28 марта 2017 г. |
Дело N А21-4363/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Афанасьева С.В., Рудницкого Г.М.,
при участии от Правительства Калининградской области Готовчика А.Л. (доверенность от 29.12.2016 N 110-Д),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Балтик Экспо" на определение Арбитражного суда Калининградской области от 03.10.2016 (судья Можегова Н.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2017 (судьи Горбик В.М., Кашина Т.А., Колосова Ж.В.) по делу N А21-4363/2015,
установил:
Открытое акционерное общество "Балтик Экспо", место нахождения: 236000, Калининградская обл., Калининград, Октябрьская ул., д. 3а, ОГРН 1023901641719, ИНН 3905021884 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Правительству Калининградской области, место нахождения: 236007, Калининградская обл., Калининград, ул. Д. Донского, д. 1, ОГРН 1023900771300, ИНН 3905015665, с требованиями, уточненными в ходе судебного разбирательства:
- о признании незаконным бездействия Правительства Калининградской области, выразившегося в невнесении изменений в Проект планировки территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда, предназначенной для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, финансирование строительства которого предусмотрено за счет федерального бюджета (далее - Проект планировки территории Московского и Ленинградского районов), а также соответствующих изменений в Проект межевания территории Московского и Ленинградского районов города Калининграда, предназначенной для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест (далее - Проект межевания территории Московского и Ленинградского районов), в части, касающейся исключения из названных документов строительства пешеходного надземного перехода через Московский проспект и связанных с ним красных линий, предназначенных для функционирования этого перехода, проходящих по земельному участку с кадастровым номером 39:15:140302:18, поскольку проекты планировки и межевания в этой части не обоснованы бюджетами (федеральным, областным или муниципальным) и Программами подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года (федеральной, областной и муниципальной), однако послужили основанием для издания постановления Правительства Калининградской области от 25.03.2015 N 156 об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости;
- признании частично недействительной Основной части проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2014 N 1735-р, в части, касающейся строительства пешеходного надземного перехода и связанных с ним красных линий и линий отступа от красных линий, проходящих по земельному участку с кадастровым номером 39:15:140302:18 и расположенным на участке двум зданиям;
- признании частично недействующими постановления Правительства Калининградской области от 30.12.2014 N 929 в части утверждения Проекта межевания территории Московского и Ленинградского районов и самого Проекта межевания территории Московского и Ленинградского районов в части, касающейся строительства пешеходного надземного перехода и связанных с ним красных линий, предназначенных для его функционирования, а именно в части утверждения красных линий и линий отступа от красных линий, а также определения земельного участка площадью 8749 кв. м, являющегося частью земельного участка площадью 29 459 кв. м с кадастровым номером 39:15:140302:18, как земельного участка, подлежащего изъятию для государственных нужд Калининградской области в целях подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Правительство Российской Федерации, Министерство спорта Российской Федерации, место нахождения: 105064, Москва, ул. Казакова, д. 18, ОГРН 1127746520824, ИНН 7703771271; компания "CZECHOSLOVAK ENERGY, OIL&GAS, a.s.", место нахождения: 130 00, Чешская Республика, Прага 3, Жеротинова 1133/32, регистрационный номер 02561492.
Определением от 14.09.2015 прекращено производство по делу в части второго и третьего из изложенных выше требований.
Определением от 07.10.2015 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены губернатор Калининградской области Цуканов Николай Николаевич (как лицо, исполняющее обязанности председателя Правительства Калининградской области); Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, место нахождения: 236007, Калининградская обл., Калининград, ул. Д. Донского, д. 1, ОГРН 1023900999011, ИНН 3906006871 (далее - Агентство по архитектуре); Васюкова Наталья Владимировна (как лицо, исполняющее обязанности руководителя Агентства по архитектуре).
После неоднократного изменения и дополнения заявленных требований Общество просило признать незаконным бездействие, допущенное Правительством Калининградской области и его исполнительным органом в лице Агентства по архитектуре, а также председателем Правительства Калининградской области Цукановым Н.Н. и исполняющей обязанности руководителя Агентства по архитектуре Васюковой Н.В., по вопросу о внесении изменений в названные выше документы по планировке территории.
