Требование: о возврате излишне уплаченных денежных средств, о признании незаконным акта органа власти в связи с таможенным контролем
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции изменено, решение суда первой инстанции оставлено в силе
17 февраля 2017 г. |
Дело N А56-14918/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Алешкевича О.А., Самсоновой Л.А.,
при участии от Санкт-Петербургской таможни Зыковой А.В. (доверенность от 19.01.2017 N 04-24/01333) и Морозовой А.О. (доверенность от 09.01.2017 N 04-24/00042),
рассмотрев 15.02.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2016 (судьи Есипова О.И., Борисова Г.В., Лопато И.Б.) по делу N А56-14918/2016,
установил:
Закрытое акционерное общество "Алмаз-Пресс" (место нахождения: 109548, город Москва, Шоссейная улица, дом 4Д, ОГРН 1027700508516, ИНН 7703183209; далее - ЗАО "Алмаз-Пресс", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения Санкт-Петербургской таможни (место нахождения: 199034, Санкт-Петербург, 9-я линия В.О., дом 10, ОГРН 1037800003493, ИНН 783000998; далее - Таможня), выраженного в письме от 15.01.2016 N 19-27/00672, об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей в размере 935 699 руб. 44 коп. на основании скорректированных таможенным органом 18.09.2015 деклараций по решению суда от 20.01.2015.
Заявитель также просил суд обязать Таможню в соответствии со статьей 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) рассмотреть заявление ЗАО "Алмаз-Пресс", принять решение о возврате и вернуть Обществу 935 699 руб. 44 коп. излишне уплаченной таможенной пошлины. Кроме того, заявитель просил взыскать с Таможни в пользу Общества 152 859 руб. 49 коп. процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченной таможенной пошлины и судебные расходы по госпошлине в размере 3000 руб. - по неимущественному требованию и 23 716 руб. - по имущественному требованию.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.06.2016 (судья Исаева И.А.) суд Обществу в удовлетворении заявленных требований отказал полностью. Заявителю выдана справка на возврат 18 637 руб. 53 коп. госпошлины.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2016 решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.06.2016 по делу отменено в части отказа Обществу в возврате излишне уплаченной таможенной пошлины и взыскания процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченной таможенной пошлины. В отмененной части апелляционный суд обязал Таможню возвратить ЗАО "Алмаз-Пресс" 935 699 руб. 44 коп. излишне уплаченной таможенной пошлины. В пользу Общества с Таможни взыскано 152 859 руб. 49 коп. процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченной таможенной пошлины за период с 04.08.2014 по 19.04.2016 и 23 716 руб. расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции. В остальной части решение суда первой инстанции от 15.06.2016 оставлено без изменения. В пользу Общества с Таможни взыскано 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов апелляционного суда обстоятельствам дела, просит отменить постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2016 в удовлетворенной части требований относительно обязания Таможни возвратить Обществу излишне уплаченную таможенную пошлину в размере 935 699 руб. 44 коп. и взыскания с Таможни процентов в размере 152 859 руб. 49 коп. за нарушение сроков ее возврата за период с 04.08.2014 по 19.04.2016. Таможня просит в этих частях оставить в силе решение суда первой инстанции от 15.06.2016.
Податель жалобы считает, что судом апелляционной инстанции необоснованно применен общий срок исковой давности, предусмотренный статьями 200, 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Кроме того, по мнению подателя жалобы, имущественное требование в данном случае предъявлено к ненадлежащему ответчику в связи с тем, что поскольку таможенные платежи, не востребованные в срок, установленный частью 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, перечисляются в федеральный бюджет, то требования о взыскании излишне уплаченной таможенной пошлины в размере 935 699 руб. 44 коп. должны предъявляться к Федеральной таможенной службе (далее - ФТС России) как распорядителю бюджетных средств. Податель жалобы также указывает на необоснованность взыскания апелляционным судом процентов в соответствии с частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ за нарушение срока возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, так как решение Таможни об отказе в их возврате, выраженное в письме от 15.01.2016 N 19-27/00672, признано судами обеих инстанций законным; также Таможня не согласна с размером процентов.
