13 марта 2017 г. |
Дело N А21-2798/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Кудина А.Г., Самсоновой Л.А.,
при участии от Калининградской областной таможни Волкова Д.А. (доверенность от 26.12.2016 N 67), Шпачука М.М. (доверенность от 27.12.2016 N 133), от акционерного общества "ПРАВДИНСКОЕ СВИНО ПРОИЗВОДСТВО" Сиваевой Е.А. (доверенность от 20.01.2015),
рассмотрев 06.03.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Калининградской областной таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.06.2016 (судья Залужная Ю.Д.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2016 (судьи Протас Н.И., Сомова Е.А., Толкунов В.М.) по делу N А21-2798/2016,
установил:
Акционерное общество "ПРАВДИНСКОЕ СВИНО ПРОИЗВОДСТВО", место нахождения: 238411, Калининградская область, Правдинский район, пос. Костромино, ОГРН 1063917004271, ИНН 3923004320 (далее - АО "ПСП", Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными решений Калининградской областной таможни, место нахождения: 236006, Калининградская область, Калининград, Гвардейский пр., д. 30, ОГРН 1083925999992, ИНН 3906190003 (далее - Таможня):
- от 11.03.2016 N 10012000/400/110316/Т0048 о непредоставлении АО "ПСП" полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товара (части товара) по декларациям на товары (далее - ДТ) NN 10226050/180613/0023608, 10226050/010312/0005485, 10226050/091111/0034246, 10226050/291211/0040908, 10226050/100712/0021116, 10226050/131112/0038129;
- от 11.03.2016 N N РКТ-10012000-16/000086, РКТ-10012000-16/000087, РКТ-10012000-16/000088, РКТ-10012000-16/000089, РКТ-10012000-16/000090, РКТ-10012000-16/000091, РКТ-10012000-16/000092, РКТ-10012000-16/000093 о классификации товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД);
а также требований об уплате таможенных платежей от 23.03.2016 N 10012000/230316/0000126, от 24.03.2016 N 10012000/240316/0000125.
Решением суда первой инстанции от 17.06.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.10.2016, требования Общества удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Таможня просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. По мнению подателя жалобы, судебные акты по делу вынесены с нарушением норм материального права, в связи с чем подлежат отмене. Непредставление декларантом на ввозимых животных племенных свидетельств исключает возможность классификации спорного товара по коду 0103 10 000 0 ТН ВЭД. Выводы судов о том, что камеральная таможенная проверка, по результатам которой приняты оспариваемые решения и выставлены требования, проведена Таможней по истечении установленного законом срока, не соответствуют положениям статьи 96 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС). Таможня полагает, что в данном случае срок таможенного контроля для товаров, не ограничен трехлетним сроком, поскольку таможенная процедура свободной таможенной зоны не изменялась, не была завершена помещением товаров под иную таможенную процедуру, товары имеют статус иностранных товаров и находится под таможенным контролем.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители таможенного органа доводы кассационной жалобы поддержали. Представитель АО "ПСП" возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в рамках внешнеэкономического контракта от 13.11.2010 N 06123-1 АО "ПСП" ввезло на территорию Калининградской области и задекларировало в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны (ИМ 78) по ДТ NN 10226050/091111/0034246, 10226050/291211/0040908, 10226050/010312/0005485, 10226050/100712/0021116, 10226050/131112/0038129, 10226050/180613/0023608 товары - свиньи живые, для разведения, чистопородные племенные животные, вес 30-100 кг, возраст 12-27 недель, изготовитель TYBJERGGAAD, товарный знак TYBJERGGAAD (Дания). Страна происхождения и отправления - Дания, в ДТ заявлен код 0103 10 000 0 ТН ВЭД, которому соответствует ставка таможенной пошлины 0%.
В связи с применением таможенной процедуры свободной таможенной зоны таможенные пошлины и налоги начислены условно.
После выпуска товаров, ввезенных Обществом на территорию Калининградской области, должностными лицами Таможни в период с 01.12.2014 на основании статьи 131 ТК ТС проведена камеральная таможенная проверка по вопросу проверки достоверности заявленных сведений о классификационном коде в соответствии с ТН ВЭД при таможенном декларировании товаров по перечисленным ДТ.
