 4 резолютивной части решения от 15.04.2016 N 5-7/9-214 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; требования от 15.04.2016 N 5-7/5-40 о возмещении расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не принятых к зачету; пунктов 2, 3, 4, 5 резолютивной части решения от 15.04.2016 N 5-7/7-226 ОССВ о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах; пунктов 2, 3, 4, 5 резолютивной части решения от 15.04.2016 N 5-7/7-227 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 18.07.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.10.2016, требования администрации удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить решение от 18.07.2016 и постановление от 04.10.2016 о признании недействительными пунктов 2, 3, 4, 5 резолютивной части решения от 15.04.2016 N 5-7/7-226 ОССВ и пунктов 2, 3, 4, 5 резолютивной части решения от 15.04.2016 N 5-7/7-227 в части начисления страховых взносов на оплату компенсации стоимости проезда работников после пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации (в том числе от пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации до места пересечения Государственной границы Российской Федерации). По данному эпизоду в удовлетворении требований отказать. По мнению подателя жалобы, с 01.01.2015 в случае проведения отпуска за пределами территории Российской Федерации работником, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и направляющимся к месту проведения отпуска воздушным транспортом, не облагается страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды только стоимость проезда такого работника от места жительства или работы до международного аэропорта, в котором он проходит пограничный контроль, транспортные расходы от международного аэропорта до государственной границы подлежат обложению страховыми взносами.
Администрация в отзыве (с дополнением) доводы жалобы не признала, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, поскольку порядок определения базы для начисления страховых взносов не может зависеть от вида транспорта, которым работники направляются к месту проведения отпуска.
В судебном заседании 07.02.2017 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлен перерыв до 14.02.2017, 13 часов 45 минут.
После перерыва представители сторон в судебное заседание не явились.
Дело рассмотрено тем же составом суда в порядке, предусмотренном статьей 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, фондом проведена выездная проверка в отношении администрации по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2013 по 31.12.2015, о чем составлен акт от 15.03.2016 N 187 н/с, а также по вопросам правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2013 по 31.12.2015, о чем составлен акт от 15.03.2016 N 187 ОСС, а также по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации плательщиком страховых взносов за период с 01.01.2013 по 31.12.2015, о чем составлен акт от 15.03.2016 N 187 ОССВ.
По результатам рассмотрения материалов выездной проверки фондом приняты: решение от 15.04.2016 N 5-7/7-227 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по пункту 5 части 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) за неуплату или неполную уплату страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов; решение от 15.04.2016 N 5-7/9-214 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; решение от 15.04.2016 N 5-7/7-226 ОССВ о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Основаниями для вынесения оспариваемых в части решений и требования явились:
- наличие исправления в дате выдачи листка нетрудоспособности, выданного работнику администрации Лесниченко Е.Ю.;
- заявителем при определении базы для исчисления страховых взносов не учтены выплаты компенсаций стоимости авиационного перелета работников от места отправления до фактического пересечения государственной границы и обратно в пределах Российской Федерации за период с 01.01.2015 по 31.12.2015 год.
Администрация, не согласившись с требованием и решениями учреждения, оспорила ненормативные акты в судебном порядке.
Судами первой и апелляционной инстанций заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Фонд не согласен с выводами судов первой и апелляционной инстанций о том, что в период с 01.01.2015 по 31.12.2015 заявителем при определении базы для исчисления страховых взносов правомерно не учтены выплаты компенсаций стоимости авиационного перелета работников от места отправления до фактического пересечения государственной границы и обратно в пределах Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующему.
Возможность компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно предусмотрена статьей 33 Федерального закона от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
В статье 325 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) указано, что лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.
Частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 данного Федерального закона.
Пунктом 7 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ, действующей с 01.01.2015) установлено, что не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда работников к месту проведения отпуска и обратно и стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, оплачиваемые плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами. В случае проведения отпуска указанными работниками за пределами территории Российской Федерации не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета (включая стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов), рассчитанная от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в том числе международного аэропорта, в котором работники проходят пограничный контроль в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Под пунктом пропуска через государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского (торгового, рыбного, специализированного), речного (озерного) порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Пределы пунктов пропуска через Государственную границу и перечень пунктов пропуска через Государственную границу, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 9 Федерального закона от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации").
Из анализа приведенных норм Закона N 212-ФЗ (в редакции действующей с 01.01.2015 года) следует, что в случае проведения отпуска за пределами территории Российской Федерации работником, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и направляющимся к месту проведения отпуска воздушным транспортом, не облагается страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды только стоимость проезда такого работника от места жительства или работы до международного аэропорта, в котором он проходит пограничный контроль. Стоимость перелета из города, в международном аэропорту которого работник проходит пограничный контроль, до точки пересечения (перелета) воздушным судном Государственной границы Российской Федерации и обратно подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Предусмотренное пунктом 7 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ положение не противоречит нормам статьи 325 ТК РФ, так как устанавливает только порядок обложения страховыми взносами тех или иных выплат, направленных на компенсацию работодателем расходов по оплате стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту проведения отпуска и обратно, в пользу работников, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и не ущемляет прав таких работников на компенсацию работодателем расходов по оплате всей стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно.
С учетом изложенного, судебные акты приняты при неправильном применении положений статей 7 и 9 Закона N 212-ФЗ и подлежат отмене на основании статьи 288 АПК РФ.
Поскольку для принятия обоснованного и законного судебного акта требуется исследование и оценка расчета доначисленных платежей и штрафных санкций, что невозможно в арбитражном суде кассационной инстанции в силу его полномочий, дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, установить размер обязательных платежей подлежащих уплате в проверяемый период, соответствующих пеней и штрафных санкций, вынести законное и обоснованное решение.
Согласно абзацу 2 части 3 статьи 289 АПК РФ при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается судом, вновь рассматривающим дело (по правилам статьи 110 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 3 части 1), 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 18.07.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2016 по делу N А05-5453/2016 о признании недействительными ненормативных правовых актов государственного учреждения - Архангельского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в части пунктов 2, 3, 4, 5 резолютивной части решения от 15.04.2016 N 5-7/7-226 ОССВ и пунктов 2, 3, 4, 5 резолютивной части решения от 15.04.2016 N 5-7/7-227 о начислении страховых взносов на оплату компенсации стоимости проезда работников после пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации отменить.
Дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
В остальной части решение Арбитражного суда Архангельской области от 18.07.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2016 по делу N А05-5453/2016 оставить без изменения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.