17 февраля 2017 г. |
Дело N А13-2864/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Бурматовой Г.Е., Мунтян Л.Б.,
при участии от государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Рожковой Н.М. (доверенность от 08.09.2016), от закрытого акционерного общества "Череповецкий фанерно-мебельный комбинат" Мурашкиной Т.А. (доверенность от 31.10.2016), Мешковой Л.А. (доверенность от 17.05.2016),
рассмотрев 15.02.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации решение Арбитражного суда Вологодской области от 04.07.2016 (судья Мамонова А.Е.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2016 (судьи Осокина Н.Н., Мурахина Н.В., Докшина А.Ю.) по делу N А13-2864/2016,
установил:
закрытое акционерное общество "Череповецкий фанерно-мебельный комбинат", место нахождения: 162604, город Череповец, улица Проезжая, дом 4, ОГРН 1023501239618, ИНН 3528006408, (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к государственному учреждению - Вологодскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, место нахождения: 160001, город Вологда, Проспект Победы, дом 33, ОГРН 1023500884087, ИНН 3525039187, (далее - Фонд) о признании недействительными решения от 21.12.2015 N 388 в части привлечения Общества к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закона N 212-ФЗ) в виде штрафа в сумме 9 067 руб. 42 коп., предложения уплатить недоимку в сумме 240 564 руб. 72 коп., возложения обязанности внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета в соответствующей части; решения от 21.12.2015 N 463 в части привлечения Общества к ответственности, предусмотренной абзацем 5 части 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) в виде штрафа в сумме 11 866 руб. 39 коп., предложения перечислить недоимку в сумме 84 411 руб. 20 коп., пени в сумме 1 397 руб. 06 коп., возложения обязанности отразить в бухгалтерском учете и Расчете (Форма 4-ФСС) недоимку по страховым взносам, в том числе доначисленные страховые взносы, в соответствующей части.
Решением суда первой инстанции от 04.07.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.10.2016, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить. По мнению подателя жалобы, спорные выплаты облагаются страховыми взносами.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы жалобы, а представители Общества отклонили их по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Фондом в отношении Общества проведена плановая выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страхователем страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходование этих средств, по результатам которых составлены акты выездной проверки от 17.11.2015 N 2858 и N 2875 н/с и приняты решения от 21.12.2015 N 388 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах (далее - решение N 388) и N 463 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - решение N 463).
Основанием для доначисления взносов по указанному решению послужил вывод Фонда о занижении Обществом базы для начисления страховых взносов, в том числе на сумму оплата стоимости молока, выдаваемого работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, а также на стоимость путевок на санаторно-курортное лечение работников.
Не согласившись с решениями Фонда в части начисления страховых взносов на перечисленные выплаты, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды обеих инстанций удовлетворили заявленное требование, посчитав, что спорные выплаты не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов по конкретным видам обязательного социального страхования в соответствии с федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а", "б" пункта 1 части 1 статьи 5 данного закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 5 данного закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а", "б" пункта 1 части 1 статьи 5 этого Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 данного Закона.
На основании подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением: выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов; выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы; компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников.
Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ) предусматривает различные компенсационные выплаты.
Согласно статье 129 ТК РФ заработная плата работников состоит из двух основных частей - непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом в качестве компенсационных выплат поименованы доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера; а в качестве стимулирующих выплат - доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты. Указанные выплаты включаются в систему оплаты труда.
Статьей 164 ТК РФ предусмотрен иной вид компенсационных выплат. Согласно положениям названной статьи под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. В статье 165 ТК РФ перечислены эти компенсации (при направлении в служебные командировки; при переезде на работу в другую местность; при исполнении государственных или общественных обязанностей; при совмещении работы с обучением; при вынужденном прекращении работы не по вине работника и т.д.). Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда.
Судами установлено, что компенсация стоимости путевок на санаторно-курортное лечение произведена на основании положений пунктов 6.14 и 6.15 коллективного договора ЗАО "ЧФМК" на 2012-2014 годы.
Пунктом 6.14 коллективного договора предусмотрено выдавать путевки в санаторий-профилакторий ЗАО "ЧФМК" работникам общества и их детям за 10% стоимости, неработающим пенсионерам - за 5% стоимости, инвалидам трудового увечья и профзаболевания, участникам ВОВ 1 раз в два года предоставлять бесплатные путевки в санаторий-профилакторий.
В порядке пункта 6.15 коллективного договора общество обязано организовывать и обеспечивать ежегодное санаторно-курортное лечение работников, выделяя ежегодно на эти цели средства, утвержденные сметой в бюджете общества. За счет средств социального страхования обеспечивает путевками на санаторное лечение работников, работающих во вредных условиях труда и имеющих рекомендации медицинской комиссии с указанием в заключительном акте после прохождения периодического медицинского осмотра. Распределение, порядок, условия выдачи путевок, размер частичной оплаты за путевки и контроль за правильным расходованием средств осуществляет комиссия по социальному страхованию.
Согласно Положению о санатории-профилактории ЗАО "ЧФМК", утвержденному генеральным директором общества 10.04.2002, санаторий-профилакторий является структурным подразделением ЗАО "ЧФМК", лечебно-профилактическим учреждением санаторного типа, предназначенным для проведения лечебно-оздоровительной работы среди работников ЗАО "ЧФМК", членов их семей, пенсионеров ЗАО "ЧФМК", а также на договорной основе работников сторонних организаций и частных лиц. Основной задачей санатория-профилактория является поддержание и укрепление здоровья работников ЗАО "ЧФМК", нуждающихся по медицинским показаниям в санаторно-курортном и профилактическом лечении заболеваний, связанных с факторами производственной среды и условиями труда.