В ходе проверки таможенный орган установил, что АО "ПСП" при ввозе в период с 09.11.2011 по 18.06.2013 в целях подтверждения заявленного классификационного кода товара "свиньи живые, для разведения, чистопородные племенные животные" при совершении таможенных операций представлены:
- выписки из Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию, по ввозимым семенам сортов растений, племенному материалу пород животных;
- ветеринарные сертификаты, выданные Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Калининградской области (ТУ Россельхознадзора);
- ветеринарные сертификаты на экспортируемых из ЕС в РФ племенных свиней и иные документы.
Свидетельства о регистрации импортированных на территорию Российской Федерации племенных животных во Всероссийском научно-исследовательском институте племенного дела Обществом в таможенный орган не представлены, в связи с чем Таможня пришла к выводу о том, что классификация спорных товаров должна осуществляться в субпозиции 0103 91 или 0103 92 ТН ВЭД (в зависимости от веса животного соответственно).
По результатам проведенной камеральной таможенной проверки Таможней приняты решения от 11.03.2016 о классификации товара по ТН ВЭД N N РКТ-10012000-16/000086, РКТ-10012000-16/000087, РКТ-10012000-16/000088, РКТ- 10012000-16/000089, РКТ-10012000-16/000090, РКТ-10012000-16/000091, РКТ-10012000-16/000092, РКТ-10012000-16/000093. Согласно названным решениям товар классифицирован таможенным органом как "свиньи живые: прочие: массой 50 кг или более: домашние виды: прочие" в субпозициях 0103 91 и 0103 92 ТН ВЭД (в зависимости от веса животного), которым соответствует ставка таможенной пошлины в размере 5%.
В связи с принятием решений о классификации товара в субпозициях 0103 91 и 0103 92 ТН ВЭД (в зависимости от веса животного) таможенный орган пришел к выводу о том, что частично (в весе более 50 кг) данный товар не может быть помещен под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, поскольку он входит в Перечень товаров, запрещенных к помещению под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2006 N 186 (далее - Перечень N 186), и, соответственно, в отношении данного товара должны быть уплачены таможенные пошлины.
На этом основании таможенным органом приняты решения:
- от 11.03.2016 N 10012000/400/110316/Т0048 о непредоставлении АО "ПСП" полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, задекларированных по ДТ NN 10226050/091111/0034246 (часть товара в количестве 163 головы, весом более 50 кг), 10226050/291211/0040908, 10226050/010312/0005485 (часть товара в количестве 429 голов, весом более 50 кг), 10226050/100712/0021116,10226050/131112/0038129 по таможенной процедуре свободной таможенной зоны, что влечет наступление срока уплаты таможенных пошлин, налогов согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 80 ТК ТС;
- от 11.03.2016 N 10012000/400/110316/Т0048 о непредоставлении полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, задекларированных по ДТ N 10226050/180613/0023608 по таможенной процедуре свободной таможенной зоны, что влечет наступление срока уплаты таможенных пошлин, налогов согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 80 ТК ТС.
Также Таможней были пересчитаны таможенные платежи и Обществу выставлены требования:
- от 23.03.2016 N 10012000/230316/0000126 об уплате таможенных платежей в размере 1 924 197 руб. 63 коп., включая пени в сумме 426 864 руб. 67 коп.;
- от 24.03.2016 N 10012000/240316/0000125 об уплате таможенных платежей в размере 31 218 078 руб. 29 коп., включая пени в сумме 9 048 749 руб. 27 коп.
Считая решения о классификации товара, о непредоставлении полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также требования об уплате таможенных платежей незаконными, АО "ПСП" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу, что у таможенного органа отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемых решений и выставления требований, в связи с чем удовлетворили требования заявителя.
Проверив законность обжалуемых судебных актов и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Западного округа считает кассационную жалобу подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно статье 52 ТК ТС товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов Таможенного союза. Решения таможенных органов по классификации товаров могут быть обжалованы в соответствии со статьей 9 ТК ТС.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, которым установлены Основные правила интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ ТН ВЭД).
Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам (правило 1 ОПИ ТН ВЭД). Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями ОПИ ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей данного правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (правило 6 ОПИ ТН ВЭД).
Раздел I ТН ВЭД "Живые животные; продукты животного происхождения" включает в себя группу 01 "Живые животные".