В порядке восстановления своих нарушенных прав Общество просило обязать Правительство Калининградской области и его исполнительный орган в лице Агентства по архитектуре, а также председателя Правительства Калининградской области Цуканова Н.Н. и исполняющей обязанности руководителя Агентства по архитектуре Васюкову Н.В. в установленный судом срок подготовить предложения, изменения и проекты изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.09.2014 N 1735-р (в части, касающейся строительства надземного пешеходного перехода через Московский проспект); в чертежи Проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов Калининграда, предназначенной для строительства стадиона на 45 000 зрительских мест, в том числе в Чертеж красных линий Проекта планировки территории в части, касающейся красных линий, обеспечивающих функционирование вышеуказанного надземного пешеходного перехода, и для этого проходящих по земельному участку с кадастровым номером 39:15:140302:18, внести в них изменения, которыми исключить строительство надземного пешеходного перехода через Московский проспект; изменить красные линии в Чертеже красных линий Проекта планировки территории Московского и Ленинградского района в части прохождения по земельному участку с кадастровым номером 39:15:140302:18; привести красные линии в соответствие с действительными государственными нуждами Калининградской области в целях подготовки и проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, а также в соответствие с красными линиями, предусмотренными градостроительным планом земельного участка от 26.06.2014 N RU39301000-5015; изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18; в соответствии с вышеуказанными изменениями подготовить проект распоряжения Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Основную часть проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов, ранее утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2014 N 1735-р, а также изменений в чертежи Проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов, в том числе, в Чертеж красных линий в части, касающейся строительства надземного пешеходного перехода через Московский проспект и красных линий, обеспечивающих функционирование вышеуказанного надземного пешеходного перехода и для этого проходящих по земельному участку с кадастровым номером 39:15:140302:18, в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 статьи 27 Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ;
- обязать губернатора Калининградской области - Председателя Правительства Калининградской области Цуканова Н.Н. в установленный судом срок рассмотреть обращения Общества от 29.06.2015 и 30.07.2015 и предоставить последнему действующие в настоящее время Программы (федеральную, Калининградскую областную и муниципальную Калининграда), формирующие затраты соответствующих бюджетов в целях подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года, разработанные и откорректированные по настоящее время на основании Указа Президента Российской Федерации от 25.03.2013 N 282 и постановления Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 N 518, которыми были бы предусмотрены затраты соответствующих бюджетов на строительство в Калининграде пешеходного надземного перехода через Московский проспект на земельном участке с кадастровым номером 39:15:140302:18, а также затраты на изъятие у Общества земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18 и объектов недвижимости, расположенных на нем; действующие в настоящее время проект планировки и проект межевания территории Московского района Калининграда в части, касающейся строительства пешеходного надземного перехода через Московский проспект на земельном участке с кадастровым номером 39:15:140302:18; решения уполномоченного законом лица, предусматривающие строительство на названном земельном участке пешеходного надземного перехода через Московский проспект, межевание этого земельного участка в целях строительства на нем спорного надземного перехода; технические задания проектировщику, выданные уполномоченным законом лицом, на разработку проекта планировки и проекта межевания территории Московского района в части, касающейся строительства и обустройства на изымаемом земельном участке пешеходного надземного перехода, на разработку проектной и рабочей документации, необходимой для строительства и обустройства на изымаемом земельном участке пешеходного надземного перехода; а также предоставить информацию, указанную в требовании Общества от 15.10.2015.
Решением от 15.02.2016 (судья Можегова Н.А.), оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2016 (судьи Жиляева Е.В., Барканова Я.В., Колосова Ж.В.), в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.11.2016 (судьи Сергеева И.В., Кадулин А.В., Преснецова Т.Г.) данные судебные акты оставлены без изменения.
26.09.2016 Общество обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о пересмотре решения от 15.02.2016 по вновь открывшимся обстоятельствам.
Определением арбитражного суда от 03.10.2016 заявление возвращено на основании пункта 3 части первой статьи 315 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановлением апелляционного суда от 09.01.2017 данное определение оставлено без изменения.
Общество в кассационной жалобе просит отменить определение от 03.10.2016 и постановление от 09.01.2017, не соглашаясь с ними по следующим мотивам. По мнению подателя жалобы, поданное им заявление соответствовало по форме и содержанию требованиям статьи 313 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем отсутствовали предусмотренные статьей 315 Кодекса основания для возврата заявления; указанные Обществом в заявлении обстоятельства являются существенными и способны повлиять на выводы суда по существу спора; апелляционный суд безосновательно не принял представленные Обществом дополнения к апелляционной жалобе; исходя из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации, основанием для пересмотра судебного акта может служить судебная ошибка, в связи с чем заявителю не может быть отказано в пересмотре ошибочного судебного акта.