В судебном заседании 08.02.2017 представитель Таможни поддержал доводы жалобы и заявил устное ходатайство об объявлении перерыва в судебном заседании в связи с необходимостью уточнения расчета взысканных процентов.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ судебном заседании объявлялся перерыв с 08.02.2017 по 15.02.2017, после перерыва рассмотрение жалобы продолжено тем же составом суда.
Приобщен к делу отзыв Общества, в котором он просит оставить без изменения постановление апелляционного суда от 14.11.2016.
В судебном заседании 15.02.2017 представители Таможни поддержали доводы жалобы, по ходатайству Таможни приобщен к делу уточненный расчет взысканных процентов.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции считает, что кассационная жалоба подлежит частичному удовлетворению, а постановление апелляционного суда от 14.11.2016 - частичной отмене, решение суда первой инстанции от 15.06.2016 в отмененной части - оставлению в силе в связи с неправильным применением апелляционным судом норм материального права.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в 2011 году Общество ввезло на таможенную территорию Таможенного союза в Российскую Федерацию товар - типографическую мелованную бумагу. В период с 04.08.2011 по 15.12.2011 Общество уплатило таможенную пошлину в установленном размере.
Товары выпущены таможенным органом в соответствии с процедурой выпуска для внутреннего потребления без предоставления льгот по уплате ввозной таможенной пошлины, предусмотренной Соглашением от 22.11.1950 "О ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера" (далее - Соглашение) и Протоколом к нему от 26.11.1976.
В соответствии с указанным Соглашением и Протоколом к нему от 26.11.1976, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.1994 N 795 "О присоединении Российской Федерации к Соглашению о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера и Протоколу к нему" (далее - Постановление N 795) договаривающиеся государства обязуются не взимать таможенных пошлин или других сборов при ввозе или в связи с ввозом книг, публикаций, документов, материалов просветительского, научного и культурного характера, выпущенных в других договаривающихся государствах и отвечающих условиям, определенным в приложениях к Протоколу.
Согласно приложению "Н" к Протоколу от 26.11.1976 в перечень материалов, освобожденных от взимания таможенных пошлин и иных сборов, вошли, в том числе, материалы для производства книг, изданий и документов (целлюлозная масса, макулатура, газетная и другие сорта типографской бумаги, типографские краски, клей и т.д.).
При этом пунктом 3 Постановления N 795 Федеральной таможенной службе (далее - ФТС России) предписано обеспечить таможенное оформление материалов, ввозимых на территорию Российской Федерации в рамках указанных Соглашения и Протокола, без взимания ввозных таможенных пошлин на основании подтверждений целевого назначения этих материалов, выдаваемых федеральными органами исполнительной власти, указанными в пункте 4 названного Постановления.
Согласно пункту 4 Постановления N 795 подтверждение соответствия ввозимых материалов Соглашению возложено на Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям.
Письмом от 25.03.2013 N 24/3-15-4071/24-3518с Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям подтвердило, что ввезенная ЗАО "Алмаз-Пресс" на территорию Российской Федерации через Таможню мелованная бумага предназначена для печати периодических журналов и является материалом, подпадающим под действие Соглашения.
Таким образом, ввезенная Обществом бумага подлежала освобождению от уплаты ввозной таможенной пошлины; для возврата уплаченных платежей необходимо было внести изменения в сведения, указанные в декларациях на товары и заявить соответствующее материальное требование.
ЗАО "Алмаз-Пресс" обратилось в Таможню с заявлением от 08.04.2013 о возврате излишне уплаченной таможенной пошлины (вх. от 28.05.2013 N 13780).
Это заявление письмом от 03.06.2013 N 2712/11035 возвращено таможенным органом без рассмотрения, при этом Таможня предложила произвести корректировку - внести изменения и (или) дополнения сведений в декларации на товары (далее - ДТ), пояснив, что только оформленная таможенным органом корректировка декларации на товары, заполненная в установленной форме, является документом, подтверждающим факт излишней уплаты таможенных пошлин.
Решением Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 N 255 "О порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров", действовавшим до 01.07.2014, утверждена Инструкция о порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров (далее - Инструкция N 255).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 Инструкции N 255 Общество обратилось в Таможню с заявлением от 19.05.2014 N 116/06 в порядке, предусмотренном пунктом 4 и главой II указанной Инструкции.