Из пояснения к субпозиции 0103 10 ТН ВЭД следует, что термин "чистопородные племенные животные" означает только тех племенных животных, которые отнесены к категории "чистопородные" компетентными национальными органами.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 03.08.1995 N 123-ФЗ "О племенном животноводстве" (далее - Закон N 123-ФЗ) под племенным животным понимается сельскохозяйственное животное, имеющее документально подтвержденное происхождение, используемое для воспроизводства определенной породы и зарегистрированное в установленном порядке.
В силу статьи 11 Закона N 123-ФЗ экспорт и импорт племенной продукции (материала) осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, при наличии разрешения специально уполномоченного Правительством Российской Федерации государственного органа по управлению племенным животноводством. Разрешение на импорт племенной продукции (материала) выдается при условии, если племенная ценность импортируемой племенной продукции (материала) подтверждена признаваемым Российской Федерацией племенным свидетельством. Для получения указанного разрешения заинтересованное лицо обязано представить в специально уполномоченный Правительством Российской Федерации государственный орган по управлению племенным животноводством документы о качестве племенной продукции (материала).
Племенные свидетельства выдает государственная племенная служба, которая представляет собой единую систему федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в области племенного животноводства (статьи 12 и 13 Закона N 123-ФЗ). Племенное свидетельство - это документ, подтверждающий происхождение, продуктивность и иные качества племенного животного, а также происхождение и качество семени или эмбриона (статья 2 Закона N 123-ФЗ).
Согласно статье 18 Закона N 123-ФЗ объектами государственной регистрации являются племенные животные и племенные стада. Государственная регистрация племенных животных и племенных стад осуществляется посредством внесения записей соответственно в государственную книгу племенных животных и государственный племенной регистр. Государственная книга племенных животных и государственный племенной регистр ведутся соответствующими органами государственной племенной службы. Положение о государственной книге племенных животных и положение о государственном племенном регистре утверждаются специально уполномоченным Правительством Российской Федерации государственным органом по управлению племенным животноводством.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 N 450 "О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации" утверждено Положение о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, согласно пунктам 5.5.11 и 5.5.12 которого названное Министерство осуществляет регистрацию племенных животных и племенных стад соответственно в государственной книге племенных животных и государственном племенном регистре, выдачу сертификатов (свидетельств) на племенную продукцию (материал).
В письме от 29.03.2010 N 24-24/303 "О подтверждении чистопородности ввозимых на территорию Российской Федерации племенных сельскохозяйственных животных" Министерство сельского хозяйства Российской Федерации разъяснило, что идентификацию и регистрацию в животноводстве импортной племенной продукции (материала), выдачу свидетельств о регистрации импортированных племенных животных осуществляет Всероссийский научно-исследовательский институт племенного дела (в соответствии с уставом), находящийся в ведении этого Министерства. Для получения указанных свидетельств заинтересованному лицу необходимо представить в установленном порядке во Всероссийский научно-исследовательский институт племенного дела (ФГБНУ ВНИИ племенного дела) сертификаты на ввозимых племенных животных.
В данном случае материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что в отношении товара, задекларированного по ДТ N N 10226050/091111/0034246, 10226050/291211/0040908, 10226050/010312/0005485, 10226050/100712/0021116, 10226050/131112/0038129, 10226050/180613/0023608, Обществом свидетельства о регистрации импортированных племенных животных в ФГБНУ ВНИИ племенного дела не получены.
Отсутствие у декларанта указанных свидетельств о регистрации импортированных племенных животных исключает классификацию спорных товаров по коду 0103 10 000 0 ТН ВЭД.
Ветеринарные сертификаты, выданные ТУ Россельхознадзора, ветеринарные сертификаты на экспортируемых из ЕС в РФ племенных свиней, племенные сертификаты организации-производителя TYBJERGGAAD (Дания), выписки из Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию по ввозимым семенам сортов растений, племенному материалу пород животных, а также разрешения ТУ Россельхознадзора от 17.12.2010 N ФС/УВН-01/8139, от 30.12.2011 N ФС/УВН-01/8540, от 15.03.2013 N ФС/УВН-01/49447 на ввоз в Таможенный союз племенных свиней и племенных хряков не являются соответствующими документами, подтверждающими отнесение спорных животных к чистопородным племенным. Выводы судов об обратном основаны на неверном толковании и применении ОПИ ТН ВЭД и положений Закона N 123-ФЗ.