Правительство Калининградской области в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая, что указанные Обществом обстоятельства являются не вновь открывшимися, а новыми, в связи с чем заявление Общества о пересмотре вступившего в законную силу решения обоснованно возвращено.
В судебном заседании представитель Правительства Калининградской области против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами при рассмотрении дела по существу, Общество является собственником двух объектов недвижимости - здания выставочного комплекса общей площадью 3045,2 кв. м и здания выставочного павильона общей площадью 1927,8 кв. м, расположенных на земельном участке площадью 29 459 кв. м с кадастровым номером 39:15:140302:18 по адресу: Калининград, Октябрьская ул., д. 3а, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 13.08.2009 и 12.09.2008 серии 39-АА N 731907 и 624769 соответственно.
Указанный земельный участок предоставлен Обществу в аренду по договору от 09.06.98 N 001764, заключенному его правопредшественником с мэрией г. Калининграда.
Письмом от 13.03.2015 N 1335-1/15 Правительство Калининградской области со ссылкой на Проект планировки территории Московского и Ленинградского районов, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2014 N 1735-р, и Проект межевания территории Московского и Ленинградского районов, утвержденный постановлением Правительства Калининградской области от 30.12.2014 N 929, уведомило Общество о формировании в границах арендуемого Обществом земельного участка площадью 29 459 кв. м с кадастровым номером 39:15:140302:18 земельного участка для размещения транспортной и инженерной инфраструктуры и о необходимости в связи с этим изъятия части площадью 8749 кв. м арендуемого Обществом участка.
Постановлением Правительства Калининградской области от 25.03.2015 N 156 со ссылкой на статью 30 Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 N 518 "О программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу", статьи 5, 31 Закона Калининградской области "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области" в целях размещения объектов инфраструктуры для подготовки и проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году в Калининградской области изъяты для государственных нужд Калининградской области земельный участок площадью 29 459 кв. м с кадастровым номером 39:15:140302:18, находящийся в государственной неразграниченной собственности, и расположенные на нем объекты недвижимого имущества согласно приложению к данному постановлению для строительства улично-дорожной сети острова Октябрьский, обеспечивающей подъезд к стадиону, путем прекращения права аренды на земельный участок и выкупа объектов недвижимого имущества.
Общество неоднократно обращалось к различным органам государственной власти, должностным лицам и организациям с запросами о предоставлении документов и информации, касающихся строительства пешеходного надземного перехода через Московский проспект, а также о внесении изменений в документы по планировке территории в части арендуемого Обществом земельного участка.
Общество, ссылаясь на то, что в действительности строительство пешеходного надземного перехода через Московский проспект, а также каких-либо иных конкретных объектов на земельном участке с кадастровым номером 39:15:140302:18 в целях подготовки и проведения в 2018 году чемпионата мира по футболу не предполагается, в связи с чем является незаконным изъятие земельного участка и расположенных на нем зданий со ссылкой на документы по планировке территории, предусматривающие такое строительство, равно как незаконно и бездействие органов государственной власти Калининградской области и должностных лиц по вопросу о внесении соответствующих изменений в градостроительную документацию, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Вступившим в законную силу решением арбитражного суда от 15.02.2016 в удовлетворении требований Общества отказано.
В соответствии со статьей 309 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может пересмотреть принятый им и вступивший в законную силу судебный акт по новым или вновь открывшимся обстоятельствам по основаниям и в порядке, которые предусмотрены в главе 37 Кодекса.
Исходя из части первой статьи 311 упомянутого Кодекса основаниями для пересмотра судебного акта являются вновь открывшиеся обстоятельства, а именно обстоятельства по делу, указанные в части второй названной статьи и существовавшие на момент принятия судебного акта.
В силу пункта 1 части второй данной статьи к таким обстоятельствам относятся существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю на момент рассмотрения спора.