Письмом Таможни от 20.06.2014 N 6015/12418 Обществу отказано во внесении изменений в ДТ.
Не согласившись с отказом Таможни, выраженным в ее письме от 20.06.2014 N 6015/12418 Общество обратилось в арбитражный суд.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.01.2015 по делу N А56-61236/2014 действия Таможни, выраженные в письме от 20.06.2014 N 6015/12418 об отказе во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации, признаны незаконными; суд обязал Таможню в соответствии с Инструкцией N 255 принять решение и внести изменения и (или) дополнения в сведения, указанные в ДТ.
Судебные акты по делу N А56-61236/2014 в апелляционном и кассационном порядке не обжаловались.
В нарушение главы II Инструкции "О действиях должностных лиц таможенных органов при внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров", утвержденной Приказом ФТС России от 03.07.2014 N 1286 (далее - Инструкция N 1286) Таможня письмом от 18.09.2015 N 6015/30665, полученным Обществом 01.10.2015, сообщила о внесении изменений и (или) дополнений в часть деклараций и предоставила корректировки ДТ по списку, содержащемуся в этом письме.
ЗАО "Алмаз-Пресс" повторно обратилось в Таможню с заявлением от 17.12.2015 N 119/11.1 (вх. от 12.01.2016 N 00233) о возврате излишне уплаченной таможенной пошлины в размере 935 699 руб. 44 коп. на основании ДТ, скорректированных Таможней 18.09.2015.
Письмом от 15.01.2016 N 19-27/00672 Таможня отказала Обществу в возврате таможенной пошлины, ссылаясь на то, что поскольку ее уплата по ДТ, указанным в заявлении Общества, произведена в период с 04.08.2011 по 15.12.2011, трехлетний срок ее возврата, предусмотренный частью 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, истек.
Посчитав незаконным отказ Таможни в возврате таможенной пошлины, выраженный в письме от 15.01.2016 N 19-27/00672, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая решением от 15.06.2016 в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
Согласно статье 90 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза.
В соответствии с частью 1 статьи 129 Закона N 311-ФЗ взыскание и возврат таможенных сборов осуществляются в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
В силу положений статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания (часть 1).
Таким образом, Закон N 311-ФЗ устанавливает административную процедуру возврата таможенных платежей, налогов в случае их излишней уплаты (излишнего взыскания), а также уплаты в отсутствие законных оснований, и предусматривает сроки на реализацию лицами своих прав во внесудебном порядке - путем обращения с соответствующим заявлением в таможенный орган.
В силу пункта 3 части 12 статьи 147 Закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.
Поскольку уплата Обществом спорных таможенных пошлин, указанных в заявлении от 17.12.2015 N 119/11.1, произведена в период с 04.08.2011 по 15.12.2011, суд первой инстанции пришел к правомерному заключению, что установленный Законом N 311-ФЗ пресекательный трехлетний срок для принятия таможенным органом решения о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей на дату подачи Обществом заявления от 17.12.2015 N 119/11.1 истек; оснований для восстановления срока в условиях действующего правового регулирования у таможенного органа не имелось.
В связи с этим Таможня письмом от 15.01.2016 N 19-27/00672 правомерно отказала заявителю в возврате таможенных платежей, а суд первой инстанции законно и обоснованно отказал Обществу в удовлетворении требований в части оспаривания соответствующих действий Таможни, обязания таможенного органа рассмотреть заявление Общества от 17.12.2015 N 119/11.1 и принять решение о возврате таможенных пошлин. Апелляционный суд согласился с такими выводами суда первой инстанции и в этой части оставил в силе решение суда первой инстанции от 15.06.2016.
Вместе с тем, апелляционный суд не согласился с судом первой инстанции в отношении отказа в удовлетворении требований Общества в остальной части и постановлением от 14.11.2016 отменил решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.06.2016.
Суд апелляционной инстанции посчитал, что судом первой инстанции не учтено, что закрепление в статьях 147 и 148 Закона N 311-ФЗ сроков для возврата таможенных пошлин не препятствует лицу в случае пропусков указанных сроков обратиться в суд с иском о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства.