Пунктом 5.1 названного положения предусмотрено, что преимущественным правом для направления в санаторий профилакторий пользуются граждане нуждающиеся по состоянию здоровья в санаторном и физиотерапевтическом лечении, занятые на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, работающие инвалиды и ветераны войны и труда, беременные женщины (в ранние сроки беременности), доноры, систематически сдающие кровь для переливания, лица, состоящие на диспансерном учете, длительно и часто болеющие, работающие подростки. Медицинский отбор работников для направления в санаторий-профилакторий проводится цеховым врачом поликлиники с участием врача санатория-профилактория.
Как следует из материалов дела, путевки выделялись в указанном порядке при наличии медицинских показаний в соответствии с указаниями Фонда.
При таких обстоятельствах суды обеих инстанций обоснованно указали, что спорные компенсационные выплаты носят социальный характер и, несмотря на то, что они произведены в связи с наличием трудовых отношений, указанные выплаты не обладают признаками заработной платы в смысле статьи 129 ТК РФ, поскольку не являются оплатой труда (вознаграждением за труд), не относятся к стимулирующим выплатам, не зависят от квалификации работника, сложности, качества, количества и условий выполнения этим сотрудником самой работы. Факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками сам по себе не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Таким образом, выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Выводы судов соответствуют правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 14.05.2013 N 17744/12.
Согласно статье 219 ТК РФ работник имеет право на получение компенсаций, установленных в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Статьей 222 ТК РФ предусмотрено, что на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты, а на работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание. Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных продуктов, а также лечебно-профилактического питания, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2008 N 168 "О порядке определения норм и условий бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, молока или других равноценных пищевых продуктов и осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов" установлено, что работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов осуществляется в соответствии с Перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, нормами и условиями бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов (пункт 1).
Пунктом 2 данного постановления предусмотрена возможность замены бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов.
Перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, нормами и условиями бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов (далее - Перечень) утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45н (далее - Приказ N 45-н). Также данным приказом утверждены Нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока.
Согласно указанным Нормам и условиям бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов производится работникам в дни фактической занятости на работах с вредными условиями труда, обусловленными наличием на рабочем месте вредных производственных факторов, предусмотренных Перечнем, приведенного в приложении N 3, и уровни которых превышают установленные нормативы (пункт 2); норма бесплатной выдачи молока составляет 0,5 литра за смену независимо от продолжительности смены (пункт 4).
Пунктом 13 Приложения N 1 к Приказу N 45н предусмотрено, что в случае обеспечения безопасных (допустимых) условий труда, подтвержденных результатами проведения специальной оценки условий труда, работодатель принимает решение о прекращении бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов с учетом мнения первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
Основанием для принятия работодателем решения о прекращении бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам являются:
- наличие результатов проведения специальной оценки условий труда;
- согласие первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при их наличии у работодателя) на прекращение бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам по результатам проведения на их рабочих местах специальной оценки условий труда.
При отсутствии у работодателя данных о результатах проведения специальной оценки условий труда или невыполнении им вышеперечисленных требований сохраняется порядок бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, действовавший до вступления в силу данного Приказа.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством работодатель обязан бесплатно выдавать молоко работникам, фактически занятым на работах с вредными условиями труда, если это предусмотрено положениями заключенного коллективного договора, до получения результатов аттестации их рабочих мест, подтверждающих обеспечение безопасных (допустимых) условий труда. При этом для принятия работодателем решения о прекращении бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам необходимо одновременно соблюдение 2 условий: наличие результатов проведения специальной оценки условий труда и согласие первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при их наличии у работодателя) на прекращение бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам по результатам проведения на их рабочих местах специальной оценки условий труда.
Судами установлено и подателем жалобы не оспаривается, что ЗАО "ЧФМК" осуществляет деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности.
Коллективные договоры ЗАО "ЧФМК" на 2009 - 2011 годы и на 2012 - 2014 годы предусматривали осуществление выдачи молока, работникам, занятым на работах с вредными условиями труда. В приложениях к коллективным договорам утверждены перечни профессий и должностей, которым в дни работы устанавливалась бесплатная выдача молока. Данные перечни утверждены работодателем и председателем профкома. Перечень профессий и должностей, которым полагалась выдача молока был принят в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.03.2003 N 126 "Об утверждении перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов" и определил перечень вредных веществ и перечень должностей, работающих с данными вредными веществами, предусмотренные этим приказом.
Выплаты производились в соответствии с утвержденными перечнями.
Протоколами заседаний профсоюзного комитета от 28.01.2009, от 27.02.2009, от 02.02.2012, от 30.03.2012 подтверждается факт отказа профсоюзного комитета ЗАО "ЧФМК" от прекращения бесплатной выдачи молока.
Превышение допустимых вредных производственных факторов установлено обществом на основании замеров и оценки условий труда работников, проводимых в соответствии с программой производственного контроля вредных факторов.
При таких обстоятельствах суды правомерно указали, что основанием для бесплатной выдачи работнику молока или других равноценных пищевых продуктов является его фактическая занятость на работах с вредными условиями труда, обусловленными наличием на рабочем месте вредных производственных факторов, предусмотренных Перечнем.
При этом суды обоснованно отклонили доводы Фонда об отсутствии вредных производственных факторов по ряду должностей, перечисленных в решении, поскольку они противоречат материалам дела и не подтверждены документально.
На основании изложенного суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки выводов суда.
Таким образом, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа,
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 04.07.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2016 по делу N А13-2864/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.