Признавая оспариваемые решения Таможни о классификации товаров незаконными, суды двух инстанций приняли во внимание, что импортированные на территорию Российской Федерации животные (свиньи) не использовались Обществом в целях воспроизводства породы, а использовались в качестве основных средств для производства товарного молодняка. В связи с этим, по мнению судов, представленные АО "ПСП" при декларировании и в ходе камеральной проверки документы являлись достаточными для классификации по избранному заявителем коду ТН ВЭД.
Однако данные обстоятельства (использование в целях, не связанных с воспроизводством породы), освобождающие заявителя от обязанности получать свидетельства о регистрации импортированных племенных животных, вопреки выводам судов, не подтверждают правомерность заявления Обществом при декларировании спорных животных кода 0103 10 000 0 ТН ВЭД.
Из текста субпозиции 0103 10 ТН ВЭД следует, что в ней подлежат классификации "свиньи живые: - чистопородные племенные животные".
Как уже указывалось выше, в силу статьи 2 Закона N 123-ФЗ к племенным животным относятся сельскохозяйственные животные, имеющие документально подтвержденное происхождение, используемые для воспроизводства определенной породы и зарегистрированные в установленном порядке. При этом условием использования племенного животного в целях воспроизводства породы является его регистрация и наличие на него племенного свидетельства (статья 22 Закона N 123-ФЗ).
Таким образом, назначение сельскохозяйственных животных (для воспроизводства определенной породы) является одним из критериев отнесения их к племенным, а, следовательно, исходя из текста субпозиции 0103 10 ТН ВЭД, имеет значение и для классификации животных по этому коду. В свою очередь соответствие животного указанному критерию подтверждается наличием на него племенного свидетельства.
Исходя из изложенного, по смыслу статей 2 и 22 Закона N 123-ФЗ ввоз сельскохозяйственных животных для использования без цели воспроизводства породы и, соответственно, без получения племенного свидетельства, исключает их отнесение к племенным животным (в том числе при наличии документально подтвержденного происхождения), а в рассматриваемом случае в силу правил 1 и 6 ОПИ ТН ВЭД исключает и их классификацию по коду 0103 10 000 0 ТН ВЭД.
Данный вывод подтверждается, в том числе, содержанием приказа Минсельхозпрода России от 06.04.1995 N 91, которым введена Система обязательной сертификации племенного материала (продукции) сельскохозяйственных животных. Как правомерно отметили суды, данный приказ является единственным на сегодняшний день действующим правовым актом, регламентирующим порядок, а также условия получения сертификата (племенного свидетельства).
Согласно пункту 5.8 названного приказа Минсельхозпрода России от 06.04.1995 N 91 независимо от наличия у продавца племенного статуса по истокам аттестации (лицензирования) государственной племенной службы и оформленной в соответствии с требованиями потребителя документации на животных и иную продукцию, а также сертификата госветслужбы, отбор, продажа (передача), использование указанной продукции в качестве племенной без сертификата органов Системы сертификации не допускается. Запрещается рекламировать в качестве племенной продукцию, подлежащую обязательной сертификации, предприятиями и лицами, не имеющими прав на получение сертификатов.
Таким образом, именно документ о результатах сертификации (сертификат (свидетельство) является основанием для признания конкретного животного племенным и гарантирует определенный уровень эффективности его использования при соблюдении пользователем племенной продукции (материала) технологии ведения племенного животноводства.
Ссылки судов на положения Инструкции о ввозе на территорию Российской Федерации и вывозе с территории Российской Федерации семян сортов растений и племенного материала пород животных, утвержденной Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 08.05.1997 N 12-04/5, Государственным таможенным комитетом Российской Федерации от 08.05.1997 N 01-23/8667 (далее - Инструкция), выводы о необходимости представления племенного свидетельства для подтверждения того, что сельскохозяйственное животное является племенным, также не опровергают.
Согласно пункту 1.3 названной Инструкции перечисленные в разделах 2 и 3 Инструкции документы (в том числе выписка из Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию, по ввозимым семенам сортов растений, племенному материалу пород животных; пункт 2.4 Инструкции), представление которых необходимо при таможенном оформлении племенного материала пород животных, являются необходимыми для таможенных целей документами, удостоверяющими, что ввоз и вывоз указанных товаров не запрещен, но сами по себе не подтверждают племенной статус ввозимой продукции.