Как правильно указал апелляционный суд, в рассматриваемом случае, в отсутствие в таможенном законодательстве положений, устанавливающих срок на обращение в суд с требованием о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей и налогов, такое требование подлежит рассмотрению с применением общих правил исчисления срока исковой давности и продолжительности срока исковой давности в три года (пункт 1 статьи 200, статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - ГК РФ).
На необходимость применения данного срока в публичных правоотношениях неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (определения от 21.06.2001 N 173-О, от 03.07.2008 N 630-О-П).
Как указал апелляционный суд, аналогичная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2015 N 310-КН14-8046 и от 23.11.2015 N 305-КГ15-8888.
В данном случае общий срок исковой давности применительно к спорным правоотношениям должен исчисляться не ранее чем с момента вступления в законную силу судебного акта по делу N А56-61236/2014, то есть с 21.02.2015; ввиду приведенных положений гражданского законодательства и с учетом преюдициального значения решения арбитражного суда по делу N А56-61236/2014.
Выводы суда апелляционной инстанции в этой части кассационной жалобы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Апелляционный суд правильно применил нормы материального и процессуального права.
Нарушителем прав Общества в рамках рассмотренных судами спорных таможенных правоотношений является Таможня, а не ФТС России, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит процессуальных оснований для обязательного участия в настоящем деле ФТС России как надлежащего ответчика (ввиду данной судами правовой квалификации, а равно требований главы 24 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта в этой части отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
В части взыскания с Санкт-Петербургской таможни в пользу ЗАО "Алмаз-Пресс" 152 859 руб. 49 коп. процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченной таможенной пошлины за период с 04.08.2014 по 19.04.2016, постановление апелляционного суда от 14.11.2016 подлежит отмене в этой части, а решение суда первой инстанции от 15.06.2016 - оставлению в силе в связи с неправильным применением апелляционным судом норм материального права.
Как следует из материалов дела, требование об обязании Таможни возвратить Обществу излишне уплаченную таможенную пошлину в размере 935 699 руб. 44 коп. по делу N А56-61236/2014 Обществом не заявлялось, а решение Таможни, оформленное письмом от 15.01.2016 N 19-27/00672 об отказе заявителю в возврате таможенных платежей признано судами законным и обоснованным и Обществом не обжалуется в суде кассационной инстанции.
Решение Таможни о возврате без рассмотрения заявления Общества, оформленное письмом от 03.06.2013 N 2712/11035 не обжаловалось заявителем.
В силу части 6 статьи 147 Закона N 147-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Согласно части 12 статьи 147 Закона N 147-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится:
1) при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности. В указанном случае по заявлению плательщика (его правопреемника) может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в счет погашения указанной задолженности с учетом положения части 10 настоящей статьи;
2) если сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, составляет менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных пошлин, налогов физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц;
3) в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.
В силу части 14 статьи 147 Закона N 311-ФЗ при возврате таможенных пошлин, налогов проценты с них не выплачиваются, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, и суммы не индексируются.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (далее - Постановления Пленума N 18) в пункте 33 названного Постановления разъяснил судам, что "выплата предусмотренных частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании процентов направлена на компенсацию потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у частного субъекта. В связи с этим судам следует учитывать, что в случае излишнего взыскания таможенных платежей установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем их уплаты в бюджет, определяемого в соответствии со статьей 117 Закона о таможенном регулировании, до даты фактического возврата не только в случае принудительного взыскания таможенным органом, но и в случае, если перечисление взыскиваемых сумм произведено добровольно во исполнение соответствующего решения таможенного органа.
Если квалификация таможенных платежей как поступивших в бюджет излишне обусловлена внесением по инициативе плательщика соответствующих изменений в указанные в декларации сведения о товарах после их выпуска, предусмотренные частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании проценты начисляются не ранее дня, следующего за днем истечения срока рассмотрения заявления о возврате таможенных платежей.
При этом расчет процентов производится по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, деленной на фактическое число дней в соответствующем году (365 или 366 дней), поскольку данная ставка является годовой.