Как разъяснено в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2011 N 52 (в редакции постановления от 23.03.2012 N 12), существенным является такое обстоятельство, которое способно повлиять на выводы суда при принятии судебного акта; существенным для дела обстоятельством может быть признано указанное в заявлении вновь обнаруженное обстоятельство, которое не было и не могло быть известно заявителю, неоспоримо свидетельствующее о том, что если бы оно было известно, то это привело бы к принятию другого решения. Основаниями для пересмотра судебного акта не могут служить обстоятельства, возникшие после принятия этого судебного акта, а также новые доказательства, имеющие отношение к уже исследовавшимся ранее судом обстоятельствам.
В соответствии с пунктом 4 части второй статьи 313 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам должны быть указаны требование лица, подающего заявление; новое или вновь открывшееся обстоятельство, предусмотренное статьей 311 Кодекса и являющееся, по мнению заявителя, основанием для постановки вопроса о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, со ссылкой на документы, подтверждающие открытие или установление этого обстоятельства.
В заявлении, поступившем в арбитражный суд первой инстанции 26.09.2016, Общество в качестве оснований для пересмотра вступившего в законную силу решения от 15.02.2016 указало три, по его мнению, вновь открывшихся обстоятельства. Письмом от 03.08.2016 и в последующем в устной форме директор муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" городского округа "Город Калининград" сообщил Обществу, что строительно-монтажные работы на объекте "Строительство улично-дорожной сети на территории острова, обеспечивающей подъезд к стадиону, г. Калининград I этап" выполняются в соответствии с проектной документацией, не предусматривающей съезд с улицы Солнечный бульвар к выставочному комплексу по Октябрьской улице, д. 3а, и действующими нормативными правовыми актами. Из опубликованной 21.09.2016 на сайте Конкурсного агентства Калининградской области конкурсной документации электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по строительству улично-дорожной сети на территории острова, обеспечивающей подъезд к стадиону, усматривается, что арендуемый Обществом участок не попадает в зону строительства стадиона и каких-либо элементов улично-дорожной сети и инженерных сетей к нему. Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 26.08.2016 в отношении земельного участка и объектов истца не зарегистрированы какие-либо ограничения в целях проведения чемпионата мира по футболу 2018 года, что свидетельствует об отсутствии фактического строительства пешеходного надземного перехода.
В силу пункта 3 части первой статьи 315 названного выше Кодекса арбитражный суд возвращает заявление, если при решении вопроса о принятии его к производству установит, что не соблюдены требования, предъявляемые Кодексом к форме и содержанию заявления.
Как разъяснено в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2011 N 52 (в редакции от 23.03.2012), если конкретное обстоятельство не названо в заявлении или оно не отвечает признакам обстоятельств, указанным в пункте 1 части второй статьи 311 Кодекса, такое заявление подлежит возвращению со ссылкой на пункт 3 части первой статьи 315 Кодекса.
Суды, проанализировав содержание заявления Общества и документы, на которые ссылался заявитель в обоснование наличия вновь открывшихся обстоятельств, правомерно посчитали, что указанные Обществом обстоятельства не отвечают признакам вновь открывшихся обстоятельств. Документы, представленные Обществом в подтверждение обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, являются новыми доказательствами, которыми Общество обосновывает свое несогласие с выводами суда, изложенными в решении от 15.02.2016, относительно размещения в соответствии с документами по планировке территории в границах арендуемого Обществом земельного участка объектов инфраструктуры, связанных с проведением чемпионата мира по футболу. Общество, обращаясь в арбитражный суд с настоящими требованиями о незаконности бездействия Правительства Калининградской области и должностных лиц органов государственной власти, изначально обосновывало свои требования тем, что фактически на арендуемом им земельном участке не предполагается строительство пешеходного надземного перехода и иных конкретных объектов в целях подготовки и проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году. В обоснование пересмотра вступившего в законную силу решения от 15.02.2016 по настоящему делу Общество ссылается на то же обстоятельство, представляя в подтверждение этого факта новые доказательства.
При таком положении суд первой инстанции правомерно возвратил заявление Общества как не соответствующее по содержанию требованиям статьи 313 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы подателя жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводы судов о несоответствии изложенных в заявлении от 23.09.2016 обстоятельств признакам, указанным в пункте 1 части второй статьи 311 упомянутого Кодекса, и не подтверждают ошибочность этих выводов.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые определение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Арбитражного суда Калининградской области от 03.10.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2017 по делу N А21-4363/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Балтик Экспо" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
С.В. Афанасьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.