Наличие у заявителя выписок из Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию по ввозимым семенам сортов растений, племенному материалу пород животных недостаточно для отнесения спорных животных к племенным, поскольку нахождение породы в Госреестре дает право размножать, ввозить, сертифицировать и реализовывать племенной материал породы на территории Российской Федерации, то есть не освобождает от обязанности в установленном порядке получить сертификат, подтвердив, что ввозимые животные являются племенными.
Из приведенных в статье 2 Закона N 123-ФЗ определений "племенное животное" и "племенное свидетельство" следует, что для получения статуса племенного недостаточно документально подтвердить происхождение животного, требуют удостоверения также продуктивность и иные значимые качества племенного животного (качество племенной продукции). В связи с этим доводы Общества о том, что происхождение каждого из животных документально подтверждено, в том числе, документами иностранного производителя, о племенном статусе животных также не свидетельствуют.
При таком положении, в связи с непредставлением декларантом свидетельств о регистрации импортированных племенных животных в ФГБНУ ВНИИ племенного дела, таможенный орган правомерно и обоснованно классифицировал спорный товар в зависимости от веса животного в субпозициях 0103 91 и 0103 92 ТН ВЭД. Основания для признания оспариваемых решений Таможни о классификации товаров недействительными у судебных инстанций отсутствовали.
Кассационная инстанция также не может согласиться с выводами судов о проведении Таможней камеральной таможенной проверки и принятии оспариваемых решений и выставлении требований за пределами сроков, предусмотренных статьей 99 ТК ТС и статьей 164 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ).
Исходя из требований части 1 статьи 99 ТК ТС и части 2 статьи 164 Закона N 311-ФЗ срок таможенного контроля, осуществляемого после выпуска товаров, ограничен тремя годами со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. Следовательно, если основания для начисления таможенных платежей возникли по итогам проведения таможенного контроля после выпуска товара, требование об уплате таможенных платежей может быть направлено декларанту или иному лицу также в пределах трехлетнего срока, предусмотренного частью 2 статьи 164 Закона N 164-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 96 ТК ТС товары, указанные в пункте 1 настоящей статьи, считаются находящимися под таможенным контролем до:
1) помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, за исключением условно выпущенных товаров, или реимпорта;
2) приобретения условно выпущенными товарами статуса товаров таможенного союза в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса;
3) помещения товаров под таможенные процедуры отказа в пользу государства или уничтожения в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза;
4) обращения в собственность государства - члена таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства;
5) фактического вывоза с таможенной территории таможенного союза;
6) отнесения отходов, образовавшихся в результате операций переработки иностранных товаров на таможенной территории, к непригодным для их дальнейшего коммерческого использования;
7) признания части иностранных товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории или переработки для внутреннего потребления, производственными потерями.
В рассматриваемой ситуации суды установили, что согласно отметкам "Выпуск разрешен", проставленным в графе "С" деклараций и удостоверенным подписью должностного лица таможенного органа и оттиском его личной номерной печати, товар был выпущен для использования в соответствии с заявленным таможенным режимом: по ДТ N 10226050/091111/0034246 - 09.11.2011; по ДТ N 10226050/291211/0040908 - 29.12.2011; по ДТ N 10226050/010312/0005485 - 01.03.2012; по ДТ N 10226050/100712/0021116 - 10.07.2012; по ДТ N 10226050/131112/0038129 - 13.11.2012.
Исходя из изложенного суды сделали вывод, что с указанных дат товары не считаются находящимися под таможенным контролем, следовательно, срок для проведения таможенного контроля после выпуска товаров в отношении товаров, ввезенных на основании спорных деклараций, истек по ДТ N 10226050/091111/0034246 - 09.11.2014, по ДТ N 10226050/291211/0040908 - 29.12.2014, по ДТ N 10226050/010312/0005485 - 01.03.2015, по ДТ N 10226050/100712/0021116 - 10.07.2015, по ДТ N 10226050/131112/0038129 -13.11.2015.