Предусмотренные частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании проценты не начисляются, если излишне поступившие в бюджет таможенные платежи учитывались при решении вопроса о начислении пени в связи с возникшей за этот же период задолженностью плательщика перед бюджетом (абзац второй пункта 21 настоящего постановления)".
В данном случае заявитель исчислил проценты в сумме 152 859 руб. 49 коп. за период с 04.08.2014 по 07.06.2016, сославшись на требования статьи 147 Закона N 311-ФЗ, не связав период их начисления с фактически поданными им заявлениями о возврате излишне уплаченных таможенных платежей (от 08.04.2013 и от 17.12.2015).
Следует также отметить, что в части 2 статьи 148 Закона N 311-ФЗ специально указано, что возврат таможенных пошлин, налогов в случаях, указанных в части 1 настоящей статьи, производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, в соответствии с настоящей статьей применительно к возврату излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей. При этом положения части 9 статьи 147 настоящего Федерального закона не применяются.
Исходя из пункта 3 части 12 и части 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, пункта 33 Постановления Пленума N 18, у Общества отсутствует по заявленным им основаниям, в контексте требований статьи 147 Закона N 311-ФЗ, право на исчисление и взыскание с таможенного органа процентов, поскольку решение Таможни от 03.06.2013 N 2712/11035 о возврате без рассмотрения заявления Общества от 08.04.2013, не признано незаконным и не отменено, решением суда от 20.01.2015 по делу N А56-61236/2014 признаны незаконными только действия Таможни, выраженные в письме от 20.06.2014 N 6015/12418 об отказе в корректировках в декларации на товары; материального требования о возврате излишне уплаченных платежей Общество по делу N А56-61236/2014 не заявляло и соответственно суды его не рассматривали.
Более того, судебные инстанции правильно указали по настоящему делу, что поскольку уплата таможенных платежей произведена Обществом в период с 04.08.2011 по 15.12.2011, следовательно, установленный Законом N 311-ФЗ пресекательный трехлетний срок для принятия таможенным органом решения о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей на дату подачи Обществом заявления от 17.12.2015 N 119/11.1 истек и оснований для восстановления срока в условиях действующего правового регулирования у таможенного органа не имелось, в связи с чем Таможня письмом от 15.01.2016 N 19-27/00672 правомерно в силу пункта 3 части 12 статьи 147 Закона N 311-ФЗ отказала заявителю в возврате таможенных платежей.
Следует также отметить, что в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2015 N 310-КГ14-8046 и от 23.11.2015 N 305-КГ15-8888, также не содержится выводов относительно исчисления и взыскания с таможенного органа процентов по основаниям, предусмотренных статьей 147 Закона N 311-ФЗ, применительно к истечению трехлетнего срока давности уплаты излишне уплаченных таможенных платежей.
При таких обстоятельствах постановление апелляционного суда от 14.11.2016 подлежит отмене в части отмены решения суда первой инстанции от 15.06.2016 об отказе во взыскании с Таможни в пользу Общества 152 859 руб. 49 коп. процентов и взыскании с Таможни в пользу Общества 152 859 руб. 49 коп. процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченной таможенной пошлины за период с 04.08.2014 по 19.04.2016. В отмененной части следует оставить в силе решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.06.2016.
В остальной части постановление апелляционного суда от 14.11.2016 относительно взыскания с Таможни 23 716 руб. расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции и взыскании пользу Общества с Таможни 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции, не обжалуется Таможней, нормы процессуального права в этой части апелляционным судом не нарушены.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 и 5 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2016 по делу N А56-14918/2016 отменить в части отмены решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.06.2016 об отказе во взыскании с Санкт-Петербургской таможни в пользу ЗАО "Алмаз-Пресс" 152 859 руб. 49 коп. процентов и взыскании с Санкт-Петербургской таможни в пользу ЗАО "Алмаз-Пресс" 152 859 руб. 49 коп. процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченной таможенной пошлины за период с 04.08.2014 по 19.04.2016.
В отмененной части оставить в силе решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.06.2016 по делу N А56-14918/2016.
В остальной части постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2016 по делу N А56-14918/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.