Поскольку камеральная таможенная проверка проведена по истечении указанных сроков, суды двух инстанций посчитали, что все принятые по итогам проверки решения таможенного органа, а также выставленные требования об уплате таможенных платежей, подлежат признанию недействительными в связи с нарушением Таможней требований части 1 статьи 99 ТК ТС и части 2 статьи 164 Закона N 311-ФЗ.
Вместе с тем в силу положений части 1 статьи 96 ТК ТС при ввозе на таможенную территорию таможенного союза товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы. И в данном случае перечисленные в части 2 статьи 96 ТК ТС обстоятельства, с которыми связано прекращение статуса товаров под таможенным контролем, вопреки выводам судов, не наступили, поскольку в отношении спорных товаров имел место выпуск в режиме таможенной процедуры свободной таможенной зоны, а не выпуск для внутреннего потребления.
Таким образом, принимая во внимание, что спорные товары помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, имеют в силу статьи 10 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (заключено в Санкт-Петербурге 18.06.2010; далее - Соглашение о СЭЗ) статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем, следует признать, что установленный статьей 99 ТК ТС и статьей 164 Закона N 311-ФЗ для осуществления контрольных мероприятий трехлетний срок, исчисляемый с момента окончания нахождения товаров под таможенным контролем, таможенным органом не пропущен. Следовательно, оспариваемые решения приняты и требования выставлены с учетом положений статьи 164 Закона N 311-ФЗ во взаимосвязи со статьей 152 названного закона.
Согласно статье 10 Закона N 16-ФЗ под таможенную процедуру свободной таможенной зоны не могут быть помещены товары, установленные в соответствии с Соглашением о СЭЗ, в том числе, товары в соответствии с Перечнем N 186, к которым относятся товары, классифицируемые в субпозиции 010392 ТН ВЭД "свиньи живые, массой более 50 кг".
Учитывая изложенное, таможенный орган пришел к правильному выводу о том, что в отношении части ввезенного АО "ПСП" товара условия помещения под таможенную процедуру свободной таможенной зоны не соблюдены, в связи с чем принял решения от 11.03.2016 N 10012000/400/110316/Т0048 о непредоставлении Обществу полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, задекларированных по ДТ NN 10226050/091111/0034246 (часть товара в количестве 163 головы, весом более 50 кг), 10226050/291211/0040908, 10226050/010312/0005485 (часть товара в количестве 429 голов, весом более 50 кг), 10226050/100712/0021116, 10226050/131112/0038129, 10226050/180613/0023608 по таможенной процедуре свободной таможенной зоны.
В связи с принятием названных решений от 11.03.2016 N 10012000/400/110316/Т0048 и в соответствии с требованиями подпункта 1 пункта 3 статьи 80 и статьи 205 ТК ТС в отношении товаров, перечисленных в данных решениях, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги.
Согласно пункту 1 статьи 151 Закона N 311-ФЗ пенями признаются установленные настоящей статьей денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
По правилам статьи 152 Закона N 311-ФЗ требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов (пункт 1).
При нарушении требований и условий таможенных процедур, которое в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле влечет наступление срока уплаты таможенных пошлин, налогов, требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено не позднее трех месяцев после дня обнаружения указанного нарушения.
Принимая во внимание приведенные требования закона, таможенный орган, установив, что в отношении части ввезенного заявителем товара условия помещения под таможенную процедуру свободной таможенной зоны не соблюдены, и соответственно, подлежат уплате таможенные пошлины, правомерно направил в адрес Общества требования об уплате таможенных платежей и пени от 23.03.2016 N 10012000/230316/0000126 и от 24.03.2016 N 10012000/240316/0000125.
При таких обстоятельствах у судебных инстанций не имелось оснований для признания оспариваемых решений о классификации, о непредоставлении полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также требований, незаконными. Неправильное применение судами ОПИ ТН ВЭД, ТК ТС, норм Закона N 123-ФЗ, Закона N 16-ФЗ и Закона N 311-ФЗ привело к принятию неправильного решения по существу спора.
Поскольку судами двух инстанций в полной мере установлены фактические обстоятельства дела, но неверно применены нормы материального права, кассационная инстанция в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ находит возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, отменить вынесенные ими решение и постановление, и принять новый судебный акт - об отказе АО "ПСП" в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.06.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2016 по делу N А21-2798/2016 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.